Способ восстановления коленчатых валов

 

Использование: при ремонте двигателей . Сущность изобретения: способ восстановления .коленчатых валов включает механическую обработку шеек с одновременной обработкой дополнительных галтелей , закрепление на шейках полукольцевых накладок. При этом стыки накладок разме 2 щают в местах, наиболее удаленных от зон концентрации напряжений изгиба и кручения , а их торцы выполняют с профилем, соответствующим профилю прилегающей дополнительной галтели. Параметры каждой накладки находятся с параметрами соответствующей механически обработанной шейки вала в следующих соотношениях: а « -- (0,8-1,1) R; L I - 2 д ; г (0.9...1,5) R; D/d - 0,003...0,05, где d - диметр шейки вала; I - длина механически обработанной части шейки под установку накладок; R - радиус исходной галтели, г - радиус дополнительной галтели; а - расстояние начала дополнительной галтели от соответствующего края шейки; и - толщина накладки; L - ширина накладки; д -зазор между торцом накладки и поверхностью дополнительной галтели. 3 з.п. ф-лы, 3 табл., 3 ил. ел с

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР)

1(si)s В 23 P 6/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ . К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4933654/27 (22) 30.04.91 (46) 07.02.93. Бюл, (ч2 5 (71) Всесоюзное научно-производственное обьединение восстановления деталей "Ремде(тал ьи (72) Ф.Х.Бурумкупов, А.T.ÊóëàêoB, Л.M.Ëåëbчук, В.А.Денисов, В.E.Áëoõ, В.В.10шков и

А.Г7Степанов (66) Авторское свидетельство СССР

N 1442355, кл. В 23 P 6/00, 1906. (54) СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛОВ (67 Р(спольаование: при ремонте двигателеи. Сущность изобретения: способ восстановления .коленчатых валов включает ( механическую обработку шеск с одновременной обработкой дополнительных галтеneh, закрепление на шейках полукольцевых накладок. При этом стыки накладок размеИзобретение касается ремонта двигателеи и предназначено, в частности, для oGecС печения восстановления коленчатых валов, из (ошенных сверх предельных ремонтных размеров, Известен способ восстановления изношенных шеек коленчатого вала (КВ), включаю14ий механическую обработку шеек и гантелей сверх предельных ремонтных размеров с последующей приваркой стальных полуколец по их стыкам, расположенным в зоне минимального износа шеек.

Однако предварительная механическая обработка коленчатого вала под постановку полуколец требуемой толщины (4.„5 мм) Ж, 1792817 А1

2 щают в местах, наиболее удаленных от зонконцентрации напряжений изгиба и круче. ния, а их торцы выполняют с профилем, соответствующим профилю прилегающей дополнительной галтели, Параметры каждой накладки находятся с параметрами соответствующей механически обработанной шейки вала в следующих соотношениях: а- (0,0-1,1) R; (=1- 2 д; r = (0,9...1,5) R; О/0=0,003...0,05, где d — диметр шейки вала; I— длина механически обработанной части шейки под установку накладок; R — радиус исходной галтели, r — радиус дополнительной галтели; а — расстояние начала дополнительной галтели от соответствующего края шейки; Ь â€”; l — ширина накладки; д — зазор между торцом ((акладки Б и поверхностью дополнительной галтели. 3 з.п. ф-лы, 3 табл., 3 ил. л производится дополнительным шлифованием шеек и галтелей сверх предельных ремонтных размеров на 2,5...3,5 MM no диаметру, что ведет к падению остаточной 4 усталостной прочности коленчатого ва.".а минимУм llа 207г. а Остатоннои Усталоотной долговечности в 5... l0 раз. Поэтому такой способ не эффективен для восстановления валов изношенных сверх ремонтных размеров. Кроме того, расположение сть;ков полуколец в зоне минимального износа не оптимально, так как в общем случае эти зоны не совпадают с зонами минимальных напряжений от изгибающих и крутящих моментов.

