Устройство для обучения операторов

 

Изобретение относится к техническим средствам подготовки и может быть использовано для практического обучения операторов АСУ. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей. Поставленная цель достигается тем, что в устройство, содержащее блок 1 задания программы обучения , два блока 4 и 8 сравнения, информационное табло 2, блок 3 ввода ответных действий, счетчик 6. элемент 14 задержки,- генератор 5 импульсов, дополнительно введены блок 1 памяти, группа элементов И 7, второй счетчик 13, дешифратор-12, третий и четвертый блоки 9 и 10 сравнения. 1-4-7- 8-11-9-2, 13-12-11-8-2, 1-5-6-7, 3-4, 1-2. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5ц5 G 09 В 9/00 .

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ 4

00 о (Я

О

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (2 1) 4907865/24 (22) 01.02.91 (46) 07.01.93. Бюл. N. 1

- (71) Академия гражданской авиации (72) В.И.Балабай, Г,А.Крыжановский, Е,А.Михеев, А.В.Самарин и !О.À.Êðèâîé (56) Авторское свидетельство СССР

М 1437897, кл, G 09 В 9/00, 1986. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ (57) Изобретение относится к техническйм средствам подготовки и может быть использовано для практического обучения операЫ2» 1786502 А1 торов АСУ. Цель изобретения — расширение дидактических возможностей. ПоставленНа qe b pocT raerca Tee, что a yc poAcTao, содержащее блок 1 задания программы обучения, два блока 4 и 8 сравнения, информационное табло 2, блок 3 ввода ответных действий, счетчик 6. элемент 14 задержки,генератор 5 импульсов, дополнителъно введены блок 1 памяти, группа элементов И 7, второй счетчик 13, дешифратор.12, третий и четвертый блоки 9 и 10 сравнения. 1 — 4-78-11-9 — 2, 13-12 — 11 — 8 — 2, 1 — 5 — 6-7, 3 — 4, 1-2, 1 ил.

iiob50

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано для практической подготовки операторов АСУ на тренажерах.

Известно устройство для обучения операторов, содержащее регистр адреса, блок памяти микропрограммы, регйстр микрокомэнды, два элемента ИЛИ, группу элементов ИЛИ, панель индикации, панель органов управления, два блока сравнения, два элемента И, триггер, счетчик, регистр числа, третий элемент ИЛИ, регистр адреса, блок памяти, пульт оператора.

Недостатком данного устройства является отсутствие возможности оценки пооперационной своевременности действий обучаемого, что снижает его дидактические возможности..

Другое устройство для обучения операторов, содержащее регистр адреса, выходы которого соединены с соответствующими входами блока памяти, выходы которого подключены к соответствующим информационным входам регистра микрокоманды, выходы первой группы которого соединены с соответствующими входами информационного табло, а выходы второй группы — к соответствующим. входам первой группы первого блока сравнейия, выходы второй группы которого подключены к соответствующим выходам блока ввода ответных действий оператора, счетчик выходы которого подключены к соответствуюЩим входам первой группы второго блока сравнения, первый и второй выходы которого соедине- ны соответственно с первым входом второго элемента ИЛИ и $-входом триггера, R-вход которого подключен к выходу второго элемента ИЛИ, блок звуковой сигнализации, вход которого соединен с едиНичным вйходом триггера, управляющий вход первого блока сравнения подключен к выходу первого элемента задержки, а выход — к

-входу останова генератора, входам вторбго и четвертогд элементов задержкй и одному входу считывания регис1 ра микрокоманды, другой вход считываййя которых соединен — с"выходом первого элемента ИЛИ, подклю- ченным к входу первого элемента задержки, входы первого элемента ИЛИ соединены с соответствующими выходами блока ввода ответных действий onepatopa, входы второй группы второго блока сравнения подключены к соответствующим выходам третьей группы регистра микрокоманды, а управляющий вход — к выходу третьего элемента задержки, вход которого соединен с выходом второго элемента задержки, подключенным к входу считывания счетчика, установочный вход которого соединен с выходом третьего Элемента задержки, а информационный вход — с выходом генератора, выходы третьего элемента ИЛИ подключены к соответствующим выходам

5 первой группы регистра микрокоманды, а выход — к входу запуска генератора, выход четвертого элемента задержки соединен с вторым входом второго элемента ИЛИ и информационным входом регистра адреса, ус10 тановочный вход которого является входом устройства.

