Сборная железобетонная крепь горной выработки

 

Изобретение относится к горному делу. а именно к креплению подземных выработок сборным железобетоном при значительных , в том числе динамических проявлениях горного давления. Целью изобретения является снижение трудоемкости монтажа крепи . Сборная крепь включает тюбинги с продольными стержневыми элементами связи (ПЭС), которые выполнены в виде монтажных петель (МП). МП выступают с одной стороны тюбинга и жестко соединены с армированными отверстиями на противоположной его стороне, а армированные отверстия разделены пазами размещения монтажных петель смежного тюбинга ПЗС выполнены в виде ветвей из стержневого проката и загнуты с образованием МП. На противоположной стороне тюбинга ветви закручены в спирали и замоноличены в тело тюбинга, образуя армированные отверстия. 2 с. п. ф-лы, 6 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5!>5 Е 21 0 "1/10

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕН

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 а

1, С)0

4

О

Î (21) 4802223/02 (22) 14.03.90 (46) 23.01 93. Бюл. М 3 (71) Институт горного дела СО АН СССР (72) B.Н. Власов, M. Б.устюгов и В. Ю. Иза ксон (56) Авторское свидетельство СССР

К 1002590, кл. Е 21 0 11/10, 1980.

Авторское свидетельство СССР

К 1162986, кл. Е 21 D 11/10, 1983. (54) СБОРНАЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННАЯ КРЕПЬ

ГОРНОЙ ВЫРАБОТКИ (57) Изобретение относится к горному делу. а именно к креплению подземных ВырабоТоК сборным железобетоном при значительных, в том числе динамических проявлениях

Изобретение относится к горному делу. а именно к креплению подземных выработок сборным железобетоном при значительных, в т.ч. динамических проявлениях горного давления.

Известна сборная железобетонная обделка тоннеля, включающая кольца состоящие из железобетонных блоков с выемками в которых закреплены монтажные петли, причем монта>кные петли закреплены с одного продольного торца каждого блока, а противоположный его торец снабжен штырями с возможностью взаимодействия их с монтажными петлямл смежного блока, К недостаткам существующей обделки можно отнести малую прочность соединения тюб) нговых колец между собой л)з-за того, что крючки выполняются самопроизвольно без надле>кащего контроля, в то же время процесс монтажа трудоемкий и мо„„ 4 „„1789709 А1 горного давления. Целью изобретения является снижение трудоемкости монтажа крепи, Сборная крепь включает тюбинги с продon ьн ыми стер>кневыл1и элементами

oâÿ3è (ПЭС)) которые выполнены в виде монтажных петель (МП), МГ1 выступают с одной стороны тюбинга и жестко соединены с арл ированными отверстиями на противополо:кной его стороне, а армированные от".åðñòèÿ разделены па" àìè размещения монтажных петель смежного тюбин-а П;. С выполнены в аиде ветвей из стержневого проката и загнуты с образованием МП. На противоположной стороне тюбинга ветви закручены в спирали и замоноличены в тело

-)þáèíãà, образуя аомированные отверстия.

2 с. и. ф-лы, 6 ил. жет вести только посредством мощного гидравлического оборудования с соблюдением строгой центровки колец относительно друг друга. Наиболее близким аналогом по технической сущности и достигаемому положительному эффекту и заявляемой крепи является сборная железобетонная обделка тоннеля, включаюшая кольца, состоящие иэ тюбингов с чеканными канавками по продольным и поперечным сторонам и связи, выполненные в виде стержней пропущенных через сквозные отверстия с резьбой на одном конце и гайкой на другом, причем гайка каждого стержня размещена B полости образованной цилиндрическими уширениями в тюбингах смежных колец, а конец с резьбой каждо о стержня заведен в гайку стержня предыдущего тюбингг кольца, при этом стержни смежных тюбингов в стыках между кольцами объединены между собой

1789709 хомутом снабженным винтом для регулирования натяжения между стержнями.

Недостатком соответствующей конструкции крепи является большая трудоемкость монта>ка крепи ввиду того, что необходимо строго выдержать соосность соседних тюбингов чтобы длинным стержнем попасть в резьбу смежного тюбинга; если учесть, что тюбинги имеют большой вес, а стержни следует вставлять в отвер- "0 стия тюбинга, кроме того стесненность, не позволяющая применять оборудование с повышенной точностью" перемещения захватов тюбингов, запыленность, обводненность и загрязненность реального проходческого забоя, значительно усложняет монтажные работы, Целью изобретения является снижение трудоемкости монтажа крепи, Поставленная цель достигается тем, что в сборной железобетонной крепи горной выработки включающей тело тюбинга с продольными стержневыми элементами связи, продольные элементы связи выполнены в виде монтажных петель, которые выступают с одной стороны тюбинга и жестко соединены с армированными отверстиями на противоположной стороне, а армированные отверстия разделены пазами размещения монтажных петель смежного тюбинга, кро- 30 ме того тем, что продольные элементы связи выполнены в виде ветвей из стержневого проката, загнуты с образованием монтажных петель, выступающих с одной стороны тюбинга, а на противоположной стороне ветви накручены в спирали и замоноличены в тело тюбинга, образуя армированные отверстия, Существенными признаками отличающими заявленное решение от прототипа яв- 40 ляются следующие.

Продольные элементы связи выполнены в виде выступающей монтажной петли с одной стороны тюбинга и жестко соединенной с армированным отверстием, разме- 45 щенным на другой стороне тюбинга, а армированное отверстие разделено пазом размещения монтажной петли смежного тюбинга, причем закрепление петли смежного тюбинга, установленной в пазе осуществлено стержневым конусом, установленным в армированном отверстии, В прототипе продольные элементы связи представлены в виде стержней, установленных в продольных отверстиях тюбинга, а соединение выполнено резьбовым. Замена резьбового соединения на соединение посредством стержневого конуса, выполняющего роль клина значительно снижает трудоемкость монтажа, в то же время является новым техническим решением, являющимся существенным отличительным признаком.

Продольные элементы связи выполнены в виде ветвей из стержневого проката, замоноличенного в средней части тела тюбинга и загнутого с образованием петли, выступающей с одной его стороны, а внутри тела тюбинга с другой стороны на его кромке концы ветвей закручены в виде спиралей и замоноличены, образуя армированные отверстия.

Существенным отличием от прототипа является замоноличивание продольных стержневых элементов. В науке и технике применение клинового соединения широко известно, но применить готовые технические решения для упрощения конструкции крепи и снижения трудоемкости монтажа не представляется возможным, Учитывая специфику технологии крепления горной выработки и производства сборного железобетона, разработана предлагаемая крепь в которой существенным отличием является наличие продольных элементов, выполненных в виде прутка из стержневого проката, согнутого в середине и образующего монтажную петлю, один конец которой закручен в спираль. Эту заготовку вкладывают в форму и замоноличивают таким образом, чтобы с одной стороны тюбинга образовалась петля, а с другой стороны армированное спирально отверстие разделенное пазом, для размещения монтажной петли смежного блока. Кроме того, чтобы процесс монтажа был простым и не трудоемким закрепление петли в смежном блоке осуществлено стержневым конусом, установленным в армированном отверстии, На практике, это соединение осуществляется вставлением в отверстие стержневого конуса и забивкой его кувалдой. Армирование спиралями из проката отверстий обеспечивает их надежность при монтаже и дальнейшую прочность при эксплуатации крепи, На фиг. 1 показана принципиальная схема железобетонной крепи горной выработки (сечение выработки); на фиг. 2 — узел соединения тюбингов между собой вдоль выработки по 1 — 1; на фиг. 3 — разрез.А — А на фиг. 2; на фиг, 4 — конструкция продольного узла соединения тюбинга; на фиг. 5 — разрез

 — В на фиг, 4; на фиг. 6- разрез Д-Д на фиг.

4.

Сборная железобетонная крепь горной выработки состоит из тюбингов 1 (фиг, 1, 2) соединенных ме>кду собой торцовыми криволинейными узлами 2 и продольными 3 узлами связи, Продольный узел связи (фиг.

2, 3, 4) выполнены в виде монтажной петли 4, 1789709 выступающей на боковой поверхности 5 7toбинга жестко соединенной с армированным отверстием 6 на другой стороне 7 тюбинга, а армированное отверстие 6 разделено пазом 8 для размещения в нем монтажной петли 4 смежного тюбинга. Для закрепления петли 4 установленной в пазе 8 смежного тюбинга забит стержневой конус 9 в армированное отверстие 6. Продольные элементы связи могут быть выполнены в виде ветвей 10, 11 из стержневого проката (круглого, квадратного, прямоугольного поперечного сечения) замоноличенного в средней части тела тюбинга и загнутого с образованием монтажной петли 4, выступающий с боковой стороны 5, а внутри тела тюбинга с другой стороны 7 на его кромке, концы ветвей 10 и 11 закрученные в спирали

12 и 13 замоноличены, образуя армированное отверстие 6. При изготовлении тюбингов в заводских условиях, заготовку из стержневого проката с монтажными петлями в средней части спиралями на концах, устанавливают в форму и замоноличивают, образуя в готовом тюбинге монтажные петли, армированные отверстия под стержневые конуса и пазы для размещения петель.

В шахту поступают готовые тюбинги и стержневые конуса.

Шахтным тюбингоукладчиком монтируют тюбинги, вставляя монтажные петли в пазы установленного ранее тюбингового крепления. Затем вставляют стержневой конус 9 в отверстие 6 и забивают кувалдой.

Монтаж крепи значительно упрощается, а

5 жесткая связь, проходящая в теле тюбинга между монтажной петлей и армированным отверстием, повышает прочность и надежность работы крепи.

10 Формула изобретения

1. Сборная железобетонная крепь горной выработки, включающая тюбинги с продольнымими стержневыми элементами связи, 15 отличающаяся тем, что, с целью снижения трудоемкости монтажа крепи, продольные элементы связи выполнены в виде монтажных петель, которые выступают с одной стороны тюбинга и жестко соедине20 ны с армированными отверстиями на противоположной его стороне, а армированные отверстия разделены пазами для размещения монтажных петель смежного тюбинга.

2. Крепь по п. 1, отличающаяся

25 тем, что продольные элементы связи выполнены в виде ветвей из стержневого проката, загнуты в виде монтажных петель, выступающих с одной стороны тюбинга, а на противоположной стороне ветви закручены в

30 спирали и замоноличены в тело тюбинга, образуя армированные отверстия.

178Э709

1789709

30

40

50

Редактор Т.Куркова

Заказ 336 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101

12

Составитель M.ÓcòþãoB

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор И.Муска

Сборная железобетонная крепь горной выработки Сборная железобетонная крепь горной выработки Сборная железобетонная крепь горной выработки Сборная железобетонная крепь горной выработки Сборная железобетонная крепь горной выработки 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подземному строительному, а именно к горным выработкам , обделки которых в период эксплуатации испытывают значительное влияние тектонических сил

Изобретение относится к горному делу, а именно к последующему инъекционному упрочнению трещиноватых горных пород цементацией вокруг выработок с обнаженной поверхностью

Изобретение относится к тоннелестроению и может быть использовано при сооружении метрополитенов, железнодорожных и автодорожных тоннелей, возводимых в обводненных грунтах

Изобретение относится к горному делу и подземному строительству и может быть использовано при креплении горных выработок набрызг бетоном

Изобретение относится к механизации бетонных работ при креплении горных выработок

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при подземной разработке мощных горизонтальных и пологопадающих рудных и нерудных месторождений, в частности, для охраны и поддержания междукамерных целиков

Изобретение относится к области подземного строительства и может быть использовано при изготовлении тоннелей при помощи щитовой проходки

Изобретение относится к области подземного строительства и может быть использовано для изготовления тоннелей и других подземных сооружений
Изобретение относится к горнорудной промышленности и может быть использовано при возведении крепи в горных выработках

Изобретение относится к подземному строительству, а именно к способам и устройствам для возведения подземного сооружения из монолитно-прессованного бетона, и может быть использовано как при строительстве тоннелей различного назначения, так и для строительства вертикальных стволов
Наверх