Способ обнаружения короткого замыкания вращающегося диода @ -фазного выпрямителя трехфазной синхронной машины

 

Изобретение относится к контролю, преимущественно в условиях эксплуатации, трехфазных синхронных машин. Цель изобретения - обнаружение короткого замыкания вращающегося диода в т-фазном двухполупериодном выпрямителе трехфазной синхронной машины. Линейные ЭДС обмотки якоря 1 основной машины, имеющие пространственно-временную структуру , подаются на вход трехфазного двухполупериодного выпрямителя 6, нагруженного со стороны постоянного тока на резистор 7. Выпрямитель 6 введен в схему устройства для того, чтобы напряжение на резисторе 7 при повороте ротора машины .изменялось по модулю в пределах не более чем от-ЈГ/2 до 3/2 максимального значения фазной ЭДС обмотки 1 якоря основной машины . 2 ил. fe VI ON 44 О О о Фие.1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)з G 01 R 31/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

0с, Ф

О

О

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4629219/22 (22) 02.01.89 (46) 23.09.92. Бюл, N. 35 (71) Киевский институт инженеров гражданской авиации им. 60-летия СССР (72) M.П.Попов, В.П.Загурдаев и Н.И.Ленчук (56) Патент США N 4164705, кл, G 01 R

31/32, 1978.

Авторское свидетельство СССР

М 1267304, кл. G 01 R 31/34, 1986. (54) СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ КОРОТКОГО

ЗАМЫКАНИЯ ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ДИОДА

m-ФАЗНОГО ВЫПРЯМИТЕЛЯ ТРЕХФАЗНОЙ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к контролю, преимущественно в условиях эксплуатации, „„SU„„1764000 А1 трехфазных синхронных машин, Цель изобретения — обнаружение короткого замыкания вращающегося диода в m-фаэном двухполупериодном выпрямителе трехфаэной синхронной машины, Линейные ЭДС обмотки якоря 1 основной машины, имеющие пространственно-временную структуру, подаются на вход трехфазного двухполупериодного выпрямителя 6, нагруженного со стороны постоянного тока на резистор 7. Выпрямитель 6 введен в схему устройства для того, чтобы напряжение на резисторе 7 при повороте ротора машины изменялось по модулю в пределах не более чем от Э/2 до 3/2 максимального значения фазной ЭДС обмотки 1 якоря основной машины. 2 ил.

1764000

10

30

45

55

Изобретение относится к контролю, преимущественно в условиях эксплуатации, трехфазных синхронных машин, имеющих синхронные обращенные возбудители с вращающимися m-фазными двухполупериодными выпрямительными мостами.

Известен способ контроля m-фазного выпрямителя возбудителя синхронной машины, заключающийся во вращении ротора машины посторонним приводом и просмотре кривой ЭДС. наводимой в сигнальной катушке, специально устанавливаемой на полюсе статора возбудителя, Недостаток способа состоит в необходимости введения в машину дополнительного элемента в виде сигнальной катушки, что делает его неприемлемым для машин, находящихся в эксплуатации и неприспособленных первоначально к контролю по данному способу..

Известен также способ обнаружения короткого замыкания (пробоя) вращающегося диода, заключающийся в регистрации появления переменной составляющей тока

B обмотке возбу>кдения возбудителя синхронной машины при ее вращении посторонним приводом, что в.ряде случаев, например при контроле авиационных синхронных генераторов, приводимых во вращение мар. шевыми двигателями. вызывает дополнительные топливно-энергетические затраты. Кроме того, при увеличении числа фаз якоря возбудителя синхронной. машины чувствительность способа снижается из-за электромагнитной инерции обмотки возбуждения возбудителя, что особенно важно для быстроходных машин, По технической сущности наиболее близок к изобретению способ контроля вращающихся диодов m-фазного однополупериодного вы прямителя возбудителя синхронной глашины, заключающийся в том, что путем подключения трехфазной обмотки якоря основной машины к источнику синусоидального трехфазного переменного напряжения создают во всех m фазах обмотки неподви>кного (невращающегося) якоря возбудителя совпадающие во времени переменные токи и измеряют ЭДС, наводимую результирующим магнитным полем этих токов в отключенной от сети обмотке возбуждения возбудителя. Плавным поворотом ротора машины в пределах 180 эл, градусов добиваются максимума указанной

ЭДС и, сопоставляя его с эталонным сигналом. соответствующим значению максимума ЭДС однотипной машины, имеющей обрыв одного диода, судят о неисправности вращающегося вы прямитеця.

