Планетарная коробка передач

 

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для ступенчатого изменения частоты вращения выходного вала. Цель - упрощения конструкции. Планетарная коробка передач состоит из корпуса 1, в котором установлен входной вал

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

PECflVEiËÈH

ÄÄSUÄÄ 1442 56 А1 (51) 4 F 16 Н 3/58, F 16 0 13/72

ОГ1ИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

A-А в

В

Фиг.7

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО-ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4030031/25-27 (22) 09.01.86 (46) 07.12 88. Sam . И 45 (75) С,В.Гуменюк (53) 629.113-578(088.8) (56) Руденко Н.Ф. Планетарные передачи. — К.: Машгиз, 1947, с.506, фиг.60. (54) ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ (57) Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для ступенчатого изменения частоты вращения выходного вала. Цель — упрощения конструкции. Планетарная коробка передач состоит из корпуса

1, в котором установлен входной вал

1442756 5 с установленными на нем с эксцентриситетом зубчатыми колесами. Зубья колес имеют профили, очерченные по эпитрохоиде, и входят в зацепление с соответствующими зубьями эпициклических колес 13, установленных с возможностью вращения на подшипниках

10. Колеса 13 охватываются тормозны-. ми лентами 12, натягивающимися рычагами 25 посредством кулачкового полэуна 23, установленного в обойме 24 с прорезями. Ползун 23 перемещается вдоль обоймы механизмом управления и фиксируется фиксатором 38. Обойма 24 поворачивается с помощью тяги 31 и рычага 30 и возвращается в исходное

1 !

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для передачи момента от двигателя к рабочим органам со ступенчатым изменением частоты вращения.

Целью изобретения является упрощение конструкции.

На фиг.1 изображена коробка передач, разрез А-А на фиг ° 2;на.фиг.2 разрез Б-Б на фиг.I; на фиг.3 — разрез В-В на фиг.1; на фиг.4 — геометрическая форма зубчатых колес пер)вой ступени с передаточным отношением входного вала к выходному i=4:1. на фиг.5 — колеса второй ступени с

= 3:1; на фиг.6 — то же, третьей ступени с i = 2:1; на фиг.7 — то же, четвертой ступени с i = 1,3:1; на фиг.8 — то же, обратного вращения выходного вала с i = 4:1; на фиг.9 обойма кулачкового ползуна с прорезями под рычагами натяжения тормоз ных лент и кулачковый ползун; на фиг. 10 — торцовая крышка;на фиг.11— кулачковый ползун с фиксатором, поперечный разрез.

Планетарная коробка передач состо ит из корпуса 1, закрытого торцовой крышкой 2, и втулки 3, с помощью подшипника 4 посаженной на эксцентриковый входной вал 5, с буртиком. 6. Вал

5 вращается в подшипниках 7. Шестерня 8 втулки 3 находится в постоянном зацеплении с внутренними зубьями эпиположение пружиной 32. Для включения передачи один из кулачков ползуна 23 совмещается с соответствующей прорезью обоймы 24. После этого тягой 31 и рычагом 30 поворачивается обойма

24, воздействует кулачком на рычаг

25 и производит натяжение ленты 12.

Затормаживается эпициклическое колесо 13. Происходит передача крутящего момента с соответствующим передаточным числом. Выполнение зубьев по эпитрохоиде и расположение их с эксцентриситетом на валу позволяет уменьшить количество деталей и упростить конструкцию коробки передач.

11 ил °

- циклического колеса 9. На болтах, соединяющих крышку 2 с корпусом 1, располагаются опорные подшипники 10 с распорными втулками 11. Тормозные

5 ленты t2, расположенные в выточках эпициклических колес 13, могут их затормаживать. Внутренний конец шестерни 14, изготовленный заодно с втулкой 3, входит в зацепление с венцом шестерни 15 выходного вала

16, вращающегося в подшипниках 17.

Во внутренней расточке вала 16 помещен подшипник 18 переднего конца эксцентрикового вала, на котором по15 мещен противовес 19. Пружины 20 тор-. мозных лент 12 закреплены на стяжных болтах 21. !

Механизм натяжения тормозных лент

2р расположен в приливе 22 корпуса 1 и состоит нз кулачкового ползуна 23, который помещен в обойму 24. В прорезях обоймы 24 находятся двуплечие рычаги 25, предназначенные для

25 затягивания на выточках эпициклических колес 13 тормозных лент 12. Ры-! чаги 25 установлены на оси 26, и к ним вилками 27 и лапками 28 крепятся тормозные ленты 12. На квадрат30 ном конце оси обоймы 24, опирающемся на подшипник 29, закреплен рычаг

30 с тягой 3 1, которои он соединен с педалью сцепления транспортного средства, и может поворачивать на не. который угол обойму 24, которая в

1442756 исходное положение возвращается силовыми пружинами 32, присоединенными к рычагам 33, опирающимся на упоры

Я4. Другой конец обоймы 24 после ус5 тановки в ее внутреннюю полость ползуна 23 закрывается крышкой 35. Через отверстие в оси этой крышки пропущен трос 26, закрепленный одним концом в ползуне 23, а другим соеди- 10 ненный с рычагом 37 переключения ступеней оборотов выходного вала. Положение кулачкового ползуна 23 в обойме 24 фиксируется шариковым фиксатором 38, установленным в его отверстии так, чтобы один из пяти кулачков ползуна находился в одной из пяти прорезей обоймы 24. Регулировка натяжения тормозных лент 12 производится через люк, закрытый крышкой 39.

