Уравнительный механизм для цепных тяговых органов транспортирующих машин

 

Использование: промышленный транспорт . Уравнительный механизм для цепных тяговых органов транспортирующих машин включает приводную и тяговую звездочки, установленные на общем валу так, что их проекции на плоскость, перпендикулярную общему валу, полностью совмещены, многорядную ведущую звездочку с мелким шагом зубьев, установленную на валу редуктора, и многорядную цепь с разным шагом в рядах, охватывающую ведущую и приводную звездочки . Редуктор с ведущей звездочкой установлен с возможностью перемещения ведущей звездочки по дуге окружности с центром на геометрической оси общего вала и в направлении, обратном вращению общего вала. Регулирование взаимного расположения ведущей и приводной звездочек обеспечивает настройку уравнительного механизма на оптимальную работу 3 ил

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (si)s В 65 G 23/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

0 .Сл

;О, Ч М

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4777295/03 (22) 03,01,90 (46) 30,09,92. Бюл, ¹ 36 (71) Сумский филиал Харьковского политехнического института им. В.И.Ленина (72) Д.В.Муриков, П.А.Василега, Г,М,Голофост и Ю. B,Äîöåí êo (56) Авторское свидетельство СССР № 932742, кл. Р 65 G 23/00, 1982, Авторское свидетельство СССР

¹1173664,,кл,,В 65 G23/00,,1984, (54) УРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ДЛЯ

ЦЕПНЫХ ТЯГОВЫХ ОРГАНОВ ТРАНСПОРТИРУЮЩИХ МАШИН (57) Использование: промышленный транспорт. Уравнительный механизм для цепных тяговых органов транспортирующих машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в машинах, имеющих цепные тяговые органы, например скребковые и пластинчатые конвейеры, многочерпаковые цепные экскаваторы. ковшовые элеваторы.

Известен уравнительный механизм для цепных тяговых органов транспортирующих машин, включающий тяговую и приводную звездочки, закрепленные на общем валу, ведущую звездочку, приводную цепь со звеньями и осями, причем приводная цепь выполнена многорядной с разным шагом звеньев, а оси ряда с большим шагом совмещены с осями с меньшим шагом. Кроме того, больший шаг ряда цепи равен шагу приводной звездочки, а меньший шаг ряда цепи равен шагу ведущей звездочки.

Вследствие геометрического подобия и взаимного расположения приводной и тяговой звездочек колебания движения тягового

„„5U„„1765075 А 1 включает приводную и тяговую звездочки, установленные на общем валу так, что их проекции на плоскость, перпендикулярную общему валу, полностью совмещены, многорядную ведущую звездочку с мелким шагом зубьев, установленную на валу редуктора, и многорядную цепь с разным шагом в рядах, охватывающую ведущую и приводную звездочки. Редуктор с ведущей звездочкой установлен с возможностью перемещения ведущей звездочки по дуге окружности с центром на геометрической оси общего вала и в направлении, обратном вращению общего вала. Регулирование взаимного расположения ведущей и приводной звездочек обеспечивает настройку уравнительного механизма на оптимальную работу. 3 ил, цепного органа совершаются в противофазе с колебаниями вращения приводного вала и движение тягового цепногб органа становится практически равномерным. Все это справедливо, если не принимать во внимание то, что шарниры звеньев тяговой и приводной цепей при зацеплении находятся по разные стороны зубьев тяговой и приводной звездочек. А поэтому, если приводная и тяговая звездочки закреплены на общем валу так, что их проекции на плоскость, перпендикулярную оси йриводного вала, совпадают, то проекции на эту плоскость точки контакта шарнира звена приводной цепи с зубом приводной звездочки и точки контакта шарнира звена тяговой цепи с зубом тяговой звездочки не совпадают и будут отстоять друг от друга относительно центра приводного вала на некоторый угол.

Это приводит к тому, что момент времени начала выхода из зацепления звена привод1765075 ной цепи с зубом приводной звездочки не совпадает с моментом времени начала входа в зацепление звена тяговой цепи с зубом тяговой звездочки.

В результате колебания цепного тягово- 5 го органа совершаются не точно в противофазе с колебаниями общего вала и не полностью устраняются пульсации цепного тягового органа.

Известен уравнительный механизм, в 10 котором совпадение момента времени начала выхода из зацепления звена приводной цепи с зубом приводной звездочки и момента времени начала входа в зацепление звена тяговой цепи с зубом тяговой 15 звездочки достигается сдвигом приводной звездочки вокруг своей оси относительно тяговой звездочки в сторону вращения общего вала на угол р, равный центральному углу между проекциями на плоскость, пер- 20 пендикулярную общему валу, точки контакта звена приводной цепи с зубом приводной звездочки и точки контакта звена тяговой цепи с зубом тяговой звездочки.

