Фрикционный вариатор
Изобретение может быть использовано в передачах с плавным регулированием передаточного отношения. Цель изобретения - повышение эффективности и увеличение надежности, бариэтор содержит корпус 1, установленные в нем входной 3 и выходной 6 валы, два закрепленных на валах 3 и 6 и соосных с ними фрикционных элемента 4 и 9 в форме полушарий с внутренними сферическими фрикционными поверхностями, промежуточное регулирующее звено в виде траверсы 13с установленными на ее концах фрикционными роликами 11 и 12. Устройство снабжено механизмом изменения угла наклона траверсы 13. Рабочие поверхности фрикционных элементов 4 и 9 выполнены концентричными, а траверса 13 установлена с возможностью поворота относительно центра сфер ических элементов, в котором пересекаются оси валов. Фрикционные ролики 11 и 12 кинематически связаны между Собой при помощи шестерен 19, 20 и 21. 2 ил.
((9) (!! ) СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (5!)5
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
2f
1g !
1 (21) 4684858/28 (22) 25.04.89 (46) 07.08.92. Бюл. t+ 29 (75) К.Т.Акимов (56) Авторское свидетельство СССР гв 693081, кл. F 16 Н 15/40, 1978.
Авторское свидетельство СССР
М 912985, кл. F 16 Н 15/50, 1979.
Авторское свидетельство СССР
М 1479767, кл. F 16 Н 13/26, 1986. (54) ФРИКЦИОННЫЙ ВАРИАТОР . (57) Изобретение может быть использовано в передачах с плавным регулированием передаточного отношения. Цель изобретения — повышение эффективности и увеличение надежности, Вариатор содержит корпус 1, установленные в нем.входной 3 и выходной
6 валы, два закрепленных на валах 3 и 6 и соосных с ними фрикционных элемента 4 и
9 в форме полушарий с внутренними сферическими фрикционными поверхностями, промежуточное регулирующее звено в виде траверсы 13 с установленными на ее концах фрикционными роликами 11 и 12. Устройство снабжено механизмом изменения угла наклона траверсы 13. Рабочие поверхности фрикционных элементов 4 и 9 выполнены концентричными, а траверса 13 установлена с возможностью поворота относительно центра сферических элементов, в котором пересекаются оси валов. Фрикционные ролики 11 и 12 кинематически связаны между собой при помощи шестерен 19, 20 и 21. 2 ил.
1753109
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в передачах с плавным регулированием йередаточного отношения.
Известен фрикционный вариатор, содержащий ведущий и ведомый валы и соединенные" с. "ними криволинейные фрикционные элементы, взаимодействующие между собой (1).
Известен фрикционный вариатор со сферическими рабочими элементами (2).
Этот вариатор содержит входной и выходной валы, сферические элементы с внутренней рабочей сферической поверхностью, один из которых заторможен, а другой закреплен на выходному валу, и двухвенцовые ролики, расположенные на водиле и взаимодействующие "..àt>oèìè сферическими элементами. Сферические элементы выполнены в виде сферических полушарий, а водило — в виде рычагов, шарнирно установленных на входном валу с возможностью фиксированного изменения угла наклона к последнему.
Наиболее близким к предлагаемому изобретению является фрикционный вариатор, содержащий корпус, установленные в нем валы, оси которых расположены под углом друг к другу в одной плоскости, закрепленные на валах, концентрично расположенные два фрикционных элемента с внутренними сферическими фрикционными поверхностями и промежуточное фрикционное звено, установленное с возможностью поворота вокруг оси, перпендикулярной плоскости осей валов (3).
Промежуточное фрикционное звено в этом вариаторе выполнено в виде кольца с внутренней и наружной поверхностями для взаимодействия с соответствующими поверхностями колес. Устройство для переме.щения фрикционного звена выполнено в виде шарнирно закрепленного в корпусе одним из своих концов вала, а кольцо установлено с возможностью вращения на другом конце вала устройства на дугообразных эквидистантных образующим поверхностей колес спицах.
