Образец для испытаний валов на усталостную прочность

 

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использоваться при испытаниях на усталостную прочность коленчатых валов. Целью изобретения является приближение условий испытаний к натурным условиям эксплуатации коленчатых валов. Образец содержит чередующиеся соосные цилиндрические участки 1 и 2 двух типоразмеров, соединенные галтелями 3. На участках 1 большего типоразмера имеются сквозные отверстия 4, оси которых проходят через центры симметрии этих участков перпендикулярно оси образца, обращены в одну сторону и сообщены с соответствующими отверстиями прорези 5, плоскости которых перпендикулярны оси .образца. Два ближайших участка 2 меньшего диаметра имитируют шатунную и коренную шейки коленчатого вала, а участок 1 между ними - щеку коленчатого вала. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)з G 01 N 3/32

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 1357781 (21) 4777684/28 (22) 08.01.90 (46) 15.05.92. Бюл. N. 18 (71) Всесоюзное научно-производственное объединение восстановления деталей "Ремдеталь" (72) Ф.Х. Бурумкулов, Л.M. Лельчук, А.А. Аблаев и А,M. Осин (53) 620.178.3.05(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1357781, кл. G 01 N 3/32, 1986. (54) ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ ВАЛОВ

НА УСТАЛОСТНУЮ ПРОЧНОСТЬ (57) Изобретение относится к испытательной технике и может быть использоваться при испытаниях на усталостную прочность

Изобретение относится к испытательной технике и является дополнительным к авт. св. М 1357781.

Известный образец для испытаний на усталостную прочность содержит соединенные галтелями соосные цилиндрические участки, выполненные поочередно двух типоразмеров, на больших из которых имеются сквозные отверстия, оси которых расположены в центрах симметрии этих участков перпендикулярно оси образца. Этот образец имеет следующие недостатки: неполная реализация возможности ускорения испытаний; необходимость проведения испытаний на мощных машинах; затруднительность контроля внутренних напряжений в образце; пониженная достоверность результатов испытаний, Первые два недостатка и отчасти третий обусловлены высокой жесткостью образца на прямой изгиб, что в недостаточной степе„„5U„„1733963 А2 коленчатых валов. Целью изобретения является приближение условий испытаний к натурным условиям эксплуатации коленчатых валов, Образец содержит чередующиеся соосные цилиндрические участки 1 и 2 двух типоразмеров, соединенные галтелями 3.

На участках 1 большего типоразмера имеются сквозные отверстия 4, оси которых проходят через центры симметрии этих участков перпендикулярно оси образца, обращены в одну сторону и сообщены с соответствующими отверстиями прорези 5, плоскости которых перпендикулярны оси .образца. Два ближайших участка 2 меньшего диаметра имитируют шатунную и коренную шейки коленчатого вала, а участок 1 между ними — щеку коленчатого вала. 2 ил. ни имитирует характеристики жесткости реального коленчатого вала.

Пониженная достоверность результатов испытаний известного образца определяется тем, что его форма качественно отличается от формы реального коленчатого вала, У известного образца опасные сечения проходят через элемент, представляющий собой замкнутый контур. а у реального коленчатого вала шейки соединены незамкнутыми конструктивными элементами. Соответственно характер напряженного состояния будет резным, а значит и усталостнйе характеристики будут значительно отличаться, что снижает достоверность результатов испытаний.

Целью изобретения является прибли- жение условий испытаний к натурным условиям эксплуатации коленчатых валов.

Эта цель достигается тем, что в известном образце для испытаний валов на уста1733963

20 лостную прочность, согласно предложению, на участках большего диаметра выполнены обращенные в одну сторону и сообщенные с соответствующими отверстиями прорези, плоскости которых перпендикулярны оси образца.

Достижение положительного эффекта по предложению определяется тем, что участок с отверстием после выполнения прорези становится из замкнутого контура незамкнутым. При деформации от момента, приложенного к меньшим участкам в плоскости, перпендикулярной отверстию, жесткость такого образца намного уменьшается. Поэтому, при прочих равных условиях для ега испытаний необходимы меньшее время и меньшая мощность испытательной машины.

Отмеченное снижение жесткости, а также то, что прорези придают образцу осевую асимметрию, делают его намного более

"чувствительным" к внутренним напряжениям, особенно в галтелях и вблизи от них, Это выражается в угловом "раскрытии" или

"сжатии" разреза при возникновении напряжений соответственно растяжению и сжатию. В соответствии с этим можно по изменению ширины прорези в процессе нагружения определить знак и оценить численное значение внутренних напряжений в образце на каждом этапе его изготовления при различных видах обработки.

Прорези качественно изменяют харак-. тер деформирования материала образца в области опасных сечений, при "замкнутом контуре" происходит попеременно "Растяжение — сжатие" по всему сечению, а при незамкнутом-изгиб, т.е. деформация, характерная для щек реальных коленчатых валов.

Таким образом более точно имитируется напряженное состояние, определяющее долговечность моделируемых деталей. Это значит, что испытания дают более правильное представление о соотношении усталостной прочности при различных материалах, конструктивных и технологических решениях, что повышает достоверность результатов испытаний.

