Устройство электрического запуска газотурбинного двигателя

 

Изобретение относится к запуску двигателей внутреннего сгорания, а именно к запуску газотурбинного двигателя (ГТД) с использованием электрических цепей зажигания , и позволяет повысить надежность запуска ГТД. Устройство обеспечивает выдачу напряжения на агрегат 3 зажигания при запуске ГТД независимо от разряженности аккумуляторной батареи 2 и условий запуска с помощи датчика 4 частоты вращения или давления топлива, датчика 5 температуры газов, блока 1 запуска и регулирования, блока 7 автоматики, при этом используется накопление энергии в накопителях 6 энергии. Такое выполнение устройства обеспечивает повышение его надежности 3 з.п.ф-лы, 4 ил. (Л

СО!ОЗ . СОВЕТСКИХ

СОЦИЛЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)з F 02 С 9/00

ГОСУДАРСТВЕННЫИ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

It ã1ã,»

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЪСТВУ (21) 4748151/06 (22) 07,08.89 (46} 23,08,92. Бюл. М 31 (72) А.П,Борисенко, Н.M,Ãîðøêoî, М,Г,Ка. лашников, H.Ô.Ñòðîêîâ и Г.И.Углев (56) Блок запуска и регулирования БЗР2.

Техническое описание и инструкция по эксплуатации БЗР2.000,ТО Предприятие п.я, Г-4018, 1987. (54) УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО 3АПУСКА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ (57) Изобретение относится к запуску двигателей внутреннего сгорания, а именно к заИзобретение относится к запускудвигэ- телей внутреннего сгорания. а именйо к 33 пуску газотурбинного двигателя с использованием электрических цепей зажигания, Цель изобретения — повышение надежности устройства в работе.

Нэ фиг.1 представлена структурная схема устройства, на фиг.2 — структурная схема узла контроля состояния накопителей; нэ фиг.3 — структурная схема узла стабилизации напряжения питания агрегата зажигания; на фиг.4 — структурная схема узла элементов управления; коммутации и сигнализации с подключенными к нему накопителями . источника питания агрегэiэ зажигания.

Устройство электрического запуска газотурбинного двигателя содержит блок 1 запуска и регулирования, аккумуляторную батарею 2, агрегат 3 зажигания, датчик 4 частоты вращения или давления топлива и датчик 5 температуры газов за турбиной, „„. Ю „„1756598 А1 пуску газотурбинного двигателя (ГТД) с использованием электрических цепей зажигания, и позволяет повысить надежность запуска ГТД, Устройство обеспечивает выдачу напряжения на агрегат 3 зажигания при запуске ГТД независимо от разряженности аккумуляторной батареи 2 и условий запуска с помощи датчика 4 частоты вращения или давления топлива, датчика 5 температуры газов, блока 1 запуска и регулирования, блока 7 автоматики, при этом используется накопление энергии в накопителях 6 энергии. Такое выполнение устройства обеспечивает повышение его . надежности, 3 з.п,ф-лы, 4 ил.

\» датчик 4 частоты вращения или давления топлива и датчик 5 температуры газов за турбиной подключены соответственно к второму и первому входам блока 1 запуска и регулирования, первый вывод аккумуля- (Л торной батареи 2 подключен к третьему вхо- О ду блока 1 запуска и регулирования, второй (Л вывод аккумуляторной батареи 2 и первый вывод агрегата 3 зажигания подключены к шине "Корпус". Кроме того устройство содержит накопители 6 источника питания аг,регата зэжигайия, блок 7 автоматики, выполненный в виде узла 8 контроля состояния накопителей, узла 9 стабилизации напряжения питания агрегата зажигания, узла

10 элементов. управления, коммутации и сигнализации, узла 11 контроля частоты вращения или давления топлива и узла 12 контроля температуры газов за турбиной, первый вход узла 10 элементов управления, коммутации и сигнализации подключен к первому выводу аккумуляторной батареи 2, второй, третий, четвертый, пятый и шестой

1756598 входы — соответственно к первому выводу аккумуляторной батареи 2, второй, третий, четвертый, пятый и шестой входы — соответственно к первому, второму, третьему, четвертому и пятому выходам блока 1 запуска и регулирования, седьмой вход — к выходу узла 11 контроля частоты вращения или давления топлива, восьмой — к выходу узла "l2 контроля темепратуры газов за турбиной, девятый и десятый входы — соответственно к первому и второму выходам.узла 9 стабилизации напряжения питания агрегата зажигания, одиннадцатый, двенадцатый и тринадцатый входы — соответственно к первому, второму и третьему выходам узла 8 контроля состояния накопителей, первый, второй, третий, че-вертый, пятый и шестой выходы — соответственно к второму выводу агрегата 3 зажигания, входу узла 11 контроля частоты вращения или давления топлива, входу узла 12 контроля температуры газов за турбиной, входу узла 9 стабилизации напряжения питания агрегата зажигания и первому и второму входам узла 8 контроля состояния накопителей, оставшиеся выводы узла 10 элементов управления, коммутации и сигнализации подключены к выводам накопителей 6 источника питания агрегата зажигания.

