Способ определения скорости старения асфальтобетона и устройство для его осуществления

 

Использование; испытание асфальтобетона , Сущность изобретения: старение образцов асфальтобетона осуществляют в объемно-напряженном состоянии всестороннего сжатия. При прогреве к образцам прикладывают статическую нагрузку 10-15 кПа при градиенте давления паровоздушной среды 10-80 кПа по высоте образцов. Устройство содержит испытательную камеру со сквозными окнами и приспособление Для создания паровоздушной среды. Держатели образцов выполнены в виде тарелок-присосов, цилиндрических форм и вкладышей с отверстиями. Верхние вкладыши снабжены грузами. Держатели образцов посредством воздуховода соединены с вакуумным насосом. 1 табл., 2 с. п. ф-лы, 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)з G 01 M 17/00

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ив и

\,и (21) 4892789/33 (22) 23,,1 1.90 (46) 30.01;93. Бюл. ¹ 4 (71) Государственный всесоюзный дорожный научно-исследовательский институт (72) Г.Н.Кирюхин и В,В,Коломыйцев (56) Сборник, Совершенствование технологии строительства.асфальтобетонных и других черных покрытий. Труды СоюздорНИИ.

M„ 1986, с. 22 — 27.

Дорожный асфальтобетон./ Под ред.

Гезенцвея Л.Б. Транспорт, 1985, с. 240 — 244.

Авторское свидетельство СССР

N 1193530, кл. G 01 N 17/00, 1983. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКОРОСТИ

СТАРЕНИЯ АСФАЛЛЬТОБЕТОНА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Изобретение относится к испытаниям асфальтобетонов и может найти применение при прогнозировании долговечносТи асфальтобетонных и других черных покры. тий.

Известен способ испытания асфальтобетонной смеси на термостарение, включающий приготовление смеси, прогрев ее в тонком слое в сушильном шкафу при технологических температурах {140-160 С), формовку из прогретой смеси образцов асфальтобетона, расформовку их и определение изменения физико-механических свойств материала за время прогрева.

Недостатком известного способа испытания является невысокая точность вследствие плохого моделирования старения асфальтобетона в покрытии, так как flpofpe8 асфальтобетонной смеси в рыхлом состоя„„Я2„„1791758 Al. 2 (57) Использование; испытание асфальтобетона, Сущность изобретения: старение образцов асфальтобетона осуществляют в объемно-напряженном состоянии всестороннего сжатия. При прогреве к образцам прикладывают статическую нагрузку 10-15 кПа при градиенте давления паровоздушной среды 10-80 кПа по высоте образцов.

Устройство содержит испытательную камеру со сквозными окнами и приспособление для создания паровоздушной среды, Держатели образцов выполнены в виде тарелок-присосов, цилиндрических форм и вкладышей с отверстиями. Верхние вкладыши снабжены грузами. Держатели образцов посредством воздуховода соединены с вакуумным насосом. 1 табл., 2 с. и. ф-.лы, 1 ил., (gj нии не позволяет в должной степени учесть роль остаточной пористости и структуры по- О

poBoI пространства уплотненного матери-. ала s процессах его старения. Кроме того, при нагреве смеси изменяются условия ее уплотняемости из-за стареййя битумных И пленок, что ведет к дополнительному раз- ©О бросу показателей физикомеханических свойств есфвеьтобетонв и снижение точно-: );» сти. испытаний.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к способу является способ определения скорости старения асфальтобетона, включающий приготовление асфальтобетонной смеси, формовку образцов, прогрев образцов в.камере и установление зависимости изменения прочности и модуля деформации при сжатии от времени прогрева, 1791758 ление зависимости изменения прочности и модуля деформации при сжатии от времени прогрева, при прогреве к образцам в формах прикладывают статическую нагрузку

10 — 15, кПа, создают по высоте образца гра- 25 диент давления паровоэдушной среды 1080 кПа, а скорость старения асфальтобетона

:определяют по значению тангенса угла наклона касательной кривой зависимости из30

40 па Д/ состав 1: природный песок — 80%, 50 минеральный порошок — 20 /, битум БНД

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому является устройство для определения скорости старения асфальтобетона, содержащее испытательную камеру со сквозными окнами, держатели образцов, приспособление для создания паровоздушной среды и измерительные.присйособления.

