Способ измерения дрейфа гироинерциальных систем

 

Изобретение относится к области опре- , ;еления навигационных параметров при полощи гироинерциальных систем (ГИС) 1авигации и может быть использовано для ,1втономного измерения и коррекции дрейфа базовой и корректируемой ГИС на движущемся объекте, а также при создании инерциальных комплексов на базе нескольких ГИС с автономной коррекцией горизонтальных каналов. Целью изобретения является обеспечение возможности автономного измерения дрейфа горизонтальных каналов корректируемой и базовой ГИС на движущемся объекте и повышение точности измерений. Поставленная цель достигается тем, что осуществляют коррекцию одной ГИС (корректируемой) от другой ГИС (базовой), выравнивание горизонтальных каналов корректируемой ГИС относительно базовой, согласование в азимуте корректируемой ГИС относительно базовой: первое измерение и запоминание отфильтроазнных сигналов коррекции горизонтальных каналов, разворот корректируемой гироплатформы (блока чувствительных элементов ) в азимуте на 90°, повторное выравнивание горизонтальных каналов и согласование в азимуте корректируемой ГИС относительно базовой; второе измерение и запоминание; определение дрейфов корректируемой и базовой ГИС по результатам двух измерений. 1 з.п. ф-лы, 7 ил. СО С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51!5 G 01 С 21/18 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

i ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ

Cd

1 (21) 4944461/22

l(Z2) 13,06.91

46) 30,08,93. Бюл. N 32

71) Государственный научно-исследоваельский институт автомати еских систем

2) А.С,Волжин (73) Государственный научно-исследова гельский институт автоматических систем

56) Патент ФРГ ¹ 3445463, л. G 01 С 21/16, 1984.

Самотокин Б.Б. и др, .Навигационные риборы и системы, Киев; Вища школа, 986, с. 220,рис. 16, 11, 54) СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ДРЕЙФА ГИРОНЕРЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ

57) Изобретение относится к области опрееления навигационных параметров при поощи гироинерциальных систем (ГИС) авигации и может быть использовано для втономного измерения и коррекции дрейфа базовой и корректируемой ГИС на двиущемся объекте, а также при создании нерциальных комплексов на базе несколь1.

Изобретение относится к области опрееления навигационных параметров при поощи гироинерциальных систем (ГИС) и ожет быть использовано для автономного измерения и .:оррекции дрейфа базовой и орректируемой ГИС на движущемся объеке, а также при создании инерциальных комлексов на базе нескольких ГИС с втономной коррекцией горизонтальных каалов, Целью изобретения является обеспечеие возможности автономного измерения рейфа горизонтальных каналов корректи„„ Ц „„1838761 АЗ ких ГИС с автономной коррекцией горизонтальных каналов. Целью изобретения является обеспечение возможности автономного измерения дрейфа горизонтальных каналов корректируемой и базовой

ГИС на движущемся объекте и повышение точности измерений. Поставленная цель достигается тем, что осуществляют коррекцию одной ГИС (корректируемой) от другой ГИС (базовой), выравнивание горизонтальных каналов корректируемой ГИС относительно базовой, согласование в азимуте корректируемой ГИС относительно базовой: первое измерение и запоминание отфильтрованных сигналов коррекции горизонтальных каналов, разворот корректируемой гироплатформы (блока чувствительных элементов) в азимуте на 90 . повторное . выравнивание горизонтальных каналов и согласование в азимуте корректируемой

ГИС относительно базовой; второе измерение и запоминание; определение дрейфов корректируемой и базовой ГИС по результатам двух измерений. 1 з.п. ф-лы, 7 ил.

Ъ руемой гидроинерциальной системы и базового датчика скорости на движущемся объекте и повышение точности измерения.

