Способ определения частотной характеристики проводимости асинхронной машины

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при испытании электрической машины для определения частотной характеристики проводимости и электромагнитных параметров схемы замещения асинхронной машины со сложной формой стержней ротора в условиях насыщения путей магнитных потоков рассеяния. Целью изобретения является упрощение, а также возможность использования способа для определения частотных характеристик пpoв(JДимocти асинхронных и синхронных машин. При неподвижном роторе подают испытательное напряжение к двум фазным обмоткам статора в момент времени, соответствующий величине углового сдвига между током и напряжением, определяемой в установившемся режиме при пониженном напряжении, регистрируют изменения мгновенных значений тока и напряжения и по полученным данным определяют частотную характеристику и электромагнитные параметры схемы замещения в условиях насыщен/1Я путей магнитных потоков рассеяния. 2 ил.слс

лф

4Рр

C(Ô )3 СОВЕ f СКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

«»5 5 01 R 31/34

ГОСУДАРСТВЕН ГОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР}

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4881107/22 (22) 1 1. 1 1. 90 (46) 07.12.92. Бюл. N 45 (71) Донецкий политехнический иH(ти,у; (72) Г.Г.Рогозин, Н.Г.Пятлина, Ю.И.Печуркин, Н,С.Лапшина и В.В.Бабий (56) Казовский Е.Я. Переходные процессы в электрических машинах переменно: (u;;;. . — M.— Ë,, Изд-во АН СССР, 1962, с.29 .

Авторское свидетельство СССР

¹ 1004906, кл. G 01 R 23/00, 1980. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЧАСТОТНОЙ

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОВОДИМОСТИ

АСИНХРОННОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при испыта; ии эгfåêòðè÷åñêoé машины для определения частотной характеристики проводимости и алек громагнитных параметров схеИзобретение относится к электротехнике, преимущественно к промышленной электроэнергетике, и может быть использовано при испытании электрической машины для определения частотной характеристики проводимости асинхронных и синхронных машин s условиях насыщения .-1утей магнитных потоков рассеяния обмоток статора и ротора.

Известен способ определения частотной характеристики проводимости асинхронной машины, основанный на подаче испытательного напряжения в статорный контур при неподвижном роторе, измерении тока и последующих вычислениях.

Наиболее близким к предлагаемому техническому решению является способ on„„5U„„1780062 А1 мы замещения асинхронной машины со сложной формой стержней ротора в условиях насыщения путей магнитных потоков рассеяния. Целью изобретения является упрощение, а также возможность использования способа для определения частотных характеристик проводимости асинхронных

v; синхронных машин. При неподвижном роторе подают испытательное напряжение к двум фазным обмоткам статора в момент времени, соответствующий величине углового сдвига между током и напряжением, определяемой в установившемся режиме при пониженном напряжении, регистрируют изменения мгновенных значений тока и напряжения и по полученным данным определяют частотную характеристику и электромагнитные параметры схемы замещения в условиях насыщенля путей магнитных потоков рассеяния, 2 ил. ределения частотной характеристики проводимости асинхроннои машины, в соответствии с которым три фазы переменного напряжения промышленной частоты подают одновременно а статорный контур при неподвижном роторе, регистрируют мгновенные значения токов во всех фазах до затухания переходного процесса и по полученным данным ра=считывают частотную характеристику асинхронной машины, Недостатки про отипа связаны со сложностью реализации способа, требующего применения специального устройства для затормаживания ро1ора, проверки и регулировки коммутационного устройства с целью обеспечения одновременной подачи напря>кения в контур обмотки статора и регистра17800 б2 ции значительного количества параметров режима. Кроме того. имеет место погрешность, обусловленная регистрацией в качестве исходных данных только трех фазных токов при неучете изменения напряжения на шинах источника испытательного напря>кения в условиях изменения величины тока при переходном процессе, а также погрешность, обусловленная искажающим влиянием (на насыщение путей магнитных потоков рассеяния) различия в знаках и величинах апериодических составляющих токов в фазных обмотках статора.

Цель изобретения — упрощение, повышение точности, а также возможность использования способа для определения, частотн ых характеристик проводимости асинхронных и синхронных машин, Поставленная цель упрощения способа определения частотной характеристики и использования его для синхронной машины достигается за счет подачи испытательного напря>кения к двум фазным обмоткам статора, повышения точности — посредством подачи испытательного напряжения к двум фаэным обмоткам статора при определенном угле включения.