Недостаткамй известных способа и устройства явлются длительный период испытаний и высбкая и-о грешность оценки скорости старения асфальтобетона.

Цель изобретения — повышение точности, экономия трудозатрат и сокращение времени испытания, Достигается цель тем, что в способе определения скорости старения асфальтобетона, включающем приготовление асфальтобетонной смеси, формовку образцов, прогрев образцов в камере и установменения прочности и модуля деформации при сжатии от времени прогрева.

Кроме того, достигается цель тем, что устройство для определения скорости старения асфальтобетона, содержащее испытательную камеру со сквозными окнами, держатели образцов, приспособления для создания паровоздушной среды и измерительные приспособления, снабжено вакуумным насосом, держатели образцов выполнены в виде опорных тарелок-присосов, размещенных на них цилиндрических форм и вкладышей с отверстиями, верхние из которых снабжены грузами, йри этом держатели образцов установлены на окнах испыта- тельной камеры и посредством воздуховода соединены с вакуумным насосом.

Способ осуществляют следующим образом. .

Из горячей асфальтобетонной смеси ти60/90 — 8,1% формуют образцы — цилиндры диаметром 50,5 мм в-:;оличестве 39 штук.

Часть образцов в количестве 31 штук после формовки расформовывают. На них 7 образцов оставляют для контроля испытаний, а 24 образца размещают на поддоне в испытательной камере и подвергают старению по способу прототипу в течение

2,8,16,24,32,40,48 и 56 часов/ ио 3 образца

20 для каждого интервала времени/, Оставшиеся 8 образцов партиями по 4 штуки подвергают старению по предложенному способу в течение 2 и 8 часов. При этом образцы после формовки оставляют в формах, размещают на подошвах образца по одному листу фильтровальной бумаги и вставляют в форму вкладыши, отверстиями к образцу. Собранную форму смазывают по торцу термостойкой смазкой, устанавливают на держатель тарелку-присос в.испытательную камеру, а на верхнем вкладыше размещают груз массой 2 кг.

После этого включают вакуумный насос, который обеспечивает остаточное давление в форме между нижней подошвой образца и держателем, равное 30 кПа, на протяжении всего времени старения, Паровоэдушную смесь принимают такой же, как и в способепрототипе с температурой 160 С.

После заданного времени старения вакуумный насос выключают, форму с образцом вынимают из испытательной камеры и производят расформовку образца, как и в способе-прототипе, Результаты обработки данных представлены в таблице..

На чертеже представлено устройство, общий вид.

Устройство содержит исйытательную камеру 1, со сквозными окнами 2, приспособления для создания паровоздушной среды 3, держатель образцов в виде опорных . тарелок — присосов 4, размещенных на них цилиндрических форм 5 для образцов и вкладышей 6 с отверстиями 7, верхние из которых снабжены грузами 8. Держатели образцов установлены на окнах испытательной камеры и посредством воздуховода 9 соединены с вакуумным насосом 10, позицией 11 показан манометр, позицией 12— образец, позицией 13 — пористые прокладки, позицией 14 — термометр.

Устройство работает следующим образом.

В форму 5 с заформованным образцом асфальтобетона 12 вставляют вкладыш 6 с отверстиями 7, предварительно проложив между ними и образцом пористые прокладки

13, например, по одному листу фйльтровальной бумаги. Собранную форму с образцом 12 устанавливают в испытательную камеру 1 на держатель 4, Для герметичности торец формы

5 и опорную поверхность держателя предварительно смазывают тонким слоем термостойкой смазки, На верхний вкладыш 6 уста наливают груз 8 для статического нагру-, жения образца 12. После того как будут сформованы и установлены в испытательной камере 1 три образца, включают вакуум1791758

Результаты исследования старения асфальбетойов сопоставляемыми способами

Наименование показ ный насос 10, который откачивает воздух из воздуховода 9, соединенного через сквозные окна 2 испытательной камеры 1 с замкнутыми объемами между держателями. B результате разряжения, контролируемого 5 манометром 11, формы 5 с образцами асфальтобетона 12 присасываются к держателям 4 и по высоте каждого образца устанавливается градиент давления пэровоэдушной среды. 10

Среду в испытательной камере 1 задают с помощью приспособления для создания паровоздушной среды 3 и контролируют в процессе испытания термометром 14, Через 5 ч вакуумный насос выключают, 15 формы разбирают, образцы выдавливают из формы и маркируют, Прогретые и непрогретые образцы испытываютпо ГОСТ12801—

84 и определяют скорость изменения показателей физико-механических свойств 20 за время прогрева.

