Опора скольжения

 

Использование: опоры с несимметричным нагруженном. Сущность изобретения: в корпусе 1 размещена обхватывающая вал 2 втулка с центральной трубчатой частью 3, с раструбами 4 и механизмом осевого сжатия 9. Трубчатая часть 3 втулки выполнена с продольными по окружности сквозными пазами , раструбы выполнены с плоской формой . На центральной трубчатой части 3 втулки может быть выполнено утолщение для улучшения центрирования вала 2. С целью уменьшение осевого габарита опоры утолщение может быть выполнено в виде пары раструбов с зазором между ними. Корпус выполняют в виде цилиндрической втулки с радиальными отверстиями с выходом их в зону зазора пары раструбов. Механизм осевого сжатия выполняют в виде обоймы с нажимными элементами. Обойма охватывает корпус 1 и выполнена с приводом нажимных элементов. Нажимные элементы размещены в радиальных отверстиях корпуса с возможностью радиального перемещения с контактом с обоймой и торцами пары раструбов в зоне зазора. Обойма с корпусом 1 может быть сопряжена по резьбе, а привод нажимных элементов может быть выполнен в ьиде конической поверхности на обойме. Обойма может быть выполнена в виде клеммового зажима, 4 з.п. ф-лы, 8 ил. (/ С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 С 17/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4842396/27 (22) 03.05.90 (46) 15.08.92. Бюл. М 30 (71) Таллиннский технический университет (72) М.И.Тамре (53) 621.822.5 (088.8) (56) Заявка ФРГ

t4. 3833556„кл. F 16 С 31/02, 1988.

Патент США

1ч. 4473308, кл. F 16 С 33/22, 1984, Авторское свидетельство СССР

М 1278505, кл. F 16 С 17/02, 1985. (54) ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Использование: опоры с несимметричным нагружением. Сущность изобретения:

° в корпусе 1 размещена обхватывающая вал

2 втулка с центральной трубчатой частью 3, с раструбами 4 и механизмом осевого сжатия 9; Трубчатая часть 3 втулки выполнена с продольными по окружности сквозными пазами, раструбы выполнены с плоской формои. На центральной трубчатой части 3

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в прецизи- .

oHHblx механизмах вращательного и поступательного перемещения.

Известна ойора скольжения, содержащая установленную в корпусе и обхватывающую цапфу вала втулку с каналами для подвода смазочного вещества в зону трения. Обхватывающая цвпфу поверхность втулки профилирована как в продольйом,— " так и в поперечном сечений и имеет определенну .о упругость . Однако изготовление внутренней криволинейной поверхности та- Ы 1754944 А1 втулки может быть выйолнено утолщение для улучшения центрирования вала 2. С целью уменьшение осевого габарита опоры утолщение может быть выполнено в виде пары раструбов с зазором между ними, Корпус выполняют в виде цилиндрической втулки с радиальными отверстиями с выходом их в зону зазора пары раструбов. Механизм осевого сжатия вйполняют s виде обоймы с нажимными элементами. Обойма охватывает корпус 1 и выполнена с приводом нажимных элементов. Нажимные элементы размещены в радйальйых отверстиях корпуса с возможностью радиального перемещения с контактом с обоймой и торцами пары раструбов в зоне зазора. Обойма с корпусом 1 может быть сопряжена по резьбе, а привод нажимных элементов может быть выполнен в виде конической поверхности на обойме, Обойма может быть выполнена в виде клеммового зажима, 4 з.п. ф-лы, 8 ил. кой опоры с высокой точностью размеров— трудно реализуемая задача.

Известна также опора скольжения, содержащая втулку и цапфу вала, которая покрыта упругодеформируемой оболочкой, причем в цапфе выполнена система каналов и продольные пазы, заполненные гидропластмассай, позволяющие упругим деформированием профилировать поверхность цапфы в продольном и в поперечном сечениях. Однако упругодеформируемая оболочка на поверхности цапфы быстро изнашивается и из-за перйодйчности изме1754944 нения реакций в опоре возникает вибрация же может быть выполнена в виде клеммного цапфы. - . . зажима.