Однако этот вариатор недостаточно эф фективен и надежен, так как имеет большие геометрические скольжения, что является причиной снижения КПД и увеличения нагрева и износа. Целью изобретения является повышение эффективности и надежности за счет уменьшения геометрического скольжения, а также расширение функциональных воэможностей за счет увеличения диапазонов регулирования передаточного отношения, Предлагается фрикционный вариатор, содержащий корпус, установленные в нем валы, оси которых располо>кены под углом друг к другу в одной плоскости, закрепленные на валах, концентрично расположенные два фрикцйонных элемента с внутренними сферическими фрикционными поверхностями и промежуточное фрикционное звено, установленное с возможностью
10 поворота вокруг оси, перпендикулярной плоскости осей валов
Цель изобретения достигается тем, что в отличие от прототипа промежуточное фрикционное звено выполнено в виде тра15 версы с установленными на ее концах фрикционными роликами, кинематически связанными между. собой и с внутренними сферическими поверхностями фрикционных элементов. Упомянутые поверхности траверсы
На фиг.1 изображен .предлагаемый фрикционный вариатор с прямым углом между валами, продольный разрез; на фиг,2 — то же, вид в аксонометрии для случая, когда оси валов расположены не под прямым углом, Устройство содержит корпус 1, в котором на подшипниковых опорах 2 установлен входной вал 3 с соосным с ним малым фрикционным элементом 4. В этом же корпусе на подшипниковых опорах 5 чстановлен выходной вал 6, на котором
30 посредством хвостовика 7 со шлицами 8 соосно закреплен большой фрикционный элемент 9. Между валом 6 и фрикционным
35 элементом 9 размещена пружина 10. Вариатор выполнен обращаемым, т.е, валы 3 и 6
40 могут выполнять взаимно противоположные функции
Фрикционные элементы 4 и 9 выполнены в форме полушарий с внутренними сферическими концентрично расположенными фрикционными поверхностями, контактирующими с фрикционными роликами 11 и 12, установленными на концах промежуточного регулирующего звена (водила), выполненного в виде траверсы 13, Траверса с помощью цапф 14 и 15 (фиг.2) установлена на
50 подшипниках 16 и 17 в корпусе 1..0сь цапф перпендикулярна плоскости, в которой расположены пересекающиеся оси валов 3 и 6, и проходит через точку 0 пересечения этих осей. В этой же точке 0 расположен общий центр концентричных рабочих сферических поверхностей фрикционных элементов 4 и
9. Фрикционные ролики 11 и 12 установлены на подшипниках 18 и кинематически связаны между собой шестернями 19, 20 и 21, 20 имеют общий центр, расположенный в точ ке пересечения осей валов и оси вращения
3109
Формула изобретения
Фрикционный вариатор, содержащий
10 корпус, установленные в нем валы, оси которых расположены под углом друг к другу в одной плоскости, закрепленные на валах, . концентрично расположенные два фрикци-. онных элемента с внутренними сферически15 ми фрикционными поверхностями, промежуточное фрикционное звено, установленное с возможностью поворота вокруг оси, перпендикулярной плоскости осей валов, отличающийся тем, что, с целью
20 повышения эффективности и надежности, промежуточное фрикционное звено выполнено в виде траверсы с установленными на ее концах фрикционными роликами, кинематически связанными между собой и с
25 внутренними сферическими поверхностями фрикционных элементов, упомянутые поверхности имеют общий центр, расположенный в точке пересечения осей валов и оси вращения траверсы; б
Составитель P.Ùóêèí
Техред М.Моргентал
Редактор С,Кулакова
Корректор В Петраш
Заказ 2751, Тираж Подписное .
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
5 175
I а на траверсе жестко установлена ручка 22 управления.
Вариатор работает следующим образом, При вращении входного вала 3-с определенной угловой скоростью с той же скоростью вращается жестко связанный с .ним фрикционный элемент 4, рабочая внутренняя сферическая поверхность которого контактирует с фрикционным роликом 11, передавая ему крутящий момент, который в дальнейшем через шестерни 19, 20 и 21 . передается фрикционному ролику 12, который в свою очередь контактирует с внутренней сферической фрикцион ной поверхностью фрикционного элемента 9.
Далее крутящий момент через шлицы 8 передается выходному валу б. Постоянное. поджатие роликов к рабочим поверхностям фрикционных элементов обеспечивается пружиной 10. Передаточное отношение при этом может в широком диапазоне изменяться путем плавного поворота ручки 22 управления, которая может фиксироваться в заданном положении с помощью тормозного устройства (не изображено). При необходимости может быть изготовлен вариатор с углом между осями входного и выходного валов, отличным. от прямого (фиг.2), а при водной двигатель может быть размещен внутри вариатора, например на оси промежуточной шестерни 20, в том числе реверсивного (двигатель не изображеH), что
5 дополнительно расширяет функциональные возможности вариатора.