Шатунно-поршневая группа поршневой машины

 

Устройство содержит установленные в поршне опоры 23 из закаленной стали, а на конце шатуна 10 установлен с возможностью качения по опоре наконечник 22 с двумя торцовыми поверхностями, одна из которых сопряжена с опорой 23, а другая выполнена сферической и сопряжена с завернутым в гнезде поршня крепежным элементом 24 через упругую кольцевую шайбу 25. Длина наконечника меньше радиуса г сферической поверхности, сопряженной с крепежным элементом. 3 з. п. ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 J 1/20

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4851912/06 (22) 18,07.90 (46) 15.06.92. Бюл, N 22 (75) П.С, Владимиров (53) 621.43-242.3(088.8) (56) Патент США М 1499964, кл; 74-108, F 16 j 1/22, опублик. 1924. (54) ШАТУННО-ПОРШНЕВАЯ ГРУППА nQPШНЕВОЙ МАШИНЫ (57) Устройство содержит установленные в поршне опоры 23 из закаленной стали, а на

„„SU „„ l74O835 А1 конце шатуна 10 установлен с возможностью качения по опоре наконечник 22 с двумя торцовыми поверхностями, одна иэ которых сопряжена с опорой 23, а другая выполнена сферической и сопряжена с завернутым в гнезде поршня крепежным элементом 24 через упругую кольцевую шайбу

25, Длина наконечника меньше радиуса r сферической поверхности, сопряженной с крепежным элементом. 3 з. и. ф-лы, 2 ил.

1740835

20

35

45

55

Изобретение относится к поршневым машинам и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания, компрессорах, насосах.

Известна шатунно-поршневая группа поршневой машины, содержащая поршень с опорной поверхностью, шатун, на конце которого установлен наконечник с двумя торцовыми поверхностями, одна из которых сопряжена с опорной поверхностью поршня, а другая выполнена сферической и сопряжена с завернутым в гнезде поршня крепежным элементом.

Однако известное устройство имеет низкую надежность вследствие трения скольжения, Кроме того, в известном устройстве наконечник шатуна имеет большие габариты и массу, Цель изобретения — повышение надежности и снижение потерь на трение.

Поставленная цель достигается тем, что в шатунно-поршневой группе поршневой машины, содержащей поршень с опорной поверхностью, шатун, на конце которого установлен наконечник с двумя торцовыми поверхностями, одна из которых сопряжена с опорной поверхностью поршня, а другая выполнена сферической и сопряжена с завернутым в гнезде поршня крепежным элементом. опорная поверхность поршня и сопряженная с ней поверхность наконечника выполнены различной кривизны и сопряжены с возможностью качения, а длина наконечника меньше радиуса сферической поверхности, сопряженной с крепежным элементом.

Кроме того, между сферической поверхностью наконечника и крепежным элементом может быть установлена кольцевая шайба из упругого антифрикционного материала.

Опорная поверхность поршня или сопряженная с ней торцовая поверхность наконечника выполнена сферической.

Опорная поверхность поршня или сопряженная с ней торцовая поверхность наконечника выполнена цилиндрической.

На фиг, 1 изображена поршневая машина с предлагаемой шатунно-поршневой группой. осевой разрез (показана половина машины, левая ее часть симметрична относительно плоскости А правой части); на фиг.

2 — вариант выполнения шатунно-поршневой группы, Машина содержит цилиндры 1 и 2, имеющие ребра 3 воздушного охлаждения, прикрытые дефлекторами 4, Цилиндры болтами

5 неподвижно закреплены в плитах б корпуса. Внутри цилиндров размещены поршни

7-9 (четвертый поршень ээ пределами чертежэ), которые штоками 10 шарнирно связаны посредством пальцев 11 с концами коромысел 12, которые на осях 13 с возможностью качания установлены в кронштейнах 14 неподвижно соединенных с корпусом. В подшипниках 15 коромысел с воэможностью поворОта расположены пальцы 16, жестко соединенные (запрессо-ванные) с качающейся шайбой 17, которая посредством подшипников 18 установлена на косом кривошипе 19 силового вала. Снаружи поршней имеются рессиверы 20 в виде кольцевых полостей, сообщенных с патрубками подачи сжатого воздуха и с впускными окнами 21. на противоположных концах цилиндров аналогично выполнены выпускные окна; соединенные с выпускным трактом.

