Планетарная коробка передач

 

Использование: машиностроение. Сущность изобретения: коробка передач содержит корпус, входной и выходной валы, четыре управляемых тормоза, две сцепные муфты и три планетарных ряда. Коробка передач имеет равное число передач последнего и заднего хода: три передачи вперед и три назад. 1 ил., 1 табл.

союз советских

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)э F 16 Н 3/58

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ (21) 4928507/28 (22) 17.04.91 (46) 15.08.93. Бюл. М 30 (71) Волгоградский политехнический институут (72) Ю.И.Волченко, А.IO,Âoë÷åíêî и В.А,Костюков (73) Волгоградский политехнический институт (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 806939, кл, F 16 Н 3/58. 1979.

Авторское свидетельство СССР

М 806940, кл. F 16 Н 3/58, 1979.

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано преимущественно в трансмиссиях тракторов промышленного и.сельскохозяйственного назначения, имеющих примерно равное количество передач переднего и заднего хода.

Ц@аь изобретения — расширение кинематических возможностей коробки передач.

На чертеже изображена кинематическая схема планетарной коробки передач.

Планетарная коробка передач содержит корпус 1. входной вал 2. выходной вал

3, первый планетарный ряд, включающий центральное колесо 4 с наружными зубьями, центральное колесо 5 с внутренними зубьями, взаимодействующие с ними саттелиты 6 и водило 7, второй планетарный ряд, включающий центральное колесо 8 с наружными зубьями, центральное колесо 9 с внутренними зубьями, взаимодействующие с ними сателлиты 10 и водило 11, третий планетарный ряд, включающий центральное колесо 12 с наружными зубьями, централь„„5U „„1835009 А3 (54) ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ (57) Использование: машиностроение. Сущность изобретения: коробка передач содержит корпус, входной и выходной валы, четыре управляемых тормоза, две сцепные муфты и три планетарных ряда. Коробка передач имеет равное число передач последнего и заднего хода: три передачи вперед и три назад. 1 ил., 1 табл. ное колесо 13 с внутренними зубьями, взаимодействующие с ними саттелиты 14 и водило 15. Кроме того, коробка передач содержит четыре управляемых тормоза 16, 17, 18, 19 и две управляемыв сцепные муфты Б

20 и 21.

Центральное колесо 5 соединено с аодилом 11, которое связано с тормозом 17, входной вал 2 соединен с цеитральиам» колесом 4, которое соединено с еод»лам 15 и через сцепнуа муфту 20 связано с цент- (Л ральным колесом 8. Центральнее кааесо 8 (, соединено с центральным колесом 13 и связано с тормозом 18.

Водило 7 связано с тормозом 16 и ерез сцепную муфту 21 с центральным колесом 9, р, которое соединено с выходным валом 3.

Центральное колесо 12 связано с тормозом 4

19.

Планетарная коробка передач работает следующим образом, При попарном включении соответствующих элементов управления звенья коробки передач соединяются в определенную

1835009 схему и осуществляется определенное передаточное отношение, Включение первой передачи переднего хода производится тормозом 17 и сцепной муфтой 21. Нагрузка передается только через первый планетарный ряд.

Для получения второй передачи переднего хода включаются тормоз 18 и сцепная муфта 21. Крутящий момент передается параллельно через первый и второй планетарный ряды.

Третья передача переднего хода прямая и осуществляется включением сцепных муфт 20 и 21, при этом планетарные ряды коробки блокируются и осуществляется передаточное отношение, равное единице.

На четвертой повышающей передаче переднего хода включаются тормоз 19 и сцепная муфта 21, Нагрузка передается параллельно через три планетарных ряда, Включение первой передачи заднего хода производится тормозом 17 и сцепной муфтой 20. Нагрузка передается только через второй планетарный ряд, В этом случае второй планетарный ряд работает как обычная непланетарная передача с внешним и внутренним зацеплениями, Вторая передача заднего хода осуществляется включением тормозов 17 и 19. Крутящий момент передается последовательно через третий и второй планетарные ряды.

Для получения третьей передачи заднего хода включаются тормоза 16 и 18, Нагрузка передается последовательно через первый и второй планетарные ряды.

Четвертая передача заднего хода осуществляется включением тормоза 16 и сцепной муфты 20. Крутящий момент передается параллельно через первый и второй планетарные ряды.

На пятой повышающей передаче заднего хода включаются тормоза 16 и 19. При этом мощность от входного вала 2 передается двумя потоками через первый и третий планетарные ряды и суммируется затем на втором планетарном ряде.

В таблице показана последовательность включения тормозов и сцепных муфт и приведены формулы передаточных отношений по передачам переднего и заднего хода, а также величины передаточных отношений при K> = Кз-2,0 и К2 = 3,0, где К>, Кг, Кз — внутренние передаточные отношения соответственно первого, второго и третьего планетарного ряда

38

К) =

Ън где Zi> и 2ь — число зубьев центрального колеса с внутренними и наружными зубьями

1 планетарного ряда, i = 1, 2, 3.

Параметр К в фо рмулах передаточ н ых отношений следует брать положительным, так как знак минус учтен при преобразовании.

Из таблицы видно, что из пятнадцати возможных вариантов включения элементов управления можно использовать одиннадцать, что соответствует получению четырех передач с положительным передаточным отношением и пяти — с отрицательным передаточным отношением, в том числе одной повышающей передачи переднего хода и одной — заднего хода, и двум режимам торможения выходного вала при вращении входного вала. Выходной вал 3 тормозится при включении либо тормоза 16 и сцепной муфты 21, либо тормозов 17 и 18, Остальные варианты попарного включения элементов управления (16 и 17, 18 и 20, 18 и

19, 19 и 20) приводят к торможению входного вала 2, Предлагаемая коробка передач позволяет не только увеличить число передач как переднего, так и заднего хода, но и получить ряд равных передач переднего и заднего

30 хода по абсолютной величине передаточного отношения, что особенно целесообразно для погрузчиков и других транспортных машин чел ночного типа. Благодаря этому улучшается использование мощности двигателя

35 и повышается производительность транспортного средства.

Формула изобретения

Планетарная коробка передач, содержащая корпус, входной и выходной валы, 40 управляемые три тормоза и две сцепные муфты, и два планетарных ряда, имеющие каждый водило с сателлитами, центральное колесо с наружными зубьями, которое первого ряда соединено с входным валом и

45 через одну из сцепных муфт с центральным колесом с наружными зубьями второго ряда, связанного с первым тормозом, и центральное колесо с внутренними зубьями, которое первого ряда соединено с водилом

50 второго ряда, связанного с вторым тормозом, центральное колесо с внутренними зубьями второго ряда аоединено с выходным валом и через вторую сцепную муфту с водилом первого ряда, которое связано с

55 третьим тормозом, отличающийся тем, что, с целью расширения кинематических возможностей, она снабжена четвертым управляемым тормозом и третьим планетарным рядом, центральное колесо .с наружными зубьями которого связано с чет1835009 вертым тормозом, водило с сателлитами — с ное колесо с внутренними зубьями — с ценцентральным колесом с наружными зубья- тральным колесом с наружными зубьями ми первого планетарного ряда, а централь- второго планетарного ряда, 1835009

I8

Составитель Ю, Волченко

Техред M.Mîðгентал Корректор, М. Петрова

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 2710 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., 4/5

Планетарная коробка передач Планетарная коробка передач Планетарная коробка передач Планетарная коробка передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для ступенчатого изменения частоты вращения выходного вала

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым преимущественно в трансмиссиях транспортных средств
Наверх