1792817

Известен способ восстановления 1)указан лишь общий принцип подхода коленчатых валов, включающий меха- квосстановлениютаких валов, Не проведеническую обработку цилиндрической на оптимизация соотношений параметров поверхности изношенных шеек вала накладок и параметров соответствующих доремонтых размеров с одновременной 5 механически обработанных шеек валов, что обработкой части галтельного перехода и в конечном счете приводит к снижению.долобразованием дополнительной галтели яв- говечности восстанавливаемых валов; ляющейся продолжением обработанной ци- 2) прйварка полуколец без их приклелиндрической поверхности, причем начало ивания к поверхности шеек вызывает додополнительной.галтели находится на гал- "0 полнительные трудности, связанные с тельном переходе на расстоянии отсоответ- . обеспечением плотного прилегания полуколец к шейкам вала. ствующего края шейки.не менее половины величины радиуса исходного галтельного . Возникает волнистость наружной Iloперехода,а радиусдополнительйой галтели верхности полуколец из-за их упругой де" равен половине радиуса исходной (основ- 1б формации под воздействием циклической ной) галтели динамической нагрузки и движения центра и требуют дополнительной оптимизации на,уколец к шейкам возрастают напряжения в основании испытаний и экспериментов.. сварных швах, которыми полукольца приваНаиболее близким техническим ре- риваютсякшейкамвозрастаютнапряжения шением (прототипом) является способ восстановления шеек коленчатых валов, 10 в сварных швах, которыми полукольца привариваются к шейкам и соединяются между йзношенных сверх пределов ремонтных собой. В связи сэтим в околошавной зоне размеров, при котором осуществляютмеха-.. и по сварным швам возникают трещины, ническую обработку шеек с технологическим усталости, ведущие к разрушению соединезаглублением в тело восстанавливаемой по- ния шейка-полукольца. Производительное верхности с одновременной обработкой до- <5 расположение стыков полукольцевых на полнительных галтелей, являющихся кладок или в зоне минимального износа (см.аналог) приводит к снижению усталостйродолжением обработанной цилиндрической поверхности. закрепление на обрабо-, ной долговечности валов, так как в общем тайных -шейках компенсйрующего износа случае минимальные напряжения от дейстслоя материала, например, полукольцевых 5î вующих нагрузок не совпадают с зонами накладок, с последующим шлифованием в минимального износа. номинальный размер. Между торцами полуколец и дополниИ звестн ый способ восстановления котельным галтельным переходом возникают ленчатых валов, изношенных сверх ремонт-:краевые эффекты в виде фриттинг-коррозии ных размеров, предусматривает выполнение в 55 в связи контактом и упругими микроперемепроцессе механической обработки на шей- щениями полуколец относительно шеек КВ.

Это ведет к росту концентрации напряжений в галтельных переходах и снижению ках дополнительных галтелей под постановку и приварку компенсирующих износ усталостной долговечности и прочности коленчатого вала. накладок, но и еет следующие недостатки:

Благодаря выполнению дойолнитель- масс (КВ; полукольца, вкладыш, шатун), ной галтели и сохранению исходной галтели .вследствие чего инициируемая фриттинг(частично) известный способ восстановления коррозия по цилйндрйческой части шейки. по сравнению с аналогом позволяет сохра- 20 Этот процесс приводит.к йовышейию веронитьостаточнуюпрочностьиостаточныйре- ятйости отказа КВ по критерию заедания, сурс коленчатого вала при механической провороту вкладышей и снижению сопрообработке в ремонтный размер. Однако для . тивления усталости. восстановления коленчатого вала, иэно- . В связи с неплотным прилеганием полшенйого сверх ремонтых размеров посред-. 25 уколец к шейкам и упругими деформациями ством приварки, например полукольцевых . их, возникает так называемый "насосный накладок, параметры, предварительной ме- эффект", вйражающийся в подсасывании хайической обработки шеек указаннйе в смазки между шейкой и полукольцами со формуле не правомерны для обеспечения сливомегочерез.зазоры вторцевыхсечениггеобходимой:долговечности коленчатого. 80 ях, что приводит к "маслянному голоданию" вала после восстановления. Эти параметры, в сопряжениях шейка-вкладыш и, как след-. а именно: радиус дополнительной галтели и латвие; к повышению вероятности отказа КВ

": расстояние от края шейки до начала дойол- . по критерию заедания и провороту вкладынительной галтели, справедливы лишь для. шей. валов, изношенных до ремонтйых размеров З5 В связи с неплотным прилеганием пол1792817

Целью изобретения является повышение долговечности коленчатых валов путем устранения указанных выше недостатков.