Однако при массовом производстве 25 конвейеров с уравнительным механизмом затруднительно с высокой точностью выдержать требуемый угол сдвига приводной звездочки вокруг своей оси относительно тяговой звездочки вследствие технологиче- 30 ских неточностей при изготовлении цепей, звездочек и при нарезании шпоночных пазов. Результаты экспериментальных исследований показывают, что отклонения действительных значений угла сдвига от 35 требуемого, соответствующего оптимальному режиму работы уравнительного механизма даже в малом диапазоне (+1 ) значительно снижают эффективность работы уравнительного механизма. 40

Целью изобретения является упрощение процесса настройки уравнительного механизма на оптимум.

Это достигается тем, что в уравнитель- 45 ном механизме для цепных тяговых органов транспортирующих машин, включающих приводную и тяговую звездочки, установленные на общем валу так, что их проекции на плоскость, перпендикулярную общему 50 валу, полностью совпадают, многорядную ведущую звездочку с мелким шагом зубьев, установленную на валу редуктора, многорядную цепь с разным шагом в рядах, охватывающую ведщую и приводную звез- 55 дочки, согласно изобретению редуктор с ведущей звездочкой установлен с возможностью перемещения ведущей звездочки по дуге окружности с центром на геометрической оси приводного вала и в направлении, обратном вращению общего вала.

Поворот ведущей звездочки относительно приводной звездочки именно в плоскости, перпендикулярной общему валу, позволяет сохранить возможность нормального зацепления звеньев многорядной приводной цепи с зубьями ведущей и приводной звездочек, Поворот же в вышеуказанной плоскости ведущей звездочки относительно приводной звездочки в сторону, обратную направлению вращения общего вала, позволяет достичь желаемого эффекта при угле поворота, равном центральному углу между проекциями на плоскость, перпендикулярную общему валу, точки контакта звена приводной цепи с зубом приводной звездочки и точки контакта звена рабочей цепи с зубом рабочей звездочки. В совокупности сказанное позволяет достичь совггадения момента времени начала выхода из зацепления звена приводной цепи с зубом приводной звездочки и момента времени начала входа в зацепление звена тяговой цепи с зубом тяговой цепи, что соответствует настройке уравнительного механизма на оптимум, за который принимается наибольшая эффективность его работы. Поворот ведущей звездочки на требуемый угол может быть достигнут простыми и общедоступными методами, например, путем подьема элементов привода (электродвигателя и редуктора с закрепленной на тихоходном валу последнего ведущей звездочки) в плоскости, перпендикулярной общему валу, на определенную высоту и по дуге окружности с центром на геомЕтрической оси приводного вала. Конструктивно это может быть осуществлено, например, путем установки винтового подъемника на одной стороне редуктора и возможностью поворота его другой стороны в плоскости, перпендикулярной общей оси приводного вала, при этом редуктор вместе с двигателем имеет возможность и горизонтального перемещения для компенсации необходимого перемещения редуктора, связанного с перемещением ведущей звездочки по дуге окружности с центром относительно оси приводного вала.

На фиг. 1 изображен привод с уравнительным механизмом транспортирующих машин с цепным тяговым органом, вид спереди; на фиг.2 — то же, вид сверху; на фиг. 3 проекция приводной и тяговой звездочек на плоскость, перпендикулярную общему валу.

Электродвигатель 1 соединен с редуктором 2, на тихоходном валу 3 которого закреплена ведущая звездочка 4, выполненная с малым шагом зубьев. Приводная 5

1765075

55 и тяговая 6 звездочки выполнены идентичными и расположены на общем валу 7 так, что их проекции на плоскость, перпендикулярную общему валу 7, совпадают в одну, Приводная цепь 8, охватывающая ведущую

4 и приводную 5 звездочки, выполнена многорядной и включает ряды звеньев с большим шагом, равным шагу приводной звездочки 5 и ряды звеньев с меньшим шагом, равным шагу ведущей звездочки 4, Причем ведущая звездочка 4 повернута относительно приводной звездочки 5 в плоскости, перпендикулярной общему валу 7, в сторону, обратную направлению вращения общего вала 7, на угол р, равный центральному углу между проекцией точки контакта

9 звена 10 (на фиг. 3 выделено утолщенной линией) приводной цепи 8 с зубом приводной звездочки 5 и проекцией точки контакта

11 звена 12 тяговой цепи 13 с зубом тяговой звездочки 6.

Поворот ведущей звездочки 4 относительно приводной звездочки 5 возможен различными способами, один из которых применительно к схеме расположения элементов привода, показанного на фиг,1 и 2, состоит в следующем.

