Способ испытания торсионных валов на усталость и стенд для его осуществления

 

Использование: в транспортном машиностроении . Сущноеть изобретения: торсионный вал до нагружения его циклическим моментом предварительно нагружают двумя изгибающими моментами в двух плоскостях , проходящих через ось вала, при этом нагружение одним из изгибающих моментов происходит в одной плоскости, а другим - в плоскости, перпендикулярной первой. Стенд снабжен механизмами предварительного нагружения каждого торсионного вала изгибающими моментами, направляющими , опорными площадками и средствами перемещения механизмов нагружения изгибающими моментами. Механизм предварительного нагружения крутящим моментом выполнен з виде лебедки с двумя барабанами с автономным приводом 2 с,п.ф-лы, 4 ил,

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 G 01 M 19/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4762544/27 (22) 28.11.89 (46) 23.05.92. Бюл. ¹ 19 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт транспортного машиностроения (72) А.Ф.Перепечко, Ю.М.Губарев, Г.Ф,Василенко и Ю,Н.Истомин (53) 620.178.322(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 626389, кл, 6 01 N 3/32, 1976. (54) СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ТОРСИОННЫХ

ВАЛОВ НА УСТАЛОСТЬ И СТЕНД ДЛЯ ЕГО

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (57) Использование: в транспортном машиностроении. Сущность изобретения; торсионный вал до нагружения его циклическим

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к стендам для усталостных испытаний.

Известен стенд для испытания торсионных рессор на усталость. .Стенд содержит маховик, установленный в подшипники, боковые опорные кронштейны, механизм возбуждения резонансных колебаний и создания предварительных напряжений в испытуемых торсионных рессорах, которые соединяются одним концом с валом маховика.

Недостатком известной конструкции является отсутствие возможности испытания торсионных рессор с закручиванием на углы, равные ипи большие углов закручивания, наблюдающихся при эксплуатации, что ограничивается углом закрутки второй рессоры из-эа необходимости закрутки первой рессоры на угол, в 2 раза превышающий номинал.,,!Ж„„1735734 А1 моментом предварительно нагружают двумя изгибающими моментами в двух плоскостях, проходящих через ось вала, при этом нагружение одним из изгибающих моментов происходит в одной плоскости, а другим — в плоскости, перпендикулярной первой, Стенд снабжен механизмами предварительного нагружения каждого торсионного вала изгибающими моментами, направляющими. опорными площадками и средствами перемещения механизмов нагружения изгибающими моментами. Механизм предварительного нагружения крутящим моментом выполнен э виде лебедки с двумя барабанами с автономным приводом. 2

c,ï,ô-лы, 4 ил, . Указанный стенд не позволяет также производить испытания с учетом влияния реальных нагрузок.

Наиболее близким к изобретению является стенд для испытания торсионных валов на усталость, представляющий собой замкнутую кинематическую цепь, состоящую из редуктора предварительной закрутки, испытуемых торсионных валов. качающегося коромысла, несущего инерционный вибратор, соединенные между собой гибкой передачей. Асимметрия циклов нагружения. обеспечивается предварительным закручиванием торсионов в захватах редукторов на равные по величине, но противоположные по знаку углы.

Недостатки стенда в том, что он не позволяет воспроизводить перекосы и сдвиги торсионных валов, которые в реальных условиях эксплуатации гусеничных машин на1735734 гружают их дополнительными изгибными напряжениями.

Указанные перекосы возникают от несоосности и смещения опор торсионного вала и неизбежны в процессе изготовления, а также вследствие деформации корпуса машины при ее движении по дороге.

Недостатки этого стенда в том, что нагрузка от закручивания торсионных валов передается на червячные зацепления редуктора предварительной закрутки, что приводит к повышенному износу зубьев

10 червячного зацепления и уменьшению их прочности, а также к изменению угла закручивания торсионных валов при их длительных усталостных испытаниях, эа счет износа зубьев и уменьшения их прочности.

Все это не позволяет получить фактическую гамму напряжений от изгиба и круче20 ния, необходимую для оценки нагруженности торсионного вала при выборе его параметров, Цель изобретения — повышение достоверности испытаний торсионных валов за счет приближения условий испытаний к реальным условиям эксплуатации их.

Указанная цель достигается использованием способа испытаний, заключающегося в том, что вал до нагружения его

30 циклическим моментом предварительно нагружают двумя изгибающими моментами в двух плоскостях, проходящих через ось вала, при этом нагружение одним иэ изгибающих моментов производят в одной плоскости, а другим — в плоскости, перпендикулярной первой, Данный способ достигается стендом, который снабжен механизмами предварительного нагружения каждого вала изгиба40 ющими моментами, при этом каждый механизм снабжен направляющими, опорными площадками и средствами их перемещения. Пассивные захваты опоры выполнены с рычагами.