Указанная цель достигается тем, что в способе восстановления коленчатых валов, изношенных сверх пределов ремонтных размеров, при котором осуществляют механическую обработку шеек с техническим заглублением в тело восстанавливаемой поверхности с одновременной обработкой дополнительных галтелей, лвляющихся продолжением обработанной цилиндрической поверхности, закрепление1 на обработан-! ны < шейках компенсирующего слоя материал4, например, полукольцевых накладок, с последующим шлифованием в номинальныл размер, по предложению, стыки полуколец размещают в местах, наиболее удаленных от зон концентрации напряжений от изгиба и кручения, а их торцы, выполняют с профилем соответствующим профилю прилегающей дополнительной галтели, причем параметры каждой накладки находятсл с параметрами соответствую ще механически обработанной шейки вала в сЬедующих соотношениях: а =(0,8...1.1) R; L= I -2 д r = (0,9...1,5) R; d/Ü = 0,03...0,05; где d — диаметр соответствующей шейки вала; ! — длина механически обработанной части шейки под установку накладок;

R — радиус исходной необработанйой галтели; ! r — радиус дополнительной галтели после механической обработки шейки; а — расстояние начала дополнительной

ranrenn на исходном галтельном переходе от соответствующего крал шейки;

Ь вЂ” толщина накладки пЬсле окончательной механической обработки; ! — ширина наружной поверхности накладки; д — зазор между накладки и поверхность1о прилегающей дополнительной галтели.

Причем на шейках, в местах их сопряжения со щеками, выполнены профилироаанные лыски, расположенные перпендикуллрно плоскости, проходлщей через оси симметрии смежных коренных и ша1унных шеек.

При этом в случае клеевого соединенил накладок с шейками, после отверждения клея в соединении производят механическую разделку стыков полукольцевых накладок, внесение в разделку износостойкой клеевой композиции с последующим ее отверждением.

В случае клеесварного закрепления накладок осуществляют термический отпуск соединения с одновременным отверждением клея при температуре отпуска, равной

5 температуре отверждения клея в течение

2,5..,3,5 ч.

Благодаря выполнению стыков накладок, в местах наиболее удаленных от зон концентрации напряжений от изгиба и кру10 чения, повышается долговечность коленчатых валов.Это пояСняет фиг.2 и фиг.3. Как известно, на кривошип коленчатого вала воздействуют переменные нагрузки в виде изгибающего и крутящего моментов, Макси15 мальные напряжения от изгибных нагрузок возникают в зоне перекрытия шатунньгх и коренных шеек (в зоне выполнения лысок — фиг.2, точка а). Следовательно, стыки полукольцевых накладок долм<ны быть

20 максимально удалены от зоны (фиг.3) соответствующей расположению точки а на фиг,2. С другой стороны максимальные напряжения от крутящего момента возникают " на кромках маслоподводящих отверстий в

25 шейках (фиг. 3, точки Ь), от которых также должны быть максимально удалены стыки (линия стыка) накладок. Поэтому оптимальное расположение стыков (фиг.3) на равном удалении от точек а и b.

30 Оптимизация укаэанных в формуле со- отношений между параметрами накладок и параметрами соответствующих механически обработанных шеек вала позволяет на основанйи результатов эксйериментов, 35 приведенных в табл. 1-3, а такм<е повысить долговечность коленчатых валов, применительно к случаю износа валов сверх пре-. дельных ремонтных размеров.

Многочисленные лабораторные испы40. танил показали, что для максимального повышения долговечности КВ, изношенных сверх предельных ремонтных размеров, и восстановленных клеевым или клеесварным соединением накладок, величину

45 радиуса дополнительных галтелей необходимо увеличить по сравнению с рекомендуемым в прототипе r = 0,5R до r =

=(0,9...1.5) R.