На фиг. 1 показан образец, общий вид; на фиг. 2 — фрагмент образца в напряженном состоянии.

Образец содержит соосные цилиндрические участки 1 и 2..Выполненные поочередно двух типоразмеров и соединенные галтелями 3, На участках 1 большего типоразмера имеются сквозные отверстия 4 с осями, проходящими через центры симметрии участков 1 перпендикулярно оси образца. На каждом участке 1 большего типоразмера по одну сторону от оси образ25

55 ца выполнены сквозные прорези 5, перпендикулярные указанной оси до сообщения их с отверстиями 4.

При такой конструкции образца два ближайших участка 2 меньшего диаметра имитируют шатунную и коренную шейку коленчатого. вала, а участок 1 большего диа- метра — щеки коленчатого вала, к которым примыкают эти шейки. Имитация щеки достигается за счет выполнения отверстия 4 и прорези 5, которые имитируют "коленчатую" форму участка 1.

Для испытания образец зажимают в машине за участки 2 меньшего размера, Изгиб образца производится в плоскости, перпендикулярной осям отверстий 4. В таком случае на каждом участке 1 большего типоразмера происходит деформация изгиба, которая сосредотачивается s основном в областях 1 и 2 (фиг. 2} с опасными сечениями. Момент сопротивления в этих сечениях подбирают за счет изменения диаметра отверстий 4 так, чтобы он был равен моменту сопротивления в опасном сечении моделируемого реального коленчатого вала.

Момент сопротивления образца при кручении определяется диаметром поперечных сечений по галтелям, Возникновение внутренних напряжений на этапах изготовления, поверхностной обработки и испытаний образца вызывает взаимный поворот разделенных прорезью частей участка образца, который можно количественно оценить по изменению расстояния "о" между краями прорези. На фиг, 2 показано, как это происходит при напряжениях растяжения.

Для измерений ширины прорези "о" лучше всего использовать микроскоп с окулярмикрометром. При этом для каждого участка образца с прорезью необходимо протарировать взаимное перемещение частей разделенных прорезью "о" в зависимости от внешнего нагружения (для чего наносят обычно риски). После чего по величине "о" можно судить об уровне нагружения образца. Таким образом положительный эффект предложенного образца сводится к следующему: сокращение продолжительности испытаний и сроков внедрения коленчатых валов с высокой усталостной прочностью, что повышает производительность испытаний; создание возможности удешевления испытательных машин эа счет снижения необходимой мощности, а также уменьщения. их габаритов, снижение трудоемкости и стоимости работ по измерению внутренних напряжений за счет простого тарирования деформаций в зависимости уровня нагружения.

1733963

Qua .2

Составитель Н.Копытина

Редактор Н.Сильнягина Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор Т.Малец

Заказ 1664 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Формула изобретения

Образец для испытаний валов на усталостную прочность но авт. св. СССР М

1357781, отличающийся тем, что. с 5 целью приближения условий испытаний к натурным условиям эксплуатации коленча- . тых валов, на участках большего диаметра выполнены обращенные в одну сторону и сообщенные с соответствующими отверстиями прорези, плоскости которых перпендикулярны оси образца.

Образец для испытаний валов на усталостную прочность Образец для испытаний валов на усталостную прочность Образец для испытаний валов на усталостную прочность 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к испытательной технике и позволяет испытывать на усталость образцы материалов ударными нагрузками

Изобретение относится к испытательной технике

Изобретение относится к испытатель ной технике и позволяет расширить функциональные возможности стенда путем проведения испытания как на изгиб, так и на растяжение - сжатие с изменением места приложения нагрузки в плоскости изгиба

Изобретение относится к испытаниям материалов и может быть использовано при настройке средств неразрушающего контроля и для определения механических характеристик материалов Цель изобретения - повышение точности за счет обеспечения постоянной скорости роста при формировании несквозных трещин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при испытаниях зубчатых колес на контактную усталость

Изобретение относится к кабельной технике , преимущественно к испытанию кабельных изделий для нестационарной прокладки

Изобретение относится к механическим испытаниям материалов, к способам определения модуля упругости материалов

Изобретение относится к установкам для испытания образца на усталость

Изобретение относится к устройствам для изучения физико-механических свойств картофеля и может быть использовано для определения повреждений клубней картофеля при оптимизации работы картофелеуборочных машин, а также в селекции новых сортов картофеля, предназначенных для механизированного возделывания

Изобретение относится к машиностроению, в частности к исследованию прочностных свойств материалов, а именно к установкам для испытания образцов на усталость при двухчастотном нагружении

Изобретение относится к испытаниям конструкционных материалов и может быть использовано при определении достоверных свойств металлов в упругой области деформации

Изобретение относится к методам испытания материалов на усталостную прочность, в частности к способам определения предела контактной выносливости материала

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к стендам для динамических испытаний элементов воздушного винта летательного аппарата, например, лопастей винта вертолета, при комбинированных нагрузках
Наверх