Способ получения высокооктанового бензина

 

Использование: нефтеперерабатывающая и нефтехимическая отрасли промышленности . Сущность изобретения: тяжелую бензиновую фракцию, выкипающую в интервале 140-180°С, каталитически риформируют. Полученные продукты подвергают ректификации. Выделяют головную фракцию , выкипающую от начала кипения до 130-160°С, и остаточную фракцию, выкипающую от 130-160°С до конца кипения Эти фракции сатем смешивают в массовом соотношении от 1,0,0,1 до 1,0:0,4.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 С 10 G 35/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4749757/04 (22) 16.10.89 (46) 07.10.92. Бюл. N. 37 (71) Уфимский нефтеперерабатывающий завод им, ХХ!! съезда КПСС (72) А.И.Воронин, В.В.Шестаков, Д;М,Стадничук, Н.А.Батырбаев и Н,Ф.Стариков (56) Авторское свидетельство СССР ,707306, кл. С 10 G 35/04, 1978.

Маслянский Г.Н„Шапиро Р,Н. Каталитический риформинг бензинов. Л,: Химия, 1985, с. 162-168. (54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА

Изобретение относится к способу получения высокооктановых бензинов и может быть исполь.зовано в нефтеперерабатываю-. щей и нефтехимической отраслях промышленности, Известен способ получения высокооктанового бензина путем многоступенчатого каталитического риформинга бензиновых фракций при повышенных температуре и давлении, при котором продукты риформирования перед последней ступенью подвергают ректификации с получением легкой фракции с температурой конца кипения 85—

105 С и остаточной фракции. На последнюю ступень риформинга подают остаточную фракцию и полученный жидкий продукт смешивают с легкой фракцией.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является способ получения компонента автомобильного бензина из фракции

140 — 180 С при температурах 475 — 495 С, давлении 1,5 МПа, объемной скорости под„„ Ц „„1766945 А1 (57) Использование: нефтеперерабатывающая и нефтехимическая отрасли промышленности. Сущность изобретения: тяжелую бензиновую фракцию, выкипающую в интервале 140 — 180 С, каталитически риформируют. Полученные продукты подвергают ректификации. Выделяют головную фракцию, выкипающую от начала кипения до

130 — 160 С, и остаточную фракцию, выкипающую от 130 — 160 С до конца кипения, Эти фракции затем смешивают в массовом соотношении от 1,0,0,1 до 1,0:0,4, ачи сырья на катализатор 1,5 ч и циркуляции ВСГ: сырье-1400:1.

Недостатком известного способа является необходимость добавления легких высокооктановых бензиновых фракций в катализат для получения товарного бензина, так как последний имеет тяжелый фракционный состав л низкую испаряемость.

Цель изобретения — улучшение испаряемости бензина и улучшение устойчивости работы двигателя за счет облегчения фракционного состава и снижения содер>кания тяжелых ароматических углеводородов в бензине.

Цель достигается тем, что катализат, полученный многоступенчатым каталитическим риформингом тяжелой гидроочищенной бензиновой фракции, выкипающей в интервале 140 — 180 С, разделяют методом ректификации на головную фракцию, выкипающую до 130 — 160 С, содержащую углеводороды С5 — Cg, и остаточную, выкипающую выше 130 — 160 С, содержащую в основном

1766945 ароматические углеводороды, в том числе ароматические Сю. Головную фракцию смешивают с остаточной в массовом соотношении от 1,0:0,1 до 1;0,4.

Отличительным признаком предлагаемого способа является подача части остаточной фракции в головную после ректификации каталйзатэ в определенном соотношении.уЯ1,",Ь

Изобретение иллюстрируется следующи 4 Гйри ме р э ми ." ", Пример 1 (известный способ), Гидроочищенную бензиновую фракцию 140—

180 С с октановым числом 41 пункт по моторному методу (м.м.) подвергают каталитическому риформингу на алюмоплатиновом катализаторе АП-64 (ТУ 38.101486-77) в трех последовательных реакторах при температуре 505 С, давлении 3,0 МПа, объемной скорости 1,5 ч и соотношении водородсодержащий газ:сырье = 1500:1.

Реакционную смесь охлаждают и отделяют от водородсодержащего газа.

Выход жидкого катализатэ (фракция

39 — 200 С) с октановым числом 89 пунктов (м.м.) составляет 83 мас. .

Фракционный состав катализата: НК

39, 10 75, 50 138, 90 183, КК 200 С

Остаток в колбе 1,7 /. Содержание ароматических углеводородов 72 мас. /, в том числе ароматики C

23/ выше по сравнению с бензином АИ-93.

Полученный катализат не соответствует

ГОСТ 2084 — 77 на бензин АИ-93.