Механизм предварительного нагружения крутящим моментом выйолнен в виде

45 лебедки с двумя барабанами для намотки — с рычагом другого пассивного захвата и другим из барабанов.

Один из механизмов предварительного нагружения изгибающим моментом выполнен в виде связанного с пассивным захватом поворотного кронштейна, ось шарнира которого перпендикулярна оси испытуемого вала, другой механизм предварительного нагружения изгибающим моментом выполнен в виде опорного кронштейна, установ55 тросов, имеющими автономные приводы, один из тросов соединен с рычагом пассив ного захвата и одним из барабанов, адругой 50 ленного с воэможностью перемещения по направляющим параллельно оси шарнира первого механизма, а средство перемещения механизмов выполнено в виде винтов, взаимодействующих с опорными площадками и соответствующими кронштейнами, при . этом механизмы предварительного нагружения изгибающими моментами расположены последовательно со стороны пассивного захвата каждого испытуемого вала.

На фиг,1 изображена принципиальная схема стенда, реализующего предлагаемый способ; на фиг.2 — схема нагружения испытываемого торсионного вала; на фиг,3 — боковая опора с механизмами нагружения изгибающими моментами; на фиг,4 — разрез

А-А на фиг..3.

Нагружение торсионных валов указанным способом позволяет исследовать упругие характеристики валов и проводить выбор рациональных режимов заневоливания, а также исследовать влияние технологических перекосов опор валов и упругих деформаций днища и блока подвески гусеничных машин на усталостную прочность валов.

Стенд для испытания состоит иэ торсионных валов маховика 1 со сферическими подшипниками, боковых опор 2, механизма предварительного нагружения крутящим моментом, выполненного в виде лебедки 7 с двумя барабанами, механизма нагружения циклическим крутящим моментом, который содержит электродвигатель 3 привода, бесступенчатый привод 4, кривошипно-шатунный механизм 5, муфту 6 фрикционную, пульт 8 управления (не показан), стойки 9 управления, Маховик 1 с активными захватами на

его торцах выполнен в виде вала с набором дисков, устанавливаемого на подшипниках.

Установка различного числа дисков на вал дает возможность регулировать резонансную частоту колебаний торсионных валов

10. зависящую от жесткости торсионных валов и момента инерции маховика..Привод 4 при помощи троса 11 сообщает маховику .возвратно-колебательное движение, восполняя потери энергии в опорах и на торсионных валах при установившемся движении. боковая опора 2 содержит поворотный вал 12 с пассивным захватом 13 и рычагом

14 для установки торсионного вала 10 и предварительного нагружения его крутящим моментом с помощью тросов 23, поворотного кронштейна 17 с поворотом вокруг оси 18 винтом 20, для предварительного нагружения торсионного вала изгибающим

1735734 моментом; опорный кронштейн 19 с пере-. мещением по направляющей 22 винтом 21, для предварительного нагружения вала изгибающим моментом в другой плоскости, рычаг 15 для фиксации торсионного вала относительно корпуса винтами 25 жестко на упор 16.

Электродвигатель 3 приводит в колеба. тельное движение резонансную систему торсионный вал — маховик от среднего значения угла предварительно закрученного торсионного вала, Кривошипно-шатунный механизм 5 предназначен для преобразования вращательного движения в возвратно-колебательное и изменяет угол колебания торсионных валов за счет поворота кривошипа при помощи червячной передачи (не показана).

Бесступенчатый привод 4 обеспечивает совпадение собственной резонансной частоты системы торсион — маховик с частотой импульсов энергии, подводимой электродвигателем 3. Достигается за счет бесступенчатого регулирования числа оборотов.

Муфта 6 фрикционная представляет собой набор фрикционных дисков, одни из которых имеют внутренние шлицы и сидят на валу, другие — наружные — сидят в барабане. Фрикционнэя муфта передает движение от кривошипно-шатунного механизма на маховик 1 при помощи троса 11. При поломке торсионного вала муфта пробуксовывает, обеспечивая сохранение привода.

Лебедка 7 состоит из установленных на раме следующих агрегатов: .приводной асинхронный двигатель, тормоз ТКТГ-200М, редуктор лебедки, состоящий из червячной и планетарной передач и двух барабанов, расположенных нэ соосных валах.

Стенд работает следующим образом.

