Установка для измерения толщины смазочного слоя в шарикоподшипниках

 

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для измерения толщины смазочного слоя в шарикоподшипниках. Целью изобретения является повышение точности измерения за счет приближения условий нагружения узла трения к условиям эксплуатации . Установка снабжена приводом вращения шара вокруг горизонтальной оси и нижней опорой шара с горизонтальной осью вращения и размещенной в приводной ванне. На нижнем торце диска выполнен тороидальный желоб для контакта с шаром. Ось вращения ванны совмещена с вертикальной осью желоба. С целью расширения функциональных возможностей установка снабжена системой подачи газовой среды, смонтированной в корпусе и соединенной с приводной ванной. Предлагаемая установка позволяет приблизить условия к реальным, а также с помощью видеотелевизионной системы записывать, хранить и воспроизводить все происходящие процессы в контакте трения шарикоподшипников в любой период времени и с требуемой скоростью. 1 з.п. ф-лы, 3 ил. Ё

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (эцио G 01 М 13/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО. ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

И (21) 4821328/27 (22) 02.04.90 (46) 15.05.92. Бюл. ЬЬ 18 (71) Киевский институт инженеров гражданской авиации им. 60-летия СССР (72) Н.Ф, Дмитриченко, P.Ã. Мнацаканов, В.С. Белоус и В.Г. Грабчак (53) 621.822.6(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N900149,,кл. G 01 М 13/04, 1980. (54) УСТАНОВКА ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ТОЛЩИНЫ СМАЗОЧНОГО СЛОЯ В ШАРИКОПОДШИПНИКАХ (57) Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для измерения толщины смазочного слоя в шарикоподшипниках. Целью изобретения является повышение точности измерения за счет приближения условий

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для измерения толщины смазочного слоя в шарикоподшипниках.

Известно устройство для измерения толщины смазочного слоя в шарикоподшипниках, содержащее смонтированные на основании два приводных соосно расположенных диска с вертикальной осью вращения, сепаратор и шарики, расположенные между дисками и интерференционным микроскопом.

Известно устройство для измерения толщины смазочного слоя в шарикопод- шипниках, содержащее смонтированные на основании два приводных соосно расположенных диска с вертикальной осью

„„5Q„„1733945 А1 нагружения узла трения к условиям эксплуатации. Установка снабжена приводом вращения шара вокруг горизонтальной оси и нижней опорой шара с горизонтальной осью вращения и размещенной в приводной ванне. На нижнем торце диска выполнен тороидальный желоб для контакта с шаром.

Ось вращения ванны совмещена с верти-. кальной осью желоба. С целью расширения функциональных возможностей установка снабжена системой подачи газовой среды, смонтированной в корпусе и соединенной с приводной ванной. Предлагаемая установка позволяет приблизить условия к реальным, а также с помощью видеотелевиэионной системы записывать, хранить и воспроизводить все происходящие процессы в контакте трения шарикоподшипников в любой период времени и с требуемой скоростью. 1 з.п. ф-лы, 3 ил. вращения, сепаратор и шарики, располо- 4 женные между дисками, систему подачи к Оь» узлу трения смазки и ее слива и интерферен- (А) ционный микроскоп, О

Однако известные устройства не позво- ф, ляют моделировать условия контакта натур- (у ного шари коподшип ника, учитывать неточности сборки и монтажа шарикопод-,3 шипниковых узлов, а также влияние различных газовых сред.

Цель изобретения — повышение точности измерения за счет приближения к условиям эксплуатации.

Поставленная цель достигается тем, что установка для измерения толщины смазочного слоя в шарикоподшипниках, содержащая смонтированные в корпусе узел трения, 1733945

15

30

55 выполненный в виде приводного диска из оптически чувствительного материала с вертикальной осью вращения и шара, контактирующего с торцом диска, систему подачи смазки к узлу трения с приводной ванной с вертикальной осью вращения и устройство для измерения толщины смазочного слоя, снабжена приводом вращения шара вокруг горизонтальной оси и нижней опорой шара с горизонтальной осью вращения, размещенной в приводной ванне, при этом на нижнем торце диска выполнен тороидальный желоб для контакта с шаром, а ось вращения ванны совмещена с вертикальной осью желоба.

Кроме того, с целью расширения функциональных возможностей установка снабжена системой подачи газовой среды, смонтированной в корпусе и ссединенной с приводной ванной, На фиг. 1 показана установка, общий вид; на фиг. 2 — узел трения с приводом стакана и шара; на фиг. 3 — тоже, видсверху.

Узел трения (фиг. 2 и 3) включает в себя диск 1 из оптически чувствительного материала (например, кварцевого стекла). Этот диск приводится во вращательное движение с помощью двигателя 2 через круглоременную передачу. Диск заключен в металлический кожух (фиг. 1). Под диском расположен шар 4, контактирующий с диском посредством кругового желоба 5. Шар 4 установлен на свободно вращающихся от фрикционного трения опорах 6, смонтированных в стакане 7, закрепленном на валу 8 с вертикальной осью поворота от 0 до 90, совпадающей с осью шара, с обеспечением изменения угла между вектором, окружной скорости диска и шара. Вал 8 приводится во вращение посредством электродвигателя 9.