Результаты испытаний приведены в

50 табл. I.

Выявлено также, что оптимальное значение параметра а составляет а

=(0,80...1,10)R. Результаты испытаний приведены в табл. 2.

55 Экспериментальные исследования показали, что оптимальное отношение толщины накладки к диаметру соответствующей шейки вала находится в диапазоне значений b/à = (0,03-0,05).

1792817

Результаты экспериментов приведены в табл. 3.

Выполнение торцов накладок, примыкающих в дополнительным галтелям с профилем, соответствующим профилю прилегающей галтели, с обеспечением необходимого оптимального зазора между ними равного обеспечить максимально возможное увеличение длины накладок при одновременном исключением трения торцов накладок с поверхностью прилегающих галтелей.

Выполнение пункта 2 предложенной формулы позволяет повысить надежность работы коленчатого вала за счет снижения пика напряжений в опасных сечениях вала на шейках в местах их сопряжения со щеками.

Следует добавить, что исключаются эффекты в виде фреттинг-коррозии в опасных сечениях за счет исключения упругих микроперемещений полуколец относительно шеек, Это уменьшает концентрацию напряжений в галтельных переходах и повышает усталостную долговечность вала в целом. При этом, как показали испь|тания, максимальная ширина лыски составляет не менее радиуса исходной галтели. Ее глубина для чугунных (не закаленных валов) должна быть не менее 1/3R, а для стальных валов (закаленных) не более 0,10...0,20 мм, Только для исключения фреттинг-коррозии в стыке между торцами полуколец и галтельными переходами шеек.

Осуществление термического отпуска клеесварного соединения накладок одновременно с отверждением клея при температуре отпуска, равной температуре отверждению клея в течение 2,5..,3,5 ч позволяют повысить не только надежность соединения, но и производительность процесса восстановления в целом.

Использование клеесварного соединения накладок в отличие от прототипа, где используется только сварка, позволяет гарантированно обеспечить плотное прилегание накладок к поверхности цилиндрической части шеек и в галтельных переходах, что позволяет исключить все вышеуказанные недостатки, связанные с неплотным прилеганием накладок в соединениях.

На фиг. 1 изображена шейка вала, восстановленная клеесварным (клеевым) соединением полукольцевых накладок, общий вид: на фиг, 2 — сечение А — А на фиг. 1; на фиг, 3 — сечение Б-5 на фиг. 1.

Способ осуществляется следующим образом.

Шлифование шеек 1 вала для создания технологического заглубления под установку накладок производится отступая от щек 2 (фиг.1) на величину а = (0,8...1,1)R, Этим сохраняет исходную геометрию галтели в зоне максимальной концентрации напряжений, где зарождаются усталостные разрушения, не внося в нее дополнительные концентраторы от механической обработки и не исключая чистоту поверхности. Заглубление производят с образованием дополнительной галтели с радиусом r = (0,9-1,5)R на глубину по диаметру шейки b = (0,03...0 05)R, считая от номинального размера диаметра шеек вала.

Если вал уже подвергался до восстанов-. ления перешлифовкам на ремонтные размеры, то сначала восстанавливают проектную, то есть предусмотренную чертежом, геометрию галтельного перехода, потом производят технологическое заглубление шеек.

Далее наносят профилированные лыски в опасных сечениях вала, расположенные перпендикулярно плоСкости, проходящей через оси симметрии смежных коренных и шатунных шеек. Основные размеры лысок применительно к чугунным (незакаленным) валам составляют; r R; е 1/3R. Применительно, к стальным (закаленным) валам размеры лысок составляют: rn > R, e =

=(0,03...0,04)R. При этом необходимо обесиечить плавные переходы от щеки к лыске, На этом заканчивается подготовка шеек вала под установку накладок.