Наиболее близким техническим ре- !а фиг.1 приведена предлагаемая опошением к заявляемой опоре является вы- ра; на фиг,2 — вид опоры со стороны мехабранная в качестве прототипа опора, 5 низма oceaoro сжатия; на фиг.3 содержащая корпус с размещенной в нем поперечный разрез опоры по центральной обхватывающей цапфу вала втулкой, кото- трубчатой части втулки в ее сжатомсрстоя- рая сопряжена по посадке с гарантирован-; на фиг.4 - опора с центральным утолным натягом, причем втулка выполнена с . щением; на фиг.5 — опора с утолщением в расположенными по обе стороны от ее цен- 10 виде пары раструбов и с обоймой с коничетральной трубчатой части упругими растру- ской поверхностью; на фиг.6- поперечный бами, взаимодействующими с губками .. разрез опоры с парными раструбами и с механизма осевого сжатия.: " конической обоймой на фиг.7 — orlopa C

Недостатком известной опоры является утолщением в виде пары раструбов и с клемто обстоятельство; что контактные напряже- 15 мным зажимом .на фиг.8 — поперечный разнйя, приводящие к увеличению сил трения, рез опоры с клеммным зажимом..:: .. резко возрастают на кромках втулки. Из-за, Опора скольжения содержит размещеннесовпадения осей втулки и цапфы и выпал-, ную в корпусе 1 и охватывающую цапфу 2 нения цапфы несамоустанавливаемой в втулку. Втулка состоитиз центральнойтруб. сопряжении невозможно отрегулировать 20 чатой части 3 и расположенных.ло обе сто.концентрации контактных напряжений ре- роны от нее плоских раструбов 4. Со .гулированием зазора в сопряжении. Также стороны цапфы 2 во втулке выполнены прорегулирование зазора осевым сжатием уп- дольные сквозйые пазы 5, образуя в трубчаругих раструбов возможно лишь в неболь- -той части втулки равные.деформируемые шой степени, так как при.этом получается 25 межпазовые элементы 6. На центральной объемное сжатие трубчатой части втулки.: трубчатой части 3 втулки может быть выполЦелью изобретения является уменьше- нено утолщение 7, которое может состоять ние потерь на трение и улучшение:самоуста- . из пары раструбов 8, Опора оснащена мехаб навливаемости цапфы вала. . " нйзмом осевого сжатия 9 втулки, который

