Учебный прибор по механике

 

Назначение: изучение движения центра масс материальной системы и других положений общей физики. Сущность изобретения: Прибор состоит из установленных на основании двух платформ с отметчиком их положения относительно основания. На платформах с возможностью изменения угла наклона установлены желобы для шарообразного груза. Для сцепления платформ используется устройство, имеющее на рычаге шарообразное тело, устанавливаемое в различные положения по отношению к стыку платформ в зависимости от задачи эксперимента - движение шарообразного груза с препятствием или без него. 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4884110/12 (22) 20,11.90 (4б) 23.02.93, Бюл, ¹ 7 (75) А.Б.Варнавских и А.А.Варнавских (5б) Авторское свидетельство СССР

N 783835, кл, G 09 В 23/08, 1980. (54) УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ПО МЕХАНИКЕ (57) Назначение; изучение движения центра масс материальной системы и других положений общей физики. Сущность изобретения: Прибор состоит из установленных на

Изобретение относится к приборам и наглядным пособиям по физике и может быть использовано для изучения законов механики.

Наиболее близким к изобретению является учебный прибор по механике, в котором наглядность демонстрации закона движения центра масс материальной системы повышена за счет введения средства изменения угла наклона желоба.

Однако этот прибор имеет низкие демонстрационные и узкие дидактические возможности.

Цель изобретения — расширение демонстрационных и дидактических возможностей учебного прибора по механике.

Цель достигается тем, что в учебный прибор по механике, содержащий неподвижное основание, модель материальной системы, состоящую из подвижной платформы, наклонного желоба, массивного шарообразного груза, устройства для удержания груза в верхней части желоба и устройства для изменения наклона желоба, „„« Ы„„1797146 А1 основании двух платформ с отметчиком их положения относительно основания. На платформах с возможностью изменения угла наклона установлены желобы для шарообразного груза. Для сцепления платформ используется устройство, имеющее на рычаге шарообразное тело, устанавливаемое в различные положения по отношению к стыку платформ в зависимости от задачи экспе- . римента — движение шарообразного груза с препятствием или без него. 5 ил, указатель положения платформы относительно неподвижного основания, дополнительно включены вторая подвижная платформа, второй наклонный желоб, второе,устройство изменения наклона желоба и устройство сцепления и расцепления подвижных платформ, состоящее из двух болтообразных зацепов, жестко соединенных с торцом одной платформы, и двуплечего ры- 0 чага, установленного шарнирно на торце другой платформы, при этом геометриче- д ские оси зацепов и шарнира лежат в одной плоскости, плечи рычага входят в зацепление с зацепами по разные стороны этой плоскости, одно сверху, другое снизу, а одчо из плеч включает в себя шарообразное тело, выступающее над уровнем платформы на д высоту не более одной четверти диаметра шарообразного груза, но не менее высоты, равной Ь 1/L, где h — высота зацепа,! — расстояние от оси шарнира до центра шарообразного тела, L— - расстояние от оси шарнира до оси зацепа, при зацеплении плеча рычага снизу, и не менее трех четвертых диаметра

1797146

55 шарообразного груза при зацеплении рычага выше оси зацепа, Устройство изменения наклона желоба выполнено в виде вертикально установленной стойки с поперечными кольцевыми пазами и крюкообразного держателя, имеющего на одном конце крюк, внутренний диаметр которого равен диаметру паза стойки, внешний — диаметру стойки, а толщина — ширине паза, э на другом конце—

V-образный прямоугольный изгиб в плоскости, перпендикулярной плоскости крюка.

Желоб имеет форму прямоугольного уголка шириной в пределах 2/3 — 3/4 радиуса шарообразного груза.

Колеса подвижных платформ по ободу имеют V-образный паз, Стойка устройства изменения наклона желоба имеет резьбу на обеих концах диаметром, равным диаметру оси "колес платформы, Платформа имеет три отверстия с центрами симметрии на продольной оси платформы. Два крупных отверстия одинакового диаметра (меньше диаметра стойки, но больше диаметра резьбы) расположены; одно посредине платформы, другое на расстоянии равном 2/3 длины желоба от торца платформы. Третье отверстие прямоугольной формы размещено большей стороной параллельно торцу платформы и симметрично относительно геометрической оси ко- лес и продольной оси симметрии платформы.

На одной стороне желоба, выполненного в виде прямоугольного уголка, имеются три отверстия диаметром, равным внешнему диаметру резьбы стоек устройства изменения наклона желоба, одно посредине и два других на расстоянии равном двум третям диаметра массивного шарообразного груза, и симметрично относительно центрального отверстия два паза, шириной равной толщине крюкообразного держателя, и длиной равной половине длины желоба без удвоенного диаметра массивного шарообразного груза.

Заявленный учебный прибор по механике в сравнении с прототипом позволяет дополнительно продемонстрировать закон сохранения механической энергии, закон . сохранения импульса, упругое столкновение тел.

На фиг.1 показан общий вид прибора; на фиг,2 — то же, вид сверху; на фиг.3— устройство изменения угла наклона желоба; на фиг.4 — устройство сцепления.и расцепления платформ; на фиг.5 — разрез А-А на фиг.4; на фиг.б — варианты зацепления плеч рычага с зацепами.

