Устройство для дорнования отверстий

 

Использование: обработка сложных криволинейных сквозных и глухих отверстий . Устройство содержит установленный на основании 1 кронштейн 3, механизм перемещения дорна в виде корпуса 7 с отверстиями , узел осевого подпора заднего конца детали, узел зажима переднего конца детали , механизм возврата дорна. Устройство оснащено дополнительным поршнем 15. глухой перегородкой 20, перегородкой 17 с уплотнительным центральным отверстием. Механизм возврата дорна выполнен в виде гибкого троса 16, а кронштейн 3 и корпус 7 выполнены соответственно с дополнительными выступами 4 и пазами 24 со стороны основания 1. 2 ил.

союз советских социАлистических

РЕСПУБЛИК (19) (11) (51)5 В 24 В 39/02

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР)

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ 3 4

О (Л (К АВТОРСКОМУ СВИ4ЕТЕЛЬСТВУ (21) 4731472/27 (22) 22.08.89 (46) 07.12.92. Бюл. № 45 (71) Проектно-конструкторский институт

Министерства угольной промышленности

СССР (72) Е.А.Кушманов, Л.Е.Кушманова, В.Л,Гонохов и В.А.Са>кко (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 1602711, кл. В 24 В 39/02, 1988. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДОРНОВАНИЯ ОТВЕРСТИЙ (57) Использование: обработка сложных криволинейных сквозных и глухих отверИзобретение относится к металлообработке и может быть использовано при обработке сложных криволинейных, сквозных и глухих отверстий.

В качестве прототипа выбрано устройство для дорнования отверстий трубы, содер>кащее основание, дорн, механизм его перемещения, узел осевого подпора заднего конца трубы, узел зажима ее переднего конца, сменный криволинейный желоб для возврата дорнов, пружинные защелки, микропереключатель и элементы управления.

Недостатком устройства являются узкие технологические возможности из-за невозможности дорнования глухих криволинейных отверстий.

Целью изобретения является расширение технологических возможностей за счет создания условий для дорнования деталей с глухими криволинейными отверстиями. стий. Устройство содержит установленный на основании 1 кронштейн 3, механизм перемещения дорна в виде корпуса 7 с отверстиями, узел осевого подпора заднего конца детали, узел зажима переднего конца детали, механизм возврата дорна. Устройство оснащено дополнительным поршнем 15, глухой перегородкой 20, перегородкой 17 с уплотнительным центральным отверстием.

Механизм возврата дорна выполнен в виде гибкого троса 16, а кронштейн 3 и корпус 7 выполнены соответственно с дополнительными выступами 4 и пазами 24 со стороны основания 1. 2 ил.

Указанная цель достигается тем, что в устройстве для дорнования отверстий, содержащее основание, установленный на нем кронштейн с выступами, расположенными со стороны свободного торца, механизм перемещения дорна в виде размещенного в кронштейне с возможностью ограниченного осевого перемещения корпуса с отверстиями для подвода и слива жидкости, гидравлическими полостями, подпружиненным поршнем и пазами на наружной поверхности для выступов кронштейна, узел осевого подпора заднего конца детали, узел зажима переднего конца детали, пружинную защелку и механизм возврата дорна, дополнительно введены устройство снабжено дополнительным поршнем, размещенным со стороны дорна относительно подпружиненного поршня глухой перегородкой, установленной между

1779561 поршнями и размещенной между дорном и дополнительным поршнем перегородкой с уплотненным центральным отверстием, механизм возврата выполнен в виде соединяющего дорн с дополнительным поршнем возвратно-поступательно перемещается поршень 15, связанный гибкой связью 16, проходящей через уплотненное резиновым кольцом центральное отверстие в перегородке 17, разделяющей гидравлические полости рабочего перемещения и возврата дорна с шариковым дорном 18. В нижней гибкого троса, расположенного в упомянутом уплотненном отверстии, а кронштейн и корпус выполнены соответственно с дополнительными выступами и пазами со стороны основания, Сопоставительный анализ с прототичасти корпуса 7 выполнена гидравлическая полость осевого зажима детали 19, которая отделена глухой перегородкой 20 от гидравлической полости 14 возврата дорна. В кор10 пусе 7 имеются также радиальные отверстия: 21 для подвода рабочей жидкости при возврате дорна 18, 22 — соединено пом показывает, что заявляемое устройство отличается тем, что оно снабжено дополнительным поршнем, размещенным со сторочерез фильтр (на чертежах не показан) с ны дорна относительно подпружиненного поршня, глухой перегородкой, установленной между поршнями и размещенной межатмосферой, 23 — для подвода рабочей жидкости при окончательном зажиме детали.

На нару>кной поверхности корпуса 7, в верхней и нижней частях, выполнены пазы

24, которые в процессе работы имеют воэ20

25 можность перемещаться возвратно-поступательно относительно выступов 4 крон штей н а 3.