На головках шатунов 10 посредством, например, резьбового соединения закреплены наконечники 22, сопряженные с опорой (опорной поверхностью 23, неподвижно установленной в поршне). С тыльной стороны наконечник имеет сферическую поверхность с радиусом r, образующую уступ, подвижно сопряженный со сферической поверхностью крепежного элемента, гайки 24, завернутой в гнезде поршня, причем затяжка гайки обеспечивает осевой люфт наконечника относительно поршня 0,1-0,2 мм.

Опора 23 и наконечник 22 соприкасаются поверхностями, по меньшей мере одна иэ которых (поверхность наконечника на фиг. 1 или поверхность опоры на фиг. 2) выполнена выпуклой, например сферической, с радиусом R, а другая (поверхность опоры на фиг.

1 или поверхность наконечника на фиг. 2)— плоской или выпуклой (например, возможно исполнение опорной поверхности наконечника на фиг. 2 сферической формы с центром радиуса сферы, расположенным нэ оси пальца 11), Возможно исполнение выпуклой поверхности наконечника цилиндрической формы. Опора и наконечник выполнены из высокопрочного и твердого материала, например из закаленной подшипниковой стали ШХ 15. Радиус R выбирается иэ условия обеспечения допустимых контактных напряжений при максимальных нагрузках в шарнирном сопряжении, При значительных углах качания штока и больших диаметрах цилиндров, а также в шарнирах с нагрузками, меняющими знак при возвратном ходе поршня (четырехтактные двигатели), целесообразен вариант конструкции, изображенный нэ фиг. 2 и характеризующийся наличием между наконечником и гайкой кольцевой шайбы 25, выполненной, например, в виде тарельчатай пружины из твердой бронзы. Усилие предварительной затяжки пружины гайкой 24 реализуется

1740835 больше усилия на штоке при обратном ходе поршня четырехтактного двигателя (или компрессора, насоса). Между наружным диаметром шайбы 25 и внутренней стенкой гайки 24 обеспечен зазор. Таким образом, шайба установлена с возможностью перемещения (скольжения) по внутреннему уступу гайки.

Центр радиуса r расположен на оси наконечника вне его объема, т. е. или на поверхности, или на расстоянии h от нее, Оптимальное значение h, которому соответствует минимальное перемещение шайбы

25 по уступу гайки 24, может быть определено иэ равенства:

sin Q

cos {а — arctg ), лйа .тра

180 cos arctg )

h.180 лба где а — угол между осью штока и осью цилиндра.

Полость 26 заполняется консистентной смазкой, При работедвигателя в положении поршня 9 в цилиндре 2 впускные окна 21 открыты. Через рессивер 20 осуществляется прямоточно-вихревая продувка рабочей камеры цилиндра. Затем при встречном движении поршней осуществляется сжатие воздушного заряда, впрыск топлива через форсунку 27, сгорание смеси, расширение продуктов сгорания и рабочий ход поршня

7, Усилие на поршне через опору 23 и наконечник 22 передается штоком 10 через палец 11 коромыслу 12 и через подшипники 15 и пальцы 16 — шайбе 17, совершающей качательное движение на косом кривошипе

19. Одновременно качательное движение коромысла на осях 13 в кронштейнах 14 обеспечивает возвратное движение поршня 9 и сжатие в цилиндре 2, При движении поршней и качании коромысел штоки 10 совершают качательное движение с углами й, при этом наконечники 22 перекатываются без скольжения по опорам 23, а кольцевые шайбы 25 смещаются на весьма малую величину в поперечном относительно оси гайки 24 направлении. Шайбы 25 выполняют две основные функции — обеспечивают предварительный натяг, исключающий люфт в сопряжении при возвратном ходе поршня. и уплотняют полость 26, устраняя утечки смазки.