Учебный прибор по механике (см, фиг.1 и 2) содержит установленные на неподвижном основании 1 две подвижные платформы

2 (тележки), соединенные друг с другом. На

5 первой подвижной платформе массивный шарообразный груз 3 закреплен на верхнем конце наклонного желоба 4, наклон которого может быть изменен путем изменения места крепления на стойке 5 крюкообразно"0 го держателя 6 и места размещения на платформе подставки-бруска 7, Положение платформы 2 на неподвижном основании 1 фиксируется с помощью указателя 8. Наклонные желоба 4 на платформах 2 устанав15 ливаются так, чтобы второй был продолжением первого, а нижние концы желобов соприкасались с шарообразным телом 9., Это обеспечивается тем, что держатель 6 в пазу 10 стойки 5 может пово20 рачиваться вокруг оси стойки. Шарообразный груз 3 в верхней части желоба закрепляется с помощью устройства 11. B простейшем случае устройство 11 может быть выполнено в виде нити, продетой в отверстия в стенках желоба.

Платформы 2 соединены между собой с помощью устройства сцепления и расцепления платформ, которое содержит закрепленный на торце первой платформы на оси

12 двуплечий рычаг 13 и два болтообразных зацепа 14, установленных на торце второй платформы. Для соединения платформ плечи рычага 13 должны быть введены в зацеп-. ление с зацепами 14, Одно из плеч рычага

13 содержит шарообразное тело 9, Если плечо рычага с шарообразным телом входит в зацепление с зацепом 14 снизу, то шарообразное тело слегка выступает над уровнем платформы 2 на высоту не более 1/4 диаметра шарообразного груза 9, Если плечо рычага с шарообразным грузом 9 входит в зацепление с зацепом 14 сверху, то шарообразное тело выступает нэд уровнем платформы на высоту не менее 3/4 диаметра шарообразного груза 9, Зацепы выполнены в виде стержней с прямоугольным кольцевым выступом на конце.

Прибор работает следующим образом.

При демонстрации закона сохранения положения центра масс системы тел желобы 4 на платформах 2 устанавливаются,как продол-, жение один другого, Подставки-бруски 7 устанавливаются на платформах 2 так, чтобы шарообразный груз 3 при перекатывании с одного желоба на другой не касался шарообразного тела 9, Крюкообраэный держатель 6 на каждой платформе закрепляется в нижнем пазу 10 стойки 5. Шарообразный груз 3 устанавливается в верхней части желоба 4 первой платформы и закрепляется с

1797146

40

45 помощью устройства 11, Платформы.2 устанавливают на неподвижном основании 1 так, чтобы они были параллельны его боковой стороне, а указатель 8 совпал с нулевым делением шкалы на неподвижном основании, Учащимся предлагается определить как поведут себя платформы при освобождении шарообразного груза (проверяются знания закона сохранения центра масс), как будет (почему"г) перемещаться шарообразный груз (проверяются знания закона сохранения механической энергии).

Затем груз 3 освобождается, и учащиеся убеждаются в правильности или неправильности их ответов. Далее, когда груз 3 после .многочисленных колебаний установится в месте соединения желобов 4 в центре между платформами, по указателю 8 отмечают перемещение центра масс внутри модели материальной системы, Изменяя угол наклона желобов 4, задают те же вопросы учащимся и проверяют их ответы. После этого подставки-бруски 7 слегка раздвигают и устанавливают так, чтобы нижние концы желобов стыковались друг с другом через шарообразное тело 9 и шарообразный груз при перекатывании через шарообразное тело 9 выводил из зацепления с зацепами 14 рычаг 13. Учащимся предлагается определить, как изменится движение платформ 2 после того, как груз 3 при перекатывании с желоба на желоб разъединит платформы (закрепляются и уточняются знания закона сохранения центра масс), Освобождается груз 3 и проверяется правильность ответов учащихся. Затем ры. чаг 13 вводится в зацепление с зацепами 14 тэк, чтобы плечо с шарообразным грузом 9 было выше оси зацепа 14. Груз 3 устанавливается вверху желоба 4 и закрепляется с помощью устройства 11. Учащимся предла; Формула изобретения

Учебный прибор по механике, содержащий неподвижное основание, модель материальной системы, состоящую из подвижной платформы, наклонного желоба ..и массивного шарообразного груза, устройства для удержания груза в верхней части желоба и устройства для изменения наклона желоба, указатель положения платформы относительно неподвижного основания. о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью расширения демонстрационных и дидактических возможнос ей, прибор дополнительно содержит вторую подвижную платформу, втогается определить, как в этом случае будут перемещаться груз 3 и платформы 2 (прове-. ряется знание законов взаимодействия.тел, закона сохранения импульса). Груз 3 осво5 бождается и проверяется правильность ответов, При демонстрации преобразования механической энергии желобы 4 устанавливают, как один продолжение другого.