В средней неподви>кной части корпуса эажимного приспособления 8 закреплена пружинная защелка 25 лукообразной формы для предварительной ориентации обра30

35 тройство, общий вид; на фиг, 2 — сечение

А-А на фиг, 1.

Устройство состоит иэ основания 1 с конической лункой 2, установленного на основании кронштейна 3 с выступами 4 в верхней и в нижней частях, центральным отверстием 5 и радиальными отверстиями 6, выполненного в виде плун>кера "плавающего" относи-ельно продольной оси кронштей40

Для предварительного под>кима детали

26 в гидравлической полости 19 размещены пружина сжатия 29, поршень с цилиндрической шейкой 31 со сферическим наконечником 32, В верхней торцевой части корпуса 7 установлено торцевое уплотнение 33. н а механизма возвратно-поступательного перемещения дорна и за>кима детали раздвижного корпуса 7 зажимного приспособления 8, состоящего из подви>кных половин

9 и 10 и трех направляющих скалок 11, а

При сбработке детали 26 с глухими отверстиями в заднем торце детали выполняется технологическое отверстие 34 для

50 также привода перемещения подвижных половин корпуса приспособления (на фиг. привод не показана).

В корпусе 7 механизма перемещения дорна и зажима детали имеются гидравлическая полость 12 рабочего перемещения дорна, к которой через радиальное отвервыхода воздуха и технологической смазки.

Кроме указанных элементов устройства, на фиг, 1 схематично изображен схват 35 промышленного робота.

Кроме того, устройство снабжено средствами автоматического управления, как састие 13 подводится рабочая жидкость от мим устройством, так и промышленным гидропривода (маслостанции). гидравличе- роботом, осуществляющим съем и установская полость 14 возврата дорна, в которой ку деталей и транспортными устройствами, ду дорном и дополнительным поршнем перегородкой с уплотненным центральным отверстием; механизм возврата выполнен в виде соединяющего дорн с дополнительным поршнем гибкого троса, располо>кенного в упомянутом уплотненном отверстии, а кронштейн и корпус выполнены соответственно с дополнительными выступами и пазами со стороны основания.

Таким образом заявляемое устройство для дорнования отверстий соответствует критерию изобретения "новизна"

Указанные выше отличительные признаки в известных устройствах для дорнования не встречаются, следовательно, предлагаемое тсхническое решение соответствует критерию изобретения "существенные отличия", На фиг, 1 изображено предлагаемое усбатываемой детали 26.

Защелка 25 может быть выполнена либо цельной, либо состоящей иэ двух симметрично расположенных пластин, В подвижных половинах раздвижного корпуса зажимного приспособления 8 установлены съемные матричные детали 27 и 28, осуществляющие окончательное базирование обрабатываемой детали 26 по наружной поверхности и заднему торцу. С помощью сменных матричных деталей 27 и 28 осуществляется переналадка на другие типоразмеры обрабатываемых дорнированием деталей.

1779561

55 подставляющими заготовки и обработанные детали из накопителей (или магазинов) заготовок к роботу и обработанных деталей от робота в тару (или накопители деталей).

Упомянутые элементы на чертежах не показаны, Предлагаемое устройство в комплекте с указанными техническими средствами представляют собой гибкий (переналаживаемый) роботизированный модуль для обработки глухих и сквозных деталей сложной криволинейной формы способом пластического деформирования — дорнованием.

Устройство для дорнования отверстий работает в автоматическом режиме следующим образом.

В исходном положении корпус 7 приспособления раскрыт, установлены сменные матричные детали 27 и 28 на требуемый типоразмер детали 26. Шарйковый дорн 18 находится в гидравлической полости 12 (положение I).

Заготовка детали 26, подлежащая обработке дорнованием на транспортном устройстве (конвейере) в сориентированном для захвата схватом работа 35 положении, смазана внутри технологической смазкой.

Работа устройства и работающих с ним в комплекте вышеуказанных технических средств в автоматическом режиме по программе начинается после нажатия кнопки

"Пуск" на пульте управления.

Робот с помощью схвата 35 захватывает заготовку 26 с транспортного устройства и перемещает ее параллельно плотности основания 1 в пружинную защелку 25, раздвигая при этом отогнутые края ее пластин, выполняющих роль фасок, до установки в базирующую часть защелки 25. Передний (нижний) торец детали "утапливает" корпус

7, сжимая пружину 29, которая через поршень 30 и цилиндрическую шейку 31 со сферическим наконечником, контактирующим с конической лункой 2, создает предварительный осевой поджим переднего торца детали 26 корпусом 7. Сила сжатия пружин

