Способ определения качества пропитки изоляции обмотки электрической машины

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ . РЕСПУБЛИК (я)5 V, 02 К 15/12

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

$p f og) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4721119/07 (22) 19.07.89 (46) 23.06.92. Бюл, N: 23 (71) Централ ьн ы и науч но-исследо вател ьский институт судовой электротехники и технологии (72) Ю.П,Тенеткин (53) 621.315 (088.8) (56) Кондратьев Н.Г., Ульянов Б.А., Якимец П,П. Оценка возможности использования электрической емкости обмоток статоров электродвигателей низкого напряжения.—

Реф, сб. Электротехническая промышленность, Сер, Электрические машины. Вып.

5/75, 1977. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА

ПPOllÈÒÊÈ ИЗОЛЯЦИИ ОБМОТКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к технологии изготовления и ремонта электрических машин; а именно к способам контроля качества пропитки изоляции обмоток электрической машины, расположенной в корпусе.

Известен способ контроля качества пропитки обмоток, заключающийся во взвешивании обмотанного узла электрической машины до и после пропитки, Однако точность указанного способа низка, так как вес проникшего в обмотку лака много меньше веса обмотанного узла.

Более того, вес проникшего в обмотку лака одного порядка с весом пропиточного лака, покрывающего поверхность обмотан ного узла, что вносит неопределенность при интерпретации получаемых, в результате контроля, значений привеса обмотанного узла, „,!Ж, „1742947 А1 (57) Использование изобретения: повышение достоверности контроля, Сущность изобретения: до и после пропитки заряжают

o6p33oB8HHbIA проводниками 06MoTQK, изоляцией и корпусом конденсатор, разряжают его, замыкая накоротко, до и после пропитки и зарядки измеряют оставшийся абсорбционный заряд и опоелеляют коэффициент и ропитки, характеризующий степень заполнения пропиточным составом полостей обмотки по выражению К ", где .Яа и

gas — оставшийся абсорбционный заряд изоляции обмотки до пропитки, 9ад оставшийся абсорбционный заряд после пропитки, Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является способ контроля качества пропитки, заключающийся,в измерении электрической емкости обмотки относительно корпуса до и. после пропитки. Качество пропитки при известном способе оценивается коэффициентом и ропитки -= Knp = Сп/Ср, где Cp — электрическая емкость обмотки до пропитки; Cn— после пропитки.

Недостатки — низкая чувствительность, так как при одном порядке величин диэлектрических проницаемостей воздуха, пропиточного лака и твердых электроизоляционных материалов объем заполняемых пропиточным лаком воздушных включений несоизмеримо мал по сравнению с объемом основных (твердых) материалов. По этой причине приращение

1742947

ga í ga n

35 где ga н — оставшийся абсорбционный заряд изоляции обмотки до пропитки;

ga n — оставшийся абсорбционный заряд изоляции обмотки после пропитки.!

I !

Составитель Ю.Тенеткин

Техред М.Моргентал Корректор О.Кравцова

Редактор Н.Тупица

Заказ 2292 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5.

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101 геометрической емкости обмотки Со в результате ее пропитки мало по сравнению с ее значением до пропитки. Далее, поскольку при одном и том же проценте заполнения воздушных включений приращение емкости зависит от исходного объема включений, то Кпр будет зависеть не только от качества,пропитки KGK таковой, то и от исходной плотности заполнения паза изоляционными материалами и обмоточным проводом, что снижает достоверность данного метода.

Цель изобретения — повышение достоверности контроля путем повышения его чувствительности.

Поставленная цель достигается тем, что перед и после пропитки обмотанного узла измеряют заряд абсорбционной емкости обмотки и в качестве количественной оценки качества пропитки используется относительное приращение. абсорбционного заряда — К вЂ” " ", где ga,H. — величина

ga н абсорбционного заряда непропитанного узла; ga,, — пропитанного.

Сущность предлагаемого способа заключается в том, что емкость изоляции обмотки заряжают относительно корпуса в течение времени, достаточного для заряда ее абсорбционной составляющей taap, АОЗТ „, где Т „=,о ca, pi; — удельное объемное сопротивление твердого диэлектр и ка, ca — его абсолютная диэлектрическая проницаемость, приложив один полюс источника постоянного тока к корпусу, а другой полюс к одной из клемм обмотки пропитываемой электрической машины. Затем после замыкания обмотки на корпус в течение времени 1к.з, « Тмин, где

Тмин = pn еал, pn — удельное объемное сопротивление пропиточного лака; еаза его абсолютная диэлектрическая проницаемость, на разрядное сопротивление тк.з.

Rp г-„ —, где С вЂ” геометрическая ем. -о

5 кость обмотки относительно корпуса, измеряют оставшийся абсорбционный заряд.

Аналогичным образом измеряют абсорбционный заряд изоляции после ее пропитки, Вычисляют относительное изменение

10 абсорбционного заряда — абсорбционный коэффициент пропитки (К), значение которого является оценкой качества пропитки.

Формула изобретения

Способ определения качества пропитки

15 изоляции обмотки электрической машины, расположенной в корпусе, по коэффициенту пропитки, характеризующему степень заполнения пропиточным составом полостей обмотки, при котором производят измере20 ние электрического параметра изоляции до и после пропитки и по их соотношению определяют указанный коэффициент, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения достоверности контроля путем повышения

25 его чувствительности, до и после пропитки заряжают образованный проводниками обмоток, изоляцией и корпусом конденсатор, после чего разряжают его, замыкая накоротко, в качестве указанного параметра выби30 рают измеренный оставшийся абсорбционный заряд и упомянутый коэффициент определяют по соотношению

Способ определения качества пропитки изоляции обмотки электрической машины Способ определения качества пропитки изоляции обмотки электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике и касается выполнения технологического оборудования для производства обмоток электротехнических изделий

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для контроля качества пропитки обмоток при производст- ,ве электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике, в частности к устройствам для капельной пропитки и сушки обмоток электрических машин

Изобретение относится к электротехнике, в частности к способам контроля пропитки обмоток электрических машин изоляционными составами

Изобретение относится к электротехнике , в частности к электроосмотической сушке изоляции обмоток электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при изготовлении обмоток статоров электрических машин, трансформаторов, дросселей

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и касается особенностей конструктивного выполнения уплотнений валов электрической машины

Изобретение относится к области электротехники и касается способов пропитки и сушки таких электротехнических изделий, как обмотки статоров, роторов электродвигателей, трансформаторов, магнитопроводов и т.п

Изобретение относится к области электротехники и касается способов электроосмотической сушки изоляции обмоток электрических машин при их эксплуатации, а также для предупреждения увлажнения изоляции обмоток электрических машин во время технологической паузы

Изобретение относится к области электротехники, а именно к ремонту электрических машин преимущественно с термореактивной изоляцией

Изобретение относится к области электротехники, в частности к устройствам для капельной пропитки и сушки обмоток электрических машин

Изобретение относится к электротехнике, а именно к технологии изготовления катушек сильных магнитных потоков, которые могут быть использованы в электротехнической промышленности

Изобретение относится к области токовой сушки трансформаторов, электрических кабелей, электрических машин, конкретно к токовой сушке обмоток электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению
Наверх