Подставки-бруски 7 устанавливаются на платформах 2 так, чтобы груз 3 при перекатывании с одного желоба на другой не соприкасался с шарообразным телом 9 рычага

13. Изменяя наклон желоба 4 только на первой платформе 2 и установив минимальный наклон желоба 4 на второй платформе 2, предлагают учащимся определить, как будут перемещаться платформы и какая работа будет совершаться при перемещении

20 .платформ (проверяется знание понятий энергия, работа, скорость, движение).

Таким образом, заявленный прибор имеет более широкие демонстрационные и дидактические возможности.

Дидактические возможности заявленного прибора расширяются еще за счет того, что форма выполнения деталей, входящих в него, позволяет реализовать на них целый спектр приборов для изучения курса физики для седьмого класса по разделу механики. Так, наличие V-образного паза по ободу колеса позволяет использовать это колесо в качестве блока. Выполнение желоба в виде прямоугольного уголка с отверстиями и пазами позволяет использовать его в качестве коромысла и стоек для демонстрации весов, рычага и блоков. Наличие на крюкообраэном держателе изгиба Г-образной формы позволяет его использовать в качестве держателя блока и крюка для поддержки груза. Стойка 5 дополнительно используется как перекладина, рой наклонный желоб, второе устройство изменения наклона желоба и устройство сцепления и рэсцепления подвижных платформ, состоящее из двух одинаковых стержней, каждый из которых одним концом жестко соединен с торцом второй платформы. а на другом конце имеет кольцевой прямоугольный выступ, и двуплечевого рычага, установленного на оси, жестко соединенной с торцом первой платформы, при этом геометрические оси стержней и оси рычага лежат в одной плоскости, плечи рычага входят в зацепление с выступами стержней по разные стороны этой плоскости, а одно иэ плеч

1797 46 рычага включает в себя шарообразное тело, . выступающее над уровнем платформы на высоту не более одной четвертой диаметра шарообразного груза, но не менее, чем произведение высоты кольцеобразного прямоугольного, выступа на отношение расстояния от оси рычага до центра шарообразного тела к расстоянию от оси рычага до оси стержня при зацеплении этого плеча рычага ниже оси стержня, и не менее трех четвертых диаметра шарообразного груза при зацеплении плеча рычага выше оси стержня.

1797146

1797146

Составитель А.Варнавских

Техред M.Ìoðãåíòàë Корректор О.Кравцова

Редактор Т.Шагова

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Заказ 655 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Учебный прибор по механике Учебный прибор по механике Учебный прибор по механике Учебный прибор по механике Учебный прибор по механике Учебный прибор по механике 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к радиофизике и может быть использовано для исследования скрытых параме ров квантовых систем и единых закономерностей динамических систем с различной формой движения материи

Изобретение относится к учебным приборам и наглядным пособиям по физике, в частности по механике

Изобретение относится к учебным и наглядным пособиям и может быть использовано в учебном процессе вузов

Изобретение относится к учебным пособиям по теоретической механике и может быть использовано для демонстрации вынужденной прецессии и гироскопического эффекта

Изобретение относится к наглядным пособиям и может быть использовано для демонстрации гироскопических явлений, в частности, на занятиях по физике, теоретической механики и т.д

Изобретение относится к способу, позволяющему имитировать движение частей планеты при ее разделении, и может быть использовано при изучении астральной системы, движения планет и других небесных тел, для получения новых научных данных о Вселенной, решения как научных, так и технических задач, стоящих перед космонавтикой, при создании новых типов летательных аппаратов, а также в иных целях

Изобретение относится к способу, позволяющему имитировать движение частей планеты при ее разделении в соответствии с открытым автором Всемирным законом тяготения - Фундаментальным законом мироздания, и может быть использовано при изучении астральной системы, движения планет и других небесных тел, получения новых научных данных о Вселенной, для решения как научных, так и технических задач, стоящих перед космонавтикой, при создании новых типов летательных аппаратов, а также в иных целях

Изобретение относится к учебным приборам по физике

Имитационный способ определения вращения планеты, свободно движущейся по петлеобразной орбите, вокруг собственной оси с неравномерной угловой скоростью и поворота ее петлеобразной орбиты на соответствующие угол и сторону вокруг оси, отстоящей на соответствующем расстоянии от ее центра массы, от оборота к обороту планеты вокруг последней в зависимости от величины дробной части соответствующего отношения угловых скоростей вращения планеты, обеспечивающих движение ее по петлеобразной орбите // 2176412
Изобретение относится к способу, позволяющему имитировать движение планеты для определения ее вращения вокруг собственной оси неравномерной угловой скоростью и поворота ее вокруг собственной оси с неравномерной угловой скоростью и поворота ее петлеобразной орбиты на соответствующие угол и сторону вокруг оси, отстоящей на соответствующем расстоянии от ее центра массы, от оборота к обороту планеты, и может быть использовано при изучении астральной системы, движения планет и других небесных тел, получения новых научных данных о Вселенной, для решения как научных, так и технических задач, стоящих перед космонавтикой, при создании новых типов летательных аппаратов, а также в иных целях

Изобретение относится к учебным приборам по курсу сопротивление материалов и может быть использовано в высших и средних учебных заведениях
Наверх