Полукольцевые накладки 3 выполняют .из листового материала

b,=Ь+Д где Л вЂ” припуск на обработку. Их изготавливают штамповкой с последующей сверловкой маслоподводящих отверстий, расточкой по внутренней поверхности с плавным закруглением торцов с внутренней поверхности, обеспечением необходимой ширины полуколец и закалкой с целью обеспечения оптимальной твердости по наружной поверхности. Длина накладки по наружной поверхности L =! - 2 д, где д— зазор между торцами накладки и поверхностью прилегающих дополнительных галтелей (д = 0,2...0,3 мм).

Далее полукольца 3 по внутренней поверхности и шейки вала подвергаются очистке и обезжириванию. На подготовленные поверхности наносят слой клея 4 и производят сборку соединений с использованием специальных струбцин. После этого при необходимости, производят приварку накладок продольными швами 5 к шейкам и между собой.

1792817

1

Отверждение клея 4 ведут в печи с одновременным отпуском при температуре

250...300 С, равной температуре отверждения клея (клей берут из класса клеев горячего отверждения).

Пример. Восстановление шатунных ш ек коленчатого вала двигателя ЗМЗ-53 из

K0BK0ãо чугуна ВЧ-50 (d = 60 мм — диаметр швейки вала, R = 2 мм (радиус исходной галте1и), Шлифование шеек вала для создания технологического заглубления производится отступая от щек на величину а = 1,6 мм, чт составляет 0,8 R, Заглубление производят с образованием дополнительной галтели радиусом r = 2

I мм (R = r), на глубину Ь = 2 мм по диаметру шейки вала, считая от номинального размера, чтосоставляет при d = 60 мм; Ь/d = 0,033.

Профилированные лыски выполняются профильной цилиндрической фрезой с обесI печением радиуса лыски г =3 мм; а глубины лыски (= 1 мм, что составллет I 1/2 R, Пойукольцевые накладки изготавливаются штамповкой из листового материала толщинои Ь,> = 2,2 мм с припуском на окончательну1о обработку Л = 0,2 мм. Далее пр изводятсл сверление маслоподводящих отверстий, расточка полукольценых накла док в специальном патроне по внутренней стороне поверхности до толщины Ь = 2 мм,. плавное закругление торцов накладок, прилегающих к дополнительным галтелям с профилем, соответствующим профилю дополнительной галтели, выдерживая ширину наружной поверхности полукольца, равную

L = t - 2 д. Длл рассматриваемого частного

Формула изооретения

1. Способ носстановленил коленчатых валбв, изношенных сверх предельных ремонтных размеров. при котором осуществляют механическую обработку шеек с технологическим заглублением в тело носстанавлинаемой поверхности с одновременной обработкой дополнительных галтелей, являющихся продолжением обработанной цилиндрической поверхности, закрейление на обработанных шейках полукольцевых накладок, с последующим шлифованием в номинальный размер, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения долговечности коленчатых валов, восстанавливаемых клеевым или клееснарным соединением полукольценых накладок, стыслучая L = 26,2 + 0,1 мм. При этом обеспечиваетсл средний зазос д = 0,2 мм ме>кду торцом накладки и поверхностью галтельного перехода. После .оответствующей

5 подготовки накладок производят их приклеивание к шейкам. Далее накладки доп . лнительно крепят к шей1:,1ч и между собой продольными сварными 11вами по стыкам для сохранения в зоне предельных стыков

10 необходимого уровня износостойкости близкого к уровню износостойкости поверхности накладок.

При отказе от использования сварки испытывались соединения, в которых после

15 отверждения клея производилась расчистка стыков от наплывов клея (механическая разделка) с последующим вн сением в зону стыков антифрикционной износостойкой композиции, например на базе анаэробных

20 материалов (клеев) и т.д,, с 11аполнителями н виде медных, железных и алюминиевых порошков, Отверждение клея ведут в печи с одновременным отпуском при температуре

25 250...300OC, равной темпера.уре отверждения клея. Клей выбирают из класса клеев горячего отверждения. После отверждения клея производят окончатель у1о механическу1о обработку шлифование шеек н номи30 нальный размер.

Восстановление коренны>: шеек коленчатых валов производится анало;ично.

