Способ измерения момента сопротивления вращению подшипниковых опор

 

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при контроле прецезионных подшипниковых опор. Целью изобретения является повышение точности измерения. Корпус испытуемой опоры вращают, а ее вал 5 через поводковую вилку 6 соединяют с поводком 7 уравновешивающего измерителя крутящего момента. В процессе измерения возбуждают колебания поводка 7 измерителя с заданной частотой и с размахом в пределах люфта между вилкой 6 и поводком 7, чем устраняется отрицательное влияние люфта на точность измерения. 1 ил. Ё

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ 4 (л)

Щ

4 ЬЭ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4821358/10 (22) 20.03.90 (46) 23.05.92. Бюл. hL 19 (71) Завод автоматики им.Г.И.Петровского (72) Г.Е.Янкелевич (53) 531.781 (088.8) (56) Явленский А.К. и др. "Теория динамики и диагностики систем трения качения". Издво Ленинградского университета, 1978, с,172.

Авторское свидетельство СССР

f4 1013807, кл, G 01 М 13/04, 1982.

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано в аппаратуре контроля приборов точной механики.

Известен способ измерения момента сопротивления вращению подшипниковых опор, заключающийся в создании компенсирующего момента с помощью уравновешивающего измерителя крутящего момента элементы магнитоэлектрической системы которого закреплены непосредственно на оси,вокруг которой измеряется момент сопротивления (см. книгу А.К.Явленского и

К.Н.Явленского "Теория динамики и диагностики систем трения качения", Л.; издательство Ленинградского университета, 1978, с.172). Применение такого способа затруднено при измерении момента в составе приборов, т.к. в них негде крепить элементы магнитоэлектрической системы уравновешивающего измерителя крутящего момента, а кроме того,из-за погрешностей сборки

/ .Ж 1735727 А1 (я)5 G 01 3/00, G 01 М 13/04 (54) СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ МОМЕНТА СОПРОТИВЛЕНИЯ ВРАЩЕНИЮ ПОДШИПНИКОВЫХ ОПОР (57) Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при контроле прецезионных подшипниковых опор. Целью изобретения является повышение точности измерения. Корпус испытуемой опоры вращают, а ее вал 5 через поводковую вилку 6 соединяют с поводком

7 уравновешивающего измерителя крутящего момента. В процессе измерения возбуждают колебания поводка 7 измерителя с заданной частотой и с размахом в пределах люфта между вилкой 6 и поводком 7, чем устраняется отрицательное влияние люфта на точность измерения. 1 ил. приборов возникают биения между осью вращения и осью, вокруг которой измеряется момент сопротивления.

Известен способ измерения момента сопротивления вращению подшипниковых опор, заключающийся в том, что корпус испытуемой опоры вращают, а ее вал через поводковую вилку соединяют с поводком уравновешивающего измерителя крутящего момента (см. авторское свидетельство

СССР Q 1013807, кл. G 01 М 13/04, 1982 г.) — прототип, При применении этого способа вследствие наличия люфта между поводком измерителя крутящего момента и поводковой вилкой возможно отсутствие касания между поводком и вилкой и как следствие этого отсутствие передачи измеряемого усилия на уравновешивающий измеритель или удары вилки по поводку при восстановлении касания при изменении направления относительного перемещения вилки и по1735727

55 водка. В . результате возникает погрешность измерения момента сопротивления вращению.

Целью изобретения является повышение точности измерений.

Поставленная цель достигается тем, что в известном способе измерения момента сопротивления вращению подшипниковых опор, заключающемся в том, что корпус испытуемой опоры вращают, а ее вал через поводковую вилку соединяют с поводком уравновешивающего измерителя крутящего момента, в процессе измерения возбуждают колебания поводка измерителя крутящего момента с заданной частотой и с размахом в пределах люфта между вилкой и поводком измерителя крутящего момента, На чертеже изображена функциональная схема устройства, реализующего предлагаемый способ.

Генератор 1 переменного тока электрически соединен с задатчиком момента 2, подвижная часть которого закреплена на уравновешивающем измерителе крутящего момента 3. Датчик угла 4 уравновешивающего измерителя 3 электрически связан с входом усилителя обратной связи 5, выход которого соединен с обмоткой датчика момента обратной связи 6, подвижная часть которого закреплена на уравновешивающем измерителе 3. Уравновешивающий измеритель 3 установлен в маломоментных опорах 7, которые обеспечивают возможность углового разворота уравновешивающего измерителя 3. Поводок 8 уравновешивающего измерителя 3 охватывается поводковой вилкой 9, закрепленной в оси 10 шарикоподшипниковых опор контролируемого прибора 11, установленного на вращающейся платформе 12.