Узел 8 контроля состояния накопителей (фиг.2) содержит формирователь 13 напряжениял, первый делитель 14 напря>кения, первую схему 15 соавнения, схему НЕ 16, схему И 17, счетчик 18, первый 19, второй 20 и третий 21 усилители, входы формирователя 13 напряжения и первого делителя 14 напряжения подкл1очены соответственно к пятому и шестому выходам, э выходы первого 19, второго 20 и третьего 21 усилителей подключены соответственно к одиннадцатому, двенадцатому и тринадцатому входам узла 10 элементов управления, коммутации и сигнализации, выход форми.рователя 13 напряжения подключен к пер.вому входу первой схемы 15 сравнения, выход которой подключен к первому входу схемы И 17 и входу схемы HE 16, выход которой подключен к первому усилителю

19, выход первого делителя 14 напряжения подключен к вторым входам первой схемы 15 сравнения и схемы И 17, выход последней подключен к входу счетчика 18, . первый и второй выходы которого подключены к входам соответственно второго 20 и третьего 21 усилителей.

Узел 9 стабилизации напряжения питания агрегата зажигания (фиг.3) содержит стабилизатор 22 напряжения; второй делитель 23 напряжения, источник 24 опорного напряжения, вторую схему 25 сравнения, 10

20 четвертый усилитель 26, входы стабилизатора 22 напряжения и второго делителя 23 напряжения подключены к четвертому выходу, а выходы стабилизатора 22 напряжения и четвертого усилителя 26 подключены соответственно к девятому и десятому входам узла 10 элементов управления, коммутации и сигнализации, выходы второго делителя 23 напряжения и источника 24 опорного нап ряжения подключены: первому и второму входам второй схемы 25 сравнения, выход которой подключен к входу четвертого усилителя 26, Узел 10 элементов управления, коммутации и сигнализации (фиг,4) содержит первый 27, второй 28 и третий 29 контакторы, первое, второе, третье, четвертое, пятое, шестое и седьмое реле 30 -36 соответственно, реле 37 времени, первый 38, второй 39, . третий 40 и четвертый 41 диоды, резистор

42, кнопку 43, первую 44, вторую 45 и третью

46 сигнальные лампы. шину 47 питания,. первый 48, второй 49 и третий 50 замыкающие контакты третьего контактора 29, размыкающий контакт 51 второго контактора

28, первый 52, второй 53, третий 54 и четвертый 54 размыкающие контакты первого контактора 27, замыкающий контакт 56 реле 37 времени, размыкающий контакт 57 второго

30 реле 31, первый 58 и второй 59 размыкаюцие контакты третьего реле 32, первый 60 и второй 61 замыкающие контакты Второго контактора 28, первый 6? и второй 63 размыкающие контакты четвертого реле 33;

35 размыкающий контакт 64 пятого реле 34, первый 65; второй 66 и третий 67 замыкающие контакты третьего реле 32, первый 68 и второй 69 замыкающие контакты седьмого реле 36, первый и второй замыкаю.цие кон40 такты 70 и 71 шестого реле 35, первый 72 и второй 73 замыкающие контакты первого реле 30, первый 74, второй 75, третий 76 и четвертый 77 замыкающие контакты первого контактора 27, первый 78 и второй 79

45 замыкающие контакты второго реле 31, замыкающий контакт 80 четвертого реле ЗЗ, пятый вйход блока 1 запуска и регулирования через третий размыкающий контакт 50 третьего контактора 29 подключен к входу

50 узла 12 контроля температуры газов за турбиной, выход которого через второе реле 31 подключен к шине "Корпус", а через первый замыкающий контакт 78 второго реле 31 — к шине 47 питания; четвертый выход блока 1

55 запуска и регулирования подключен через второй размыкающий контакт 49 третьего контактора 29 к входу узла 11 контроля частоты вращения или деления топлива, выход которого через первое реле 30 подключен к шине Корпус", а через первый замыкаю1756598 щий контакт 72 первого реле 30 — к шине 47 питания, первый вывод аккумуляторной батареи 2 подключен к первому выводу первого размыкающего контакт 48 третьего контактора 29, второй вывод которого под ключен через кнопку 43 к шине 47 питания и первым выводам размыкающего контакта

51 и первого замыкающего контакта 60 второго контактора 28, второй вывод последнего подключен к первым выводам второго замыкающего контакта 73 первого реле 30, первого размыкающего контакта 62 четвертого реле 33 и второго замыкающего контакта 79 второго реле 31, первые выводы первого 27, второго 28 и третьего 29 контакторов третьего 32, четвертого 33, пятого 34, шестого 35 и седьмого 36 реле иреле 37 времени подключены к шине "Корпус", второй вывод размыкающего контакта 51 второго контактора 28 подключен к второму выводу реле 37 времени и аноду первого диода 38, катод которого подключен через резистор 42 к первым выводам первого размыкающего контакта 52 и третьего размыкающего контакта 54 первого контактора 27 и второго замыкающего контакта 61 второго контактора 28, второй вывод которого подключен через второй размыкающий контакт.

