Устройство для охлаждения электронного блока

 

Изобретение относится к машиностроению , а именно к устройствам для охлаждения электронного блока в пилотской кабине летательного аппарата. Целью изобретения является уменьшение габаритов vcTponcToa при повышении эффективности охлаждения . Наружная стенка патрубка образована установленной на ребро обоймой из листового материала, охватывающей входные отверстия на корпусе блока и входной фитинг вентилятора, который установлен на наружный торец обоймы поверх основания, повторяющего конфигурацию обоймы и скрепленного с корпусом блока и обоймой посредством ввернутых в резьбовые гнёзда стяжных винтов, размещенных снаружи обоймы вплотную к ее ребру и внутри обоймы с распорной втулкой. 1 з,п.ф-лы, 6 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

1779642 А1 (я>ю В 64 0 13/00, l3/08

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) f„

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ--К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (2 1) 4945870/23 (22) 17.06.91 (46) 07.12.92. Бюл. N 45 (75) 1О.В.Баландин (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 758686, кл, В 64 D 13/08, F 25 B 1/06, 1978.

Чертеж 1.9603.7692.100. Разработка

ММ3 им. С.В.Ильюшина, !986. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ

ЭЛ Е KTPOH НОГО БЛОКА (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для охла>кдения электронного блока в пилотской кабине

Ф Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для охлаждения электронного блока в стесненном обьеме пульта пилотской кабины летательного аппарата.

Известна система охлаждения аппаратуры, содержащая последовательно установленные на входе в аппара -уру трубопровод, корректор расхода среды и нагнетатель, смонтированные на основании, при этом нагнетатель выполнен в виде эжектора, рабочее сопло которого подключено к магистрали подачи холодного воздуха перед регулятором избыточного давления. В этой системе расход корректируется путем L".çìeíåíèÿ расстояния между соплом и диффузором эжектора, а жесткая связь сопла диффузора способствует передаче вибрации от источника давления (двилетательного аппарата, Целью изобретения является уменьшение габаритов устройства при повышении эффективности охлаждения. Наружная стенка патрубка образована установленной на ребро обоймой из листового материала, охватывающей входные отверстия на корпусе блока и входной фитинг вентилятора, который установлен на наружный торец обоймы поверх основания, повторяющего конфигурацию обоймы и скрепленного с корпусом блока и обоймой посредством ввернутых в резьбовые гнезда стяжных винтов, размещенных снаружи обоймы вплотную к ее ребру и внутри обоймы с распорной втулкой. 1 з,п.ф-лы, 6 ил. гателя), создающих повышенный шум в системе.

Соединение нагнетателя с магистралью подачи холодного воздуха приводит к повышенной конденсации влаги на стенках охлаждающего тракта и аппаратуры, что приводит к снижению эффектна .ости теплосьема и отказу аппаратуры из- à коррозии элементов, коротких замыканий в электрических цепях.

Известно устройство для охлаждения, содержащее патрубок, прикрепленный на болтах к отверстию корпуса болта, и вентилятор, установленный на внешнем конце патрубка.

Так как под блоком размещены различ-. ные другие агрегаты и тяги управления самолетом, там, практически, нет свободного места, вследстьие чего для охлаждения блока используется лишь одно из двух имею1779642

10 щихся на его нижней стенке выходных отверстий, а другое заглушено, ибо габарит патрубка, выполненного в виде тройника, подключенного к обоим отверстиям корпуса блока, увеличится как минимум вдвое. Име, ющийся "прямой" патрубок содер>кит фланцы, размещенные по концам, и переходник в средней части, ибо величины диаметра отверстий блока и вентилятора относятся как 1:2. Фланцы изготавливаются путем литья и последующей механической обработки, а переходник штампуют из двух половинок, затем половинки соединяют сваркой, после чего по концам приваривают фланцы. Патрубок имеет сложную конфигурацию и трудоемок в изготовлении. Потребный габарит блока вместе с устройством охлаждения увеличивается практически вдвое. Эффективность охлаждения снижена ввиду использования единственного отверстия, естественно, имеюшего большую величину гидравлического сопротивления, а следовательно, и меньший расход охлаждающего воздуха при одном и том же вентиляторе. Ввиду стесненности пространства вокруг блока и плотного размещения на нижней стенке других элементов его конструкций, в частности штепсельного электраразъема, отсутствует возмо>кность увеличения проходного сечения отверстий для охлаждающего. воздуха из блока.