Поставленная цель достигается тем, что

-в способе измерения дрейфа гидроинерциальных систем, включающем коррекцию гироинерциальной системы от базового датчика скорости путем подачи управляющих сигналов на гироскопы горизонтальных каналов, сформированных путем фильтра- .,Л ции разности скоростей гироинерциальной (д) системы и датчика базовой скорости, выделение дрейфа гироинерциальной системы, в

1838761 качестве базового датчика скорости используют гироинерциальную систему, при этом осуществля От выравнивание горизонтальных каналов корректируемой гироинерцйальной системы относительно базовой путем подачи дополнительных управляющих сигналов на гироскопы горизонтальных каналов корректируемой и базовой системы, сформированных по разности сигналов с акселерометров одноименных горизонтальных каналов этих систем, одновременно согласовывают в азимуте гироплатформы двух систем путем подачи на аэимутапьный гироскоп корректируемой системы уп равляющего сигнала, сформированного по разности сигналов датчиков гидроскопического курса этих систем, . По окончании переходных процессов выравнивания горизонтальных каналов и согласования в азимуте, производят первое измерение и заполнение отфильтрованных сигналов коррекции горизонтальных каналов, после чего, прекращают подачу сформированных управляющих сигналов на гироскопы корректируемой и базовой системы и осуществляют разворот гироплатформы корректируемой системы в азимуте на 90, путем подачи управляющего сигнала на азимутальный гироскоп корректируемой системы. по окончании разворота, возобновляют подачу управляющих сигналов на гироскопы корректируемой и базовой системы, с учетом поворота корректируемой системы на 90,.затем, повторяют операции выравнивания горизонтальных каналов и согласования в азимуте с использованием начальных условий от базовой системы, по окончании данных операций производят второе измерение и запоминание отфильтрованных сигналов коррекции горизонтальных каналов по результатам двух измерения определяют дрейфы горизонтальных каналов корректируемой и базовой гироинерциальной системы в соответствии с выражением а = — (в, — вп+ Id< + в, ) л! II

2 лl л I л II л II со = — (о „+ в„— 0) + ю ) l л "II ll

®,, = — (— fd — 0)л + О,< + г э )

2(I 1 II 11 л где и,ld> — измеренные дрейфы горизонтальных каналов корректируемой гироинер; циальной системы: л Л ир,(d ; измеренные дрейфы горизон тальнйх каналов базовой гироинерциаль ной системы; лу л л лр в,и и cd,и) - — первый и второй отфильтрованные сигналы коррекции горизонтальных каналов.

Целью изобретения является также расширение области использования для бесплатформенных измерительных систем.

10 Поставленная дополнительная цель до.стигается тем, что в вышеописанном способе исключают операцию согласования в азимуте корректируемой и базовой системы в первом и втором измерении сигналов, разворот блока чувствительных элементов корректируемой бесплатформенной инерциальной системы, осуществляют пу тем его установки на поворотное основание с фиксацией угла поворота на 90О, На фиг.1 изображен пример реализации способа измерения. дрейфа ГИС; на фиг,2— взаимное положение осей корректируемой и базовой ГИС при первом и втором измерении дрейфов; на фиг.3 — 7 — приведены ха25 рактерные реапизэц и математического моделирования способа измерения дрейфов ГИС в конкретных условиях применения, На фиг.1,2 приняты следующие обозна30 чения;

1,11 — контуры одноименных горизонтальных каналов с периодом Шулера корректируемой и базовой ГИС:

lv; 1Iy,— аэимутальные каналы 1 u II ГИС;

А, А2 — сигналы одноименных ускорений замеряемые I u II ГИС;

v>,vz — сигналы одноименной скорости, выдаваемые 1 и II ГИС; ф1, >/ г2 — сигналы гироскопического курса, выдаваемые! и II ГИС; жд (а ) — функции взаимного управления, соответственно при управлении по ускорению или скорости;

F — фильтр коррекции; в,— функция управления по гироскопическому курсу;

Б1,Б2 — блоки вычисления навигацион-. ных параметров и формирования сигналов на компенсацию кориолисовых ускорений и угловой скорости вращения Земли;

А11, Ap — сигналы на компенсацию кок риолисовых ускорений;

UI>, 012 — сигналы на компенсацию yrk k ловой скорости вращения Земли;

UI"äl — дополнительн ые уп равля ющие сигналы на гироскопы горизонтальных каналов! и 11 ГИС;

U v — сигнал на выходе фильтра коррекции;

1838761 ц У

Ц1 — суммарный управляющий сигнал фов и обеспечения качества измерения вво- на гироскопы горизонтальных каналов дятдополнительные операции.