Подключение обмоток синхронной машины, имеющей m-фаэный двухполупериодный выпрямитель, к сети переменного напряжения согласно данному способу не может вызвать протекания в фазах якоря возбудителя совпадающих во времени токов и, следовательно, обеспечить обнаружение короткого замыкания вращающегося диода m-фазного двухполупериодного выпрямителя.

Цель изобретения — обнаружение короткого замыкания вращающегося диода в

m-фазном двухполупериодном выпрямителе трехфазной синхройной машины.

Цель достигается тем, что в способе обнаружения короткого замыкания вращающегося диода m ôàýíoão выпрямителя трехфазной синхронной машины, заключающемся в подключении одной из обмоток машины к источнику синусоидального переменного напряжения, создании в фазах обмотки невращающегося якоря возбудителя трехфазной синхронной машины совпадающих Во времени переменных токов, регистрации ЭДС в неподключенной к источнику обмотке при плавном повороте ротора к обнару>кении короткого замыкания по результатам сопоставления ЭДС с эталонным значением, к источнику подключают обмотку возбуждения возбудителя, регистрируют модули линейных ЭДС обмотки якоря трехфазной синхронной машины при одном пол. ном обороте ротора, а в качестве эталона принимают значение модуля второй гармоники указанных линейных ЭДС.

На фиг, 1 изображена принципиальная схема трехфазной синхронной машины, имеющей m-фазный двухполупериодный вращающийся выпрямитель; на фиг. 2— электрическая схема устройства для осуществления предлагаемого способа.

Синхронная машина (фиг. 1) состоит из расположенной на статоре трехфазной обмотки 1 якоря основной машины, обмотки 2 возбуждения основной машины, расположенной на роторе и получающей питание постоянным током от m-фазного (на фиг. 1 шестифазного) вращающегося двухполупер .одного выпрямителя 3, m-фазной обмотки 4 якоря обращенного синхронного возбудителя, также располо>кенной на роторе, и размещенной на статоре обмотки 5 возбуждения возбудителя.

Устройство (фиг. 2) содержит трехфазный двухполупериодный выпрямительный мост б, подключаемый со стороны переменхого тока к фазам обмотки 1 якоря синхронНоА машины и нагруженный со стороны постоянного тока резистором 7, падение напряжения на котором подается на емкост1764000 ний фильтр 8. После фильтра 8 сигнал подается на вход электронного усилителя 9, вы-. ход которого подключен к второму фильтру

10. С фильтра 10 сигнал поступает нэ вход компаратора 11, выход которого подключен 5 к входу RS-триггера 12. Триггер 12, который может принудительно возвращаться о исходное состояние устройством 13 {например, кнопкой), управляет устройством 14 световой или звуковой сигнализации корот- 10 кого замыкания вращающегося диода.

Изобретение осуществляется следующим образом.

Подведенное к обмотке 5 возбуждения возбудителя синусоидальноо напряжение 15 круговой частоты с) создает в воздушном зазоре между обмоткой 5 и обмоткой 4 якоря возбудителя магнитный поток Ф >, изменяющийся с частотой и) и индуктирующий в фазах обмотки 4 якоря возбудителя ЭДС, 20

Значение ЭДС, индуктируемой потоком

cDa в каждой из m фаз обмотки 4 якоря возбудителя, зависит от электрического угла Q Pa между осью данной фазы и осью обмотки 5 возбуждения возбудителя, так 25 как поток <4< сцеплений с k-й фазой обмотки 4 якоря возбудителя определяется формулой

2ztk 30

cDk= cDa сов(ixPa+ ), (1)

m где Ф = Фв max э!и 0) т; а — геометрический угол поворота ротора синхронной машины;

Pa — число пар полюсов возбудителя, m число фаз обмотки 4 якоря возбудителя; k — 35 порядковый номер фазы якоря возбудителя, отсчитываемый от некоторой начальной фазы с порядковым номер "О", На фиг, 1 фаза обмотки 4 якоря возбудителя, изображенная утолщенной линией, 40 принята эа начальную.

