Устройство для проверки реле-регуляторов

 

Использование: средства для контроля технического состояния электрооборудования, для испытаний реле-регуляторов с дифференциально-минимальным реле (ДМР), использующихся в бортовой сети наземных транспортных средств. Сущность изобретения: предложенное устройство для проверки реле-регуляторов отличается от известных тем, что в основную электрическую цепь вместо нагрузочного реостата включена аккумуляторная батарея. Устройство позволяет проверять регулируемое напряжение, защиту реле-регулятора, превышение напряжения клеммы Я над напряжением клеммы Б в момент включения ДМР, обратный ток отключения ДМР. 1 ил.

Изобретение относится к средствам контроля технического состояния электрооборудования, а точнее - к устройствам испытаний реле-регуляторов с дифференциально-минимальным реле (ДМР), использующихся в бортовой сети наземных транспортных средств.

Наиболее близким по технической сущности предлагаемому изобретению (прототип) является устройство для проверки реле-регуляторов (Справочник по ремонту бронетанковой техники. М.: ВА ВТВ, 1969, с. 774-778).

Оно содержит: источник постоянного тока, потенциометр, вольтметр, сигнальную лампу, переключатель, амперметр, шунтовой реостат, нагрузочный реостат, выключатель, амперметр с двухсторонней шкалой.

Это устройство позволяет достаточно быстро и просто проверять реле-регуляторы и производить их статическую регулировку от аккумуляторных батарей или от нерегулируемого генератора. Однако это устройство не позволяет проверять реле-регуляторы с ДМР, которые установлены на большей части военных гусеничных машин.

Задачей предлагаемого изобретения является создание устройства для проверки всех типов реле-регуляторов.

Решение поставленной задачи достигается тем, что в электрическую цепь устройства для проверки реле-регуляторов вместо нагрузочного реостата включена аккумуляторная батарея.

Схема предлагаемого устройства представлена на фиг. 1.

где: 1 - источник постоянного тока; 2 - потенциометр; 3 - вольтметр; 4 - сигнальная лампа; 5 - переключатель; 6 - амперметр; 7 - шунтовой реостат; 8 - аккумуляторная батарея; 9 - выключатель; 10 - амперметр с двухсторонней шкалой; 11 - диод; 12 - вольтметр.

Соединенные параллельно источник постоянного тока 1 (например генератор Г-6,5) и потенциометр 2, имеющий переменное сечение обмоток, плюс которых (у потенциометра это конец обмотки с меньшим сечением) соединен с клеммой Я испытываемого реле-регулятора, а движок потенциометра соединен с корпусом реле-регулятора (клеммой К), предназначены для обеспечения типовых режимов работы схемы.

Вольтметр 3, подсоединенный между движком потенциометра и клеммой Я реле-регулятора, предназначен для измерения регулируемого напряжения, которое определяется по формуле: Uр=Uо-1,5 В, (1) где: Up - регулируемое напряжение, В; Uo - напряжение размыкания шунтовой цепи генератора, которое определяется в момент прекращения прохождения тока через амперметр 6.

Сигнальная лампа 4, подсоединенная между клеммой К и клеммой З (защиты) реле-регулятора, предназначена для соединения контактов реле защиты с корпусом через бортовую сеть машины.

Переключатель 5, подвижный контакт которого соединен с клеммой Ш реле-регулятора, предназначен для подсоединения обмотки возбуждения генератора, первый неподвижный контакт соединен с клеммой Я реле-регулятора, а второй неподвижный контакт через амперметр 6 и шунтовой реостат 7 соединен с минусом источника тока.

Аккумуляторная батарея 8, минус которой через выключатель 9 соединен с клеммой К реле-регулятора, а плюс через амперметр с двухсторонней шкалой 10 соединен с клеммой В реле-регулятора, обеспечивает создание обратного тока при падении напряжения в источнике с целью проверки ДМР.

Амперметр 10 предназначен для измерения тока нагрузки реле-регулятора.

Соединенные последовательно диод 11, предназначенный для исключения переполюсовки источника в случае возникновения обратного тока и вольтметр 12, предназначенный для измерения падения напряжения между клеммами Я и Б, плюс которых соединен с клеммой Я, а минус - с клеммой Б реле-регулятора.

В исходном состоянии движок потенциометра 2 находится в верхнем положении, подвижный контакт переключателя 5 находится в нейтральном положении, а выключатель 9 разомкнут.

Устройство работает следующим образом.

Для проверки защиты реле-регулятора подвижный контакт переключателя 5 соединяют с первым неподвижным контактом, замыкая цепь между клеммами Я и Ш испытываемого реле-регулятора. Затем перемещают движок потенциометра вниз, увеличивая напряжение на входе схемы защиты реле-регулятора до момента загорания лампы 4. При работоспособной схеме защиты лампа загорается при напряжении, соответствующем техническим условиям, которое замеряется вольтметром 3. После проверки параметра движок потенциометра 2 возвращают в исходное состояние.