Указанные признаки исключают необходимость выполнения подготовительной операции по затормаживанию ротора двигателя (при подаче на обмотку статора наподвижной машины трехфазного напряжения в пределах от нескольких десятков до ста процентов номинальной величины возникает вращающий момент, а пои подаче однофазного напряжения— пульсирующий, при котором ротор машины остается неподвижным), Последняя представляет значительную сложность для крупных машин мощностью в несколько сотен кБт. Если в процессе осуществления способа-прототипа не использовать специального устройства торможения, то процесс изменения токов во времени будет зависеть от механических характеристик: постоянной инерции ротора двигателя, механизма и момента сопротивления на валу. При этом скольжение двигателя уменьшается, ток спадает и процесс происходит при переменном уровне насыщения flo путям магнитных потоков рассеяния обмоток статора и ротора. Включение напряжения в определенный момент времени исключает возникновение значительной апериодической составляющей тока в обмотке статора, При трехфаэном включении машины при высоких значениях напряжения, порядка номинального, наличие апериодических составляющих в фазных токах приводит к искажению идентичности уровней насыще5

55 ния путей магнитных потоков рассеяния в зубцовой зоне сердечника статора для различных фаз.

Сущность изобретения заключается в том, что при неподвижном роторе осуществляют подачу испытательного напряжения к двум фазным обмоткам статора в момент времени, соответствующий величине углового сдвига между током и напряжением, определяемой в установившемся режиме при пониженном напряжении, регистрируют изменение тока и напряжения и по полученным данным определяют частогнук характеристику проводимости асин;;рон ной машины, Для определения последне::. в условиях насыщения путей магнитных потоков рассеяния обмоток статора и ротора в качестве испытательного напряжения может быть использовано линейное напряжение от шин источника рабочего питания.

Уровень насыщения в этом случае, как показывает экспериментальное исследование, достигает практически предельного значения (несмотря на снижение ф зногс напрях:ения в ч 3/2 раз), что позволABT использовать получаемые данные для определения частотной характеристики проводимости при номинальном напряжении на выводах двигателя в области частот ток"". =роторе от 1 до о . Нижний предел указанного диапазона определяется током установившегося режима, а верхний начальным значением переходного тока статора.

Подача напряжения осуществляется при определенном угле включения испытательного напряжения с помошью управляющего сигнала на открытие двунаправленного тиристорного ключа в цепи питания обмотки статора. Величина указанного угла определяется фазовым сдвигом между током и напряжением в установившемся ре>киме питания обмотки статора, Уровень напряжения при этом выбирается, исходя из условия протекания в цепи обмоток статора тока в пределах 5 — 10 номинальной величины, что исключает насыщение путей магнитных потоков рассеяния машины, Способ может быть также использован для определения частотной характеристики синхронной машины при установке оси ротора d (или q) в положение, совпадающее с осью магнитного потока двух питаемых переменным током фаэ обмотки статора. В этом случае при питании двух фаэных обмоток статора возникает не вращающееся, а пульсирующее поле, возбуждающее реакции только в тех контурах ротора, оси которых совпадают с осью поля, Устанавливая

i 780062, р+js+Q1

p+js +а1 (2) Г1 Г1 а1 = —, й1 =

x1 Гх1 (3) ротор синхронной машины в положения, при которых оси его симметрии d u q совпадают с осью магнитного поля двух соединенных встречно фазных обмоток статора. оказываешься возможным определять частотные характеристики синхронной машины. Обмотка возбуждения синхронной машины при проведении испытаний должна быть замкнута накоротко во избежание повреждения изоляции.

На фиг.1 приведена блок-схема цепей управления двунаправленным тиристорным ключом, обеспечивающим подачу испытатсльного напряжения в моменвремени, определяемый заданным углом включения; на фиг,2 — операторные схемы замещения асинхронной машины в собственных осях (фиг.2а) и в синхронных осях (фиг.2б), На фиг.1 показаны также силовые элементы схемы испытаний.