Наведенные потоками Ф k ЭДС фаз обмотки 4 якоря возбудителя приложены к диодам m-фаэного выпрямителя 3 и оызывают в фазах якоря 4 совпадающие во времени 45 токи.

Однако эти токи не могут одновременно протекать во всех m фазах обмотки 4 якоря возбудителя. Ток будет протекать только в тех фазах 4 якоря возбудителя, которые при 50 данном положении ротора машины имеют максимальную линейную ЭДС. Это означает, что при каждом данном положении ротора из всех 2m диодов двухполупериодного выпрямителя 3 ток пропускают лишь только 55 те четыре диода, к которым приложен" максимальная линейная ЭДС, т,е, m-фазный выпрямитель 3 KBK бы представляет собой однофазный двухполупериодный выпрямитель, Плавно поворачивая ротор синхронйой машины в пределах одного полного оборота, последовательно разбивают m-фазный доухполупериодный выпрямитель 3 нэ 2pam однофаэных двухполупериодных выпрямителей, что дает возможность последовательно проконтролировать все 2m диодов, Пусть ось начальной фазы обмотки 4 якоря возбудителя совпадает с осью обмотки 5 возбуждения возбудителя (а = О). Тогда в начальной фазе будет максимальная

ЭДС Еп х, Точно такая же ЭДС будет в фазе якоря 4, ось которой сдвийута относительно оси начальной фазы на 180 эл. градусов, э линейная ЭДС этих двух фаз, определяемая геометрической разностью фазных ЭДС; будет равна 2Е max.

Линейная ЭДС 2Е max вызывает протекание пульсирующего тока 1 в обмотке 2 возбуждения основной синхронной машины, В моменты времени, когда начальная фаза якоря 4 возбудителя имеет положительный потенциал, ток I o будет протекать по пути, обозначенному на фиг. 1 стрелками, нанесенными на утолщенную линию, а в моменты времени, когда зта фаза имеет отрицательный потенциал, — по пути, укаэанному стрелками, нанесенными рядом с утолщенной линией, В предположении симметрии вольт-амперных характеристик диодов m-фазного выпрямителя 3 пульсирующий ток 4 определяется известной формулой

2Ер,<„ /6 1 дФ / 8Ер,<,„(< (+, sin 4m(i...), (2) где Rpa — сопротивление обмотки 2 возбуждения основной машины, Как видно иэ формулы (2), пульсирующий ток 4 наряду с постоянной составляющей содержит гармоники четных порядков, главной из которых является вторая гармо8 Е max ника с амплитудой

37тВ ов

Протекая по обмотке 2 возбуждения основной синхронной машины, ток 4 создает пульсирующий поток Фс„имеющий те же временные гармоники, что и ток 4.

Магнитные потоки фаз А, В, С якоря 1 основной машины будут равны .

ФА=Ф cos(ар,+ j3), 2:7

Фа= Фо сов(ар,+ p + ), 3

Фс=Ф,сов(ар + p+ ) . (3)

1764000

Здесь ро — число пар полюсов основной машины, в общем случае неравное числу пар полюсов рв возбудителя; P — электрический угол сдвига оси начальной фазы обмотки 4 якоря возбудителя относительно оси.фазы А якоря 1 основной машины.

Переменные составляющие потоков

Фд, Фэ и Фс будут наводить в фазах трехфаэной обмотки якоря 1 основной машины ЭДС, зависящие не только от потока

Фо, но и от взаимной ориентации оси обмотки 2 возбуждения относительно осей фаз А, В и С якоря 1 основной машины, на что указывает формула (3). При этом ЭДС фаз А, В и С якоря 1 основной машины зависят от угла поворота ротора а не только по значению, но и по фазе, что существенно затрудняет аппаратурную реализацию способа.

В качестве сигнала контроля удобно использовать не фазные, а линейные ЭДС обмотки якоря 1 основной машины, пропорциональные разностям потоков Ф д — Фп, Фс — Фд и Фв — Фс. С учетом того, что

2л 1, 2л т 3

cos

3 2, 3 2

sin

4л 1, 4лv3

cos — = — —: sin —" = — — . и формул

3 2 3 2 (1), (2) и (3) для линейных ЭДС якоря 1 основ-, ной машины получают

Е! :И!1,с !К!! у " !!4 !!! !! " "! !!!)