Данное устройство учйтывэет пооперационную своевременность действий оператора; что повышает эффективность

15 выработки соответствующих навыков, од" нако оно не позволяет бценивать степень успешности выработки данных навыков на каждой операции, с учетом выполненных ранее, в ходе отработки алгоритма управле20 ния, что снижает его дидактические возмож. ности. .s : .-:, Ф. -.

Цель изобретения — расширение дидактических возможностей.

25 .. Поставленная цель достигается тем, что устройство для обучения операторов, . содержащее:блок задания программы обучения, установочный вход которого явля, ется входом устройства, первая группа

30 выходов которого подключена к входам информационного табло, а второй - к вторым входам блока сравнения, первые входы котордго связаны с блоком ввода ответных действий оператора, а выход связан со вхо35 дом элемента.задержки, второй блок сравнения, счетчик и генератор, дополнительно содержит блок памяти критериев, группу элементов И, второй счетчик, дешифратор, третий и четвертый блоки сравнения, и ин40 формационНое табло, группа входов которого подключена к выходу первого блока сравнения, элементу задержки, второму . входу блока задания программы обучения и

"второму входу второго счетчика, установоч45 ный вход которого соединен и со входом запуска устройства, а выходы связаны со входами дешифратора, вьиоды которого подключены к адресным входам блока памяти, первая группа выходов которого подклю50 чена ко вторым входам второго блока сравнения, первая группа входов которого объедийена с первыми входами третьего и четвертого блоков сравнения, а также к выходам элементов И группы, вторые входы

55 которых соединены с выходом первого блока сравнения, а первые — с выходами первого счетчика, установочный вход которого соединен с входом запуска устройства и входом запуска генератора, выход которого подключен к счетному входу первого счетчи1786502 ка, a.,exop останова генератора подключен к выходу переполнения регистра адреса блока задания программы обучения, выход элемента задержки связан с первым управляющим входом блока памяти, второй вход которого соединен со вторым выходом второго блока сравнения, первый выход коYopoIo подключен к первому индикатору, вход второго индикатора связан с первым выходом третьего блока сравнения, вторые входы которого соединены со,вторыми выходами блока памяти, а второй выход подключен к третьему входу блока памяти, группа третьих выходов. которого связана со вторыми входами четвертого блока сравнения, второй выход которого соединен с третьим индикатором, а первый — с четвертым индикатором.

На чертеже приведена схема устройства, Устройство содержит: блок 1 задания программы обучения, информационное табло 2, блок 3 ввода ответных действий оператора,.первый блок 4 сравнения, генератор 5 тактовых, импульсов,:первый счетчик 6, группу 7 элементов И, второй 8, третий 9 и четвертый 10 блоки сравнения, блок 11 памяти критериев, дешифратор 12, второй 13 счетчик, элемент 14 задержки, первый 15 индикатор, второй 16, третий 17, и четвертый 18 индикаторы, Позицией 19 отмечен вход запуска устройства.

Блок 1 служит для задания управляющей и операционной составляющих отрабатываемого алгоритма управления. Он включает последовательно соединенные регистр адреса микрокаманды,.блок памяти микропрограммы и регистр микрокоманды.

Первый вход. блока 1 связан с установочным входом регистра адреса микрокоманды, при появлении сигнала на нем, т.е. при включении устройства, производится выбор адреса микрокоманды, соответствующей первой операции алгоритма управления. При поступлении сигнала на второй вход блока 1 происходит сдвиг к следующей ячейке регистра адреса и выбор микрокоманды соответствующей очередной операции алгорйтма. Выход блока 1 является выходом переполнения регистра адреса,. появление сигнала на нем соответствует, завершению задачи управления. Первая группа выходов блока 1 связана с первой. зоной регистра микрокоманды, в которой в виде микрооперации хранится код органа информационного 2 табло, Вторая группа выходов соединена с.выходами второй зоны того же регистра, в которую помещен код органа блока 3 ввода ответных действий, на который оператор. обязан воздействовать в той же операции.

Информационное 2 табло и блок 3 ввода ответййх действий оператора являются фи5 зической моделью пульта оператора реальной АСУ, деятельность в составе которой он осваивает.

Первый блок 4 сравнения служит для оценки степени безошибочности действий

10 обучаемого. Это производится путем сравнения кодов требуемого и задействованного органов блока 3, которые подаются на вторые и первые входы блока 4 соответственно. Если сравнения кодов не пройзошло, 15 то операция считается выполнейной с ошибкой и сигнала на выходе блока 4 не будет, но если коды совпадуг, то сигнал появится.