ГИС; 1. Выравнивание вертикалей двух ГИС

° 0"„— дополнительный управляющий сиг- . и погрешностей горизонтальных каналов по ГИС;, нал на гироскоп азимутального канала 5 скорости и координатам относительно ба завой системы, путем подачи взаимоуправляИ1, И2 — информация с азимутального и ющих сигналов на датчики моментов

, вертикального каналов и необходимые ис- горизонтальных гироскопов I u tl ГИС. Для чего сравнивают сигналы с акселерометР1,Р2 — выходные параметры ГИС; . 10 ром одноименных горизонтальных каналов

QtI,— сигнал наазимутальныйгироскоп А и Ар (см. фиг.1) I и,tl ГИС, их разность (ГИС для разворота ее в азимуте на 90О; преобразовывают с помощью функции вэаП1-П4 — переключатели; . имного управления и после преобразования

X„Y — горизонтальные оси сопровожда- направляют на датчики моментов горизон, ющего навигационного трехгранника; 15 тальных гироскопов, Взаимное управление

X1, Y> — горизонтальные оси гироплат- обеспечивает быстрое согласование (деформы (ГИС; мпфирование) вертикали I ГИС относительХ2, Yz — горизонтальные оси гироплат- íî II, исключает влияние собственных, формы ((ГИС; инструментальных погрешностей I ГИС на точU„„U>„U< — абсолютные угловые скоро- 20 ность счисления, то есть ошибки счисления I сти по осям сопровождающего трехгранни- ГИС становятся равными ошибкам ((ГИС. Кро-! ме того, при взаимном управлении в достаточв,<,à - систематические дрейфы по го- ном приближении передаточные функции по, ризонтальным осям I ГИС; ошибкам (и II ГИС равным. Это.обеспечивает а@,в — систематические дрейфы по го- 25 им одинаковые динамические характеристики

i ризонтальйым осям I(ГИС; при изменении параметров движения объекта ,и „и(, — ошибка ориентации в азимуте (и действии возмущений и обуславливает изме;и (! ГИС при первом измерении дрейфов; Рение дРейфа с тРебУемым качеством. ,4, и — ошибка ориентации в азим те . - дновременно с вы ав,и II ГИС при втором измерении дрейфов. дновременно с выравСущность способа состоит в том, что ниваем вертикалей вводится опе а ия согласования в азимуте, путем подачи иодновременно измеряется суммарный равляющих сигналов на датчики моментов . дрейф корректируемой и базовой ГИС в азимутальных гироскопов корректируемой двух различных положениях в азимуте гиро- 35 ГИС(ф 1) д (см, фиг.1). Для чего сравнивают сигнаплатформы корректируемой ГИС относиельно базовой, при этом измерения лы с датчиков гирпоскопического курса ф-1 осуществляются автономно без использои ф- и П ГИС затем их

С, затем их разность преобравания внешней информации., зовывают с помощью функции управления

40 курсового канала ш„,и после преобразоваВ процессе измерения обе ГИС нахо- ниЯ напРавлЯют на датчик о ен о азиму ятся в режиме навигации с периодом Шу- тального гиРоскопа ГИС. ера в горизонтальных каналах и выдают Управление по гироскопическому курсу отребителям необходимую. информацию. обеспечивает согласование погрешностей ( х установочные и отсчетные базы в аэиму- о носительно ((ГИС а азимуте, то есть, их е должны быть предварительно согласова- ошибки оРиентации гиРоплатфоРмы и дРейы с заданной точностью (относительная фы становятся равными, крометого, каки в огрещность установки отсчетных баз дат- гоРиэонте, пеРедаточные фУнкции азимУиков гироскопического курса сопрягаемой тальных каналов становятся идентичными. базовой ГИС, равная 1 угл, мин„может 5 ЗтоисключаетвлиЯниеаэимУтальныхдрейривести к погрешности измерений дрейфа -фоа и погрешностей выставки в азимуте и ,002 оуч. Существует датчики с точностью II ГИС на точность измерения горизонтальо единиц угл,сек), Для обеспечения изме- ных ДРейфов и УлУчшает качество измеРеения дрейфа за относительно короткое ремя (15-25 мин), снятия ограничений на Затем, после выравнивания веРтикаль. 55 обьекта pa3AeneHvs дрейфов О и со ласован в азимуте I u Il ГиС, орректируемой и базовой ГИС, исключе- выполнЯют пеР ое измере е сигналов с ие влияния погрешностей ориентации ги- выхода фильтров коррекции (F) горизоноплатформы и дрейфов в азимуте на тальных каналов и РезУльтаты измерений точность измерения горизонтальных дрей1838761