Ев,- !о ово p,p- 5ill(ocpо+P)) (qI

E ä < 1ойов Рь -« (

47 . (4) где Ке — коэффициент пропорциональности между переменными составляющими пульсирующего тока 1о и линейными ЭДС якоря

1 основной машины, зависящий от параметров обмоток машины..

Формула (4) показывает, что и линейные

ЭДС якоря 1 основной машины зависят от угла поворота ротора а как по значению, так и по фазе, Однако модули выражений. стоящих в квадратных скобках, не могут изменяться в больших пределах, чем от 3/2 до—

Для упрощения аппаратурной реализации способа целесообразно использовать в качестве сигнала контроля модули линейных ЭДС обмотки якоря 1 основной машины, выделение которых осуществляется подключением к обмотке якоря 1 трехфазного двухполупериодного выпрямителя 6 . (см. фиг. 2).

10

Пусть диод анодной группы моста 3 пробит, что условно изображено на фиг. 1 дугообразной перемычкой. Тогда в моменты времени, соответствующие положительному потенциалу начальной фазы обмотки 4 якоря возбудителя, ток 4 будет протекать по тому же пути, что и при всех исправных диодах моста 3, При отрицательном потенциале начальной фазы ток 4 протекает по следующему пути: от фазы обмотки 4 якоря возбудителя, ось которой сдвинута относительйо оси начальной фазы нэ угол 180 зл. градусов (или близкий к 180), и далее через пробитый диод, минуя обмотку 2 возбужде15 ния основной машины, к начальной фазе обмотки 4 якоря возбудителя, что на фиг. 1 указано перечеркнутыми тонкими стрелками. !

Теперь в обмотке 2 возбуждения основ20 ной машины ток 1о описывается формулой

4E „ < (<

I ° (--- ь!по Ь-sin Iud - — в! и 4И+3, (5 ) о !! вй Ф 5 35 "/ !

Сравнивая формулы (4) и (5), убеждают-

25 ся, что в кривой тока! о появилась составля- ющая, изменяющаяся с частотой аи

Е авх имеющая амплитуду -, отсутствующая г ов при исйравных вращающихся диодах моста

Ç0 3, а амплитуда второй гармоники уменьши4 Е в вх лась вдвое до значения

З и ов

При этом отношение амплитуд первой и второй гармоник составляет 3/4, в то время

35 как при исправных диодах, несмотря на возможные различия в их вольт-амперных характеристиках, это отношение близко к нулю.

В таком же соотношении изменяется и

40 спектр линейных ЭДС трехфазной обмотки

1 якоря основной машины, модули которых выбраны в качестве сигнала контроля, а за эталон выбрана вторая гармоника этих

ЭДС, 45 Точно такой же результат получают при пробое любого из диодов m-фазного двухполупериодного моста 3.

Устройство, реализующее способ (фиг.

2), работает следующим образом.

Линейные ЭДС обмотки 1 якоря основной машины, имеющие пространственновременную структуру, описываемую формулой (4), подаются на вход трехфазного двухполупериодного выпрямителя 6, нагру55 женного со стороны постоянного тока на резистор 7.

Выпрямитель 6 введен в схему устройства для того, чтобы напряжение на резисторе 7 при повороте ротора машины

1764000

10 изменялось по модуRIQ не более чем отР/2 до 3/2 максимального значения фазной ЗДС обмотки 1 якоря осНоВН0А машичы.

Падение напряжения на резисторе 7 «врез емкостный фильтр, где происходит отделение постоянной составляющей этого напряжения, поступает на вход электронного усилителя 9, который увеличивает амплитуды всех переменных составляющих выходного сигнала фильтра G.

Сигнал с выхода усилителя 9 подается на второй фильтр 10, пропускающий только вторую гармонику сигнала и превращающий ее амплитуду в пропорциональное напря>кение постоянного тока, поступающее далее 1!3 вход компаратора 11, Порог срабатывания компаратора 11 выбран D 1,5 раза меньшим, чем напряжение на выходе фильтра 10 при исправных вращающихся диодах, поэтому при исправных диодах триггер

12, управляемый компаратором 11, находится в таком состоянии, что сигнализатор

14 не срабатывает.