59 третьего реле 32 к второму входу узла 8 контроля состояния накопителей, первый вход которого подключен к шине 47 питания, которая через размыкающий контакт

57 второго реле 31 подключена к первым выводам первого размыкающего контакта

58 третьего реле 32, первого размыкающего контакта 65 третьего реле 32, замыкающего контакта 80 четвертого реле 33 и второго размыкающего контакта 63 четвертого реле

33, второй вывод последнего подключен к первым выводам первого замыкающего контакта 68 седьмого реле 36, первого 70 и второго 71 замыкающих контактов шестого реле 35, второй вывод первого замыкающего контакта 68 седьмого реле 36 подключен к второму выводу седьмого реле 36 и второ. му выходу блока 1 запуска и регулирования, третий выход которого подключен к второму выводу третьего контактора 29, а первый— к аноду второго диода 39, катод которого подключен к второму выводу агрегата 3 зажигания и катоду третьего диода 40, анод которого подключен к первому выходу уЗла

9 стабилизации напряжения питания агрегата. зажигания, второй выход котороГо подключен к вторым выводам четвертого реле

31 и замыкающего контакта 80 четвертого реле 33, а вход — к первому выводу первого замыкающего KOHTBKTB 74 первого контактора 27, второй вывод которого подключен к второму выводу первого рввмыквющего контакта 52 первого контактора 27 и первому выводу накопителей 6 источника питания агрегата зажигания, третий вывод которых подключен к второму выводу третьего раз5 мыкающего контакта 54 первого контактора

27, а второй через второй размыкающий контакт 53 первого контактора 27 — к шине

"Корпус" и через последовательно соединенные второй замыкающий контакт 75 пер10 ваго контактора 27 и третий замыкающий контакт 76 первого контактора 27 — к второму выводу третьего размыкающего контакта 54 первого контактора 27, шина 47 питания через последовательно соединен15 ные четвертый размыкающий контакт 55 первого контактора 27, третий замыкающий контакт 67 третьего реле 32 и первую сигнальную лампу 44 подключена к шине "Корnyc", шина 47 питания через

20 последовательно .соединенные четвертый замыкающий контакт 77 первого контактора

27 и вторую сигнальную лампу 45 подклю. чен к шине "Корпус", второй вывод замыкающего контакта 71 шестого реле 35 через

25 третью сигнальную лампу 46 подключен к шине "Корпус", второй вывод первого. замыкающего контакта 70 седьмого реле 36 подключен к второму выводу шестого реле 35, третьему выходу узла 8 контроля состояния

30 накопителей и аноду четвертого диода 41, . катод которого подключен к первому выходу узла 8 контроля состояния накопителей, второму выводу третьего реле 32, второй выход узла 8 контроля состояния накопите35 лей подключен к второму выводу пятого реле 34, второй вывод первого размыкающего контакта 58 третьего реле 32 через замыкающий контакт реле 37 времени подключен к вторым выводам второго контактора 28 и

40 размыкающего контакта 64 пятого реле 34, второй вывод которого подключен к второму выводу первого размыкающего контакта 62 четвертого реле 33, второй вывод второго замыкающего контакта 73 первого реле 30

45 через последовательно соединенные второй замыкающий контакт 66 третьего реле

32 и второй замыкающий контакт 69 седьмого реле 36 подключен к второму выводу первого контактора 27. На фиг.4 также

50 показаны накопители 81 и 82 источника питания агрегата зажигания.

Устройство электрического запуска газотурбинного двигателя работает следующим образом, 55 С подачей питания от аккумуляторных батарей 2 (фиг, Ц на блок 1 запуска и регулирования, оно также поступает на блок 7 автоматики — на "Вх.1м узла 10 и далее (фиг.4) через размыкающий контакт 48 контактора

29 и через размыкающий ко».такт кнопки 43

1756598

30

7 т на шину 47 питания. С последней питание через "Вых.5" узла 10 подается на "Вх.1" узла 8 и формирователь 13, При этом формирователь 13 формирует напряжение U1 (величина 01 выбирается из условия достаточности запасаемой энергии в накопителях

6, при подключении их на зарядку к определенному источнику электрической энергии— аккумуляторной батарее, для обеспечения надежного электропитания агрегата зажигания в течение времени достаточного для надежного поджига топливовоздушной смеси и достижения определенной температуры газов за турбиной). Одновременно с этим питание поступает и на накопители 6, которые заряжаются по цепи: "Вх,1" узла

10, контакт 48, размыкающий контакт 51 контактора 28, диод 38, резистор 42 и далее по двум цепя л: первая — размыкающий контакт 52 контактора 27, вывод узла 10 плюсовой и минусовой выводы первого накопителя 81, вывод узла 10, шина "Корпус" — минус батареи 2, вторая — размыкающий контакт 54 контэктора 27, вывод узла

10, плюсовой и, минусовОй выводы второгО накопителя 82, шина " Корпус" — минус батареи 2, (Величина резистора 42 чыбирэется из условия ограничения броска тока заряда накопителя до допустимого значения). С момента подачи питания на накопители 81 и 82 получает питание реле 37 времени по цепи;

"Вх,1" узла 10, контаКт 48, контакт 51, реле

37 времени, шина "Корпус". Реле 37 работает с выдержкой времени(выдержка времеви выбирается из условия заряда накопителей), оно своим замыкающим койтактом 56 подает. питание на контактор 28 по цепи: шина 47 питания, размыкающий контакт 57 реле 31, размыкающий контакт 58 реле Ж, контакт 56, контактор 28, шина "Корпус"

Контактор 28 срабатывает и своим замыка ющим контактом 60 самоблокируется по цепи: "Вх1", узла 10, контакт 60, размыкающий контакт 62 реле 33, размыкающий контакт 64 реле 34, контактор 28, шина "Корпус". При этом контактр 28 своим размыкающим контактом 52 обрывает цепь заряда накопителей 81 и 82, а замыкающим контактом 61 контактор 28 подклачает накопители 81 и 82 источника энергии к узлу 8 для проверки величины заряда накопителей по; плюсовые выводы накопителей 81 и 82, выводы узла 10, кон — àêòû 52 и 54 контэктора 27, контакт 61 контактора 28, размыкающий контакт 59 реле 32, "Вых,6" узла

10, "Вх.2" узла 8, схема делитель 14 напряжения. Последний формирует напряжение

Uz; пропорциональное заряженности накопителей. Напряжение Ul (фиг,2) с формирователя 13 поступает на "Вх,1", э напряжение

"0g" — на "Вх.2" схемы 15 сравнения, в результате на выходе появляется сигнал, который подается на схему НЕ 16 и "Вх.1" схемы

17 И, Если в результате сравнения "Ul" и

"Uz" получится, что Ug> Ul схема HE 16 через схему усилитель 19 на "Вых.1" узла 8 выдаст сигнал, в который поступает на

"Вх.11" узла 8 (фиг.1) и далее на реле 32 шину "Корпус". Реле 32 срабатывает и своим замыкающим контактом 65 само(:локируется по цепи; шина 47 питания, контакт 57, контакт 65, реле 32 шина ".Корпус", Реле 32 своим контактом 59 обрывает цепь проверки величины заряда накопителей, а замыка- ющими контактами 66 и 67, соответстевнно, готовит цепь подачи питания на контактор

27и подает питание на сигнальную лампу 44 по цепи: шина 47 питания, размыкающий контакт 55 контактора 27, контакт 67, лампа

0 44, шина "Корпус". Работа лампы 44 сигнализирует оператору о. достаточности заряда накопитеяей 81 и 82 и возможности запуска эн ергоа гре гата.

Если же в результате сравнения UI и 0г получится,что U» Ug,схема И 17(фиг,2), при наличии на "Вх.2" напряжения Uz, на выходе выдаст сигйал, поступающий на вход счетчика 18, которйй через "Вых,1" и усилитель 20 на "В ых.2" узла 8 выдаст сигнал, при этом на "Вых.1" узла 8 сигнал отсутствует.

Сигнал с "В ых,2" узла 8 (фиг.1) через "Вх.12" узла 10 поступает на реле 34, которое срабатывает и своим контактом 64 обрывает цепь питания контактора 28. Последний своим контактом 51 восстанавливает цепь . заряда накопителей от аккумуляторной батареи 2 и цикл заряда повторяется аналогично описанному выше. По истечении времени работы реле 37 времени повторяется процесс контроля напряжения на накопителях (проверка состояния накопителей) как описано выше. Если в этом случае будет

Ui>,0, устройство сработает аналогично описанному выше.

В случае, когда окажется, что 01> 02, то счетчик 18 (фиг.2) выдаст сигнал на "Вых.2", который через усилитель 21 выдаст сигнал на "Вых.3", С "Вых.3" узла 8 (фиг,1) сигнал поступает í" "Bx.13",узла 10 и далее нэ реле

35, э также через диод 41 и на реле 32.

Сработав, реле 32 осуществляет переключения цепей коммутации согласно описанному.выше, реле 35 свожу замыкающим контактом 70 самоблокируется по цепи: шина 47 питания, контакт 57, размыкающий контакт 63 реле 33, контакт 70, реле 35, шина "Корпус". Вторым замыкающим контактом 71 реле 35 подает питание на сигнальную лампу 46 по цепи: шина 47 питания, контакт 57, контакт 63, контакт 71, сигналь1756598

10 ная лампа 46, шина "Корпус". При работе контактора27, накопитель81, замыкающие сигнальных ламп 44 и 46 одновременно со- контакты 75 и 76 контактора 27, накопитель общается оператору, что схема готова к за- . 82, шина "Корпус", С "Вых.4" узла 10 питапуску, но накопители 81 и 82 запасли ния поступает на "Вх." узла 9 и далее на энергии меньше расчетной для надежности 5 входы стабилизатора 22 и делителя 23, Стаподжига топливовоздушной смеси. билизатор 22 (фиг.3) напряжение "U3 и реВ дальнейшем, с нажатием на кнопку образует на "Вых" в стабилизированное

"Запуск" на щитке оператора (на чертеже напряжение "U4", которое подается на условно не показана) сигнал с вывода "За- "Вых.1" узла 9. Величина "U4" выбирается пуск" блока 1 запуска и регулирования 10 исходя из нбминального напряжения пита(фиг,1) поступает на блок 7 автоматики и ния агрегата зажигания. Делитель 23 фордалеечерез "Вх.3" узла10поступаетнареле мирует на "Вх.1" схемы 25 сравнения

36, которое, сработав, самоблокируется сво- напряжение пропорциональное напряжеим замыкающим контактом 68 по цепи: ши- нию "U3", которое постоянно сравнивается на 47 питания, контакты 57, 63 и 69, реле 36, 15 с "О»" вырабатываемого источником 24, шина "Корпус". Вторым замыкающим кон- "U»" выбирается из значения минимальнотактом 69 реле 36 готовит цепь питания кон- го напряжения питания агрегата зажигания, тактора 27. обеспечивающего нормальную его работу

С нажатием на кнопку "Запуск" начина- (отвечающую требованиям технических усется процесс раскрутки газовой турбины по 20 ловий на агрегат зажигания). Когда 0з= U4, циклограмме, заложенной в блоке 1 запу- то стабилизатор 22 обеспечивает напряжескаи регулирования, Сдостижениемчасто- ние питания без стабилизации, если на ты вращения, обеспечивающей надежный "Вх.1" и "Вх.2" схемы 25 сравнения напряраспылтоплива(илисдостижениемопреде- женил сравняются (0з = Up = О»), сигнал ленного давления топлива в системе топли- 25 поступает через усилитель на "Вх.9" узла 10 воподачи в камеру сгорания двигателя), и далее через диод 40, "Вых,1" узла 10 по-, сигнал датчика 4 частоты вращения (давле- ступает на агрегат 3 зажигания. До этого ния топлива) (фиг.1) через блок 1 запуска и момента питание на агрегат 3 зажигания регулирования поступает на блок 7 автома- поступает по цепи; первый выход (вывод тики и далее через "Вх.5" узла 10, размыка- 30 "А.3") блока 1, "Вх,2" узла 10 блока 7, диоды ющий кон гакт 49 контактора 29, "Цых.2" 39, "Вых,1" узла 10 блока 7, агрегат 3 эажиузла 10 поступает на "Вх," узла 11, который, гания. При поджиге топливовоздушной смеобработав его соответствующим образом, си и достижении температуры газов за на "Вых." узла 11 выдает сигнал, поступаю- турбиной, обеспечивающей стабильное гощий на "Вх.7" узла 10 и реле 30. Реле 30 35 рение, без работы агрегата зажигания, датсоабатывает и своим замыкающим контак- чик 5 температуры газов через блок 1 на том 72 самоблокируется по цепи: шина 47 "Вх.6" узла 10 блока 7 выдаст сигнал, котопитания, контакт 72, реле 30, шина "Кор- рый через размыкающий контакт 50 контакпус". Вторымзамыкающим контактом 73ре- тора 29 и "Вых;3" узла 10 подает сигнал на ле 30 подает питание по цепи; "Вх.1" узла 40 "Вх." узла 12, который обработав его соот10, контакт 48, контакт 60, контакты 73, 66 и ветствующим образом на "Вых". узла 12, 69, контакгор 27, шина "Корпус". Контактор который обработав его соответствующим

27 срабатывает и своими контактами пере- образом на "Вых." узла 12 выдаст сигнал, ключает накопители 81 и 82 с параллельного поступающий через "Вх.8" узла 10 на реле соединения на последовательное, а также 45 31, Последнее, сработав, своим замыкаюсигнализирует оператору аб поступлении щим контактом 78 самоблокируется rio ценаагрегат3зажиганиястабилизированного пи; шина 47 питания, контакт 78, реле 31, напряжения питания от накопителей 6 ис- шина "Корпус". Замыкающим контактом 79 точника питания, Сигнальная лампа 45 за- реле 31 подает питание на реле 33, а размымыкающим контактом 77 контактора 27 50 кающим контактом 57 реле 31 обрывает цеполучает питание по цепи: шина 47 питания, пи питания реле 33, 35 и 36, а также лампы контакт 74, лампа 45, шина "Корпус" (еиг- (если она работала). Реле 33, сработав. свональная лампа 44 при этом гаснет). При од- им размыкающим контактом 62 обрывает новременной работе сигнальных ламп 45 и цепь питания катушки контактора 28. Кон46 сообщается оператору, что накопители 55 тактор 28 контактом 60обрывает цепи питаотдаютэнергию, но запасено ее недостаточ- ния катушек контакторов 27 и 28 и реле 33.