Цель изобретения — упрощение конструкции, уменьшение габаритов устройства при повышении эффективности охлаждения и надежности крепления„

Поставленная цель достигается тем, что в известном устройстве для охлаждения электронного блока, содержащем патрубок, конец которого закреплен на корпусе блока посредством стяжных винтов, установленHblx в реэьбовые гнезда вокруг выходнсго отверстия, и вытяжной вентилятор, входной фитинг которого закреплен на внешнем конце патрубка посредством прижимных планок и болтов, нару>кная стенка патрубка образована установленной на ребро обоймой излистового материала, охватывающей выходные отверстия на корпусе блока и входной фитинг вентилятора, который установлен на наружный торец обоймы поверх основания, повторяющего конфигурацию . обоймы и скрепленного с корпусом блока и обоймой посредством ввернутых в резьбавые гнезда корпуса стяжных винтов, размещенных снаружи обоймы вплотную к ее ребру и внутри обоймы с распарной втулкой, при этом прижимные болты крепления фитинга вентилятора установлены в анкерные гайки, попарно размещенные вокруг

55 фитинга на ребре обоймы и на их основаиии.

На фиг. 1 показан приборный пульт и смонтированный электронный блок с установленным на корпусе электровентилятором; на фиг. 2 — узел А фиг. 1 блока с патрубком и вентилятором на нижней стенке его корпуса; на фиг. 3 — вид по стрелке 5 на корпус блока снизу; на фиг. 4 — сечение

В-Б по ввернутому в резьбовое гнездо стяжному винту крепления обоймы и основания к нижней стенке корпуса блока; на фиг. 5 — сечение Г-Г крепления основания к корпусу блока посредством стяжного винта и распорной втулки; на фиг. 6- сечение Д-Д крепления входного фитинга вентилятора с помощью при>кимной планки и болта, ввернутого в анкерную гайку, прикрепленную посредством уголка к ребру обоймы.

Устройство для охлаждения электронного блока 1 в стесненном объеме пульта 2 пилотской кабины 3 летательного аппарата содержит патрубок 4, конец которого закреплен на корпусе 5 блока, и вытяжной вентилятор 6. Наружная стенка патрубка 4 образована установленной на ребро обоймой 7 из листового материала, охватывающей входные отверстия 8 на корпусе 5 блока и входной фитинг 9 вентилятора 6, который установлен на наружный торец обоймы 7 поверх основания 10, повторяющего конфигурацию обоймы 7 и скрепленного с корпусом 5 блока и обоймой 7 посредством ввернутых в реэьбовые гнезда 11 корпуса 5 стяжных винтов 12. Стяжные винты 12 размещены снаружи обоймы 7 вплотную к ее ребру, а внутри обоймы — с распорной втулкой 13. Прижимные болты 14 крепления фитинга 9 вентилятора установлены в анкерные гайки 15 и 16, попарно размещенные вокруг фитинга 9 на ребре обоймы 7 и на основании 10.

Обойма 7 имеет в проекции конфигурацию равнобедренного треугольника со срезанной вершиной, со скругленными углами внизу и с ломаным основанием, поджатым внутрь, вследствие размещения здесь штепсельного разъема, предназначенного для подключения блока к электросети самолета.

Радиусы скругления обоймы вокруг отверстий 8 определяется координаты резьбовых гнезд 11 и ввернутых в них стяжных винтов

12, вплотную к которым прижато ребро обоймы 7, благодаря чему повышается прочность патрубка и устойчивость обоймы на сжатие и изгиб от усилий затяжки винтов и веса вентилятора.

Вентилятор 9 размещен по оси симметpw обоймы 7, а в срезанной здесь вершине описанного выше треугольника установле1779642 на одна из самоконтрлщихся анкерных гаек

15, укрепленных на приклепанному к ребру обоймы профилю 17, размещенному по касательной к корпусу вентилятора. Аналогично размещен профиль 18 с гайкой 15 между отверстиями 8, где напротив штепсельного разъема расположен поперечный стык обоймы 7, изготовленный из полоски-ленты листового металла путем гнутья по указанной конфигурации.