Шар 4 снабжен приводом 10, смонтированным на корпусе стакана 7 для вращения шара 4 с определенной окружной скоростью, обеспечивающей определенную величину проскальзывания относительно диска.

Привод вала 11 содержит резиновый наконечник 12, обеспечивающий сцепление вала с шаром 4.

Установка. содержит также нагружающее устройство (не показано), которое создает нагрузку в контакте трения при помощи давления сжатого воздуха, поддавливая стакан 7.

Установка включает также систему подачи и слива смазки, которая состоит из резервуара 13, насоса 14 и термостата 15.

Кроме того, установка снабжена устройством для подачи различных газов в узел трения, которое включает в себя баллон 16 с редуктором, фильтр 17, осушитель 18 и расходомер 19. Для снятия параметров контакта трения установка снабжена видеотелевизионной микроскопической системой, состоящей иэ микроскопа 20, телевизионной камеры 21, видеомагнитофона 22 и телевизора 23.

Устройство работает следующим образом, При помощи давления сжатого воздуха, поддавливая стакан 7, создают нагрузку в контакте трения. Включением двигателей 2 и 10 устанавливают требуемую скорость вращения диска 1 и шара 4. Подача смазки осуществляется из резервуара 13 при помощи насоса 14 через термостат 15. Газовая среда (воздух, азот, аргон, гелий, водород и т,д.) подается из баллона 16 с редуктором через фильтр 17. осушитель 18 и расходомер

19 в стакан 7 со смазочной средой. Для обеспечения определенной величины проскальзывания окружная скорость шара 4 может изменяться путем регулирования частоты вращения двигателя 10. Изменение угла между вектором окружной скорости диска 1 и шара 4 в пределах от 0 до 90 осуществляется путом фиксированного включения двигателя 9, связанного через вал 8 со стаканом 7, на время, соответствующее повороту стакана 7 на необходимый угол. При помощи интерференционной видеотелевиэионной и микроскопической систем производится определение толщины смазочного слоя в шарикоподшипниках, Устройство позволяет измерять толщину смазочного слоя не только в условиях эллиптического контакта натурного шарикоподшипника (контакт шар-желоб), но и в условиях кругового контакта (шар-плоскость), передвигая стакан 7 с шаром 4 вдоль радиуса диска 1.

Предлагаемая установка позволяет приблизить условия к реальным, а также с помощью видеотелевизионной системы записывать, хранить и воспроизводить все происходящие процессы в контакте трения шарикоподшипников в любой период времени и с требуемой скоростью, т.е. анализировать и устранять все ошибки монтажа и сборки.

Формула изобретения

1. Установка для измерения толщины смазочного слоя в шарикоподшипниках, содержащая смонтированные в корпусе узел трения, выполненный в виде приводного диска из оптически чувствительного материала с вертикальной осью вращения и шара, контактирующего с торцом диска, систему подачи смазки к узлу трения с приводной ванной с вертикальной осью вращения и устройство для измерения толщины смаэоч1733945 ного слоя, отл ич а ю ща я с я тем,что, с целью повышения точности измерения эа счет приближения условий погружения узла трения к условиям эксплуатации, она снабжена приводом вращения шара вокруг горизонтальной оси и нижней опорой шара с горизонтальной осью вращения, размещенной в приводной ванне, при этом на нижнем торце диска выполнен тороидальный желоб

* для контакта с шаром, а ось вращения ванны совмещена с вертикальной осью желоба.

2, Установка-по и. 1. о т л и ч а ю щ а5 я с я тем, что, с целью расширения функциональных воэможностей, она снабжена системой подачи газовой среды, смонтированной в корпусе и соединенной с приводной ванной.

1733945

1733945

Составитель P. Мнацаканов

Техред М.Моргентал Корректор О, Кравцова

Редактор А. Огар

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1663 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва. Ж-35, Раушская наб., 4/5

Установка для измерения толщины смазочного слоя в шарикоподшипниках Установка для измерения толщины смазочного слоя в шарикоподшипниках Установка для измерения толщины смазочного слоя в шарикоподшипниках Установка для измерения толщины смазочного слоя в шарикоподшипниках Установка для измерения толщины смазочного слоя в шарикоподшипниках 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , к двигателестроению, в частности к устройству для контроля разъемных вкладышей подшипников скольжения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при эксплуатации и ремонте подшипниковых узлов машин и механизмов

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано преимущественно для ресурсных испытаний подшипников качения

Изобретение относится к машиностроению , а именно к определению параметров подшипников качения

Изобретение относится к испытаниям неподвижных цилиндрических соединений с гарантированным натягом на прочность в условиях приложения эксплуатационных нагрузок и может быть использовано для сравнительной оценки эффективности применения новых материалов или технологических процессов обработки поверхностей контакта элементов соединения типа вал - внутреннее кольцо подшипника качения

Изобретение относится к точному машиностроению , в частности к конструкциям шарикоподшипниковых опор подвесок валов с низкой виброактивностью, Цель изобретения - повышение точности базирования вала в опорах путем уменьшения радиального зазора в подшипниках, снижение виброактивности вала

Изобретение относится к виброизмерительной технике, может быть использовано для контроля состояния подшипников качения в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к испытаниям подшипников качения

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх