Гибкая автоматическая гальваническая линия

 

Изобретение относится к области нанесения гальванических покрытий, а именно к / гибким автоматическим линиям. Сущность изобретения заключатся в том, что автоматическая линия снабжена дополнительными автооператорами 2, выполненными на Н-образной (при виде спереди) раме с катками 17, опирающимися на дополнительные пути , устанавливаемые с возможностью перемещения автооператоров 1 и 2 без взаимных помех на встречных направлениях , а кронштейны технологических кассет 4 выполнены двухсторонними с возможностью взаимодействия с основными автооператорами 1 и дополнительными 2, захваты 6 и 15 которых направлены внутрь линии, а транспортные кронштейны кассет 4 не выступают за пределы дополнительных путей, бил. fv-- /J ел С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 С 25 0 19/00

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (I OCllATEHT CCCP) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ

f7 ф (21) 4905816/26 (22) 28.01,91 (46) 07.01.93. Бюл.М 1 (71) Научно-и роизводствен ное объединение по технологии машиностроения "Технология" (72) В.Л.Зубченко (76) В.Л.Зубченко (56) Н.А.Макарова, M.À.Ëåáåäåâà, В.Н.Набокова. Металлопокрытия в автомобилестроении. Справочное пособие. М.:

Машиностроение, 1977, с.159-167.

Авторское свидетельство СССР

N 1232709, кл. С 25 0 19/00, 1984. (54) ГИБКАЯ АВТОМАТИЧЕСКАЯ ГАЛЬВАНИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ (57) Изобретение относится к области нанесения гальванических покрытий, а именно к

„„Я „„1787177 А3 гибким автоматическим линиям. Сущность изобретения заключатся в том, что автоматическая линия снабжена дополнительными автооператорами 2, выполненными на Н-образной (при виде спереди) раме с катками

17, опирающимися на дополнительные пути, устанавливаемые с возможностью перемещения автооператоров 1 и 2 без взаимных помех на встречных направлениях, а кронштейны технологических кассет 4 выполнены двухсторонними с возможностью взаимодействия с основными автооператорами 1 и дополнительными 2, захваты 6 и 15 которых направлены внутрь линии, а транспортные кронштейны кассет 4 не выступают за пределы дополнительных путей, 5 ил.

1787177

Изобретение относится к нанесению гальванических покрытий.

Известна автоматическая гальваническая линия с автооператорами. Эта линия содержит автооператоры одного из известных типов: подвесные, портальные или консольные, которые при помощи груэозахватов — за выступающие над кассетами транспортные кронштейны — перено,сят обрабатываемые детали по ваннам гальванической линии, Перемещаются автооператоры по рельсовым путям, которые при помощи металлоконструкций крепятся к фермам или полу цеха, К недостаткам известной линии относятся ее ограниченные технологические возможности из-за деления многооператорных линий на зоны по числу автооператоров, что делает нагрузку (занятость) на автооператоры в своих зонах неравномерной, а это приводит к снижению производительности линии (особенно в многопредметных линиях, где одновременно производится обработка по различным вариантам технологических процессов) и к искажению заданных технологических выдержек кассет на ваннах.

Наиболее близкой по технической сущности к предлагаемой линии является автоматическая гальваническая линия, содержащая автооператоры с поперечными подвижными траверсами, на которых размещены направляющие с возможностью взаимодействия с роликами подвижных грузозахватов, что позволяет автооператорам из параллельных рядов ванн обмениваться между собой кассетами.

Недостатком известной линии являются ограниченные функциональные возможности, что не позволяет автооператорам, находящимся в одной линии, обмениваться между собой кассетами.

Общими недостатками перечисленных и других известных линий являются присущие им ограничения; постоянный такт работы при постоянном количестве действующих в линии автооператоров, что приводит к взаимным помехам в их работе, грузоподъемность всех автооператоров в линии устанавливается по самой тяжелой загрузке даже тогда, когда она является единственной на всю программу; наличие передаточных позиций на границах зон для передачи возвращаемых пустых кассет на позицию монтажа деталей.

Наличие перечисленных ограничений в известных линиях снижает их производительность, повышает металлоемкость и занимаемую ими площадь, не обеспечивает требуемую технологическую гибкость и ограничивает функциональные возможности линий, что не позволяет широко их применять в гибком автоматизированном производстве гальванопокрытий, Цель изобретения — повышение эффективности путем увеличения зон действия автооператоров и за счет передачи кассет с одного автооператора на другой.

Цель достигается тем, что в линии, содержащей ряд ванн, автооператоры с системой управления, рельсовые пути автооператоров, технологические спутники с транспортными кронштейнами, располо"5 жены дополнительные автооператоры верхнего или нижнего исполнений с возможностью перемещения вдоль линии без взаимных помех на встречных направлениях и при обгоне, применяются технологические спутники с транспортными кронштейнами, имеющими двухсторонние выступы, а в нижней зоне линии расположены дополнительные рельсовые пути для автооператоров.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что предлагаемая гибкая автоматическая гальваническая линия отличается тем, что она снабжена дополнительными автооператорами, выполненными на

З0 Н-образной (при виде спереди) раме с катками, опирающимися на дополнительные пути, устанавливаемые с воэможностью перемещения автооператоров без взаимных помех на встречных направлениях, а кронЗ5 штейны технологических кассет выполнены двухстронними с возможностью взаимодействия с основными и дополнительными автооператорами, захваты которых направлены внутрь линии, а транспортные

40 кронштейны кассет не выступают за пределы дОполнительных путей.

Таким образом предлагаемая линия соответствует критерию новизны.

Анализ известных технических реше45 ний (аналогов) в исследуемой области (т,е. области нанесения гальванических покрытий), позволяет сделать вывод об отсутствии в них признаков, сходных с существенными отличительными признаками в предлагаемой гибкой автоматической гальванической линии, и признать предлагаемое решение соответствующим критерию существенных отличий, На фиг.1 и 2 изображены автоматиче55 ские гальванические линии с дополнительными автооператорами, общий вид сбоку; на фиг.З вЂ” транспортный кронштейн кассеты; на фиг.4 и 5 — вид линии спереди (компоновка дополнительных автооператоров).

1787177

55

Автоматическая гальваническая линия состоит из автооператоров — основного 1 и дополнительного 2, ванн 3, технологических спутников — кассет 4, верхних подкрановых путей 5 основного автооператора. Автооператор 1 содержит приводы вертикального и горизонтального движений (не показаны), грузозахват 6 с ловителями 7 и катки 8, которые опираются на верхние подкрановые пути 5. Автооператор 2 состоит из рамы, содержащей боковые вертикальные связи 9, нижние боковые элементы 10, верхние боковые элементы 11, поперечную связь 12.

На раме дополнительного автооператора 2 крепятся приводы 13 и 14 горизонтального и вертикального перемещений грузозахватов 15 с ловителями 16 и катки 17. На ваннах

3 установлены грузоопоры 18 для кассет 4.

Кассета 4 состоит из горизонтальной штанги 19, на концах которой крепятся транспортные кронштейны, содержащие вертикальные пластины 20 с горизонтальными выступами 21 и 22 с внутренней и внешней сторон. Ловители 7 и 16 имеют ответные части для выступов 21 и 22. Катки

17дополнительного автооператора 2 опираются на дополнительные подкрановые пути

23 с опорами 24.

Ванны устанавливаются на полу цеха обычным образом, Число автооператоров для обслуживания линии принимается от трех до шести, из них один-три верхние известной конструкции, Нижний автооператор традиционной конструкции не позволяет производить обмен кассетами между автооператорами, Помехой этому я вля ются конструкции грузозахватных органов и конфигурация рам автооператоров, имеющих чаще всего при виде спереди П-образную или Д-образную форму. Такие рамы закрывают доступ к грузозахватам сверху, спереди и сзади. Конструкция грузозахватов с несущей подвижной верхней перемычкой между вертикальными направляющими рамы также закрывает доступ к ловителям грузозахватов сверху. В дополнительном автооператоре предлагаемой линии верхняя поперечная перемычка рамы отсутствует. Эта перемычка опущена таким образом, что при виде на раму спереди она имеет

Н-образную форму (вместо П-образной).

При этом нижняя часть перемычки располагается с вертикальным зазором по отношению к верхним кромкам транспортных кронштейнов кассет, покоящихся на ваннах, Сверху над поперечной перемычкой автооператора должен оставаться вертикальный зазор до низа кассеты, транспортируемой основным автооператором. У

40 дополнительного автооператора грузозахваты с обычным приводом вертикального перемещения располагаются на боковых направляющих рамы с открытым верхним доступом к ловителям. Таким образом создана возможность верхнему автооператору опускать кассету непосредственно в ловители нижнего автооператора, Рельсовые (подкрановые) пути основного автооператора подвешиваются обычным образом к фермам цеха, Пути дополнительного автооператора устанавливаются либо сверху, как это показано на фиг,4, либо снизу, как это показано на фиг.5.

Кассета отличается от традиционной изменением конструкции транспортного кронштейна. У известных кассет транспортные кронштейны имеют Г-образную форму, их верхние горизонтальные выступы чаще всего направлены к центру линии. Такая кассета не позволяет производить ее передачу от одного автооператора к другому, так как у второго автооператора нет возможности подхватить передаваемую кассету: конструкции традиционных кассет и автооператоров не приспособлены для обмена кассетами. Кассета в предлагаемой линии имеет дополнительный выступ на транспортном кронштейне, он может располагаться на той же высотке симметрично относительно вертикальной пластины кронштейна, В этом случае транспортный кронштейн примет Т-образную форму, где наружные (относительно центра линии) выступы предназначены для ловителей дополнительного автооператора. Наружные выступы кронштейна, конец которого выступает за конец поперечной штанги кассеты, можно опустить по пластине ниже — вплоть до совмещения его нижней кромки с низом поперечной штанги кассеты и даже ниже.

Наружные и внутренние выступы также могут быть укреплены порознь на самостоятельных пластинах.

Условные обозначения, используемые на фиг.1 — 5:

H> — рабочий ход грузозахвата нижнего автооператора.

Hz — рабочий ход грузозахвата верхнего автооператора при передаче кассеты нижнему а втоопе ратору.

h — вертикальные зазоры при взаимном горизонтальном перемещении элементов линии.

При опускании кассеты верхним автооператором непосредственно в ванну полный ход грузозахватов Н составит величину:

Н = Н1+Н2-2

Линия работает следующим образом.

1787177

Дополнительный автооператор 2 переносит кассету 4 по ваннам 3 согласно циклограмме. Основной автооператор 1 с поднятыми в крайнее верхнее положение грузозахватами 6 занимает выжидательную позицию в зоне действия автооператора 2.

При этом автооператор 1 не создает помех в работе автооператора 2, так как его ловители 7 грузозахвата 6 находятся выше транспортных кронштейнов кассеты 4, транспортируемой автооператором 2 (эта кассета показана тонкими линиями на фиг.4 и 5). После того, как автооператор 2 кончит обработку кассеты 4 в своей зоне, он передает ее автооператору 1, Для этого автооператор 1 опускает грузозахват 6 в промежуточное положение (показано тонкими линиями на фиг.4 и 5}, сближается с дополнительным автооператором 2 и выравнивает с ним свое положение. Затем автооператор 2 совершает микроопускание кассеты 4 до тех пор, пока она своими выступами 21 не войдет в соприкосновение с ловителями 7 автооператора 1 и не освободит ловители 16 автооператора 2; затем автооператор 1 поднимает кассету в верхнее положение. После этого автооператоры разъезжаются и работают по своим программам, При этом основной автооператор

1 может переносить кассеты по ваннам 3 по своей программе. Автооператор 1 может передать кассету 4 другому автооператору 2.

Для этого автооператоры выравниваютсвое положение, грузозахваты 15 с ловителями

16 автооператора 2 устанавливаются в верхней точке, после этого автооператор 1 начинает опускание грузозахватов 6 с кассетой 4 до тех пор, пока ее выступы 22 не войдут в соприкосновение с ловителями 16 автооператора 2. Ловители 7 автооператора

1 будут опускаться до тех пор, пока между ними и выступами 21 кассеты 4 не образуется необходимый зазор, после чего автооператоры могут разъехаться. и работать по своим программам, Автооператор 1 может также перенести кассету, минуя соседний дополнительный автооператор 2, проехав над планкой 12, когда у дополнительного автооператора будут опущены грузозахваты, Таким же образом основной автооператор 1 может транспортировать пустые кассеты из конца линии в ее начало — на загрузку. B случае, когда в линии на обработке находится кассета, вес которой превышает грузоподъемность одного автооператора. ее перемещение по линии производят два автооператора или один ав5

55 тооператор повышенной грузоподъемности. Происходит это следующим образом.

К расположенной в ванне кассете 4 подъезжают автооператоры 1 и 2 с опущенными грузозахватами 6 и 15, после их прибытия на ванну и остановки включается подъем грузозахватов обоих автооператоров. Ловители 7 автооператора 1 и ловители 16 автооператора 2 одновременно входят в соприкосновение с выступами 21 и

22.кассеты 4 и поднимают ее вверх на высоту Н1, Далее оба автооператора перевозят кассету 4 к требуемой ванне и опускают ее.

Если продолжительность операции позволяет, то один или оба автооператора удаляются для работы по своим программам.

Дальнейшая транспортировка кассеты происходит по описанному выше. В случае, когда интенсивность работы линии снижается, т.е. увеличивается время такта, избыточные автооператоры могут быть выведены в депо за пределами рабочих зон гальванической линии.