5 . Таким образом, выполнение шатуннопоршневой группы, как описано выше, применительно к поршневой машине позволяет снизить потери на трение, уменьшить момент трения в шарнире и, соответственно, 10 снизить боковые силы в сопряжении поршень — цилиндры и потери на трение этой пары.

Снижение фрикционных потерь снижает теплонапряженность цилиндро-поршне- .

15 вой группы и потери на подачу охлаждающего воздуха.. Кроме того. обеспечен медленный поворот поршня в цилиндре. под действием вихревой продувки, благодаря чему достигается равномерный износ

20 поршня.

Формула изобретения

1. Шатунно-поршневая группа, поршневой машины, содержащая. поршень с опорной поверхностью., шатун, на конце

25 которого установлен наконечник с двумя торцовыми поверхностями, одна иэ которых сопряжена с опорной поверхностью поршня, а другая выполнена сферической и со. пряжена с завернутым в гнезде поршня

30 крепежным элементом отличающаяся тем,.что, с целью повышения надежности и снижения потерь на трение, опорная поверхность поршня и сопряженная с ней поверхность наконечника выполнены различной

35 кривизны и сопряжены с возможностью качения, а длина наконечника меньше радиуса сферической поверхности, сопряженной с крепежным элементом.

2. Группа по и. 1, отличающаяся

40 тем, что между сферической поверхностью наконечника и крепежным элементом установлена кольцевая шайба из упругого антифрикционного материала.

3. Группа по и, 1, отличающаяся

45 тем, что опорная поверхность поршня или сопряженная с ней торцовая поверхность наконечника выполнена сферической.

4. Группа по и. 3, отличающаяся тем, что опорная поверхность поршня или

50 сопряженная с ней торцовая поверхность наконечника выполнена цилиндрической.

1740835. Ф 4 5 77УРУЛ7Ф 5 Л Ф f

Составитель П. Владимиров

Техред M.Mîðãåíòàâ Корректор О.Кравцова

Редактор М.Петрова

Заказ 2071 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва. Ж-35., Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Шатунно-поршневая группа поршневой машины Шатунно-поршневая группа поршневой машины Шатунно-поршневая группа поршневой машины Шатунно-поршневая группа поршневой машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к общему машиностроению , в частности к устройствам соединения деталей узлов

Поршень // 1733779

Плунжер // 1733778

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к деталям устройств для нагнетания жидкостей

Изобретение относится к деталям устройств для нагнетания жидкостей

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при изготовлении поршневых двигатателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению , а именно к узлам двигателей и компрессоров

Изобретение относится к машиностроению , а именно к конструкциям гидро-и пневмоцилиндров

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания, в частности к поршням, выполненным из алюминиевого сплава литьем в кокилях

Изобретение относится к области машиностроения, в частности двигателестроения, а именно к шатунно-поршневым группам двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в буровых установках при перекачивании абразивосодержащих жидкостей, главным образом, при повышенных давлениях и температурах

Изобретение относится к машиностроению, а именно, к гидравлическим и пневматическим поршневым механизмам, в частности, может быть использовано в конструкциях поршневых расходомеров

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для принудительного газораспределения в поршневых машинах, а именно двухтактных двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению

Изобретение относится к поршневым компрессорам и ДВС и предназначено для использования в двигателестроении

Изобретение относится к компрессоростроению м может быть использовано при создании машин, к которым предъявляются высокие требования по чистоте сжимаемого газа

Изобретение относится к двухтактным двигателям внутреннего сгорания
Наверх