Способ контроля работоспособности ротора

 

Изобретение относится к электроизмерениям и может быть использовано для контроля работоспособности короткозамкнутых роторов асинхронных электрических машин. Цель изобретения - повышение достоверности контроля за счет пропускания переменного тока непосредственно от источника тока, а не путем индуцирования. Устройство, реализующее способ, содержит исполнительный механизм 1, подвижный и неподвижный изолирующие рычаги 2 и 3, токопроводящие пластины 4, источник 5 тока , измерительный датчик 6, синхронизирующие диск 7 и датчик 8, привод 9, контролируемый ротор 10, вычислительный и печатающий блоки 11 и 12. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛ ИСТИ Ч Е С К ИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 G 01 R 31/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4722724/21 (22) 19.07.89 (46) 30,05.92. Бюл. ¹ 20 (71) Харьковский институт механизации и электрификации сельского хозяйства и Специальное проектно-конструкторское и технологическое бюро электродвигателей Производственного объединения

"Укрэлектромаш" (72) В.М.Зубка, Н,М,Черемисин, В.В,Михайлов и И.И,Сосницкий (53) 621.313.2(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1182442, кл. G 01 R 31/02, 1984, Авторское свидетельство СССР № 1180814, кл, G 01 R 31/02, 1984.

„„SU ÄÄ 1737379А1 (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ РОТОРА (57) Изобретение относится к электроизмерениям и может быть использовано для контроля работоспособности короткозамкнутых роторов асинхронных электрических машин, Цель изобретения — повышение достоверности контроля за счет пропускания переменного тока непосредственно от источника тока, а не путем индуцирования.

Устройство, реализующее способ, содержит исполнительный механизм 1, подвижный и неподвижный изолирующие рычаги 2 и 3, токолроводящие пластины 4, источник 5 тока, измерительный датчик 6, синхронизирующие диск 7 и датчик 8, привод 9, контролируемый ротор 10, вычислительный и печатающий блоки 11 и 12, 1 ил.

1737379

Изобретение касается электроизмерений и предназначено для контроля работоспособности короткозамкнутых роторов асинхронных электрических машин с открытыми и закрытыми пазами после заливки алюминием или другим сплавом.

Цель изобретения — повышение достоверности контроля работоспособности ротора после заливки его сплавом перед механической обработкой за счет пропускания тока через стержни от внешнего источника тока.

На чертеже приведено устройство реализующее способ, Устройство содержит прижимной узел, состоящий из исполнительного механизма

1, подвижного и неподвижного изолирующих рычагов 2 и 3 и токопроводящих пластин 4, подключенных с помощью гибкого кабеля к выводам источника 5 тока, измерительный датчик 6, синхронизирующие диск

7 и датчик 8, привод 9, соединенный с валом контролируемого ротора 10, вычислительный и печатающий блоки 11 и 12, причем исполнительный механизм 1 соединен с подвижным изолирующим рычагом 2, который шарнирно соединен с неподвижным изолирующим рычагом 3, выходы измерительного и синхронизирующего датчиков 6 и 8 соединены соответственно с первым и вторым входами вычислительного блока 11, выход которого соединен с печатающим блоком 12.

Устройство работает следующим образом.

Ротор 10 после заливки подается в прижимной узел, в котором зажимается исполнительным механизмом 1 с помощью рычагов 2 и 3 между токопроводящими пластинами 4. Перед началом измерений синхронизирующие диск 7 и датчик 8 фиксируют первый стержень роторной клетки, А от источника 5 тока подают такой величины ток, чтобы он, проходя по стержням ротора 10, вызывал вокруг каждого из них магнитный поток, приводящий к насыщению стали непробитых штампом перемычек и вспучиванию силовых магнитных линий в шлицах пазов.

Во время измерений ротор 10 с помощью привода 9 вращают с пазовым шагом в пределах 360о. При этом измерительным датчиком 6 измеряют ЭДС, наводимую токами стержней, После контроля всех стержней по заданной программе производится обработка данных измерений.

Способ контроля работоспособности ротора реализуют следующим образом.

По измеренным ЭДС с помощью вычислительного блока 11 определяют наибольШЕЕ ЗНаЧЕНИЕ Емдкс И ЕГО ПРИСВаИВаЮт стержню, выполненному без дефектов и

5 имеющему проводимость макс, зависящую от длины I и сечения F стержня, а также проводимости материала, например алюмиНИЯ УдД, F

1 0 гмдкс = гал .