На втулке 3 жесто закреплены металлопластмассовые зубчатые колеса 40—

42, сцепленные своими зубьями с соответствующим колесом 13, при этом зубья имеют профиль, очерченный по эпитрохоиде.

Муфта работает следующим образом, Круговое движение втулки 3, возникающее при вращении эксцентрикового вала 5 в подшипнике 4 передается ЗО зубчатым колесам 40-43 и шестерне 8.

В положении, когда ни одна лента 12 не затянута на эпициклических коле— сах 13, втулка 3 обкатывается своей шестерней 14 по шестерне 15 неподвиж- 3r„ його (при наличии на нем момента сопротивления) выходного вала 16 и проворачивает зубьями колес 40-43 и шестерни 8 колеса 13 и 9 в подшипниках,10. 40

Такое положение соответствует установке рычага 37 в нейтральном ноложении. При выжимании педали сцепления транспортного средства, обойма

24 поворачивается тягой 31 и рычагом 4r„

30 по направлению стрелки (фиг,1).

При этом силовые пружины 32 растягиваются, а двуплечие рычаги 25 опускаются. После установки рычагом 37 через тросик 36 одного.из кулачков 50 ползуна 23 в фиксированном положении напротив одной из прорезей в обойме 24.плавно. отпускается педаль сцепления и обойма 24, силовыми пружинами 32 возвращается в исходное положение, поднимая кулачком ползуна 23 один из двуплечих рычагов 25.

Последний, поворачиваясь на оси 26, через вилку 27 и лапку 28 плавно по мере отпускания педали сцепления транспортного средства затягивает соответствующую тормозную ленту 12 на проточке эпициклического колеса. При этом зубчатое колесо 41, упираясь своими зубьями в выступы эпициклического колеса, преодолевая сопротивление выходного вала 16, начинает проворачивать через втулку 3 и шестерню 14 шестерню 15 выходного вала 16.

По мере увеличения усилия затягивания ленты 12 сила трения между ней и эпициклическим колесом увеличивается и последнее останавливается— очередная ступень передачи включена с соответствующим передаточным числом. Для включения следующей ступени необходимо снова выжать педаль сцепления, передвинуть рычагом 37 и тросиком 36 ползун 23 в фиксированное положение следующей включаемой ступени и плавно отпустить педаль сцепления.

Во время передачи крутящего момента одной парой колес остальные, эпициклические колеса вращаются вхолостую в подшипниках 10. Противовес

19 урановешивает дисбаланс, создаваемый эксцентриковым валом 5 вместе с вращающимися на нем массами эпициклических колес, а силовое замыкание осуществляется осью 26.

Кроме включения ступеней ползуном

23, боковыми поверхностями его кулачков осуществляется блокировка II-IV-й и нейтральной ступеней. Ступени I и заднего .хода ввиду их кратковременного включения блокировки не требуют. Ось ползуна 23 разбита на равное количество участков; равных толщине рычагов 25, кулачков ползуна, прорезей в обойме 24 и расстоянию между отверстиями для шарикового фиксатора 38 в обойме 24, что дает наглядное представление о включении и блокировке каждой из ступеней. Пары колес с зубьями,,очерченными по эпитрохоиде, обеспечивают передаточное отношение: 1 = 4:1 (фиг.4), i =, 3:1 . (фиг.5), i: = 2:1 (фиг.6), i = 1,3:1 (фиг.7), i = 4:1 (фиг.8).

Положение кулачкового ползуна 23 в обойме 24 фиксируется подпружиненным шариковым фиксатором 38, установленным в отверстии ползуна 23 так, чтобы один из его кулачков находил1442756 ся против прорези в нейтральном положении, Применение зубчатых колес с зубьями, профили которых выполнены по эпитрохоиде, сокращает число деталей коробки передач н упрощает ее конструкцию, при этом в одном устройстве совмещаются функции муфты сцепления и коробки передач. Кроме того, рычаг переключения ступеней устанавливается непосредственно перед водителем для постоянного контроля им порядкового номера включенной ступени (передачи), что способствует более экономичному расходу горючего. формула изобретения

Планетарная коробка передач, содержащая входной и выходной валы, охватывающий их корпус, установленные в нем с возможностью вращения эпициклические колеса, входящие в зацепление с расположенными в них зубчатыми колесами, тормозные ленты, )p охватывающие эпициклические колеса и кулачковый механизм натяжения ленты, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции, зубчатые колеса расположены на вход15 ном валу с эксцентриситетом, а про-, фили их зубьев выполнены по эпитро— хоиде.

14427 56

1442756

1442756

Составитель Ю.Рунов

Техред Л.Сердюкова Корректор С.Черни

Редактор Н.Лазаренко

Заказ 6372/34 Тираж 184 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Планетарная коробка передач Планетарная коробка передач Планетарная коробка передач Планетарная коробка передач Планетарная коробка передач Планетарная коробка передач Планетарная коробка передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в многодисковых фрикционных устройствах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в устройствах для передачи крутящего момента

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для передачи вращения, и может быть использовано в тракторах, автомобилях, подъемно-транспортных механизмах и в других устройствах, связанных с управлением вращающихся высокоинерционных масс
Наверх