Пример 2 (предлагаемый способ), .Гидроочищенную бензиновую фракцию

140 — 180 С с октановым числом 41 пункт (м.м,) подвергают каталитическому риформингу в условиях примера 1.

Катализат разделяют методом ректификации на головную фракцию, выкипающую до 130 С, с фракционным составом НК 36, 10/ 52, 50 96, 90 / 121, КК 130 С, с выходом 36,6 мас. и остаточную фракцию, выкипающую выше 130 С, с фракционным составом: Н К 143, 10 149, 50 157, 90

176, КК 202 С.

Головную фракцию Н К 130 С с октановым числом 83 пункта (м,м) смешивают с остаточной фракцией 130 -КК с октановым числом 93 пунта (м.м) в соотношении

1,0:0,1.

Выход целевого продукта (смеси) на сырье составляет 32 9 мас. / октановое чис5

55 ло 84 пункта (м,м), содержание ароматических углеводородов 38 мас., в том числе ароматики С1о+ 1,5 мас. . Фракционный состав смеси: НК 37, 10/ 64, 50 106, 90 140, КК 181 С. Остаток в колбе 0,3 . Давление насыщенных паров 490 мм рт.ст, Испаряемость топлива хорошая, устойчивость работы двигателя нормал ьн ая, Расход топл ива (смеси) на

12 меньше по сравнению с бензином

AN-93. Смесь соответствует ГОСТ 2084—

77 на бензин АИ-93.

Пример 3, Гидроочищенную бензиновую фракцию 140 — 180 С с октановым числом 41 пункт (м,м) подвергают каталитическому риформингу в условиях примера 1.

Катализат ректификацией разделяют на головную фракцию, выкипающую до 130 С, и остаточную фракцию, выкипающую выше

130 С.

Головную фракцию НК-130 С, с октановым числом 83 пункта (м,м.) смешивают с остаточной фракцией 130 -KK с октановым числом 93 пункта (м.м.) в соотношении

1,0:0,4, Выход целевого продукта (смеси) на сырье составляет 41,8 мас, / октановое число 86 пунктов (м.м.). Содержание ароматических углеводородов 43 мас. в том числе ароматики Сю+ 3,9 мас. /, Фракционный состав смеси; НК 39, 10

41, 50/ 115, 90 / 178, КК 195 C. Остаток в колбе 0,8, Давление насыщенных паров 380 мм рт.ст. Испаряемость топлива хорошая, устойчивость работы двигателя нормальная. Расход топлива (смеси) íà 2% меньше по сравнению с бензином AN-93, Смесь соответствует ГОСТ 2084-77 на бензин AN-93.

Пример 4, Гидроочищенную бензиновую фракцию 140 — 180 С с октановым числом 41 пункт (м.м.) подвергают каталитическому риформингу в условиях примера 1, Катализат ректификацией разделяют на головную фракцию, выкипэющую до 160 С, с фракционным составом: НК38, 10 о 67, 507 113, 90 о 150 . КК 158 С, с выходом 60 мас. и остаточную фракцию, выкипающую выше 160 С, с фракционным составом: Н К 165, 10 / 166, 50 169, 90 /

188 С, КК224 С.

Головную фракцию НК-160 С с октановым числом 83 пункта (м.м.) смешивают с остаточной фракцией 160 -КК с октановым числом 96 пунктов (м.м.) в соотношении

1,0:О, 1.

Выход целевого продукта (смеси) на сырье составляет 54,8 мас. /, октановое число 85 пунктов (м,м.), содержание арома1766945

10

55 тических углеводородов 48,2 мас. %, в том числе ароматики С1о+ 3,9 мэс. %.

Фракционный состав смеси: НК 38, 10%

68, 50% 114, 90% 176, KK 193 С. Остаток в колбе 0,4%. Давление насыщенных паров 450 мм рт.ст. Испаряемость топлива хорошая, устойчивость работы двигателя нормальная, Расход топлива (смеси) на 5% меньше против АИ-93. Смесь соответствует ГОСТ 2984 — 77 на бензин AN93.

Пример 5. Гидроочищенную бензиновую фракцию 140 — 180 С с октановым числом 41 пункт (м.м.) подвергают каталитическому риформингу в условиях примера 1.

Катализат ректификацией разделяют на головную фракцию, выкипающую до 140 С, с фракционным составом: НК 37, 10% 57, 50% 107, 90% 132, КК 141 С, с выходом 46 мас, % и остаточную фракцию, выкипающую выше 140 С, с фракционным составом:

НК 155, 10% 158, 50% 164, 90% 180, КК

203 С.