Основание 14, на котором расположен электродвигатель 1 и редуктор 2, на тихоходном валу которого расположена ведущая звездоч а 4, с помощью подьемника 15 имеет возможность поворачиваться относительно шарнира 16 в плоскости, перпендикулярной общему валу 7, и перемещается в горизонтальной плоскости относительно вала 7, при этом ведущая звездочка 4 поворачивается по дуге окружности с центром на геометрической оси приводного вала, так, что угол между осью горизонта 0 0 и осью 0 0з, соединяющей центры приводной

5 и ведущей 4 звездочек, был равен требуемому значению р, Ведущая звездочка 4 оказывается повернутой в плоскости, перпендикулярной общему валу 7, в сторону, обратную направлению вращения общего вала 7 на угол р, равный центральному углу между проекцией точки контакта 11 звена 12 тяговой цепи 13 с зубом тяговой звездочки 6 и между проекцией на ту же плоскость точки контакта 9 звена 10 приводной цепи 8 с зубом приводной звездочки 5.

Получаемое в результате описанной установки взаимное расположение ведущей и приводной звездочек приводит в соответствие положение звена 10 приводной цепи 8, соответствующее началу выхода из зацепления данного звена с зубом приводной звездочки 5, и положение звена 12 тяговой цепи 13, соответствующее началу входа в

45 зацепление данного звена с зубом тяговой звездочки 6, что означает настройку уравнительного механизма на оптимум эффективной работы.

Уравнительный механизм работает следующим образом.

При включении приводного электродвигателя 1 выходной вал 3 редуктора 2 вместе с ведущей звездочкой 4 совершает равномерное вращение, От ведущих звездочек 4 практически равномерное движение передается приводной цепи 8, которая, находясь в зацеплении с приводной звездочкой 5, сообщает последней переменную периодическую скорость вращения. Но поскольку на общем валу 7 совместно с приводной звездочкой 5 находится и тяговая звездочка 6, то и последняя будет вращаться с переменной периодической скоростью, Поскольку ведущая звездочка 4 повернута в плоскости, перпендикулярной общему валу, относительно приводной звездочки

5 в сторону обратную направлению вращения общего вала на угол р, обеспечивающий совпадение момента времени начала выхода из зацепления звена 10 приводной цепи

8 с зубом приводной звездочки 5 и момента времени начала входа в зацепление звена

12 тяговой цепи 13 с зубом тяговой звездочки 6, колебания тяговой звездочки 6 совершаются точно в противофазе с колебаниями тяговой цепи 13 и скорость движения последней становится практически равномерной, Предлагаемая конструкция уравнительного механизма для цепных тяговых органов транспортирующих машин по сравнению с прототипом имеет следующие преимущества; упрощается процедура настройки уравнительного механизма на оптимум эффективной работы; повышается точность настройки уравнительного механизма на оптимум, Формула изобретения

Уравнительный механизм для цепных тяговых органов транспортирующих машин. включающий приводную и тяговую звездочки, установленные на общем валутак, что их проекции на плоскость, перпендикулярную общему валу, полностью совпадают, многорядную ведущую звездочку с мелким шагом зубьев, установленную на валу редуктора, и многорядную цепь с разным шагом в рядах, охватывающую ведущую и приводную звездочки,отл ич а ю щийся тем,что,с целью упрощения настройки механизма, редуктор с ведущей звездочкой установлен с возмож1765075 ностью перемещения ведущей звездочки по дуге окружности с центром на геометрической оси общего вала и в направлении, обратном вращению общего вала, 1765075

Составитель Д.Муриков

Редактор З.Ходакова Техред М.Моргентал Корректор M.Àíäðóøåíêo

Заказ 3348 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Уравнительный механизм для цепных тяговых органов транспортирующих машин Уравнительный механизм для цепных тяговых органов транспортирующих машин Уравнительный механизм для цепных тяговых органов транспортирующих машин Уравнительный механизм для цепных тяговых органов транспортирующих машин Уравнительный механизм для цепных тяговых органов транспортирующих машин 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подъемнотранспортному машиностроению

Изобретение относится к промышленному транспорту, а именно, к цепным конвейерам с прерывистым движением тягового органа

Изобретение относится к промышленному транспорту и может быть использовано при транспортировке штучных и насыпных грузов

Изобретение относится к электроприводам конвейерных систем и используется в конвейерах большой протяженности

Изобретение относится к транспортному оборудованию для горной промышленности, а именно к забойным приводам скребковых конвейеров

Изобретение относится к узлам ленточного транспортера, в частности к натяжным устройствам лент, и может быть использовано, в основном, на ленточных конвейерах сушильных установок непрерывного действия при обработке сельскохозяйственных продуктов

Изобретение относится к горному машиностроению

Изобретение относится к горной промышленности, может быть использовано в скребковых конвейерах очистных механизированных комплексов

Изобретение относится к конвейерному транспорту и может быть использовано в конвейерах большой протяженности

Изобретение относится к транспортирующим устройствам

Изобретение относится к транспортному оборудованию для горной промышленности, а именно к забойным приводам скребковых конвейеров
Наверх