Способ определения относительной угловой скорости при колебательном процессе управления ориентацией объекта на подвижный ориентир

 

Изобретение относится к управлению угловым положением объекта. Целью изобретения является повышение точности, для чего измеряют угловое отклонение ориентируемой оси, измеряют абсолютную угловую скорость и осуществляют отработку полученного отклонения при помощи исполнительных органов до требуемого значения. Определяют момент времени, когда угловое отклонение достигает экстремума, запоминают в этот момент абсолютную угловую скорость, а относительную скорость определяют как разность текущей абсолютной угловой скорости и угловой скорости, запомненной в момент достижения угловым отклонением экстремального значения. 1 з.п. ф-лы.

СОК)3 СОВЕТСКИХ сОциАлистических

РЕСПУБЛИК (si>s В 64 6 1/24

ГОСУДЯРСТ8Е1+ЮЕ ПАТЕНТНОЕ

8ЕДОМСТ80 СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

М - KU - К(а1 p + а2 ф )1 имеет вид

I а = К(а1 р+а2у ) (3) (4) Ц - а1 р + а2 р

lan jlf

° °

I @+I Q K(a1р +а2р ). (5) ш ip+ Q, К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4872421/22 (22) 31.07.90 (46) 07.06.93. Бюл. М 21 (71) Киевский политехнический институт им. . 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции (72) Г. Е. Ануприенко (56) Управление в пространстве. — M., Наука, 1973, том 1.

Раушенбах Б. В. и др. Управление ориентацией космических аппаратов. — М.: Наука, 674, с. 47-50. (54} СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ УГЛОВОЙ СКОРОСТИ ПРИ КОЛЕБАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ

ОРИЕНТАЦИЕЙ ОБЬЕКТА НА ПОДВИЖНЫЙ ОРИЕНТИР"

Изобретение относится к способам определения относительной угловой скорости ориентируемых на подвижные. ориентиры объектов и может быть использовано в следящих системах управления.

В качестве одного из возможных способов формир. эания сигнала управления по одному из каналов может быть следующий: где rp, р - угловое отклонение и угловая скорость вращения объекта относительно оси ориентации.

Если измеряется абсолютная угловая скорость а, равная сумме относительной ри переменной Q, т. е. Ы» 1819832 А1 (57) Изобретение относится к управлению угловым положением объекта. Целью изобретения является повышение точности, для чего измеряют угловое отклонение ориентируемой оси, измеряют абсолютную угловую скорость и осуществляют отработку полученного отклонения при помощи исполнительных органов до требуемого значения.

Определяют момент времени, когда угловое отклонение достигает экстремума, запоминают в этот момент абсолютную угловую скорость, а относительную скорость определяют как разность текущей абсолютной угловой скорости и угловой скорости. запомненной в моментдостижения угловым отклонением экстремального значения. 1 з,п. ф-лы. то управление движения при действии управляющего момента

Если переносная скорость Q постоян ная или изменяется медленно, т. е. И = О. или И«р, то уравнение управляемого движения будет иметь с учетом (5) вид;

1819832

Ка2 и

10 (10) др=- — Q а2 а> (8) а а2 а1

° . Ка2 - Ка р- --- p- -=0(6)

I !

Выбирая коэффициенты

К 31 . можно сделать движение устойчивым и получить апериодическое или колебательное стремление к нулю.

Однако, если измеряется не относительная скорость ф . а абсолютная в, то движение согласно (6) будет иметь вид и в установившемся режиме (@ 0 и

rp ) (как видно из (7), будет иметь ошибка ориентации

Если ошибка ориентации д р окажется больше, чем диапазон измерения угла, то управление ориентацией вообще будет неосуществимо.

Цель изобретения является повышение точности, что позволит повысить точность ориентации или даже обеспечить работоспособность процессу управления ориентацией.

Поставленная цель достигается тем, что измеряют угловое отклонение ориентируемой оси, измеряют абсолютную угловую скорость и производят отработку полученного отклонения при помощи исполнительных органов до требуемого значения, а также дополнительно определяют момент времени О, когда угловое отклонение достигает экстремума, запоминают в эти моменты абсолютную угловую скорость а, относительную угловую скорость onðåäåëÿют как разность текущей абсолютной угловой скорости и угловой скорости запомненной в момент достижения угловым отклонением экстремального значения.

Дополнительной целью является уменьшение требуемого диапазона измерения абсолютных угловых скоростей при использовании в качестве измерителя гироскопического датчика угловой скорости.

Эта цель достигается тем, что сигнал, соответствующий запомненному в момент времени ti значению угловой скорости подают на датчик момента датчика угловой скорости. сигнал, запомненный в момент времени ti i 1 алгебраически суммируют с сигналами, запомненными в момент времени 1ь подавая на датчик момента сигнал, пропорциональный алгебраической сумме запомненных сигналов.

Сущность способа поясняется следующим. Достижение угловым отклонением

q) экстремума означает, что относительная скорость р = О. Если в этот момент времени измерить абсолютную скорость в . то она согласно (2) будет равна переносной й) = Q (9

С учетом (9) из (2) получаем

Операцию нахождения разности (10) можно выполнять при помощи сумматора, подавая на его вход текущий сигнал измерения абсолютной угловой скорости ы и запомненный сигнал и .