Головную фракцию НК-140 С с октановым числом 82 пункта (м,м,) смешивают с остаточной фракцией 140 С-КК с октановым числом 95 пунктов (м.м.) в соотношении

1,0:0,2.

Выход целевого продукта (смеси) на сырье соста..ляет 45,8 мас. %, октановое число 84,9 пункта (м.м.), содержание ароматических углеводородов 43,9 мас, в том числе ароматики С о+ 3,1 мас.%. Фракцинный состав смеси: НК 37, 10% 67, 50%

113, 90% 176, КК 191 С. Остаток в колбе

0,5%. Давление насыщенных паров 420 мм рт.ст. Испаряемость топлива хорошая, устойчивость работы двигателя нормальная.

Расход топлива (смеси) на 4% меньше против АИ-93. Смесь соответствует ГОСТ 2084—

77 на бензин AN-93. Пример 6, Гидроочищенную бензиновую фракцию 140 — 180 С с октановым числом 41 пункт (м.м.) подвергают каталитическому риформингу в условиях примера 1, Катализат ректификацией разделяют на головную фракцию, выкипающую до

150 С, с фракционным составом; НК 38 С, 10% 63, 50% 110, 90 / 138, КК 150 С, с выходом 52 мас. % и остаточную фракцию, выкипающую выше 150 С, с фракционным составом; НК 156, 10% 160, 50% 168, 90% 181, КК 205 С, Головную фракцию НК-150 С с октановым числом 81 пункт (м.м.) смешивают с остаточной фракцией 150 С-КК с октановым числом 97 пунктов (м.м.) в соотношении 1,0:0,3, Смесь соответствует ГОСТ

2084-77.

Выход целевого продукта (смеси) на сырье составляет 67,3 мас. %, октановое число 84,6 пункта (м.м,), содержание ароматических углеводородов 46,9 мас. %, в том числе ароматики Сю+ 4,9. Фракционный со.став смеси: НК 40, 10% 69, 50% 116 С, 90% 180, КК 196 С. Остаток в колбе 0,8%.

Давление насыщенных паров 385 мм рт.ст.

Испаряемость топлива хорошая, устойчивость работы двигателя нормальная, Расход топлива (смеси) такой же,как и AN-93. Смесь соответствует ГОСТ 2084 — 77 на бензин АИ93.

Для сравнения устойчивости работы двигателя во всех примерах использовали товарный бензин АИ-93 (неэтилированный) следующего качества: октановое число 85 пунктов(м.м.). Фракционный состав: НК38, 10% 68, 50% 115, 90% 179, KK 195 С

Остаток в колбе 0,9%. Давление насыщенных паров 470 мм рт.ст.

Из данных, представленных в примерах, следует, что предлагаемый способ ректификации катализата риформинга на фракции и смешивания их в определенных соотношениях обеспечивает получение товарного бензина АИ-93 неэтилирован ного улучшен ного качества по сравнению с прототипом и стандартным бензином АИ-93.

Формула изобретения

Способ получения высокооктанового бензина из тяжелой бензиновой фракции выкипающей в интервале 140 — 180 С путем многоступенатого каталитического риформинга с последующей ректификацией полученных жидких продуктов, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью улучшения испаряемости бензина и улучшения устойчивости работы двигателя, ректификацию жидких продуктов риформинга ведут с выделением головной фракции, выкипающей от начала кипения до 130 — 160 С, и остаточной выкипающей от 130 — 160 С до конца кипения, с последующим их смешиванием в массовом соотношении от

1,0:0,1 до 1,0:0.4.

Способ получения высокооктанового бензина Способ получения высокооктанового бензина Способ получения высокооктанового бензина 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам переработки прямогонных бензиновых фракций каталитическим риформингом и может быть использовано в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности и может быть использовано при получении высокооктановых бензинов при каталитическом риформинге бензиновых фракций

Изобретение относится к получению карбюраторного топлива и может быть использовано в углехимии

Изобретение относится к автономным комплексным устройствам каталитического риформинга углеводородного сырья на базе газотурбинного привода при одновременной выработке и промышленной электроэнергии и получении ароматических углеводородов, неэтилированных высокооктановых бензинов и т.п

Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к переработке углеводородного сырья путем дегидрирования и ароматизации на стационарном слое и периодической регистрации катализатора, такого, например, как цеолитсодержащий (типа ZSM-5)

Изобретение относится к нефтегазопереработке, в частности к переработке углеводородного сырья
Изобретение относится к способам каталитического риформинга и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности и может быть использовано в процессе конверсионного получения водорода из углеводородного сырья
Изобретение относится к получению моторного топлива, а именно к каталитическим способам получения из различного углеводородного сырья высокооктанового бензина и высокоцетанового дизельного топлива с низкой точкой замерзания
Наверх