О + 0 + uk — О"

l9 rrr r rrrr 1 .

U+U +V -1/У а

u,+U +Π— u

+g р. 7.,и1= (Д,/— аг= оф; (3) Ug = Uxa+ UyaP1 Uz)91

1 (4) 25

0,= Uz — Uya p1 + Uxa$1 (5) Uy, t1o с t1k

-Ux. <20 + t 5-t2k

Uya =

О! = Ох + Uy Иг — Uz/32 (6) U> = Uy — Ux /z2 + Uz аг

О,; — О, - Uy a2 + U, /12

Ц! = Чу1/ Rn

U = Vx1/ Rn ,/3

0 =0

Рг (7) u =- Суг / R„

k с

0 = Vx2 / Rn

А2.

Up=0 (8) 55 х1 =,) (Ах1+ Аха ) о1 о

k чу1 = ./ (Ау1+Ауа ) г!1 о (9) 3. Разворот гироплатформы корректируемой ГИС в азимуте.

После первого измерения сигналов с фильтров коррекции горизонтальных каналов отключают управляющие сигналы на датчики моментов гироскопов горизонтальных и аэимутального канала, путем размыкания ключей П1, П2, ПЗ, П4 (см. фиг.1) и обе

ГИС переводят в независимый режим работы. B процессе измерения дрейфов инерциальная информация непрерывно поступает потребителям с базовой ГИС.

Разворот корректируемой гироплатформы.в азимуте на 90 осуществляют путем замыкания ключа П4 и подачи калиброванного сигнала Q на датчик момента ее азимутального гироскопа, Современные авиационные ГИС позволяют выполнить разворот гироплатформы

90 за время в пределах 3 мин. После выполнения разворота гироплатформы в азимуте, потворяют операции выравнивания горизонтальных каналов и согласования в азимуте и !! ГИС, но уже с учетом того, что относительный угол между ними составляет

90"., Для чего замыкают ключи П1, П2, ПЗ и размыкают ключ П4, кроме того, в выходной сигнал гироскопического курса ГИС вводят поправку на 90, а горизонтальные каналы сопрягают с учетом их рассогласования в азимуте на 90, а начальные данные для I

ГИС берут со II. По окончании процессов выравнивания горизонтальных каналов И согласования в азимуте выполняют второе измерение сигналов с фильтра коррекции и заносят.его в память. По результатам двух измерений определяют дрейфы горизонтальных каналов и II ГИС в соответствии с выражением (1).

Измерение и коррекция дрейфов может периодически повторяться в процессе работы, при этом предыдущее измерение для выражения (1) будет являться первым, а последующее измерение вторым.

Способ измерения дрейфа гироинерциальных систем включает следующие отличительные операции и признаки; — дрейф одной инерциальной системы измеряется с помощью другой, при этом измеряется дрейф как базовый, так и корректируемой ГИС; — выравнивание горизонтальных каналов корректируемой и базовой ГИС; — согласование гироплатформы в азимуте корректируемой и базовой ГИС; — разворот гироплатформы корректируемой ГИС в азимуте на 90 .

Основное отличие способа состбит в том, что осуществля ют автономное измере-, ние дрейфа двух вэаимоуправляемых ГИС, 30

Докажем и обоснуем достижение поставленной цели.

