Способ стыковки подводного трубопровода на плаву
Использование: строительство подводных трубопроводов больших диаметров и большой продольной жесткости. Сущность изобретения: трубопроводную секцию на плаву транспортируют к месту укладки, где ее стыкуют с плавающим концом трубопровода , который предварительно базируют и закрепляют в стыковочной камере плавсредства , при этом стыковочная камера закреплена шарнирно на борту плавсредства и притоплена. Конец трубопроводной секции предварительно центрируют по опорам , закрепленным на борту плавсредства, при этом секцию перемещают движением лага поворотом в горизонтальной плоскости и осевым перемещением, после чего ео вводят в стыковочную камеру посредством устранения крена стыковочной камеры. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ ПРИ ГКНТ СССР ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4644205/29 (22) 30.01;89 (46) 07.11.92, Ben. N. 41 Ф (71) Севастопольский приборостроительный uHcm (72) О. IO.Тихоплав (56) Авторское свидетельство СССР М 1721371, кл. F 16 1 1/12, 1988. (54) СПОСОБ СТЫКОВКИ ПОДВОДНОГО ТРУБОПРОВОДА НА ПЛАВУ (57) Использование: строительство подводных трубопроводов больших диаметров и большой продольной жесткости. Сущность изобретения; трубопроводную секцию на Изобретение относится к области строительства трубопроводного транспорта и может быть использовано при прокладке подводных магистральных трубопроводов большого диаметра и большой продольной жесткости секционным методом со стыковкой секций на плаву. Цель изобретения — повышение технологичности введения в центровочную камеру концов трубопроводных плетей большого диаметра, что обеспечивается предварительным их центрированием у борта плавсредства. На фиг. 1 изображены положения конца стыкуемой секции относительно понтона в начальный момент процесса и после cosepшения каждой из последующих простых операций; на фиг. 2 — положение центровочной камеры относительно плавсредства в вертикальной поперечной плоскости в момент ввода или вывода из него стыкуемой секции. 5U, 1774113 Al плаву транспортируют к месту укладки, где ее стыкуют с плавающим концом трубопровода, который предварительно базируют и закрепляют в стыковочной камере плавсредства, при этом стыковочная камера закреплена шарнирно на борту плавсредства и притоплена. Конец трубопроводной секции предварительно центрируют по опорам, закрепленным на борту плавсредства,. при этом секцию перемещают движением лага поворотом в горизонтальной плоскости и осевым перемещРнием, после чего еа вводят в стыковочную камеру посредством устранения крена стыковочной камеры. 2 ил. Процесс стыковки секций трубопровода . осуществляется в следующем порядке (фиг.1). На доставленную r. месту стыковки секцию 1 устанавливают тросовые петли 2 пропустив их через огоны прижимных тросов 3 и 4, поданных с плавсредства 5. Шпринги 6 и 7 закрепляют на рымах в надводной части трубы стыкуемой секции 1. Стыковку секций 1 ведут в стыковочной камере 8 плавсредства 9,оснащенного опорами 10 и 11. Стыкпвочная камера 8 расположена у борта плавсредства 9 и соединена с ним шарнирно с возможностью пог ужения в вертикальной плоскости посредством заполнения водой цистерны стыковочной камеры 8 и последующего всплытия стыковочной камеры 8 при аытеснении воды из ее цистерны. Плавсредство 9 оснащено швартовно-тяговыми лебедками. Перед стыковкой секции 1 с трубопроводом 12 его конец центрируют и закрепляют в притопленной стыковочной камере 8. При выбирании 1774113 шпринга 6 секция 1 дрейфует вперед к стыковочной камере 8 (фиг. 1.а) и опираясь на захват опоры 10, поворачивается на угол у (фиг;1.б), при этом расстояние от точки опирания до конца секции 1 примерно равно длине плавсредства 9. Осевое перемещение секции 1 до нужного ее поло>кения относительно конца трубопровода 12 осуществляют выбиранием шпринга 7 и прижимного троса 4 (см.фиг.1.в). Далее с помощью прижимных тросов 3 и 4 секцию 1 сажают на опоры 10, 11 (см.