Тенератор 5 предназначен для преобразования. времени в. соответствующее число

20 импульсов,.и к щирабртанное.

;Первый 6,счетчик служит для подсчета числа импульсоа,,выработанных -генерато. ром 5. эа время.аыполнений оперюл ором текущей,qpeрации".

25 Груйпа 7.элементов И выполняет функции. ключевых элементов, Первйй 8, второй 9 и третий 10 блоки сравнения служат для определения оценки, которая . будет выставлена-обучаемому за

30 время, затраченйое на выполнение текущей операции. Во втором 8 блоке сравнивается затраченное время со значенйем, соответствующим "отлично" оценке, в третьем 9—

"хорошей", а в четвертом †."удовлетвори35 тельной" и "неудовлетворительной".

Блок 11 памяти критериев, хранит их значения, соответствующие группам, уКа- занным рацее. Служебные входы необходимы для управления считыванием

40 . информации.на-блоке 11 в блоки 8, 9 или 10 сравнения.

Дешифратор 12 осуществляет управление выбором данных критериев в соответст.. вйи с номером текущей операции.

45 .,Второй 13 счетчик подсчйтывает коли. чество - безофибочно .выполненных опера ций.

-.Элемент,14,задержки сйнхронизирует

: моменты. считывания. информации в блок 8

50 срааненйя.

Индикаторы; 15,: 16, 17 и 18. представляют обучаемому информацию об "отличной", "хорошей"; "удовлетворйтельной" или "неудовлетворительной" оценке соотаетствен55 íî, iiocne выполнения текущей операции.

Устройство функциойирует следующим образом.

При включении устройства на внешйий. вход регистра 1 поступает сигнал. По данно- му сигналу производится обнуление первое

1786502

ro 6 и второго 13 счетчиков и выбор в регистре микрокоманды блока 1 задания про- . граммы обучения адреса первой микрокоманды, соответствующей первой операции алгоритма управления. Из блока памяти микропрограммы блока 1 выбранная микрокоманда переписывается- в регистр микрокоманды этого же блока. Из первой зоны регистра микрокоманды блока

1 по его первым выходам на информационное табло 2 поступает код органа индикации, который изменяет свое состояние, при этом сигнал поступает на первый вход генератора 5 и запускает его, счетчик 6 начинает заполняться, подсчитывая время. . Человек-оператор., восприняв данную информацию, воздействует на орган управления блока 3 ввода ответных действий, Код задействованного органа пбступает на первые входы блока 4 сравнения, на вторую груп пу входов которого подается код требуемого органа из второй зоны регистра микрокоманды блока 1 по его вторым выходам.

Если оператор допустил ошибку, то сравнения кодов, поступивших в блок 4 не произойдет и сигнала на выходе блока 4 не будет, В случае безошибочных действий оператора сигнал появляется на выходе блока 4 и пбсТупает на приведение в исходное (гашение) Индикаторов 15, 16, 17"и 18, на счетный вход" второго счетчика 13, на второй вход блока "1 для выбора адреСа мик= рокоманды, соответствующей очередной операции алгоритма, после чего цикл функционирования устройства повторяется в описанном виде, Но до этого произойдет оценка пооперационной своевременности действий оператора. Сигнал с выхода блока

4 сравнения подается на вторые входы элемейтов 7 И и содержимое первого счетчика, 6, т.е, время, затраченное на выполнение текущей операции и всех предыдущих, переписывается во второй 8, третий 9 и чет -" вертый 10 блоки сравнения. Кроме того этот

>ке сигнал через первый элемент 14 задержки поступает на первый управляющий вход блока 11 памяти, в котором в зависимости от"cодержи 4ого второго 13 счетчика; через дешифратор 12 выбирается зона хранения значений критериев, соответствующая но"меру-текущей операции алгоритма. flo этой команде по первым выходам блока 11 во второй блок 8 сравнения переписывается код времени, соответствующей отличной оценке за выполнение данной операции.