Асинхронная машина 1 подключается к испытательному напряжению через коммутационный аппарат 2 и двунаправя -.- ный тиристорный ключ 3. Напряжение:, .-.=,;.,-1 тиристорного ключа, преобразованное измерительным трансформатором 4 напряжения, поступает на первый вход компаоатора

5. второй вход которого соединен с общим проводом, при выработке блоком б разрешения запуска сигнала высокого уровня (пуск разрешен) в момент перехода напряжения источника через нулевое значение сигнал с выхода компаратора 5 через схему

И 7 поступает на вход регулируемого одновибратора 8, ко да на выходе блока б разрешения запуска сигнал имеет низкий уровень (пуск запрещен) схема И 7 не пропускает выходной сигнал компаратора 5 на вход регулируемого одновибратора 8, при поступлении сигнала на вход одновибратора последний запускается. на выходе его вырабатывается импульс, длительность которого регулируется и соответствует заданному углу управления. Выходной сигнал одновибратора 8 поступает на вход формирователя 9 импульсов запуска, которыы и начинает вырабатывать импульсы. включающие тиристорный ключ 3, возвращение устройства в исходное состояние осуществляется при помощи схемы 10 сброса, которая вырабатывает сигнал, поступающий на вход сброса формирователя 9 импульсов запуска и запрещающий выработку импульсов.

Частотная характеристика проводимости асинхронной машины, представляющая собой геометрическое место конца изображающего вектор тока статора в зависимости от скольжения ротора Я (частоты тока в ро 1

55 торе) при литании обмотки статора номинальным напряжением промышленной частоты, определяется ло формуле уя(j s) = i5.(! s) = гь. +)хь0з! где r — активное сопротивление обмотки с-:атора, отн.ед„х () в) — частотная характеристика сопротивления в собственных осях машины (вращающихся вместе с ротором). измеренная со стороны обмотки статора, отн.ед.

Частотная характеристика xs(js) соответствует в спектральной области входному сопротивлению операторной схемы замещения, показанной на фиг.2а при подстановке p=js. Поскольку ротор асинхронной машины в предлагаемом техническом решении неподвижен (s=1), то в установившемся режиме (t=- с ) переходного процесса, обусловленного включением обмотки статора на напряжение источника промышленной частоты,;,(js) -1 = х,(j1). указанная особенность опыта подключения двух фаз обмотки статора неподвижной машины к источнику переменного напряжения не отражается операторной схемой замещения фиг.2а пои переходе к временной области путем подстановки р=О, что соответствует в теории операционного исчисления т= оо, Физические проявления рассматриваемого переходного процесса правильно описываются операторной схемой замещения в синхронных осях (фиг.26) и соответствующим ей входным сопротивлением х (р+) s).

В случае одного контура на роторе асинхронной машины (1) где s — скольжение ротора, отн.ед.; a1, с 1— коэффициенты затухания обмотки ротора при разомкнутой и замкнутой обмотке статора соответственно, отн.ед., х — переходное индуктивное сопротивление обмотки статора, соответствующее результирующему индуктивному сопротивлению по схеме фиг.2а при р= со (т=0), х =х„- x,,+ х,; /х1 (4)

В выражениях (3) и (4): г1 — активное сопротивление обмотки ротора, отн.ед: х1—

1780062 (5) Х1=Х- + Х,, 1 где х „-1 — индуктивное сопротивление рассеяния обмотки ротора; х, — сопротивление взаимоиндукции, отн,ед.; х „— индуктивное сопротивление рассеяния обмотки статора, отн.ед; а — коэффициент рассея- 10 ния, отн.ед., Г1 а1 = р"7 У

Г1 а1— х +х

Г2 (Х2 хх —,+ х„

Г2 (Х2 х +х

О= 1 - — х 1— х1 ха (6) x>= х„, +х„, х х,(рх х) = х — (—.-1

Р(р+ js) () П, р+)з+(хя (8) 30

g(tjjpq (т1) „У Л ((п ) (Х

1=т m =1, а1а1 - 3,- Ф - .)), (1„)

35 a а1 +1 где i — порядковый номер момента времен... для которого известны значения токов и пстокосцеплений при переходном процессе: ь

40 — порядковый номер момента времени, для которого i = >max

Временные характеристики потокосцеплений при переходном процессе ij .p7i(t), используемые в (15), рассчитываются по данным эксперимента путем решения системы дифференциальных уравнений (в системе относительных единиц) в осях, жестко связанных с ротором (собственных осях м„ шины) 50 (1 6) где я 1х p+j1+nl (, а1а1 -+ 1

6+1 полное индуктивное сопротивление обмотки ротора где х — синхронное индуктивное сопротивление обмотки статора

При наличии и контуров на роторе синхронных осях (1) где s — скольжение ротора.