Формула изобретения

1, Способ определения скорости старения асфальтобетона, включающий приго- 25 товление асфальтобетонной смеси, формовку образцов, прогрев образцов в камере и установление зависимости изменеДисперсия показателя пло ловленная временем пргре

Соответствующее число сте ды; 1

Средневзвешенная диспер изводимости показателя пл ралельных образцов, г /см

Соответствующее число сте ды,f

Критерий Фишера, F

Предельное значение крит ра, F табл.

Значимость дрейфа показ ности асфальтобетонз пр (F-Ртабл)Ртабл.

Скорость приращения пока ности при прогреве асфальта

Скорость приращения моду циип ип or еве, /u ния прочности и модуля деформации при сжатии от времени прогрева, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения точности, экономии трудозатрат и сокращения времени испытания, при прогреве к образцам в формах прикладывают статическую нагрузку 10-50 кПа, создают по высоте образца градиент давления паровоздушной среды

10 — 80 кПа, а скорость старения асфальтобетона определяют по значению тангенса угла наклона касательной к кривой зависимости изменения прочности и модуля деформации при сжатии от времени прогрева.

2..Устройство для определения скорости старения асфальтобетона, содержащее испытательную камеру со сквозными окнами, держатели образцов, приспособления для создания паровоздушной среды и измерительные приспособления, о т л и ч а ющ е е с я тем, что устройство снабжено вакуумным насосом, держатели образцов выполнены в виде опорных тарелок-присосов, размещенных на них цилиндрических форм и вкладышей с отверстиями, верхние из которых снабжены грузами, при этом держатели . образцов установлены на окнах исйытательной камеры и посредством воздуховода соединены с вакуумным насосом.

1791758

Составитель M,Ñëèíüêî

Техред М,Моргентал Корректор О.Густи

Редактор

Заказ 149 Тираж .. Подписное .

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент". г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Способ определения скорости старения асфальтобетона и устройство для его осуществления Способ определения скорости старения асфальтобетона и устройство для его осуществления Способ определения скорости старения асфальтобетона и устройство для его осуществления Способ определения скорости старения асфальтобетона и устройство для его осуществления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к техническому диагностированию

Изобретение относится к атомной энергетике , используется при оценке надежности длинномерных твэлов в условиях повышенных (аварийных) температур, при воздействии жидкой и газообразной коррозионной среды

Изобретение относится к оценке коррозионной стойкости бетонов

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для определения свойств конструкционных материалов , в частности, вязкости разрушения при статических нагрузках

Изобретение относится к области исследования устойчивости материалов к световому воздействию

Изобретение относится к испытательной технике

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано при определении выносливости стали и других металлов с защитными покрытиями и без них в коррозионно-абразивных средах

Изобретение относится к коррозионным исследованиям материалов, а именно к определению скорости коррозии металлических конструкций в условиях подземной, атмосферной или морской коррозии, и может быть использовано в газовой промышленности при эксплуатации магистральных газопроводов

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к испытаниям натурных образцов нарезных труб нефтяного сортамента и их соединений под напряжением

Изобретение относится к способам определения стойкости сталей и сплавов, в частности к способам защиты от коррозии аустеннитных сталей и сплавов

Изобретение относится к способам определения стойкости сталей и сплавов, в частности к способам защиты от коррозии аустеннитных сталей и сплавов

Изобретение относится к электрохимическим методам контроля коррозии и может применяться для определения коррозионного состояния нефтегазового и другого оборудования, в частности, для определения коррозионного состояния внутреннего защитного покрытия резервуара
Наверх