Соединение типа вал-втулка и способ его гидропрессовой разблокировки

 

Использование: для разблокировки прессовых соединений,в которых охватывающая деталь имеет существенно неравномерное распределение масс в окружном направлении и соответственно натяг по периметру сопряжения неравномерен. Сущность изобретения: маслораспределительные канавки на посадочной поверхности , охватывающей детали, подразделены в окружном направлении на группы, расположенные обособленно по зонам натяга повышенного и пониженного уровня, а при разблокировке соединения рабочую среду подводят первоначально лишь к канавкам, расположенным в зонах натяга повышенного уровня, и только по наступлении разблокировки на этих участках осуществляют подвод рабочей среды к остальным канавкам . 2 с.п.ф-лы, 2 ил. СО С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (л)з В 23 P 11/02

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4812271/27 (22) 09.01.90 (46) 30,12,92. Бюл. Ъ 48 (71) Производственное обьединение "Брянский машиностроительный завод" им. В.И.Ленина (72) И.В.Сычев и Н.Т.Кравчик (56) Дизель судовой ДКРН-4. Техническое описание ДБ 21-ТО, с. 44, рис. 21.

Дизель судовой ДКРН-4. Инструкция по техническому обслуживанию ДБ-21-40, с, 123, рис. 67. (54) СОЕДИНЕНИЕ ТИПА ВАЛ-ВТУЛКА И

СПОСОБ ЕГО ГИДРОПРЕССОВОЙ РАЗБЛОКИРОВКИ (57) Использование: для разблокировки прессовых соединений, в которых охватываИзобретение относится к машиностроению и может быть применено для регулировки расположения установленной на валу с геометрическим натягом охватывающей детали с неравномерным распределением масс в окружном направлении, Известно прессовое соединение вала с охватывающей деталью, выполненной в виде кулачка подковообразной (или сердцевидной) конфигурации, повышенная неравномерность распределения масс которой в окружном направлении приводит к образованию по периметру сопряжения парных зон натяга относительно повышенного и пониженного уровня; при атом на посадочной поверхности кулачка выполнены чередующиеся в продольном валу направлении кольцевые распределительные канавки для подвода рабочей среды высоко,, . Ы,, 1784434 А1 ющая деталь имеет существенно неравномерное распределение масс в окружном направлении и соответственно натяг flo периметру сопряжения неравномерен.

Сущность изобретения: маслораспределительные канавки на посадочной поверхности, охватывающей детали, подразделены в окружном направлении на группы, расположенные обособленно по зонам натяга повышенного и пониженного уровня, а при разблокировке соединения рабочую среду подводят первоначально лишь к канавкам, расположенным в зонах натяга повышенного уровня, и только по наступлении разблокировки на этих участках осуществляют подвод рабочей среды к остальным канавкам. 2 с.п,ф-лы, 2 ил. го давления при гидропрессовой разблокировке соединения.

Целью изобретения является регулировка качества разблокировки путем оптимиза.ции условий для образования масляной пленки на различных участках сопряжения, Это достигается тем, что в известном соединении типа вал-втулка с существенно неравномерным распределением масс охватывающей детали в окружном направлении и, соответственно, неравномерным натягом по периметру сопря>кения ее с валом с наличием выраженных зон натяга повышенного уровня, при том, что на посадочной поверхности охватывающей детали выполнены ориентированные в окружном и чередующиеся в продольном валу направлениях распределительные канавки

1784434 для подвода рабочей среды при гидропрес- Гидропрессовую разблокировку соедисовой разблокировке соединения, распре- нения могут осуществлять следующим обраделительн ые канавки в окружном, зом. направлении подразделены на группы, рас- Вначале, открыв вентиль 13, при закрыположенные обособленно по зонам натяга 5 том вентиле 14 сообщают распределительповышенного и пониженного уровня. ные канавки 3, 4 с источником