29 такова, что не может преодолеть силу сжатия пружинной защелки 25 и переместить деталь 26. После этого схват робота 35 разжимается и выводится из устройства на исходную позицию. Деталь 26, поданная в защелку 25 в сориентированном виде, удерживается защелкой 25, Затем по записанной программе подается команда с пульта управления на привод перемещения подвижных половин 9 и 10 зажимного приспособления на их закрытие. Деталь 26 при этом фиксируется матричными деталями 27 и 28. Базирование детали 26 осуществляется по ее наружной поверхности и заднему

50 торцу. После этого подается команда на подачу рабочей жидкости от гидропривода маслостанции) через напорное отверстие 13 в гидрополость 12 и отверстие 23 в гидрополость 19 окончательного зажима переднего торца детали 26. При этом одновременно осуществляется окончательный зажим переднего торца детали 26 и начинается рабочий ход шарикового дорна 18 с гибкой связью 16, скользящей по отверстию с уплотнением в перегородке 17 до упора 18 в задний внутренний торец в отверстии отрабатываемой детали (положение II). Сливные отверстия этих гидравлических полостей при рабочем ходе закрыты, После этого по команде с пульта управления рабочая жидкость подается через напорное отверстие 21 в полость 14 возврата шарикового дорна, При этом поршень 15, который при рабочем ходе вместе с дорном

18 и гибкой связью 16 ранее перемещался вверх, теперь перемещается вниз и посредством гибкой связи 16 перемещает дорн 18 вниз. Одновременно с началом возврата дорна 18 открывается сливное отверстие 13 в полости 12. Поршень 15 перемещается до тех пор, пока дорн 18 не достигнет исходного положения I в гидравлической полости

12, После этого открывается сливное отверстие полости 19 и снимается гидравлический поджим переднего торца детали 26, затем раскрывается зажимное приспособление 8, промышленный робот заводит раскрытый схват 35 в приспособление, зажимает деталь 26 и выводит ее из пружинной защелки 25 и приспособления 8, перемещает обработанную деталь на транспортное устройство, которое, в свою очередь, перемещает деталь в тару или в накопитель готовых деталей. По окончании цикла обработки этой детали сразу начинается аналогичный цикл обработки следующей детали и т.д.

Выполнение рабочих и вспомогательных операций производится до тех пор, пока оператор не нажмет кнопку "Стоп" на пульте управления, после чего все элементы устройства для дорнования и работающие совместно с ним технические средства, закончив очередной производственный цикл занимают исходное для последней работы положение.

Для экстренной остановки предусматривается кнопка "Аварийный стоп".

При обработке сквозных криволинейных отверстий конечное положение fl дорна регламентировано в программе с учетом времени и скорости его движения, 1779561

Формула изобретения

Устройство для дорнования отверстий деталей, содержащее основание, установленный на нем кронштейн с выступами, расположенными со стороны его свободного торца, механизм перемещения дорна в виде размещенного в кронштейне с возможностью ограниченного осевого перемещения корпуса с отверстиями для подвода и слива жидкости, гидравлическими полостями, подпружиненным поршнем и пазами на наружной поверхности для выступов кронштейна, узел осевого подпора заднего конца детали, узел зажима переднего конца детали, пружинную защелку и механизм возврата дорна, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения технологических возможностей за счет дорнования деталей с глухими криволинейными отверстиями, устройство снабжено дополнительным порш5 нем, размещенным со стороны дорна относительно подпружиненного поршня, глухой перегородкой, установленной между поршнями, и размещенной между дорном и дополнительным поршнем перегородкой с

10 уплотненным центральным отверстием, механизм возврата дорна выполнен в виде соединяющего дорн с дополнительным поршнем гибкого троса, расположенного s упомянутом уплотненном отверстии, а крон15 штейн и корпус выполнены соответственно с дополнительными выступами и пазами со стороны основания.

1779561

Составитель Е. Кч вманов

Редактор С. Кулакова Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор А. Мотыль

Заказ 4410 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5 ь

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Устройство для дорнования отверстий Устройство для дорнования отверстий Устройство для дорнования отверстий Устройство для дорнования отверстий Устройство для дорнования отверстий 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к изготовлению инструментов для отделочной чистовой обработки внутренних поверхностей отверстий деталей машин

Изобретение относится к металлообработке, в частности к обработке отверстий дорнованием

Изобретение относится к металлообработке, а именно, к чистовой обработке отверстий методом пластического деформирования

Изобретение относится к металлообработке глубоких отверстий дорнованием

Изобретение относится к методам упрочнения поверхности деталей в процессе их обработки

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к средствам упрочнения поверхностей деталей с их высокоточной обработкой

Изобретение относится к обработке материалов резанием и давлением, а именно к расточке цилиндров с последной обработкой, раскаткой и дробеструйной обработкой

Изобретение относится к обработке материалов резанием и давлением, к расточке цилиндров с последней обработкой раскаткой и дробеструйной обработкой
Наверх