Если затраченное оператором время, т.е. поступившее по первым входам на второй блок 8 сравнения окажется меньше значе-. ния, переписанного из блока 11 памяти, то сигнал появится на первом выходе данного блока и поступит на индикатор 15, выставляя тем самым обучаемому "отличную" оценку. Если это время окажется больше, то сигнал со второго выхода второго блока 8 сравнения будет подан на второй управляющий вход блока 11 памяти. По этой команде в третий блок 9 сравнения произойдет считывание кода значения времени, соответствующего "хорошей" оценке. Если в этом блоке затраченное время будет меньше нормативного, то сигнал появится на первом выходе третьего блока 9 сравнения и поступит на индикатор 16 "хорошей" оценки, в противном случае сигнал со второго

10 выхода третьего блока 9 сравнения посту15 пит на третий управляющий блока 11 памяти. Содержимое третьей зоны блока 11 перепишется в четвертый блок 10 сравнения, Если время выполнения операции ока20 жется меньше переписанного значения, то оператору будет выставлена "удовлетворительная" оценка, о чем ему будет представлейа информация с помощью индикатора

17, в противном случае сигнал появится на ния и засветит индикатор 18

Таким образом предлагаемое устройство позволяет расширить дидактические возможности за счет оперативного выстав30 ления обучаемому оценки за своевременность выполнения последней и всех предыдущих операций и поддержания тем самым требуемого уровня мотивации, что обеспечивает высокую эффективность про35 цесса практической подготовки операторов

АСУ. . Ф о р м у л а и з о б р е.т е н и я

Устройство для обучения операторов, содержащее блок ввода ответных действий, 40 два блока сравнения, табло, первый счетчик, генератор импульсов, элемент задержки и блок задания программы обучения, установочный вход которого является входом устройства, а выходы первой и второй

45 групп соединены соответственно с информационными входами первых групп табло и первого блока сравнения, информационные входы второй группы которого соединены с выходами блока ввода ответных действий, 50 выход генератора импульсов соединен со счетным входом первого счетчика, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей, в устройство введены второй счетчик, третий и четвертый блоки сравнения, дешифратор, 55 блок памяти и группа элементов И, первые входы которых соединены с выходами первого счетчика, вторые входы соединены с выходом первого блока сравнения, счетным входом второго счетчика, управляющими

25 первом выходе четвертого блока 10 сравне10

1786502

Составитель В. Балабай

Техред М.Моргентал Корректор И. Шулла

Редактор

Заказ 249 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 входами табло и блока задания программы обучения и через элемент задержки — с первым управляющим входом блока памяти, а выходы соединены с информационными входами первых групп второго, третьего и четвертого блоков сравнения; информационные входы вторых групп которых соединены с соответствующими выходами блока памяти, а первые выходы подключены соответственно к первому, второму и третьему информационным входам табло, четвертый информационный вход которого соединен с вторым выходом второго блока сравнения, вторые выходы третьего и четвертого блоков сравнения соединены с вторым и третьим управляющими входами блока памяти, адресные входы которого соеди5 нены с выходами дешифратора, входы которого соединены с выходами второго счетчика, установочный вход которого соединен с установочными входами первого счетчика и блока задания программы

10 обучения и входом запуска генератора импульсов, вход останова которого соединен с выходом блока задания программы обучения.

Устройство для обучения операторов Устройство для обучения операторов Устройство для обучения операторов Устройство для обучения операторов Устройство для обучения операторов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам для психофизиологических исследований

Изобретение относится к техническим средствам практической подготовки операторов АСУ и может быть использовано в тренажёрах операторов систем управления

Изобретение относится к тренажерной технике и может быть использовано в устройствах для обучения операторов

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам, а именно к устройствам для тренировки водолазов по ликвидации судовых повреждений

Изобретение относится к авиационной медицине, а именно к стендам для адекватного раздражения вестибулярного аппарата человека с частичной имитацией условий реальной невесомости

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано при проведении психофизических исследований, профессиональном отборе и тренировке операторов

Изобретение относится к тренажерам и может быть использовано о системах ускоренного восприятия информации обучаемыми

Изобретение относится к автоматике, в частности к устройствам для психофизиологических исследований и может быть использовано при оценке профессиональной пригодности операторов

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к муляжу вымени для оценки влияния качества массажа на интенсивность истечения жидкости

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к авиационной и космической медицине, предназначено для автоматизированной диагностики в полете гравитационных расстройств у летчика при воздействии пилотажных перегрузок
Изобретение относится к способу определения геометрических параметров опорно-поворотных устройств (ОПУ) телескопов различных типов монтировок с различным количеством исполнительных осей (осей вращения)

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам выполнения тренировочного полета в кабине экипажа летательного аппарата, и устройствам подготовки летных экипажей к полетам на авиационных тренажерах
Наверх