Для проверки остальных параметров подвижный контакт переключателя соединяет с его вторым неподвижным контактом, подключая к клемме Ш, испытываемого реле-регулятора, цепь шунтового реостата 7, в котором движком потенциометра по амперметру 6 устанавливают ток, соответствующий номинальному при работе реле-регулятора с управляемым генератором. Выключателем 9 замыкают цепь аккумуляторной батареи 8.

Для проверки превышения напряжения клеммы Я над напряжением клеммы Б в момент включения ДМР перемещают движок потенциометра 2 вниз и по вольтметру 12 определяют превышение напряжения при срабатывании (щелчке) ДМР и появлении тока заряда аккумуляторной батареи 8.

Для проверки регулируемого напряжения продолжают перемещение движка потенциометра 2 вниз и по вольтметру 3 определяют величину регулируемого напряжения в момент прекращения тока в цепи амперметра 6, используя формулу (1).

Для проверки обратного тока отключения ДМР перемещают движок потенциометра 2 вверх до появления разрядного тока аккумуляторной батареи 8 и в момент отключения (щелчка) ДМР определяют величину обратного тока по амперметру 10.

Для возврата в исходное положение движок потенциометра 2 устанавливают в верхнее положение, подвижный контакт переключателя 5 ставят в нейтральное положение, выключатель 9 размыкают.

Устройство позволяет проверять реле-регуляторы с ДМР, которые срабатывают при перепаде напряжений между источником тока и нагрузкой, а отключаются только при обратном токе, создаваемом активной нагрузкой, которой является аккумуляторная батарея. Совмещение функций нагрузки и источника тока получено не только применением аккумуляторной батареи, но и включением ее в цепь, отличную от прототипа. Кроме того, при таком подключении батареи потенциометр 2 выполняет две функции: при заряде батареи (прямом токе реле-регулятора) он имитирует источник регулируемого напряжения, а при разряде батареи он имитирует нагрузку, определяющую величину обратного тока реле-регулятора.

Предлагаемое устройство позволяет проверять любые типы реле-регулятора для генераторов постоянного тока напряжением 13-28 В.

Формула изобретения

Устройство для проверки реле-регуляторов, содержащее соединенные параллельно источник постоянного тока и потенциометр с переменным сечением обмотки, плюсовой вывод которых соединен с клеммой "Я" реле-регулятора, предназначенной для подключения якоря генератора, движок потенциометра соединен с корпусом реле-регулятора через клемму "К", шунтовой реостат, один конец обмотки которого соединен с минусовым выводом источника, а другой конец через первый амперметр и переключатель соединен с клеммой "Ш" реле-регулятора, предназначенной для подключения шунтовой обмотки генератора, вольтметр, подсоединенный между клеммами "Я" и "К" реле-регулятора, второй амперметр, отличающееся тем, что между клеммой "Б" реле-регулятора, предназначенной для подключения нагрузки генератора, и клеммой "К" последовательно соединены второй амперметр и аккумуляторная батарея, а между клеммой "К" и клеммой "З", предназначенной для подключения защиты генератора, подсоединена лампа.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для проверки исправности вторичных цепей трансформаторов тока без отключения электрического присоединения

Изобретение относится к измерительной технике и, в частности, к приборам контроля электротехнических устройств контактной сети железнодорожного транспорта

Изобретение относится к электроизмерительной технике, в частности к приборам контроля и диагностики в технике связи, электро- и энергоснабжения, и может быть преимущественно использовано для идентификации одноименных концов жил кабелей, жгутов, пучков и проводов

Изобретение относится к средствам измерения восстанавливающейся электрической прочности среды межконтактного промежутка высоковольтных коммутаторов и может быть использовано, например, при их испытании на коммутационную способность и в системах управления, имеющих коммутационную аппаратуру для контроля выводом энергии из накопительных устройств в нагрузку

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для определения кабеля, в котором произошло однофазное замыкание на землю в разветвленной трехфазной кабельной сети с изолированной или компенсированной нейтралью

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано в конструкции панели приборов с установленным в ней монтажным блоком реле и предохранителей

Изобретение относится к электрооборудованию автомобиля

Изобретение относится к средствам для коммуникаций цепей электрической схемы транспортного средства и может быть использовано в конструкциях переключателей автомобильных стеклоочистителей со стеклоомывателями

Изобретение относится к технике управления электрическими потребителями на транспортных средствах, в частности автомобилях

Изобретение относится к области транспортной дорожной техники, предназначается для работы в системе электрооборудования и может быть использовано на всех видах дорожного транспорта, в том числе и на спортивных гоночных автомобилях

Изобретение относится к устройствам для защиты от короткого замыкания, возникающего , например, тз бортовой электросети автомобиля (БЗА), и может быть использовано в транспортных средствах для обеспечения безопасности в противопожарном отношении, а также как противоугонное средство

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств и может быть использовано для защиты от тока перегрузки цепей осветительной и светосигнальной аппаратур

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть применено как на личных, так и на государственных легковых и грузовых автомобилях
Наверх