Указанйая цель достигается тем, что управля ощего давления 12, Затем, после при осуществлении способа гидропрессо- . образования масляной подушки-пленки вой разблокировки Такого соединения, за- между посадочной поверхностью вала 1 и ключающемся в радиальном упругом 10 посадочной поверхностью Н кулачка 2 на деформированииохватывающейдетали по- участках их расположенных в зонах Х и У средством подвода рабочей среды высокого повышенного натяга, о чем свидетельствует давления кее посадочной поверхности,ког- - появление утечек рабочей среды с торцов да о наступлении разблокировки судят по сопряжения на этих участках, открывают появлению протечек рабочей среды с крае- 15 вентиль 14, сообщая тем самым распредевыхучастковсопряжениядеталей,образую- лительные канавки 5, 6 и 7. 8 с источником щих соединение, разблокировку проводят в управляющего давления 12; при этом осудва этапа; на первом из которых осуществ- ществляется полная разблокировка по вселяют части,ную разблокировку, подводя ра- му контуру сопряжения. бочую среду лишь к участкам посадочной 20 Разбиение процесса разблокировки на поверхности, расположенным в зонах натя- два этапа позволяет сосредоточить первога повьиценного уровня;и только непоСред-: начально все ресурсы гидросистемы на разственно после появления протечек рабочей блокировке только участков, находящихся в среды с краевых участков сопряжения, рас- наиболее тяжелых условиях, и эффективно положенных в этих зонах, осуществляют 25 провести разблокировку на этих участках в второй этап, подводя рабочую среду к поса- случае ограниченной мощности источника дачной "поверхности по всему контуру со- управляющего давления с неидеальной расп ряжения.: .: ходно-напорной характеристикой, На фиг. 1 показано соединение кулачка При этом на заключительном этапе разс валом; на фиг. 2 — поперечный разрез 30 блокировки поддерживать на этихучастках кулачка., уже ймеющуюся жидкостную подушкуСоединение образовано валом 1 и ку- пленку с предварительно созданным в ней лачком 2, сопряженными с геометрическим . гидростатическим давлением легче, чем сонатягом. На посадочной поверхности Н ку- здавать такую подушку заново, когда значилачка выполнены распределительные ка- 35 тельная часть гидравлического напора навки 3; 4, расположенные в зонах Х, У тратится на начальное вскрытие натяга на повышенного натяга и распределительные соседствующих распределительным канав.канавки 5, 6 и 7, 8, расположенные соответ- . кам участках сопряжения, а также на прественно в зонах Я и Z пониженного натяга. одоление „гидравлического сопротивления

Распределительные канавки, например 40 распространению рабочей среды между со3 и 4; расположенные в зоне натяга одного прягаемыми поверхностями и к тому же осуровня, гидравлически объединены посред- - новной поток. рабочей среды идет через ством соединительных канавок 9. участки в зонах пониженного натяга.

При этом распределительные кайавки В результате качество разблокировки

4, расположенные в зонах Х, У повышенного 45 по контурусоединения улучшается, а расход натяга, и распределительные канавки 5 и7, рабочей среды уменьшается. расположенные в зонах Nl u Z пониженного Соединение и способ его разблокировнатяга, размещены так, что образуют. пере- ки позволяют повысить эффектйвность рекрышу Л в проекции на периметр сопряже- гулировки относительного, например, ния деталей. 50 углового положения деталей, его образуюВ кулачке 2 выполнены подводящие ка-, щих: улучшается качество разблокировки llo налы 10, а в валу 1- подводящие каналы 11, контуру сопряжения, уменьшается износ сообщающие при гидропрессовой разбло- сопрягаемых поверхностей, а также верояткировке соответственно распределитель- ность образования задира при регулировке, ные канавки 3, 4 и 5, 6, 7, 8 с источником 55 уменьшается необходимое для разворота управляющего давления 12 через вентили усилие и сокращается время регулировки.

13 и 14. Зти преимущества в наибольшей степени

На линии подвода к каналам 11 может проявляются при ограниченной мощности быть установлен также регулируемый кла-" источника управляющего давления и крипан 15. тичности величины управляющего давления

1784434 по условиям прочности охватывающей детали.

Формула изобретения

1 ° Соединение типа вал-втулка с неравномерным натягом по периметру сопряже- 5 ния, в котором на посадочной поверхности втулки выполнены распределительные канавки для подвода рабочей среды, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью регулировки качества разблокировки, распределитель- 10 ные канавки выполнены ограниченной длины и подразделены в окружном направлении на группы, расположенные локально по зонам повышенного и понижен-ного натяга, . --15

2. Способ гидропрессовой разблокировки соединения типа вал-втулка, включающий упругое радиальное деформирование втулки посредством подвода рабочей среды высокого давления к ее посадочной поверхности, отличающийся тем, что, с целью регулировки качества разблокировки, разблокировку ведут в два этапа, сначала рабочую среду подводят только к канавкам, расположенным в зонах повышенного натяга, а после появления протечек рабочей среды с краевых участков сопряжения, расположенных в этих зонах, рабочую среду подводят по всем канавкам по периметру сопряжения.

1784434

Фиг.2

Составитель И. Сычев

Техред М,Моргентал Корректор М. Демчик

Редактор С. Кулакова

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 4338 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб.,4/5

Соединение типа вал-втулка и способ его гидропрессовой разблокировки Соединение типа вал-втулка и способ его гидропрессовой разблокировки Соединение типа вал-втулка и способ его гидропрессовой разблокировки Соединение типа вал-втулка и способ его гидропрессовой разблокировки 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сборочному производству, в частности к сборке газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение при соединении деталей из различных несвариваемых материалов, например металл-керамика, алюминий-сталь, титан-нержавеющая сталь и т.п

Изобретение относится к области восстановления сопряжений цилиндрических поверхностей при ремонте деталей машин

Изобретение относится к машиностроению, а именно: к способам получения прессовых соединений цилиндрических деталей, используемых, например, в устройствах защиты от вибраций и ударов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при соединении с натягом деталей типа вал-втулка

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при соединении с натягом деталей типа вал-втулка методом горячей запрессовки

Изобретение относится к ремонту бронетанковой техники

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к соединению колес с осью колесной пары, и может быть использовано для соединения деталей с натягом в машиностроении
Наверх