В соответствии со структурной схемой (фиг.1) и взаимным положением, осей (фиг.2) динамику взаимодействия двух ГИС в процессе измерения дрейфа можно описать следующей системой дифференциальных уравнений: а1= а,„- О, + ц,"+ U k — Uy (2)

p1= в,— u + 0 k+ uk — uy г9 Я Д У Э

/2= в,; О,+ О,+ О,; О„

Од = Uya Uxa и1+ Uz а1

Ux, 11О t t1k

Uxa =

Uy, t20 t t2k

1838761

Vx2 - / (АХ2 + Ax2 ) Ф о

1 уг =,/ (Ау2 + Ау2 )Clt о

Uy,=" "fF(S)) yy

0"„= ((S))) Л (20) 15

4х -Ч 2 во - -<2.х

20 (22) к

«Х „«О - - 1К

ОУ,= " fW (5))49 (25) 35

О,= ОЕ1"

0 =Ох2 — х

О" = Uy2k

0k = 0z2

РХ (26) (15) (27) О„У = ф „,+ ОУ„

° 4= О"4 10 — t 113с

ОУ= О,", 50

О =ОА

ОУ =ОУ„ (17) Uy =0

Ра

Uy = (. fwA(S))hAy1 (я, (18) Ах1= Аха+ Ауая1 — AzPt+ Ьах1 (10)

Ay1= Aya — AxaP1+4z а1+ hay

t а 20 2К

20 2к Р1)

Ag 1о в 1к

62044 - taк

ДХ1 1о- 1К

А р 4о < гк (12)

A„ 111о< -«К

- A X1 1 g.О а с g. ха

А„,=

Axak

А„,=

Ах2 = Ах + Ау,йг — А P2 + Ь ах2 (13) Ар = Ay —,Ах,йг + Айаг+ Ла.уг

0,y„„= =L fWA(S))ЛА.

Ацй 10 <к

Д,1 АХ2112О с "- г- "сК (

А»,- А„, 1„- 1

АХ1 Аь)%tot

Цга = - fWA (8) ) Ay2

Ца,1 = - (WA (S) )AAx2

25 дА, JÀ,-"qzi

АХ1 Agg >42o + 2К

A X1- A хй> 1о 1к

30 ЯХ с с

" я1 А хо.1 20-+ 2к

Лф-,t10

Лф- =

Л 1Й 2, t20 (t (t2k

Лф-1 =ф-1 фг Лагг,= ф 1 1у гг

Ф у.1 1 = ф + +1 + у г1 фгг =ф +фг + г фгг

lpga+ —, тго

Л

В системе уравнений (2) — (28) приняты следующие обозначения:

Qj,pj, и1 — угловые ошибки ориентации

1-й I N;

1 1,2 — индекс, соответственно, первой и второй ГИС; в, ж, и — дрейфы по осям I-й ГИ; Л Р

1838761

Ux, Uy, Uz — абсолютные угловые скорости по осям сопровождающего трехгранника:

U,,Ö ;,ք— сигналы коррекции на opuk k k ентации {-й ГП по осям сопровождающего 5 трехгранника;

О, О, U, — сигналы на компенсаk цию угловой скорости вращения Земли по осям i-й ГП: ф, U, Uy — сигналы управления по 10 осям i-й ГП;

VxI, Vyl — ОтНОСИтЕЛЬНЫЕ ЛИНЕЙНЫЕ СКОрости, замеряемые )-й ГИС по горизонтальным осям;

Axl, Ay} — линейные ускорения, замеряе- 15 мые акселерометрами i-й ГИС по горизонтальных осям;

AxI, Ayl — СИГНаЛЫ На КОМПЕНСаЦИЮ КОk риолисовых ускорений по горизонтальным осям i-й ГИС; 20

Лах}, Лау} — погрешности в измерении ускорений по горизонтальным осям i-й ГИС;

А„, Ау, А, — проекции кажущегося ускорения на оси сопровождающего трехгранника; 25 ф} — гироскопический курс i-й ГИС; ф- — идеальное значение гироскопического курса; д фг} — погрешность датчика гироскопического курса i-й ГИС; 30

R — приборное значение радиуса Земли;

t}o — t k — интервалы времени первого и второго процессов измерения дрейфов;

L "— символ обратного преобразования 35

Лапласа;

S — оператор Лапласа, Система уравнений (2) - (28) описывает динамику взаимодействия двух ГИС в процессе первого и второго измерения дрей- 40 фов. Динамика процесса поворота корректируемой ГП не учитывалась, так как этот процесс технологический и не влияет на точность измерения дрейфов, а этап второго измерения дрейфов начинается с новы- 45 ми начальными условиями для корректируемой ГИС. В процессе измерения навигационная задача решается по информации базовой ГИС.