Контактор 2? теряет питание уже контактаНа "Вых.4" узла 10 подается электропи- ми 66 (реле 32) или 69 (реле 35). При этом тание от накопителей 6 источника питания накопители 81 и 82 переключая ся иэ попо цепи: "Вых.4", замыкающий контакт 74 следовательного соединения нл парэллель1756598 ное контактами 52, 53 и 54 контактора 27.

При работе энергоагрегата, на третьем выходе (" Генератор" ) блока 1 появляется сигнал, который поступает на "Вх,4" узла 10 блока 7 и далее на контактор 29, Он срабатывает и своимим контактами 48, 49 и 50 обрывает цепи питания схем и элементов блока 7.

Если на "Вых.2" узла 9 блока 7 появился сигнал раньше, чем произошло срабатывание реле 31(режим возможный при недостаточности заряда накопителей 81 и 82, о чем сигнализирует лампа 46), то этот сигнал через "Вх.10" узла 10 поступает на реле 33, которое сработав, своим замыкающим контактом самоблокируется по цепи: шина 47 питания, контакт 57, контакт 80, реле 33 шина "Корпус"-. Контактом 63 реле ЗЗ обрывает цепи питания реле 35 и 36 и лампы 46, а контактом 62 реле 33 обрывает цепь питания контактора 28, Контактор 27 теряет питание при обесточивании реле 36 контактом

69. Гаснет лампа 45, а лампа 44, работая, сигнализирует, что накопители от агрегата зажигания отключились и началась их зарядка в течение времени работы реле 37 времени по цепям описанным выше. Реле

37 времени отработав, замыкает свой контакт 56, но контактор 28 не срабатывает, так как цепь питания его оборвана контактами

58 реле 32 и 62 реле 33. В данный момент агрегат 3 зажигания получает питание по штатной схеме от аккумуляторной батареи

2 через блок 1 и диод 39 блока 7 как описано выше. Для возвращения блока 7 в исходное положение необходимо оборвать цепь питания 47 шины от аккумуляторной батареи 2 нажав на кнопку 43, о чем сигнализирует погасание сигнальной лампы 44 и все процессы, описанные раньше, повторяются аналогичным образом, Использование предлагаемого устройства позволяет повысить надежность запуска газотурбинного двигателя за счет стабилизации напряжения питания агрегата зажигания при наиболее эффективном значении напряжения в течении времени, достаточном для надежного поджига топлива и достижения требуемой температуры газов за турбиной в автоматическом режиме, благодаря использованию нетрадиционного источника энергии — накопителей, при этом обеспечивается выдача оператору диагностической информации о течении зарядно-разрядных процессов накопителей в автоматическом режиме.

Формула изобретения

1. Устройство электрического запуска газотурбинного двигателя, содержащее блок запуска и регулирования, аккумуляторную батарею, агрегат зажигания, датчик частоты вращения или давления топлива и датчик температуры газов за турбиной, дэтчик частоты вращения или давления топлива и датчик температуры газов за турбиной подключены к первому и второму входам блока запуска и регулирования, первый вывод аккумуляторной батареи подключен к третьему входу блока запуска и регулирова10 ния, второй вывод аккумуляторной батареи и первый вывод агрегата зажигания подключены к шине "Корпус", о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с. целью повышения надежности, она дополнительно содержит накопители источника питания агрегата зажигания, блок автоматики, выполненный в виде узла контроля состояния накопителей, узла стабилизации напря>кения питания агрегата частоты вращения или давления топлива и, узла кон"роля температуры газов за турбиной, первый вход узла элементов управления, коммутации и сигнализации подключен к первому выводу аккумуляторной батареи, второй, третий, четвертый, пятый и шестой входы — соответственно к первому, второму, третьему. четвертому и пятому выходам блока запуска и регулирования, седьмой входк выходу узла контроля частоты вращения или давления топлива, восьмой — к выходу узла контроля температуры газов за турбиной, девятый и десятый входы — соответственно к первому и второму выходам узла стабилизации напряжения питания агрегата зажигания, одиннадцатый, двенадцатый и тринадцатый входы — соответственно к первому, второму и третьему выходам узла контроля состояния накопителей, первый, второй, третий, четвертый, пятый и шестой выходы — соответственно к второму выводу агрегата зажигания, входу узла контроля частоты вращения или давления топлива, входу узла контроля температуры газов эа турбиной, входу узла стабилизации напряжения питания агрегата зажигания и первому и второму входам узла контроля состояния накопителей, оставшиеся выво50 ды узла элементов управления, коммутации и сигнализации подключены к выводам накапителей источника питания агрегата зажигания, 2. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е е55 с я тем, что, узел контроля состояния накопителей содержит формирователь напряжения, первый делитель напряжения, первую схему сравнения, схему НЕ, схему И, счетчик, первый, второй и третий усилители, входы формирователя напряжения и первого

