Способ изготовления статора электрической машины с обмоткодержателем

 

Использование: изготовление изоляции статора и обмоткодержателя за один технологический прием. Сущность изобретения: магнитопровод 4 с пазами устанавливают на оправку 1(2), длиной, больше длины магнитопровода 4. После установки выступающие части оправки 1(2) покрывают антиадгезионной смазкой 3. Затем на магнитопровод 4 и выступающие части оправки 1(2) одновременно послойно напыляют изоляционный порошковый материал и оплавляют каждый слой. Последний слой покрывают поверхностно-активным веществом . После этого укладывают в изолированныепазымагнитогровода изолированные провода и снимают оправку 1(2). 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (sils Н 02 К 15/12

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

М

С: 4!

Ql

Фыг. / (21) 4781013/07 (22) 09.01,90 (46) 23,10,92, Бюл. ¹ 39 (71) Всесоюзный научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт м лых электрических машин (72) A,М,Рыжов, Н.А,Сиренева, Л.А,Дебердеева и Г,А.Веркович (56) Авторское свидетел ьство СССР № 1436201 кл H 02 К 15/02, 1986. (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СТАТОРА

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ОБМОТКОДЕ РЖАТЕЛ Е М (57) Использование: изготовление изоляции статора и обмоткодержателя за один техно„„. Ы „„1771045 А1 логический прием. Сущность изобретения: магнитопровод 4 с пазами устанавливают на оправку 1(2), длиной, больше длины магнитопровода 4. После установки выступающие части оправки 1(2) покрывают антиадгезионной смазкой 3. Затем на магнитопровод 4 и выступающие части оправки

1(2) одновременно послойно напыляют изоляционный порошковый материал и оплавляют каждый слой. Последний слой покрывают поверхностно-активным веществом. После этого укладывают в изолированные пазы магнитог ровода изолированные провода и снимают оправку

1(2). 1 з.п. ф-лы, 3 ил, 1771045

40

Изобретение относится к технологии электромашиностроения и может быть использовано при изготовлении электрических машин.

Известен способ изготовления статора электрической машины, включающий установку сердечника статора на оправку, нанесение торцовой и пазовой изоляции методом напыления порошкового материала, укладку обмотки, формирование лобовых частей обмотки.

Однако по известному способу обязательным является формирование лобовых частей обмотки для предотвращения сползания провода с зубцов сердечника статора, затруднена машинная намотка.

Известен также способ изготовления статора электрической машины, включающий послойное изолирование пазов магнитопровода нанесением порошкового материала, оплавление каждого слоя и его термообработку, установку и фиксацию предварительно нагретого элемента для формирования обмотки после нанесения первого слоя порошкового материала и укладку обмотки (1). В этом способе предусмотрено формирование обмотки путем установки и фиксации элемента на слой порошкового материа;;а, что исключает выполнение операции формования лобовых частей обмотки.

Однако способ требует специальной оснастки для фиксации и ориентации элемента относительно магнитопровода с целью исключения его возможного смещения и оборудования для предварительного нагрева элемента.

При осуществлении способа (1) необходим подбор материалов обмоткодержателя и изоляции по физико-механическим параметрам, т.к. при их различии возникают дополнительные внутренние напряжения, Кроме того, при намотке из-за натяжения обмоточного провода имеет место образование микроскопических прорезей на напыленной поверхности магнитопровода и обмоткодержателя, при термообработке покрытия обмоточный провод утопляется в слой покрытия, что ухудшает электрическую прочность изоляции.

Целью настоящего изобретения является упрощение способа и повышение качества изготовления статора электрической машины. Упрощение способа обеспечивается сокращением технологического цикла изготовления статора, повышение качества — сних:ением внутренних напряжений в конструкции статора, повышением эксплуатационных свойств изоляции.

Сущность изобретения заключается в том, что за один технологический прием изготавливаются обмоткодержатели и изоляции пазовых и торцовых частей магнитопровода из одного и того же материала, создается монолитная изоляция с повышенной механической прочностью.

Для этой цели используют технологическую оправку длиной больше длины магнитопровода, После установки магнитопровода на оправку выступающие части оправки покрывают антиадгезионной смазкой, производят одновременное послойное напыление изоляции на магнитопровод и выступающие части оправки и оплавление каждого слоя. После оплавления последнего изоляционного слоя его покрывают поверхностно-активным веществом.

Отличительными от прототипа признаками изобретения являются дополнительное нанесение порошкового материала на рабочие поверхности оправки, выступающие за пределы магнитопровода и предварительно покрытые антиадгезионной смазкой, и нанесение поверхностно-активного вещества на последний оплавленный слой изоляции.