При коротком замыкании любого из вращающихся диодов и соответствующем повороте ротора напряжение на выходе фильтра 10 уменьшается вдвое, так как вдвое уменьшается уровень второй гармоники линейной ЭДС обмотки 1 якоря основной машины, и компаратор 11 перебрасывает триггер 12, который фиксируется в этом состоянии независимо от дальнейшего поворота ротора и включает сигнализатор 14.

Возвраттриггера 12 в исходное положение осуществляется кнопкой 13.

Обнаружение короткого замыкания вращающегося диода. согласно способу, может быть также осуществлено просмотром напряжения на резисторе 7 на экране электронного осциллографа.

На некоторых обьектах авиатехники (например, самолеты Як-42 и Ан-72) использу5 ются синхронные генераторы с m-фазными двухполупериодными вращающимися выпрямителями. Генераторы приводятся во вращение маршевыми двигателями самолета.

10 Так как существующая технология выявления короткого замыкания вращающихся диодов авиационных синхронных генераторов требует работы маршевого двигателя, то внедрение данного способа исключает

15 изменение топливно-энергетических затрат, поскольку для реализации способа не требуется вращение генератора.

Формула изобретения

Способ обнару>кения короткого замыка20 ния вращающегося диода m-фазного выпрямителя трехфазной синхронной машины, заключающийся в подключении одной из обмоток машины к источнику синусоидального переменного напряжения, создании в

25 фазах обмотки невращающегося якоря возбудителя трехфазной синхронной машины совпадаюших во времени переменных токов, регистрации ЭДС в неподключенной к источнику обмотке при плавном повороте

30 ротора и обнаружении короткого замыка.ния по результатам сопоставления ЭДС с эталонным значением, отличающийся тем, что, с целью обнаружения короткого замыкания вращающегося диода в двухпо35 лупериодном выпрямителе, к источнику подключают обмотку возбуждения возбудителя, регистрируют модули линейных ЭДС обмотки якоря трехфазной синхронной машины при одном полном обороте ротора, а в качестве

40 эталона принимают значение модуля второй гармоники указанных линейных ЭДС.

@u.3, f

Составитель М.Попов

Редактор Г.Бельская Текред M, Ëîðãåíòàë Корректор П,Гереши

Заказ 3455 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производс пенно-издательский комбинат "Патент", r. ужгород, ул.Гагарина, 1О1

Способ обнаружения короткого замыкания вращающегося диода @ -фазного выпрямителя трехфазной синхронной машины Способ обнаружения короткого замыкания вращающегося диода @ -фазного выпрямителя трехфазной синхронной машины Способ обнаружения короткого замыкания вращающегося диода @ -фазного выпрямителя трехфазной синхронной машины Способ обнаружения короткого замыкания вращающегося диода @ -фазного выпрямителя трехфазной синхронной машины Способ обнаружения короткого замыкания вращающегося диода @ -фазного выпрямителя трехфазной синхронной машины Способ обнаружения короткого замыкания вращающегося диода @ -фазного выпрямителя трехфазной синхронной машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к радиоэлектронике и может быть использовано как при разработке, так и в массовом производстве керамических конденсаторов

Изобретение относится к контрольноизмерительной технике и может быть использовано для контроля кабельных изделий на обрыв и короткое замыкание жил, а также для обнаружения снижения сопротивления изоляции между жилами и корпусом

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для проверки исправности вторичных цепей трансформаторов тока без отключения электрического присоединения

Изобретение относится к средствам контроля технического состояния электрооборудования, а точнее - к устройствам испытаний реле-регуляторов с дифференциально-минимальным реле (ДМР), использующихся в бортовой сети наземных транспортных средств

Изобретение относится к области электроэнергетики и может быть использовано в электрических машинах, работающих в энергосистемах

Изобретение относится к электротехники и может быть использовано для защиты от витковых замыканий и замыканий на корпус обмоток управляемых подмагничиванием реакторов, имеющих внешний источник постоянного тока

Изобретение относится к области электротехники
Наверх