20 зажигания, узла элементов управления, коммутации и сигнализации; узла контроля

175б598 делителя напряжения подключены соответ- ле, первый и второй замыкающие контакты ственно к пятому и шестому выходам, а вы- первого реле, первый, второй, третий и четходы первого, второго и третьего вертый замыкающие койтакты первого конусилителей подключены соответственно к тактора, первый и второй замыкающие одиннадцатому, двенадцатому и тринадца- 5 контакты второго реле, замыкающий контому входам узла элементов управлейия, такт четвертого реле пятый вйход блока коммутации и сигнализации, выход форми- запуска и регулирования через третийразрователя напряжения подключен к первому мыкающий контакт третьего контактора входу первой схемы сравнения, выход кото- подключен к входу узла контроля темперарой подключен к первому входу схемы И и 10 туры газов за турбиной, выход которого чевходу схемы НЕ, выход которой подключен рез второе реле подключен к шийе "Корпус", к первому усилителю, выход первого дели- а через первый замыкающий контакт второтеля напряжения подключен к вторым вхо- го реле — к шине питания, четвертый выход дам первой схемы сравнения и схемй И, блока запуска и регулирования подключен выход последней подключен к входу счетчи- 15 через второй размыкающий контакт третьека, первый и второй выходы которого под- го контактора K входуфма KGHTpohA частоты ключены к входам соответственно второго и вращения или давлейия топлива, выход котретьего усилителей. торого через первое реле подключен к шине

3. Устройство rio п.1; о т л и ч а ю щ е е- "Корпус", а через первый замыкающий конс я тем, что узел стабилизации напряжения 20 такт первого реле — к шине питания, первый питания агрегата зажигания содержит ста- выводаккумуляторной батареи подключен к билиэатор напряжения, второйделительна- первому выводу-пер@ого размыкающего пряжения. источник опорного напряжеййя, контакта третьего контактора,второй вывод. вторую схему сравйения, четвертый усили- которого подключен, через кнопку к шине тель, входы стабилизатора напряжений и 25 питания и первым выводам размыкающего второго делителя напряжения подключены" контакта и первого замыкающего контакта к четвертому выходу, а выходы стабилизато- второго контактора, второй вывод последра напряжения и четвертого усилителя йод- него подключен к первым выводам второго ключены соответственно к девятому и замыкающего контакта первого реле, пердесятому входам узла элементов управле- 30 вого размыкающего контакта четвертого рения, коммутации и сигнализации, выходы ле и второго замыкающего контакта второго второго делителя напряжения и источника" реле, первые .выводы первого," второго и опорного напряжения подкл|очены к перво- третьего контакторов, третьего, четвертого, му и второму входам второй схемы сравне- пятого, шестого и седьмого реле и реле врения, выход которой подключен к входу 35 мени подключены к шине "Корпус", второй четвертого усилителя, вывод размыкающего контакта второго кон4. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е-е- тактора подключбм "к второму выводу реле с я тем, тчо узел -элементов управления, " "времени и аноду первого диода, катод котокоммутации и сигнализации содержит пер- рого подключен через резистор к первым вый, второй и третий контакторы, первое, 40 выводам первого размыкающего контакта и второе, третье, четвертое, пятое, шестое и" . третьего размыкающего контакта йервого седьмое реле, реле времени, первый, втсо- .контактора и второго замыкающего контакрой, третий и четвертый диоды, резистор, та второго контакт6ра, второй вывод котскнопку, первую, вторую и третью сигналь- рого подключен через второй размыкающий ные лампы, шину питания, первый, второй и 45 контакт третьего реле к второму входу узла третий размыкающие контакты третьего контроля состояния накопителей, первый контактора, размыкающий контакт второго вход которого подключен к шине питания, контактора, первый, второй, третий и чет- которая через размь(кающйй контакт второвертый размыкающие контакты первого m реле подключена к первым выводам перконтактора, замыкающий контакт реле вре- 50 вого раэмыкающего контакта третьего реле, мени, размыкающий контакт второго реле, первогозамыкающегоконтактатретьегорепервый и второй раэмыкающие контакты ле, замыкающего контакта четвертого реле третьего реле, первый и второй замыкаю- ивторогоразмыкающегоконтактачетвертощие,контакты второго контактора, первый и го реле, второй вывод последнего подклю второй размыкающие контакты четвертого 55 чен к первым выводам первого и второго реле, размыкающий контакт пятого реле, замыкающих контактов шестого реле и перпервый, второй и третий замыкающие кон- ваго замыкающего контакта седьмого реле, такты третьего реле, первый и второй замы- второй вывод последнего подключен к втокающие контакты седьмого реле, первый и рому выводу седьмого реле и второму выховторой замыкающие контакты шестого ре- ду блока запуска и регулирования, третий