Измеряемые ЭДС, наведенные токами стержней ротора 10, пропорциональны частоте тока f, числу витков обмотки датчика W и магнитному потоку Ф, наведенному в сер15 дечнике магнитопровода измерительного датчика 6, т.е.

Е =444 f W Ф, Магнитный поток Ф пропорционален току в стержне ротора 10, т.е, 20 ф =1ст

В свою очередь, ток в стержне 1ст ротора 10 пропорционален току 4бщ, пропускаемому через ротор 10 между пластинами 4, проводимости стержня ротора 10 уст; и сум25 ме проводимостей всех стержней оби1

) ст!

1 т,е. можно написать, что проводимость стержня — Е уст СТ .

Емакс

По измеренным ЭДС стержней, числу m стержней ротора 10, проводимости бездефЕКтНОГО СтЕРжНЯ Умдкс И ДОПУСТИМОМ УВЕличении скольжения ротора ЛЯдоо за счет недозаливки стержней при номинальной нагрузке двигателя рассчитывают среднюю

40 проводимость стержней

m "Г ст

Уср скольжение предполагаемого двигателя с

45 проверяемым ротором 10

Гмакс г ср и определяют работоспособность ротора 10 по выполнэнию неравенства

50 (— — 1) 100 Л одоп

Уср

Таким образом, способ контроля работоспособнос .и ротора позволяет более достоверно за счет -.ðoëóñêàíèÿ тока через стержни от внешнего источника тока определить параметры будущей машины с ротором, проверяемым непосредственно после его заливки сплавом, что дает возможность экономить затраты на механическую обра5 ботку дефектных роторов, пересборку двигателя, снизить потери от брака двигателей, повысить их надежность и качество.

25

35

50

Составитель В. Быков

Редактор М. Келемеш Техред M,Ìoðãåíòàë :(орректор Т, Малец

Заказ 1889 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул,Гагарина, 101

Формула изобретения

Способ контроля работоспособности ротора, при котором ротор вращают с пазовым шагом и измеряют ЭДС, индуктируемые токами стержней клетки, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения достоверности контроля, пропускают от внешнего источника переменный ток от кольца к кольцу, определяют максимальную проводимость одного из стержней и среднюю проводимость всех стержней, а о работоспособности ротора судят по выполнению условия (мзкс 1 ) 1 00 где yM>« — максимальная проводимость стержня, см;

yc> — средняя проводимость стержней, см;

10 Л Spon — допустимое увеличение скольжения ротора за счет недозаливки стержней при номинальной нагрузке двигателя, .

Способ контроля работоспособности ротора Способ контроля работоспособности ротора Способ контроля работоспособности ротора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электроизмерительной технике и может быть использовано для контроля трансформаторов Введением изоляционных прокладок повышается точность контроля за счет исключения из контролируемойцепи сопротивления контактов контактора

Изобретение относится к контрольноизмерительной технике и может быть использовано для неразрушающего контроля соединений печатных плат методом измерения сопротивления каждого соединения и сравнения результата с соответствующим эталонным значением

Изобретение относится к электроизмерительной технике, в частности к оценке качества коммутации новых и эксплуатируемых коллекторных электрических машин

Изобретение относится к технике электрических измерений и контроля, в частности электрических схем, выполненных на печатных платах

Изобретение относится к контрольноизмерительной технике и может быть использовано для непрерывного контроля целостности зануляющего проводника четырехжильного кабеля

Изобретение относится к контрольноиспытательной технике и может быть использовано для испытаний витковой изоляции электрических обмоток, Цель изобретения - повышение достоверности результатов испытаний и расширение функциональных возможностей

Изобретение относится к радиоэлектронике и может быть использовано в производстве многослойных печатных плат

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для бесконтактного контроля обрыва и короткого замыкания обмоток катушки при изготовлении электродвигателей с полым ротором

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для проверки исправности вторичных цепей трансформаторов тока без отключения электрического присоединения

Изобретение относится к средствам контроля технического состояния электрооборудования, а точнее - к устройствам испытаний реле-регуляторов с дифференциально-минимальным реле (ДМР), использующихся в бортовой сети наземных транспортных средств

Изобретение относится к области электроэнергетики и может быть использовано в электрических машинах, работающих в энергосистемах

Изобретение относится к электротехники и может быть использовано для защиты от витковых замыканий и замыканий на корпус обмоток управляемых подмагничиванием реакторов, имеющих внешний источник постоянного тока

Изобретение относится к области электротехники
Наверх