Операторному выражению (8) соответствует переходная функция индуктивного сопротивления

«(i) - «j»(" +»("7, -) — — ei « f (9), = „a O(1 р =р определяемая с помощью формулы разложения. При этом для получения переходной функции в собственных осях машины в выражениях комплексных корней полинома знаменателя D(p)=0, входящих B показатели экспонент, следует опустить мнимые части, отражающие частоту переходных составляющих индуктивного сопротивления, затухающих с коэффициентами ая.

В соответствии с (9) при и 1, например, име.ем

x(t) = хоа — хсо — У- е (10) а1а1 — (3 (х1(х1 — 1

Индуктивное сопротивление х, определяется по комплексу тока установившег ся режима.

При n=2 где х,, = х„х /(х. +ху). (13)

Искомые параметры (при п=1 - а1, при п=2 - а1, а1, а2, а2 ) определ: ют .-ут-.::. минимизации среднеквадрати ного отк нения прогнозируемой реакции — пс эк-.; цепления обмотки статора >jpacu(tj о; значения потокосцепления в опыте happ(t). соответствующего регистрируемым измен-; ниям тока и напряжения вдиапазо,не вре ни прххтекания переходного пр. цесса одо т щ,-„ р р 3 у

min j (yj (t) — 1хap (t))2dt. о

В ч ислен ной форме вы ра жение (14) и р

НИМавт БИД, КаПРИМЕР. Г РИ П=х

= UP + (j8 П7 - in(a.

С(Юа

== Uq — Ipp (7j(— 1 Г, J

dt где (х — частота вращения ротора, о г=0; г — активное сопро1ивление обмотки статора.

Поскольку ЭДС вращение в вид: ф(7j r .-.. с:.сгеме уравнени;7 (16) о;сутствуют, го о:.,:

1780062

10 а)а — а1

Б х, — x(0) = x,»- x, (17) atat +1 г)фа(ф

dt

- = U (q)-id(q)Is

x = Usin p/21, ataI + 1 х= x> зывается возможным систему уравнений (16) записать в виде одного дифференциал ьного уравнения

В случае асинхронного двигателя индексы осей симметрии ротора d(q) опускаются.

Изобретение осуществляется следующим образом.

Подают пониженное напряжение на дв-. фазы (соединенные встречно) обмотки ст -тора и определяют угол между напряжением и током в цепи, например, по осциллограмме, Задают значение измеренного угла схеме управления тиристорным ключом 3 (фиг.1).

Подают испытательное напряжение в (схеме соединений обмотки статора по п.1) на выводы коммутационного аппарата (фиг.1), включают последний и запускают схему управления тиристорным xà,: L,; н з жагием кнопки ПУСК".

Регистрируют значения ток и напряжения в опыте; ()(t), U()(t), например. с (2) (2) использованием автоматизированного комплекса;.редств, осуществляющего аналогоцифровое преобразование и запоминание регистрируемых величин.

Определяют значения фазного тока и напряжения при условном трехфазном питании для случая включения в сеть неподв I! H о и M a LLI K I-I b I

Определяют при tmax индуктивное сопротивление где U. — действующие значения испытательного напряжения и тока: у — угол сдвига между током и напряжением, При It=1

Определяют с использованиеM функционала вида (15) значения ан и QIt например, градиентным методом с использованием процедуры Гаусса-Ньютона.

Подставляя в выражение вида (10) t=0, определяют величину индуктивного сопротивления в начальный момент переходного процесса

По полученным данным для a< at x> определяют параметры контуров ротора r>, х $1, величины х; . х при этом предполагаются известными. что характерно для всех существующих методов синтеза эквивалентных схем замещения по экспериментальным частотным характеристикам.

Используя выражения (3) и (4), имеем

ocÄx

"с-,„-,, >pfIIL) "ь-0L (Мул ))

1@ = (К, - К, ) Х 5

I l-к,(х, + "p)

Определяют частотную характеристику асинхроннои aLLI HbI x>(p+js)tI=j y no ebIpaжению (8) при S=1 путем подстановки p=j y в области частот 0 <ó< (или по входному сопротивлению в схеме замещения фиг.2б).