Реализация способа осуществляется следующим образом.

От генератора 1 синусоидальный ток частотой 15 Гц подается в магнитоэлектрический задатчик момента 2 уравновешивающего измерителя 3. Под действием указанного тока в задатчике момента 2 создается гармонически изменяющийся момент, приложенный к уравновешивающему измерителю 3 и вызы-. вающий его колебания с частотой 15 Гц.

Указанные колебания накладываются на угловые перемещения уравновешивающего измерителя 3, которые происходят под дей5

35 ствием измеряемого момента, передаваемого на уравновешивающий измеритель 3 через поводок 8 и паводковую вилку g.

Вследствие угловых перемещений уравновешивающего измерителя 3 в датчике угла 4 индукционного типа возникает сигнал в виде переменного напряжения, поступающего на вход усилителя обратной связи 5, выходной ток которого поступает в датчик момента обратной связи 6, создающий момент, компенсирующий внешний момент, приложенный к уравновешивающему измерителю 3. При этом низкочастотная составляющая тока в цепи магнитоэлектрического датчика момента 6 пропорциональна измеряемому моменту. Размах колебаний устанавливается (0,1...0,2)10 м в пределах люфта между рабочими поверхностями поводковой вилки 9 и поводка 8 уравновешивающего измерителя 3 с помощью регулировки амплитуды тока, задаваемого от генератора 1. Частота этого тока устанавливается равной 15 Гц, при этом равная ей частота колебаний уравновешивающего измерителя 3 не менее чем на порядок превышает верхний предел частоты колебаний поводковой вилки 9, равный 1,3 Гц. Колебания поводковой вилки 9 возникают при увеличении последней измеряемым моментом сопротивления при вращении платформы

12 с закрепленным за ней прибором 11.

Применение предлагаемого способа по сравнению с существующим позволяет снизить погрешность измерения момента сопротивления в шарикоподшипниковых опорах приборов точной механики и тем самым повысить точность контролируемых приборов. Формула изобретения

Способ измерения момента сопротивления вращению подшипниковых опор, заключающийся в том, что корпус испытуемой опоры вращают, а ее вал через поводковую вилку соединяют с поводком уравновешивающего измерителя крутящего момента, о т— л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения точности измерений, в процессе измерения возбуждают колебания поводка измерителя крутящего момента с заданной частотой и с размахом в пределах люфта между вилкой и поводком измерителя крутящего момента.

1735727

45

Составитель Г.Янкелевич

Техред М.Моргентал Корректор О.Кравцова

Редактор А.3 робок

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 2096 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, 4/5

Способ измерения момента сопротивления вращению подшипниковых опор Способ измерения момента сопротивления вращению подшипниковых опор Способ измерения момента сопротивления вращению подшипниковых опор 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для измерения толщины смазочного слоя в шарикоподшипниках

Изобретение относится к машиностроению , к двигателестроению, в частности к устройству для контроля разъемных вкладышей подшипников скольжения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при эксплуатации и ремонте подшипниковых узлов машин и механизмов

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано преимущественно для ресурсных испытаний подшипников качения

Изобретение относится к машиностроению , а именно к определению параметров подшипников качения

Изобретение относится к испытаниям неподвижных цилиндрических соединений с гарантированным натягом на прочность в условиях приложения эксплуатационных нагрузок и может быть использовано для сравнительной оценки эффективности применения новых материалов или технологических процессов обработки поверхностей контакта элементов соединения типа вал - внутреннее кольцо подшипника качения

Изобретение относится к точному машиностроению , в частности к конструкциям шарикоподшипниковых опор подвесок валов с низкой виброактивностью, Цель изобретения - повышение точности базирования вала в опорах путем уменьшения радиального зазора в подшипниках, снижение виброактивности вала

Изобретение относится к виброизмерительной технике, может быть использовано для контроля состояния подшипников качения в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике и служит доя автоматизированного контроля характеристик моментов вращения спиральных пружин и торсионов с неограниченным углом закрутки

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при испытании микроэлектродвигателей

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для нагружения микропроводов и микродвигателей моментом заданной величины

Изобретение относится к технике контроля механических параметров электродвигателей и может быть использовано для нагружения шаговых электродвигателей

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения вращающего момента двигателя

Изобретение относится к измерительной технике для измерения параметров двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к силоизмерительной технике, а именно к конструкции моментомеров, используемых для замера крутящего момента на валах электродвигателей

Изобретение относится к способам определения тепловых потерь (КПД) машин и устройств, работающих с заданной нагрузкой, а также уровней их перегрева, нагрев которых протекает по законам однородного теплового тела
Наверх