1756598

16 выход которого подключен к второму выво- ненные четвертый замыкающий контакт ду третьего контактора, а первый — к аноду первого контактора и вторую сигнальную второго диода, катод которого подключен к лампу подключен к шине "Корпус", второй второму" выводу агрегата зажигания и като- вывод второго замыкающего контакта шесдутретьегодиода,анодкоторогоподключен 5 того реле чере третью сигнальную лампу кпервомувыходуузластабилизации напря- подключен к шине "Корпус", второй вывод жейия пйтайия агрегата зажигания, второй .первого замыкающего контакта шестого ревыход которого подключен к вторым выво- ле подключен к второму выводу шестого редамчетвертогореле. второго замыкающего ле, третьему выходу узла контроля контакта второго реле и замыкающего кон- 10 состояния накопителей и аноду четвертого такта четвертого реле, а вход — к первому диода,катодкоторого подключен к первому выаоду первого замыкающего контакта пер- выходу узла контроля состояния накопитевого контактора, второй вывод которого лей, второму выводу третьего реле и втоподключенквторомувыводупервогораэмы- . рому выводу первого замыкающего ка ощего контакта первого контактора и 15 контакта третьего реле, второй выход узла первому выводу накопителей истбчййка пи- контроля состояния накопителей подклю- тания агрегата зажигания, третий выводы чен к второму выводу первого замыкающекоторых подключен к второму выводу го контакта третьего реле, второй выход

- третьего размыкающего контакта первого узла контроля состояния накопителей подконтактора, а второй через второй раэмы- 20 ключен к второму выводу пятого реле, втокающиф. контакт первого контактора — к, рой вывод первого размыкающего шине "Корпус" и через последовательно контакта третьего реле через замыкающий соединенные второй замыкающий кон- контакт оеле времени поключен к вторым такт первого контактора и третий замы- выводам втооого контактора и размыкаюкающий контакт первого контактора — к 25 щего контакта пятого реле, второй вывод второму выводу третьего размьгкаощего которого подключен к второму выводу перконтакта первого контактора, шийа пита- вого размыкающего контакта четвертого ния через последовательно соединенные реле, второй вывод второго замыкающего четвертый размыкающий контакт перво- контакта первого реле через последоваго контактора, третий замыкающий кон- ЗО тельно соединенные второй замыкающий такт третьего реле и первую сигнальную контакт третьего реле M второй эамыкаюлампу подключена к шине "корпус", шина щий контакт седьмого реле подключен к питания через последовательно соеди- второму выводу первого контактора, 1756598

1756598

Редактор А.Козориз

Заказ 3074 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 1(j1 й)х.2

8 3 алых.Ф

Вх. У

Составитель В,Колясников

Техред M.Моргентал Корректор Н. Бучок

Устройство электрического запуска газотурбинного двигателя Устройство электрического запуска газотурбинного двигателя Устройство электрического запуска газотурбинного двигателя Устройство электрического запуска газотурбинного двигателя Устройство электрического запуска газотурбинного двигателя Устройство электрического запуска газотурбинного двигателя Устройство электрического запуска газотурбинного двигателя Устройство электрического запуска газотурбинного двигателя Устройство электрического запуска газотурбинного двигателя Устройство электрического запуска газотурбинного двигателя 

 

Похожие патенты:
Изобретение относится к управлению и регулированию двигателей и может быть использовано для управления режимами газотурбинных двигателей

Изобретение относится к автоматическому регулированию, в частности к системам управления транспортных газотурбинных двигателей, снабженных регулируемым сопловым аппаратом (РСА)

Изобретение относится к автоматическому регулированию, в частности к системам регулирования газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к области автоматического управления газотурбинными двигателями (ГТД) летательных аппаратов

Изобретение относится к системам управления газотурбинными двигателями, в частности к системам реверса двигателей, сокращающим пробег самолета при посадке

Изобретение относится к области автоматического управления и контроля ГТД, в частности, к устройствам ограничения вибраций , и позволяет повысить эффективность контроля ГТД

Изобретение относится к области автоматического регулирования газотурбинной установки, а более конкретно к устройству, обеспечивающему управление положением дозирующего узла, через который подводится газообразное или жидкое топливо в камеру сгорания газотурбинной установки

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к газодинамике и регулированию турбомашин

Изобретение относится к области систем управления сложных объектов техники, работающих в широком диапазоне режимов и нагрузок и может быть использовано в системах управления газотурбинных двигателей, турбин электростанций и т.д

Изобретение относится к области автоматического регулирования газотурбинного двигателя (ГТД), а более конкретно - к системе управления положением запорного клапана, обеспечивающего подвод топлива через дозатор к форсункам камеры сгорания двигателя

Изобретение относится к области бронетанкового вооружения и техники, в частности к силовым установкам танков

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, преимущественно к способам определения выброса окислов азота NOx при доводке камер сгорания

Изобретение относится к насосостроению, в частности к центробежным насосам, используемым, например, в системах топливопитания газотурбинных двигателей
Наверх