Устанавливают торсионные валы в гнезда активных захватов маховика 1 и гнезда пассивных захватов боковых опор 2. Вращением винта 20 разворачивают пассивные захваты 13 в каждой опоре 2 для приложения крутящего момента М„р.2 к торсионным валам с целью его изгиба. Максимальный угол перекоса «+ 10. Вращением винта 21 и вывинчиванием аналогичного винта сдвигают опорный кронштейн 19 в каждой опоре

2 для приложения изгибающего момента

Mèçã. к торсионным валам. Максимальная несоосность «+ 10 мм. Нажимают кнопку

"Пуск" электролебедки 7 и производят выборку троса 23, Выключают электролебедку и осматривают трос: правильно ли он расположен по блокам и барабану. Включают электролебедку и производят закрутку торсионного вала. Угол поворота торсионного вал максимальный p Ma+@ = 800. При установке двух торсионных валов одинаковой длины и жесткости каждый закручивают на мако симальный средний угол ф ср макс = 40- и маховик разворачиваюг делением "40 " против положения "0". При этом одновременно от соеднего положения сместятся заделки тросов на маховике 1 и фрикционной муфте 6. При подходе к заданному углу нажимают на кнопку "Стоп" электролебедки.

10 Вводят винтом 24 в шлицевое зацепление с поворотным валом 12 рычаг 15. Опорный винт 25 упирают в корпус поворотного кронштейна 17 и подкладывают опорный брус 16 с прокладками. Опорный винт 25 освобож15 дают от нагрузки.

Включают реверс электролебедки, нажимают на кнопку "Пуск" электролебедки и освобождают трос от нагрузки. Нажимают кнопку "Стоп" электролебедки и рукоятку реверса устанавливают в нулевое положение, Рычагом переключения барабанов электролебедки выключают барабан, на ко- . тором производят работу и включают вто20 рой барабан. Нажимают кнопку "Пуск" электролебедки и производят выборку троса от второго барабана. Следят за рычагом

14, его необходимо стронуть с опорного бруса и всю нагрузку передают на трос, Выключают электролебедку и осматривают

25 трос: правильно ли он расположен по блокэм и барабану. Выводят во второй боковой . опоре 2 винтом 24 из шлицевого зацепления поворотного вала рычаг 15. Включают злектролебедку и.производят закрутку вто30 рого торсионного вала. Максимальный угол поворота второй опоры торсионного вала также p aKc = 800. Если первая опора торсионного вала повернута на+800, а вторая— на -80, то при одинаковой длине и жестко3S сти торсионных валов маховик 1 займет свое первоначальное положение "0", а торсионные валы закручены крутящим момено том Мкр нэ средний угол р ср.макс = 80, OT которого ведется раскачка, Заделки троса

40 на маховике и фрикционной муфте займут исходное положение. При полходе к заданному углу закрутки нажимают на кнопку

"Стоп" электролебедки. Вводят винтом 24 в шлицевое зацепление с поворотным валом

45 12 рычаг.15 данной боковой опоры. Опорный винт 25 упирают в корпус поворотного кронштейна 17:и подкладывают опорный брус 16 с прокладками, Опорный винт осво- . бождаютт от нагрузки. В кл ючэют реверс электролебедки, нажимают на кнопку

"Пуск" электролебедки и освобождают трос

55 от нагрузки. Нажимают кнопку "Стоп" электролебедки и рукоятку реверса устанавливают в нулевое положение. Выжимают

1735734

7 педаль муфты 6 фрикционной. Нажимают кнопку "Пуск" электродвигателя 3. Рукояткой оборотов бесступенчатого привода 4 подбирают число оборотов, примерно соответствующее расчетной резонансной часто- 5 те, по формуле

A — Y (об/мин) или (цикл/MMH);

=б0 ч"

IM где 6 — приведенная жесткость системы торсионных валов, кг/см; 10

1 — момент инерции маховика, кг/см-с, 2

Отпускают педаль муфты фрикционной.

Вращением рукоятки червячной передачи кривошипно-шатунного механизма 5 медленно выводят кривошип иэ нулевого поло- 15 жения, тем самым создавая раскачку маховика. Рукояткой оборотов бесступенчатого привода корректируют скорость соответствующей реальной резонансной частоте, что соответствует также минималь- 20 ному току на амперметре, потребляемому электродвигателем 3.