Необходимые команды автооператоры получают от системы управления.

Гибкая автоматическая гальваническая линия позволяет изменять акт выпуска кассет в широком диапазоне, сохраняя при этом точность технологических выдержек на операциях за счет оптимизации числа действующих в линии автооператоров.

В автоматической линии можно обрабатывать отдельные кассеты, вес которых превышает грузоподъемность одного автооператора, за счет воэможности транспортировки кассеты одновременно двумя автооператорами.

Повышается производительность линии за счет лучшего распределения зон работы. автооператоров, возможности изменения этих зон в процессе, за счет возможности передачи освободившихся от деталей кассет на загрузку без прекращения работы с кассетами, находящимися в линии.

Наиболее важным преимуществом гибкой автоматической гальванической линии является повышение ее технологической гибкости за счет возможности одновременной обработки деталей по различным вариантам технологических процессов, за счет возможности работы с кассетами с различным весом обрабатываемых деталей и за счет возможности обмена кассетами в одном ряду линии непосредственно между автооператорами.

1787177

Формула изобретения

Гибкая автоматическая гальваническая линия, содержащая ряд ванн, автооператоры с захватами, катками, рамами и с приводами горизонтального и вертикального перемещения, грузозахваты, основной рельсовый путь, технологические кассеты с транспортными кронштейнами и систему управления, отличающаяся тем, что с целью повышения технологической гибкости линии путем увеличения зон действия автооператоров за счет передачи кассет с одного автооператора на другой, она снабжена дополнительными автооператорами с дополнительными путями для их перемещения, причем рамы дополнительных автооператоров выполнены Н-образной формы, дополнительные пути установлены снаружи параллельно основному рельсовому пути, а кронштейны технологических кассет выполнены двусторонними не выступающими

1р за пределы дополнительных путей с возможностью взаимодействия с основными и допол н ител ьн ыми а втооператорами.

17871 77

1787177

Е7

Составитель В, Зубченко

Редактор T. Харина Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор Э. Лончакова

Заказ 268 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Гибкая автоматическая гальваническая линия Гибкая автоматическая гальваническая линия Гибкая автоматическая гальваническая линия Гибкая автоматическая гальваническая линия Гибкая автоматическая гальваническая линия Гибкая автоматическая гальваническая линия Гибкая автоматическая гальваническая линия 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к оборудованию для нанесения покрытий и может быть использовано в радио- и приборостроительной промышленности при изготовлении печатных плат для формирования токопроводящего рисунка и металлизации отверстий

Изобретение относится к гальванотехнике частности к устройствам для укрытия технологических ванн

Изобретение относится к фурнитурной промышленности и может быть использовано для анодирования алюминиевых крышек сборных форменных пуговиц

Изобретение относится к области нанесения покрытий, в частности к устройствам для перемещения обрабатываемых изделий в процессе обработки

Изобретение относится к оборудованию для получения изделий с гальваническими покрытиями

Изобретение относится к устройствам для проведения электрохимических процессов и может быть использовано для осаждения электрохимических покрытий на поверхностях деталей машин

Изобретение относится к гальванотехнике и может быть использовано при гальванохимическом нанесении покрытий при повышенных требованиях к экологической чистоте производства

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение там, где требуется повысить срок службы деталей в частности буровых и цементировочных насосов

Изобретение относится к гальванохимической обработке и очистке поверхности деталей, в частности, на подвесках, при использовании нагреваемых электролитов (растворов) и может быть использовано в гальваническом производстве и производстве печатных плат, в составе автоматизированных (механизированных) линий гальванохимической обработки

Изобретение относится к области гальванохимической обработки деталей на подвесках, в частности при использовании ненагреваемых ("холодных") электролитов процессных ванн (цинкования, кадмирования, травления и др.), и может быть использовано как в составе автоматизированных (механизированных) линий гальванопокрытий, так и виде автономных автоматизированных установок, настроенных на конкретную операцию (обработка + промывка)

Изобретение относится к гальванотехнике, в частности к автоматизированным линиям для электрохимической обработки, и может быть использовано для электролитического нанесения покрытий

Изобретение относится к установкам для нанесения электрогальванического покрытия на полосы

Изобретение относится к области электролитического нанесения металлических покрытий

Изобретение относится к машиностроению, в частности к гальванической обработке деталей, и может найти применение при нанесении гальванических покрытий на стержни цилиндрической формы, такие как, например, валы, прутки, штоки гидроамортизаторов и т.п
Наверх