фиг.1,г) при этом ее конец оказывается на плаву над притопленным совместно со стыковочной камерой 8 концом трубопровода 12 (см,фиг.1.д), После этого, продувают сжатым воздухом цистерну стыковочной камеры 8, которая выплывает и устанавливается в рабочем поло>кении. Сверху на трубы заводят створки уплотняющего устройства и осушают стыковочную камеру 8, С копцов сты куем ых труб удаля ют ге рметиэирующие заглушки и стягивают стыкуемые секции тал репами. Кромки труб совмещают испол ьзуя крепово-дифферентную систему стыковочной камеры 8 и регулировочные винты на опорах 11. После соединения стыков трубопровода, стыковочную камеру 8 заполняют водой, уплотняющие трубу устройства на торцевых стенках стыковочной камеры 8 поднимают, а стыковочную камеру 8 притапливают, заполняя водой ее цистерну. После отдачи замков на всех четырех опорах 10, 11 плавсредство 9 отходит от состыкованного трубопровода 12. Плавсредство 9 отбуксировывают к свободному концу присоединенной к трубопроводу 12 секции 1 и закрепляют на нем своей кормовой половиной. Трубопровод 12 готов к стыковке со следующей секцией. Все стационарное оснащение секции 1 (рымы для буксировки, утки, кнехты) устанавливается на берегу. Тросовые петли 2 можно завести заблаговременно перед буксировкой секции 1. Шпринги 6, 7 и при>кимные тросы 3, 4 закрепляются на кнехтах или утках на месте стыковки обеспечивающим судном или буксиром, участвовавшем в буксировке, с помощью стрелы или другого подъемного устройства с двумя шкентелями и пентер-гаками па концах. Опоры 10, 11 расположены на борту плавсредства 9 со стороны стыковочной ка5 50 меры 8 и снабжены автоматизированным зажимом хомутового типа, отжимными винтами и упругими элементами, обеспечивающими осевые и радиальные перемещения секций в процессе совмещения стыкуемых их торцов. Использование изобретения целесообразно при прокладке трубопровода большого диаметра (1 0 1 5) м и большой продольной жесткости (соединение типа труба в трубу) через внутренние водоемы небольшой глубины, когда применение известных высокопроизводительных способов, основанных на подъеме труб из воды, экономически не выгодно или невозможно, Продолжительность процесса стыковки секций трубопровода зависит от состояния погоды и размеров стыкуемых секций. В зависимости от мореходных качеств понтона стыковку можно проводить при состоянии ветра и волнения до 3-5 баллов. При стыковке секций трубопровода диаметром до 1,5 м и длине до 5000 м усилия в тросах не превышают 20 кН и для приведения их в действие может быть использован ручной привод на всех операциях. Операции по установке секции существенно упрощаются, если она прибуксировывается к понтонулагом. Формула изобретения Способ стыковки подводного трубопровода на плаву, заключающийся в транспортировании заглушенных трубопроводных, плетей к месту стыковки, подведении к концам стыкуемых плетей плавсредства с герметичной центровочной камерой, введении в нее концов стыкуемых плетей, осушении ее, снятии заглушек с концов плетей, центрировании и соединении концов с последующим освобо>кдением трубопровода посредством крена плавсредства, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью повышения технологичности введения в центровочную камеру концов трубопроводных плетей большого диаметра, их предварительное центрирование производят у борта плавсредства движением лага, при этом поворачивают концы плетей в горизонтальной плоскости с последующим их осевым перемещением, а введение концов плетей в центровочную камеру осуществляют путем придания ей предварительного крена и последующего его устранения. 1774113 a), 8) асе8м перекрещение д) секция нтано8лакх IЯ 1774113 Составитель В.Копаев Редактор С.Кулакова Техред М.Моргентал Корректор Т.Палий Заказ 3916 Тираж Подписное ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5 Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101