Судопропускное сооружение защитной дамбы

 

Изобретение относится к гидротехнике и может быть использовано в сооружениях для пропуска судов через защитные дамбы, возводимые вблизи берегов крупных портовых городов для защиты их от наводнений. Цель изобретения снижение материалоемкости и затрат на строительство и эксплуатацию за счет уменьшения размеров ниши в плане. В судопропускном пролете 1 установлено затворное устройство, выполненное в виде створки 2 и сегментного затвора 4, соединенных между собой осью 11. Затвор 4 имеет элемент плавучести полость 10, обеспечивающую небольшую отрицательную плавучесть затвору 4. Створка 2 выполнена с полостью 3, сообщенной с акваторией отверстием 13. При заполнении полости 13 водой затвор 4 и створка 2 погружаются в воду и укладываются в нишу 14, причем створка 2 полностью перекрывает верхнюю часть ниши 14. При подаче в полость 3 сжатого воздуха створка 2 всплывает, увлекая за собой затвор 4, вода при этом из полости 3 выходит в акваторию через отверстие 13. Судопропускной пролет 1 перекрыт. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к гидротехнике и может быть использовано в сооружениях для пропуска судов через защитные дамбы, возводимые вблизи берегов крупных портовых городов для защиты их от наводнений. Цель изобретения снижение материалоемкости и затрат на строительство и эксплуатацию за счет уменьшения размеров ниши в плане. На фиг. 1 изображен вертикальный разрез по оси судопропускного сооружения, при закрытом судопропускном пролете; на фиг. 2 то же, при открытом судопропускном пролете. В судопропускном пролете 1 установлено пролетное строение, выполненное в виде створки 2 с полостью 3 и сегментного затвора 4, обращенного напорной стороной в сторону верхнего бьефа 5 и соединенного своими опорами 6 с флютбетом 7 посредством шарнира 8, расположенного в нижнем бьефе 9. Затвор 4 имеет элемент плавучести, полость 10, заполненную средой, имеющей объемный вес меньше объемного веса воды, например полистиролом или воздухом. Объем полости 10 и среда, заполняющая эту полость 10, выбираются такими, чтобы подъемная сила плавучести, образованной указанными полостью 10 и средой, была несколько меньше суммарного веса в воде затвора 4 с опорами 6. Затвор 4 может и не иметь полости 10. Нижняя кромка створки 2 присоединена к верхней кромке затвора 4 посредством оси 11. В нижней части 12 полости 3 створки 2 выполнено отверстие 13, сообщающее полость 3 с акваторией. Высота створки 2 должна быть больше расстояния между осью 11 и шарниром 8. Во флютбете 7 выполнена ниша 14, имеющая форму затвора 4 и створки 2 в опущенном их положении. Затвор 4 выполнен с выступом 15 в нижней части, взаимодействующим с упором 16, закрепленным на флютбете 7, в поднятом положении затвора 5. Имеется средство для подъема и опускания створки 2, являющееся и средством подъема затвора 4 при больших уровнях воды в бьефах 5 и 9. Это средство выполнено в виде системы заполнения водой и воздухом полости створки 2. Затвор 4 может иметь и автономный привод любой конструкции. При открытом судопропускном пролете 1 (фиг. 2) водоудерживающая створка 2 и затвор 4 с опорами 6 находятся в нише 14, при этом ниша 14 сверху полностью перекрыта водоудерживающей створкой 2, в результате чего насосы практически не попадают в нишу 14. Внутренняя полость 3 водоудерживающей створки 2 заполнена водой. При необходимости перекрытия судопропускного пролета 1, например при возникновении угрозы наводнения, в полость 3 водоудерживающей створки 2 начинают подавать сжатый воздух, который вытесняет воду из полости 3 в акваторию через отверстие 13. При этом водоудерживающая створка 2 начинает разворачиваться вокруг горизонтально расположенной оси 11. По мере поступления сжатого воздуха в полость 3 подъемная сила водоудерживающей створки 2 увеличивается, и она начинает увлекать за собой затвор 4, который вместе с опорами 6 разворачивается вокруг шарнира 8. Затвор 4, разворачиваясь вокруг шарнира 8, постепенно выходит из ниши 14 до того момента, когда выступ 15 в нижней части затвора 4 вступает во взаимодействие с упором 16 на флютбете 7. В результате судопропускной пролет 1 оказывается перекрытым. Наличие в затворе 4 полости 10, являющейся плавучестью, существенно уменьшает ту подъемную силу водоудерживающей створки 2, которая требуется для подъема затвора 4. При перекрытом судопропускном пролете 1 (фиг. 1) и при наличии перепада уровней воды между верхним 5 и нижним 9 бьефами затвор 4, оставаясь неподвижным, воспринимает на себя и передает через опоры 6 на шарнир 8 ту часть гидростатического давления, которая действует ниже места расположения оси 11. Створка 2 воспринимает на себя только ту часть гидростатического давления, которая действует выше этого места расположения оси 11. Открывание судопропускного пролета 1 осуществляют при отсутствии перепада воды между верхним 5 и нижним 9 бьефами. При открывании судопропускного пролета 1 из полости 3 стравливают воздух в атмосферу любым из известных способов, в результате чего вода из акватории через отверстие 13 поступает в эту полость 3 и створка 2 с затвором 4, разворачиваясь вокруг соответственно оси 11 и шарнира 8, складываются и укладываются в нишу 14.