Формула изобретения

1. Способ испытания торсионных валов ча усталость, при котором один из концов 25 испытуемого вала нагружают предварительным крутящим моментом, а другой— циклическим, отличающийся тем. что, с целью поьышения достоверности испытаний за счет приближения условий испыта- 30 ний к реальным условиям эксплуатации валов, вал до нагружения его циклическим моментом предварительно нагружают двумя изгибающими моментами в двух плоскостях, проходящих через ось вала, при этом 35 нагружение одним из изгибающих моментов производят в одной плоскости, а другим — в плоскости, перпендикулярной первой.

2. Стенд для испытания торсионных ва- 40 лов на усталость, содержащий маховик с активными захватами на его торцах для крепления одноименных концов испытуемых валов, боковые опоры с пассивными захватами для крепления других концов испытуемых валов, связанные с механизмом предварительного нагружения валов крутящим моментом, механизм нагружения циклическим крутящим моментом, взаимодействующим с маховиком, о т л и ч аю шийся тем, что он снабжен механизмами предварительного нагружения каждого вала изгибающими моментами, направляющими, опорными площадками и средствами перемещения механизмов нагружения изгибающими моментами, пассивные захваты выполнены с рычагами, механизм предварительного нагружения крутящим моментом выполнен в виде лебедки с двумя барабанами для намотки тросов, имеющими автономные приводы, один из тросов соединен с рычагом одного пассивного захвата и одним из барабанов,. а другой — с рычагом другого пассивного захвата и другим из барабанов, один из механизмов предварительного нагружения. изгибающим моментом выполнен в виде связанного с пассивным захватом поворотного кронштейна, ось шарнира которого перпендику.".ярна оси испытуемого вала, другой механизм предварительного нагружения изгибающим моментом выполнен в виде опорного кронштейна, установленного с воэможностью перемещения по направляющим параллельно оси шарнира первого механизма, а средство перемещения механизмов выполнено в виде винтов, взаимодействующих с опорными площадками и соответствующими кронштейнами, при этом механизмы предварительного нагруженил изгибающими моментами расположены последовательно со стороны пассивного захвата каждого испытуемого вала, 1735734

1735734

Икр.1

1735734

Составитель А. Перепечко

Техред М.Моргентал Корректор M.Ìàêñèìèøèíåö

Редактор Н.Рогулич

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1811 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Способ испытания торсионных валов на усталость и стенд для его осуществления Способ испытания торсионных валов на усталость и стенд для его осуществления Способ испытания торсионных валов на усталость и стенд для его осуществления Способ испытания торсионных валов на усталость и стенд для его осуществления Способ испытания торсионных валов на усталость и стенд для его осуществления Способ испытания торсионных валов на усталость и стенд для его осуществления Способ испытания торсионных валов на усталость и стенд для его осуществления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области испытаний изделий радиоэлектронной техники на воздействие климатических факторов

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к стендам для исследования рабочих элементов очистителя головок корнеплодов от ботвы на корню

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для исследования процессов, происходящих при взаимодействии рабочих органов с почвой , и энергооценки процесса обработки почвы

Изобретение относится к области измерений , в частности к измерению скоростей и ускорений

Изобретение относится к подъемнотранспортному оборудованию, в частности к устройствам для нагружения грузоподъемных кранов

Изобретение относится к гидросистемам стендов и может быть применено дляобеспечения испытаний со знакопеременными нагрузками

Изобретение относится к подъемно-транспортной технике, в частности к стендам для испытания стропов

Изобретение относится к способу определения параметров настройки разбрасывателя удобрения, необходимых для обеспечения нужной ширины разбрасывания и нужного количества разбрасываемых удобрений, в зависимости от вида удобрения и к предназначенным для этих целей устройствам

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности, к стендам для ускоренных испытаний почвообрабатывающих рабочих органов, их энергооценки и износостойкости

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при поверке работоспособности и метрологической точности устройства, осуществляющего измерение усилия на инструменте при обработке давлением, в частности при формировании колесных пар подвижного состава, в зависимости от пройденного инструментом пути

Изобретение относится к способам формирования или изготовления имитаторов частиц горных пород, используемых для испытаний на ударную стойкость различных конструкций, которые могут быть подвергнуты высокоскоростному воздействию частиц грунта

Изобретение относится к строительству, а именно к испытанию зданий и сооружений и защите их от сейсмических нагрузок

Изобретение относится к испытаниям, а именно к устройствам контроля качества изготовления элементов конструкций, и может быть использовано при определении жесткости, прочности и, в первую очередь, долговечности крепления дверей корпусной мебели

Изобретение относится к испытаниям объектов авиационной техники

Изобретение относится к оборудованию для испытаний стропов, применяемых на монтажных и погрузочно-разгрузочных работах
Наверх