Указанная, цель достигается тем, что в 30.может быть выполнен в виде:обоймы 10 с известной опоре, содержащей корпус, раз- . нажимными элементами 11, мещенную в нем охватывающую цапфу ва- Опора скольжения работает следую.ла, втулку с расположеннымй по обе " щим образом. Механизм осевого сжатия стороны от ее центральной трубчатой части 9 втулки, взаимодействуя с раструбами 4, раструбами и механизмом осевого сжатия 35 воздействует изгибающим моментом на втулки с контактом с раструбами, трубчатая межпазовые элементы 6. втулки, изгибая их часть втулки выполнена с продольными па вовнутрь отверстия втулки и стремясь окружности сквозными пазами, раструбы уменьшить зазор в: сопряжении, Максй-. выполнены с плоской формой. Ка централь- мальная деформация элементов 6 получает- - . ной трубчатой части втулки может быть вы- 40 ся в середине трубчатой части 3 между. полйено утолщение, которое позволяет раструбами4, причемтак как радиусотвер- .улучшить центрирование цайфй. Для умень- стия втулки в поперечном сечении больше, шения осевого габарита опоры утолщение чем радйус цапфы, то в сжатом состоянии может быть выполнено в виде пары растру-: образуется своеобразное многоугольное от-: бовсэазором между ними, приэтом корпус 45 верстие втулки, которое профилировано в выполнен в виде цилиндрической втулки с продольном и в поперечном сечениях. С вы- .равномерно расположенными радиальны- полнением в центральной трубчатой части3.: ми отверстиями с выходом в зону зазора втулки утолщения 7 при сжатии раструбов4 пары раструбов, а механизм осевого сжа-. образуются две сужающйеся и профилиротия при этом выполнен в виде обоймы с 50 ванные части по обе стороны отутолщения. нажимными элементами, охватывающей 7, Прй выполнении утолщения 7 в виде паркорпус и выполненной с приводом нажим- ных раструбов 8 в зазор междунимиприжиных элементов, размещеннйх в радиальных . маются нажимные элементы 11 с приводом отверстиях корпуса, с возможнбстыю ради- в виде обоймы 10. Нажимные элементы 11, ального перемещения, с контактом с обой- 55 стремясь раздавить парные раструбы 8, из-. мой и торцами пары раструбов s зоне гибаютмежпаэовыеэлементыбвтулкисимзазора. Обоймы с корпусом могут быть метрично по обе стороны от раструбов 8: . выполнены сопряженными по резьбе; а . вовйутрь отверстия втулки. В ходе работы в привод нажимных элементов в виде кони- объем между раструбами 4 трубчатой части ческой поверхности на обойме. Обойма так- 3 и корпусом 1 может быть введено смазоч1754944 ное вещество, для поступления которого в цапфу вала втулкой с расположенными йо зону трения остаются щели в кромках обра- обе стороны от ее центральной трубчатой зовавшегося профиля. Продукты износа части раструбами и механизмом осевого мигрируют в зону с большим зазором и не сжатия втулки с контактом с раструбаприведут к заклиниванию опоры, в то же 5 ми; о тл и ч а ю ща я с я тем, что, с целью время со сжатием раструбов 4 или раздав- уменьшения потерь на трение и улучшения лением парныхраструбов Окомпенсируется самоустанавливаемости цапфы вала, износ и изменяется жесткость подшипйика.. трубчатая часть втулки выполнена с проВ продольном сечении поверхность отвер- дольными по окружности сквозными пастия втулки в деформируемом состоянии 10 зами, раструбы выполнены с плоской имеет седлообразный профиль, благодаря фс рмой, которому при малых углах наклона цапфы . 2, Опора по п.1, отл и ч а ю щ а я с я тем, относительно оси втулки контактные на- что, с целью улучшения центрирования цап- пряжения сохраняются постоянными, а фы вала, на центральной трубчатой части эпюра их относительно гладкой. Разме-. 15 втулки выполнено утолщение. ры раструбов 4, 8 и межпазных элемен- 3, Опора по п.2, отличающаяся тов 6 определяются из условия хорошей тем, что, с целью уменьшения осевого габадеформируемости межпазных элементов 6 рита опоры, утолщение выполнено в виде: трубчатой части 3 втулки, а размеры пазов —; кориз условия сохранения регулируемости эа- 20 пус выполнен в виде цилиндрической втулки зоре в сопряжении. Размеры опоры должны с равномерно распбложенными радиальныудовлетворять условиям: - ми отверстиями с выходом в зону зазора пары раструбов, а механизм осевого сжатия выполнен в виде обоймы с нажимными элеи 25 ментами, обхватывающей корпус и выпол(. ненной с приводом нажимных элементов, размещенных в радиальных отверстиях кори пуса с возможностью радиального перемегде h -толщина раструба втулки; щения, .с контактом с обоймой и торцами

R — радиус отверстия. втулки; 30 пары раструбов в зоне зазора.

0 — толщина стенки трубчатой части, 4. Опора по п,3, отличающаяся втулки;: . - тем, что обойма с корпусом сопряжена по — ширина продольных пазов; резьбе. а привод нажимных элементов вып — число продольных пазбв, n = 3, 4...; полнен в виде. конической поверхности на

Л вЂ” начальный радиальный зазор. 35 обойме.

Формула изобретения 5. Опора по пЗ,отл ич а ющая ся

1; Опора скольжения, содержащая кор- тем, что обойма выполнена в виде клеммопус с размещенными в нем обхватывающей вого зажима, 4 Ф / У

1754944

1754944

1754944

1754944 .

Составйтель М. Таире

Редактор Н. Семенова Техред ММоргейтал Корректор В. Петраш

Заказ 2877 Тираж -: ..: Подписное

ВНИИПЙ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва; Ж 35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород; ул.Гагарина, 101

Опора скольжения Опора скольжения Опора скольжения Опора скольжения Опора скольжения Опора скольжения Опора скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования подшипникового узла баллера руля

Изобретение относится к машиностроению , точнее к подшипникам скольжения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах жидкостного трения шпиндельных узлов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниках скольжения

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в скоростных высоконагруженных устройствах, центробежных компрессорах, насосах, турбинах и других устройствах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в высокоскоростных высоконагруженных устройствах: центробежных компрессорах, насосах, турбинах и других устройствах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорах валов, эксплуатирующихся в условиях высоких радиальных нагрузок

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях быстроходных компрессоров, газовых и паровых турбин насосов и других роторных машин

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипниковым узлам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорных подшипниках скольжения с разрезной конструкцией вкладыша для турбореагентов тепловых электростанций

Изобретение относится к области механики и может быть использовано в турбоагрегатах тепловых электростанций

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно может использоваться в машинах и аппаратах с движущимися деталями, работающими в условиях газовой смазки

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в прокатных станах
Наверх