Коленчатые валы, восст,1новленные предлагаемым способом, обл-:дают н дна

35 раза большей усталостной дол >вечностью по сравнению с коленчатыми i, лами, восстановленными по способу-про- типу. ки последних размещают н местах наиболее

45 удаленных от зон концентрации напряжений от изгиба и кручения, а торцы накладок выполняют с профилем, соответствующим профилю прилега1ощей дополнительной галтели, причем параметры каждой наклад50 ки находятсл с параметрами соответствующей механически обработанной шейки вала в следующих соотношениях: а =(ОЯ-1,1)Я, 1 = I-2д;

55 r = (0,9-1,5) R;

Ь/d = 0,03-0,05, где d — диаметр соответствующей шейки вала;

1-длина механически обработанной части шейки под установку накладок;

1792817

Таблица 1

П р и м е ч а н и е. Испытания проведены при a=0,9R; д = 0.4 d.

Таблица 2

П р и м е ч а н и е. Испытания проведены при r=R; b=0,04d

R — радиус исходной необработанной галтели;

r — радиус дополнительной галтели после механической обработки шейки; а — расстояние начала дополнительной галтели на исходном галтельном переходе от соответствующего края шейки;

Ь вЂ” толщина накладки после окончательной механической обработки;

l — ширина наружной поверхности накладки; д — зазор между торцом накладки и поверхностью прилегающей дополнительной галтели.

2. Способ по п.1, о т л и ч а.ю шийся тем, что на шейках в местах их сопряжения со щекаМи выполняют профилированные лыски, расположенные перпендикулярно плоскости, проходящей через оси симметрии смежных коренных и шатунных шеек.

5 3, Способ по п.1, отличающийся тем, что после отверждения клея в соединении производят механическую разделку стыков полукольцевых накладок, внесение в разделку износостойкой композиции с по10 следующим ее отверждением.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что в случае клеесварного закрепления накладок осуществляют термический отпуск соединения с одновременным отверждени15 ем клея при температуре отпуска, равной

:температуре отверждения клея в течение

2,5-3,5 ч.

1792817

Таблица 3

b<0,03d

П р и м е ч а н и е. Испытания проведены при г=й; а=0,308, b=0,030

Ь=0,040

b=0,05d

b>0,05d

Показатели изностойкости, задиростойкости и усталостной прочности соедине.! èÿ

Возникают остаточные напряжения в накладках, ведущие к росту волнистости наружной поверхности и как следствие, к снижению изностойкости и задиростойкости

Все показатели удовлетворяют требованиям и

Снижается усталостная прочность

1792017:

Фиг,5

Составитель Ф. Бурумкулов

Техред M. Моргентал Корректор M. Шароши

Редактор С. Кулакова

Заказ 474 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Способ восстановления коленчатых валов Способ восстановления коленчатых валов Способ восстановления коленчатых валов Способ восстановления коленчатых валов Способ восстановления коленчатых валов Способ восстановления коленчатых валов Способ восстановления коленчатых валов Способ восстановления коленчатых валов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области восстановления и ремонта корпусных деталей и может быть использовано на машиностроительных и других предприятиях при ремонте и восстановлении крупногабаритных литых корпусных деталей

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при восстановлении изношенных шеек валов различного назначения

Изобретение относится к способам и устройствам для ремонта корпусов шестеренных насосов и может быть использовано в различных отраслях промышленного производства

Изобретение относится к ремонтному производству, а именно к восстановлению изношенных деталей машин, в частности к устройствам для восстановления крестовых ножей промышленных мясорубок пластическим деформированием

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам, предназначенным для восстановления и упрочнения методом индукционной наплавки крупногабаритных деталей и узлов, например, деталей и узлов железнодорожного транспорта

Изобретение относится к технике обновления ремонтопригодных деталей путевых машин методом плазменно-порошковой наплавки с последующей шлифовочной доводкой реконструированных образующих поверхностей
Изобретение относится к ремонту сваркой и может быть использовано при ремонте роликов машин непрерывного литья заготовок, рабочих валков станов горячей прокатки и других деталей, работающих в условиях циклического термического нагружения
Изобретение относится к обработке метала и может быть использовано при восстановлении и ремонте техники в сельскохозяйственном производстве, производимом централизовано
Наверх