Однако, этот способ имеет недостаток.

Если Q велико, то должен быть большой диапазон измерения а, т. к. должно быть ф как больше О, так и меньше, а следовательно, в этот момент диапазон измерения в должен быть больше, чем Q на максимальную величину p .

"0 Для устранения этого недостатка предлагается запомненный сигнал подавать в датчик момента гироскопического датчика угловой скорости, тогда на его выходе будет сигнал, равный j5 = со- в,, т, е. алгебраическое суммирование в данном случае происходит внутри гироскопического датчика угловой скорости (алгебраически суммируются моменты гироскопический и датчика момента); Отсюда следует, что диапазон измерения гироскопического датчика угловой скорости в этом случае должен превышать только максимальное значение rp . При прохождении экстремума р в этом случае, если Q = const, выходной сигнал гироскопического датчика угловой скорости будет равен О, а если И увеличивается или уменьшается, то на выходе будет некоторый сигнал Л в„> 0 или Ь со, < О. Тогда надо на такие же величины увеличить ил уменьшить сигналы, подаваемые в датчик момента.

Формула изобретения

1. Способ определения относительной угловой скорости при колебательном процессе управления ориентацией объекта на подвижный ориентир, включающий измерение углового отклонения ориентируемой оси, измерение абсолютной угловой скорости и отработку полученного атклонения

1819832

Составитель Г.Ануприенко

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор М. Кешеля

Редактор

Заказ 2003 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035. Москва, Ж-35. Раушская наб.. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101.при помощи исполнительных органов до требуемого значения. отличающийся тем. что. с целью повышения точности, определяют момент времени ti, когда угловое отклонение достигает экстремума, запоминают в эти моменты абсолютную угловую скорость сне, относительную угловую скорость определяют как разность текущей абсолютной угловой скорости и угловой скорости, запомненной в момент достижения угловым отклонением экстремального значения.

2. Способ no n.1. отл и ч а ю щи и с я тем, что. с целью уменьшения требуемого диапазона измерений абсолютных угловых скоростей при использовании в качестве измерителя гироскопического датчика угловой скорости, сигнал, 5 соответствующий запомненному в момент времени ti значению угловой скорости, подают на датчик момента датчика угловой скорости, сигнал, запомненный в момен,. времени tl+t ал10 гебраически суммируют с сигналами, запомненными в моменты времени t< подавая на датчик момента сигнал, пропорциональный алгебраической сумме запойненных сигналов.

Способ определения относительной угловой скорости при колебательном процессе управления ориентацией объекта на подвижный ориентир Способ определения относительной угловой скорости при колебательном процессе управления ориентацией объекта на подвижный ориентир Способ определения относительной угловой скорости при колебательном процессе управления ориентацией объекта на подвижный ориентир 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам определения относительной угловой скорости при колебательном процессе управления ориентацией объекта на подвижный ориентир с помощью электромаховичных двигателей

Изобретение относится к способам управления угловым положением космического аппарата и может быть использовано в прецизионных системах управления, исполнительными органами которых являются электромаховичные двигатели

Изобретение относится к космической навигации

Изобретение относится к космической технике, в частности к системам ориентации космических аппаратов (КА) с использованием солнечнодинамических поверхностей (СДП)

Изобретение относится к области космической техники и может быть использовано для эффективного управления угловым положением космических аппаратов и орбитальных станций

Изобретение относится к космонавтике и, в частности, к средствам стабилизации и управления орбитальных конструкций (ОК), используемых в качестве солнечного паруса, отражателя, элементов орбитальных станций, антенн и т.д., а также к узлам соединения полезных нагрузок (ПН) с солнечным парусом (отражателем)

Изобретение относится к управлению угловым движением космических аппаратов (КА) с помощью силовых гироскопов (СГ) и реактивных двигателей ориентации (ДО)

Изобретение относится к космической технике и касается процесса развертывания на орбите тросовой системы в виде связки двух объектов обеспечением простоты реализации процесса, в начале которого два соединенных тросом объекта расстыковывают и хотя бы одному из них сообщают скорость расхождения вдоль местной вертикали, после чего выпускают трос, регулируя силу его натяжения по закону N3=AV/(1-BL/Lк), где N3 - заданная сила натяжения троса

Изобретение относится к космической технике и касается процесса развертывания на орбите тросовой системы в виде связки двух объектов, с повышением точности и надежности реализации процесса, на первом этапе которого объектам сообщают достаточную скорость расхождения вдоль местной вертикали и регулируют натяжение троса, а при переходе ко второму этапу хотя бы одному объекту сообщают дополнительную скорость, обеспечивающую нулевую горизонтальную скорость расхождения объектов и заданную вертикальную скорость расхождения, которая затем сохраняется при определенном законе регулирования натяжения троса

Изобретение относится к космической технике и касается средств определения положения центра масс космических аппаратов (КА) при управлении их угловым движением с помощью силовых приводов в условиях космического полета

Изобретение относится к области создания и управления ориентацией спутников, стабилизируемых по трем осям на геостационарной орбите
Наверх