Определяют частотную характеристику асинхронной машины в области скольжения ротора 0 < S (js) подставляют входное сопротивл;ние машины, определяемое по параметрам гя, х,- R в схеме замещения фиг.2а.

Определение параметров роторных контуров при выполнении пункта 8, например, при п=2 осуществляют путем совместного решения системы уравнений (12), В частности, из выражений для at и a1 путем исключения г1 определяют значение х; > а из выражений для а2 и a2 путем иск40 лючения г2 определяют х 2. Далее из выражений для а и а2 при известных значениях х; > и х;2 определяются величины rt и r2.

Поскольку при S

45 Mod(is(js))=Mod(y.(js))=Idem то полученные параметры роторных контуров схемы замещения целесообразно использовать для расчета переходных процессов асинхронного двигателя типа внезапного короткого замыкания, режима пуска, повторного пуска на выбеге с непогашенным полем, реверса, Формула изобретения

Способ определения частотной характеристики проводимости асинхронной машины, содержащий операции подачи переменного напряжения в статорный контур при неподвижном роторе и регистрации

12

1780062

11 мгновенных значений тока до затухания переходного процесса и последующего расчета частотной характеристики по полученным данным, отличающийся тем, что, сцелью упрощения,,повышения точности и определения частотных характеристик асинхронных и синхронных машин, подачу переменного напря>кения осуществляют к двум фазным обмоткам статора в момент времени, соответствующий величине углового сдвига между током и напряжением, определяемой s установившемся режиме при напряжении 5 — 10;4 от номи5 нальной величины, регистрируют ток и н"",пря>кение в обмотке статора и г: полученным данным определяют частотнyþ характеристику в условиях насыщения маг нитных потоков рассеяния машины.

Способ определения частотной характеристики проводимости асинхронной машины Способ определения частотной характеристики проводимости асинхронной машины Способ определения частотной характеристики проводимости асинхронной машины Способ определения частотной характеристики проводимости асинхронной машины Способ определения частотной характеристики проводимости асинхронной машины Способ определения частотной характеристики проводимости асинхронной машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при контроле обмоток якоря с уравнительными соединениями

Изобретение относится к электроизмерительной технике, позволяет по току и напряжению двигателя постоянного тока определить его электромагнитную и электромеханическую постоянные времени и активное сопротивление его якорной цепи и может быть применено при наладке электроприводов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для определения активных и индуктивных сопротивлений рассеяния обмотки статора трехфазных синхронных машин

Изобретение относится к электроизмерительной технике и может быть использовано для определения индуктивных сопротивлений рассеяния обмоток асинхронных машин

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах контроля нагрузки электродвигателей многодвигательных механизмов, например горнопроходческих комбайнов

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано дляконтроля качества магнитопроводов в процессе производства микродвигателей и демпфирующих тахогейераторов

Изобретение относится к измерительной аппаратуре, применяемой в электротехнике, и, в частности, может быть использовано для контроля воздушного зазора синхронной электрической машины, например гидрогенератора

Изобретение относится к диагностированию электрооборудования, а именно к способам определения технического состояния работающих электродвигателей вентиляторов, размещенных в неразборных корпусах, и выявления неисправностей на ранних стадиях их развития

Изобретение относится к области электроэнергетики и может быть использовано в электрических машинах, работающих в энергосистемах

Изобретение относится к отводу высокочастотного сигнала ошибки из высокочастотного электромагнитного поля в электрической мощной машине с несущим электрическую обмотку статором

Изобретение относится к машиностроению, а именно, к способам и устройствам послеремонтного испытания электрических машин постоянного тока и, в частности, на горных предприятиях для послеремонтного испытания двигателей, генераторов экскаваторов, буровых станков и др

Изобретение относится к устройствам для исследования параметров генераторов и может быть использовано при лабораторных и производственных испытаниях синхронных и асинхронных генераторов

Изобретение относится к электротехнике и касается способов и устройств для испытаний статора, при осуществлении которых разнообразные испытания, такие, как испытания характеристики сопротивления, характеристики экстратока, направления вращения и выдерживаемого напряжения статора проводят ранее соединения полностью изготовленного статора с ротором

Изобретение относится к диагностическому оборудованию и может быть использовано для диагностирования генераторных установок, работающих совместно с аккумуляторными батареями
Наверх