Способ контроля параметров воздушного зазора электрической машины

 

Изобретение относится к электротехнике. Цель изобретения - расширение области применения способа на контроль абсолютной величину воздушного зазора. Способ контроля параметров воздушного зазора электрической машины заключается в том, что электрическую машину приводят во вращение, изменяют вибрации на ее корпусе, фильтруют вибросигнал. Коэффициент модуляции вибрационного сигнала КК измеряют на частоте, равной частоте вращения якоря со0. Предварительно изменяют эксцентриситет якоря ei и критическую частоту вращения о) «р, а величину воздушного зазора определяют по формуле б 2ei /{Kk(u кр/й о)2 - . 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (1() ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1. (21) 4789425/07 (22) 05.02.90 (46) 30.05.92. Бюл. М 20 (71) Ленинградский кораблестроительный институт (72) А.В. Авринский, С.А. Рыков, М.Я. Пекельный и И.К. Пименов (53) 621.313(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР .

М 1247709, кл. 6 01 М 13/04, 1986.

Авторское свидетельство СССР

М 1065789, кл. G 01 P 31/34, 1984. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПАРАМЕТРОВ

ВОЗДУШНОГО ЗАЗОРА ЭЛ Е КТРИЧ Е СКОЙ

МАШИНЫ. Изобретение относится к машиностроению, а именно к вопросам контроля технического состояния электрической машины.

Для этого воздушный зазор рассчитывают по величине эксцентриситета якоря, коэффициенту модуляции вибросигнала, обусловленному частотой вращения якоря и критической частотой .вращения якоря.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано преимущественно для контроля технического состояния воздушного зазора в магнитной системе электрической машины.

Цель изобретения — расширение области применения способа путем контроля абсолютной величины воздушного зазора в магнитной системе электрической машины.

На фиг,1 показана общая схема иЗмерения вибрационного спектра электродвигателя; на фиг.2 —, спектрограмма модулированного по амплитуде вибросигнала (5!)5 Н 02 К 15/00, G 01 R 31/34 (57) Изобретение относится к электротехнике.

Цель изобретения - расширение области применения способа на контроль абсолютной величину воздушного зазора. Способ контроля параметров воздушного зазора электрической машины заключается в том, что электрическую машину приводят во вращение, изменяют вибрации на ее корпусе, фильтруют вибросигнал. Коэффициентмодуляции вибрационного сигнала КК измеряют на частоте, равной частоте вращения якоря ж . Предварительно изменяют эксцентриситет якоря е1

И КРИТИЧЕСКУЮ ЧаСтстУ ВРаЩЕНИЯ В КР, а ВЕЛИчину воздушного зазора определяют по формуле д = 2е1 /{К ((й) Kp/é) p) - 1)}. 2 ил. на "зубцовой" частоте, вибросигналом на частоте вращения якоря.

Вибрация на "эубцовых" частотах электрической машины связана с пульсациями магнитных сил в воздушном зазоре между О4 якорем и полюсами статора. Упругий прогиб 3 якоря при вращении вызывает циклическое 0с изменение зазора с частотой вращения. Вы- () нуждающая сила на "зубцовой" частоте ока- ф, зывается модулированной частотой вращения, и вибрация механизма на этой частоте также модулирована.

Тогда величина воздушного зазора- J между якорем и статором определится как д 2ei/ К ((й) кР/N0) - 1) . (1) где е1 — эксцентриситет масс якоря, Кк — коэффициент модуляции вибросигнала, обусловленный частотой в вращения якоря, 1737634

cWp — критическая частота вращения якоря.

Способ реализуется следующим образом с помощью устройства (фиг.2). Устройство содержит электродвигатель 1, установленный на виброизоляторы 2. На двигателе установлен вибродатчик 3, соединенный с регистратором 8 через последовательно соединенные предварительный усилитель ПУ 4, полосовой фильтр ПФ 5, детектор Д 6, усилитель низких частот УНЧ 7.

В качестве регистратора обычно используется ЭВМ с достаточно простым программным обеспечением. Вибродатчик 3 регистрирует спектр вибрации работающего электродвигателя 1. Сигнал усиливается по ПУ, затем выделяется ПФ составляющая сигнала на

"зубцовой" частоте, которая детектируется

Д. После детектирования вибросигнал усиливается УНЧ и подается на вход 3ВМ, На входе ЭВМ вибросигнал содержит постоянную составляющую Uo (фиг.2) и переменную составляющую, имеющую на практике несколько частот. ЭВМ программно выбирает сигнал с частотой вращения -со о и определяет коэффициент модуляции — К Uo/а0.

Величины е определяются любым известным способом, а м р во время разгона якоря при пуске механизма.

По полученным результатам и выражению (1) определяют величину воздушного зазора в магнитной системе электрической машины.

5 Использование предлагаемого изобретения позволяет повысить точность и надежность технического контроля за счет определения текущей величины воздушного зазора магнитной системы электрической

10 машины во время ее эксплуатации.

Формул а и зоб ретен ия

Способ контроля параметров воздушного зазора электрической машины, заключающийся в том, что электрическую машину приводят.

15 во вращение, измеряют вибрации на ее корпусе, фильтруют вибросигнал, измеряют коэффициент модуляции вибрационного сигнала и используют эту величину для контроля параметров воздушного зазора, о т л и ч а ю щ и й20 с я тем, что, с целью расширения области применения способа путем контроля абсолютной величины воздушного зазора, измеряют предварительно эксцентриситет якоря е и критическую частоту вращения якоря виар во

25 время его разгона, а коэффициент модуляции

К измеряют на частоте. равной частоте вращения якоря а О, при этом величину воздушного зазора определяют по формуле д-2е /,Kk((60 gp/в о) - 13 .

1737634

Фиг.1

Составитель А.Авринский

Редактор Е.Зубиетова Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор О.Кравцова

Заказ 1901 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент"; г. ужгород, ул, Гагарина, 101

Способ контроля параметров воздушного зазора электрической машины Способ контроля параметров воздушного зазора электрической машины Способ контроля параметров воздушного зазора электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам удаления обмоток из мапнитопроводов узлов электрических машин при их ремонте и может быть использовано в электротехнической промышленности

Изобретение относится к технологии изготовления электрических машин и может быть использовано в электротехнической промышленности

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в установках для сборки пакетов листов магнитопроводов, где для скрепления пакетов используется электродуговая сварка

Изобретение относится к электротехнике , а именно к технологии изготовления крупных электрических машин

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах контроля нагрузки электродвигателей многодвигательных механизмов, например горнопроходческих комбайнов

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано дляконтроля качества магнитопроводов в процессе производства микродвигателей и демпфирующих тахогейераторов

Изобретение относится к электротехнике , а именно к испытаниям тяговых электродвигателей постоянного тока последовательйого возбуждения по методу взаимной нагрузки

Изобретение относится к электротехнике , преимущественно к турбогенераторам

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике , а именно к определению времени разгона электродвигателя

Изобретение относится к измерительной аппаратуре, применяемой в электротехнике, и, в частности, может быть использовано для контроля воздушного зазора синхронной электрической машины, например гидрогенератора
Наверх