Формула изобретения

1. СУДОПРОПУСКНОЕ СООРУЖЕНИЕ ЗАЩИТНОЙ ДАМБЫ, включающее флютбет с нишей и устоями, полую водоудерживающую створку, размещенную поперек судопропускного пролета между устоями и установленную нижней кромкой на горизонтальной оси, и средство для подъема и опускания створки, отличающееся тем, что, с целью снижения материалоемкости и затрат на строительство и эксплуатацию за счет уменьшения размеров ниши в плане, оно снабжено сегментным затвором, шарнир которого размещен на флютбете с низовой стороны ниши, и упором, закрепленным на флютбете, а ось створки установлена на верхней кромке затвора, причем затвор выполнен с выступом в нижней его части, взаимодействующим с упором в поднятом положении затвора, а ниша выполнена в форме затвора и створки в опущенном их положении. 2. Сооружение по п. 1, отличающееся тем, что высота створки больше расстояния между осью и шарниром. 3. Сооружение по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что средство для подъема и опускания створки выполнено в виде системы заполнения водой и воздухом полости створки. 4. Сооружение по пп. 1 3, отличающееся тем, что сегментный затвор снабжен элементом плавучести, выполненным из материала, удельный вес которого меньше удельного веса воды.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гидротехнике и может быть использовано для регулирования уровня воды на гидросооружениях

Изобретение относится к гидротехнике и может быть использовано для защиты акватории перед берегом от ветровых нагонных волн, а также для защиты акватории с пресной водой от попадания в нее соленой морской воды

Изобретение относится к гидротехнике и может быть использовано в качестве запорно-регулирующего устройства оросительной системы

Изобретение относится к гидротехнике и может быть использовано в составе механического оборудования гидроэлектростанций и насосных станций

Изобретение относится к гидротехническим сооружениям, а именно к водоподпорным и регулирующим сооружениям, и может быть использовано для защиты экологических параметров водоема от воздействия параметров водоема, сопряженного с ним

Изобретение относится к гидротехнике и может быть использовано для сброса из верхнего бьефа паводковых вод реки Цель изобретения улучшение эксплуатационных характеристик и повышение надежности работы

Запруда // 2057840
Изобретение относится к гидротехнике и милиорации и касается устройства запруд для создания временных водоемов на базе малых водотоков

Изобретение относится к гидротехнике, а именно к судопропускным устройствам защитных дамб, размещаемых в море для защиты портовых городов от наводнений, вызываемых нагонными волнами

Изобретение относится к гидротехнике и может быть использовано преимущественно в судопропускных сооружениях с большой шириной пролета, устраиваемых в защитных дамбах, предназначенных для защиты портовых городов от наводнений
Наверх