На фиг.1 — 3 показан способ изготовления статора, Изобретение осуществляется =ледующим образом, Рабочие поверхности оправки 1,2 покрывают антиадгезионной смазкой

3, например CKT(5% синтетического каучука в толуоле). Термоотверждают смазку при

200 С в течение 2 ч. По окончании режима сушки оправку 1,2 охлаждают до комнатной температуры. Элементы оправки 1,2 устанавливают в расточку магнитопровода 4 и соединяют между собой. например, с помощью резьбового. соединения для обеспечения плотного прилегания опоавки к торцовым поверхностям магнитопровода.

Длина рабочих поверхностей (это выступающие за пределы магнитопровода части оправки 1,2) соответствует длине вылета лобовых частей обмотки и определяется экспериментально.

На поверхности магнитопровода 4 и выступающие части оправки 1,2 наносят порошковый материал 5, например краску порОшковую эпоксидную П-ЭП-534 "А" серая, методом напыления в электростатическом поле высокого напряжения. Послойно оплавляют при 150 С в течение 15-20 мин, После оплавления последнего изоляционного слоя напыленную изоляцию на статоре и оправке покрывают поверхностно-активным веществом б, например эпиламирующим составом марки ЭФРЕН. С шат на

1771045

)JJJ((lltii " i»lll(f((Составитель Н. Сиренева

Техред М.Моргентал Корректор Т. Ва ш кович

Редактор Т. Куркова

Заказ 3747 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комите1а по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул,Гагарина, 1 J1 воздухе в тече ие 30 — 40 мин и отверждают при 100 С в те;-чие 1 ч, Охлаждают статор с оправкой. Разбирают оправку 1,2, наличие антиадгезионной смазки способствует разъему оправки, не нарушая целостности 5 изоляции магнитопровода и обмоткодержателя, полученного из одного материала с изоляцией магнитопровода. Производят механизированную намотку с укладкой обмотки 7 в пазы статора и на обмоткодержа- 10 тель 8, Благодаря высокой адсорбционной способности поверхностно-активного вещества упрочняется наружный слой напыленной изоляции, повышается его механическая 15 прочность, Поверхностно-активное вещество можно наносить после каждого оплавленного слоя порошкового материала, Использование предлагаемого способа повышает технологичность и качество изго- 20 товления статора электрической машины, Формула изобретения

1. Способ изготовления статора электрической машины с обмоткодержателем, 25 при котором цилиндрический магнитопровод с пазами устанавливают на оправку, послойно на его пазовые и торцевые участки напыляют изоляционный порошковый материал и оплавляют каждый его слои, после чего укладывают в изолированные пазы магнитопровода изолированные провода и снимают оправку, отличающийся тем, что, с целью упрощения способа путем изготовления за один технологический прием обмоткодержателя и изоляции пазовых и торцевых участков магнитопровода и повышения качества за счет создания монолитной изоляции, используют оправку длиной больше длины магнитопровода, после установки магнитопровода на оправку выступающие части оправки покрывают антиадгезионной смазкой, при этом одновременно с укаэанным напылением порошковый изоляционный материал напыляют на выступающие части оправки, 2. Способ по п,1, отличающийся тем, что после оплавления последнего изоляционного слоя его покрывают поверхностно-активным веществом.

Способ изготовления статора электрической машины с обмоткодержателем Способ изготовления статора электрической машины с обмоткодержателем Способ изготовления статора электрической машины с обмоткодержателем 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике , в частности к способам, изготовления изоляции обмоток высоковольтных электрических машин

Изобретение относится к электротехнике , в частности к электромашиностроению

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при изготовлении обмоток статоров электрических машин, трансформаторов, дросселей

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и касается особенностей конструктивного выполнения уплотнений валов электрической машины

Изобретение относится к области электротехники и касается способов пропитки и сушки таких электротехнических изделий, как обмотки статоров, роторов электродвигателей, трансформаторов, магнитопроводов и т.п

Изобретение относится к области электротехники и касается способов электроосмотической сушки изоляции обмоток электрических машин при их эксплуатации, а также для предупреждения увлажнения изоляции обмоток электрических машин во время технологической паузы

Изобретение относится к области электротехники, а именно к ремонту электрических машин преимущественно с термореактивной изоляцией

Изобретение относится к области электротехники, в частности к устройствам для капельной пропитки и сушки обмоток электрических машин

Изобретение относится к электротехнике, а именно к технологии изготовления катушек сильных магнитных потоков, которые могут быть использованы в электротехнической промышленности

Изобретение относится к области токовой сушки трансформаторов, электрических кабелей, электрических машин, конкретно к токовой сушке обмоток электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению
Наверх