Таким образом профили 17 и 18, кроме крепления гаек 15, дополнительно увеличивают местну1о жесткость ребра обоймы 7 в местах крепления вентилятора, а профиль

18, кроме того, усиливает и место стыка обоймы. Оснонание 10 выполнено чуть шире обоймы 7, вырезано из листового металла и имеет в верхней части отверстие под фитинг 9 вентилятора 6. Основание 10 скреплено с обоймой 7 и корпусом 5 блока посредством стяжных винтов 12, а также непосредственно скреплено с корпусом 5 блока посредством стя>кных винтов 19, ввернутых в гнезда 11, размещенные внутри обоймы 7. На винты 19 одеты распорные втулки 13, обеспечива1ощие опору основания 10 на корпусе 5 блока независимо и в дополнение к основанию 10 изнутри, размещенные вплотную к ребру обоймы 7, чтобы создать ей дополнительну1а местную опару н целях повышения устойчивости ребра, Вниду малости разряжения, создаваемого ве13тилятором 6, обоймы 7 и основание 10 подвержены лишь механическому воздействи1о от веса вентилятора, а перепад давления практически отсутствует. Поэтому крепление их друг с другом, корпусом 5 блока и вентилятором 6 не требует герметичности в прямом смысле и в стыках этих элементов проложена лишь уплатнительная лента, что упрощает конструкцию, Прижимные планки 20 удерживают входной фитинг 9 вентилятора 6, прижимал его к поверхности основа.t;tsi 10. При этом прижимные болты 21 в гайках 15 одновременно притягивают вентилятор 6 такжс и к ребру обоймы 7 через установленные н этих местах профили 17 и 18, что обеспечивает повышен:Зую прочность, Конец прижимных планок 20, закрепленных балтами 14 в гайках 16, опира1отсл fta основание 10 и на расположенное под ним ребро обоймы 7 одновременно, При вкл1оченнам вентиллтаре 6 воздух через щели, име3ощиесл па периметру кор5

55 пуса 5 блока под лицевой его панелью, всасывается из емкости кабины в полость блока, омывает нагретые его элементы, охлаждая их, и выходит через отверстия 8 в полость, ограниченную стенкой корпуса 5 блока и деталями 7 — 10, а зател выбрасывается в кабину вследствие разряжения, создаваемого вентилятором 6. Благодаря тому, что используетсл вытяжной вентилятор, геометрия патрубка не создает существенного сопротивления движению охлаждающего воздуха. следовательно, увеличиваетсл его расход, Высота ребра обоймы 7 многократно меньше высоты тривиального патрубка. Поэтому существенно сокращастсл габарит устройства охлажденил и понышаетсл его эффективность.

Конструкция упрощается, так как патрубок, содержащий шта 1пованные и литые детали, соединенные прочl оплотнай сваркой, заменяется на две детали из листа, одна из которых rfima», a другая плоскал, без сварки, без герметизации, Формула изобретения

1. Устройство для охлажденил электронного блока, содержащее патрубак, конец которого закрепле31 на корпусе блока посредством стлжных винтов, установленных в резьбоные гнезда вокруг выходного отверстия, и вытлжной вентил>1тор, входной фитинг которого закрсплен 13а внешнем конце патрубка посредством приж31ь113ых планок и болтон, о т л и ч а io щ е е с л тем, что, с цель1о упрощенил конструкции, уменьшенил габаритов устройства BpLL повышении эффективности охлажденил, наружнал стенКа патрубка сбразава13а уста13свленной на ребро обоймой из листового материала, охватывающей выходные отгерстил На корпусе блока ll входной QLITLIIIc ие1г331ллтара, который установлен на нару>к,1ый торец обоймы поверх ocltof3at!LI:I, панторл1ощего конфигураци1о обоймы, и ci:pet3ne! II1ога с корпусам блока и обоймой по"редствам ввернутых f3 резьбовыс П1езда корпуса

cT3I>K;IbIx oLttIToI3, размещен (tfx снаружи обоймы в IlloTttую к ес ребру и внутри обойM LL — c P a c ft о Р t i o É f3 T) a I! o I, 2, Устройство па и. 1, а т л н «а ю 1ц e oс л тем, что, с цель1о повышенил надежности креплснил, при>ким13ые балты крепланил фитинга веtlòt ëa.3ора устанонлены в анкер33ь1е гайки, попарно размещенные вокруг фитинга на ребре обоймы и на octtof3aPuu

1779642

1779б42

Г-Г

1779642

Составитель Л. Петрова

Техред М.Моргентал Корректор А. Мотыль

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 4414 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Рауаская наб., 4/5

Устройство для охлаждения электронного блока Устройство для охлаждения электронного блока Устройство для охлаждения электронного блока Устройство для охлаждения электронного блока Устройство для охлаждения электронного блока Устройство для охлаждения электронного блока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам кондиционирования сверхзвукового летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к средтвам обработки воздуха на летательных аппаратах

Изобретение относится к трубопроводной технике систем кондиционирования и может быть использовано для компенсации перемещений, являющихся следствием температурных, вибрационных, технологических перемещений трубопроводов и агрегатов, например, в системе отбора воздуха от двигателя летательного аппарата
Наверх