Найдем решение системы (2) — (28) на 50 этапе первого измерения дрейфов. Подставляя в систему значения параметров для случая t1Q + т S tlk, раскрь(вая ее относительно а},}о},pl и преобразовывая по Лапласу,получим;

55 ( (, (,(S)- }„(O) г}а„(5)--Э С}, (5)- — 3 4г), (5)}

-(®д%+ z г(5)1 (Як,(s)-gос,(6) iВA „, (s)44,,(s)); }гг(5)=г"г(О)гЯ М,(S) -S4 Мг(5)- — }}4 (S)i (Я)

}}n5 ®„(S)(g}Z (S)-)О}г(5)+ 4I,(S)-6 4})г(5)1)

8)г(S) - p1(o) i u,,(5)- - Pp I (S) + }} 8 4 „, (S)+ (} }(5)+ — } "{5Ир (s)iq pi(s) 4 }) „,(в)-84„г(в)))

- }А(5) (- (З (5)igloo,(5) 94„,(S) k a„ г В)1

)}} (5) * )}г, (О) г 6З и (S) Ф (S) f )}} (5) - (} г г5) + (ЗО) VFI(s)- 8}}}„, (5)); (, „,-jU (}})+ Сг } 31) Ф

В (29) — (31) приняты обозначения:

c0(, = о .— Оу,и}, I

= о,з+ Охги}

I (32) д А„};= Ла„;+ Ауи}, д Ду} = Л ау} — Ах,и}

} (33) v- частота Шулера;

g — ускорение силы тяжести Земли, При преобразовании полагали, что;

Ux = — — 3 (Ay+ Ayl ) dl+ О,}

1 k k о

Uy = —,) (Ax+ Axl ) с1т+ Uyl (34) о

Uz= Uzl l+ Uzl

k k соответственно, для первой и второй ГИС, а также не учитывали перекрестные связи по угловой скорости из-за ошибок как не существенные и не влияющие на суть изобретения, Как видно иэ выражения (29) — (31) на первом этапе измерения дрейфов система уравнений распадается на три автономных системы по каналам. взаимодействия двух

ГИС, Решая систему (29) относительно а1 и а2, систему (30) относительно Р> и Д, а систему (31) относительно и} и и2 получим: (Н«.} -35 а.}5}!}.}51 4,(5}).15F }5}(Ä }5}

}5 }(+, „,г(5}+, „5}1 ггг() 35 Фг(5} г}гг,(Ч }„(5}jiII SF(5} },г

} " }г5 .,г 5щ„}5} (36) 1838763 остальные слагаемые в числителях выраженийдляа1 ийг, атакжедля В1 ирг соответственно равны между собой, Значит, по истечении времени переходного процесса

5 величина а1 становится равной а, а

Р1 =Д (а точностью.до установившейся ошибки), определяемой погрешностью аклесерометров, а следовательно, равны погрешности в определении скорости и

"0 координат одноименных горизонтальных каналов двух ГИС.

Аналогичные выводы можно сделать и для азимутального канала, если сравнить выра)кения (41) и (42). По истечении времени переходного процесса величина,и1 становится равной величине,иг с точностью до погрешности датчиков гироскопического курса, последние в современных системах тарируются и могут составлять единицы уг20 ла, сек, что существенно меньше ошибок начальной выставки и дрейфов, Таким образом, доказано осуществле- ние двух операций выравнивания в горизонте 2-х ГИС и их согласование в азимуте, Покажем, чему равны результаты первого измерения горизонтальных дрейфов.

Сигналы на выходе фильтров коррекции горизонтальных каналов при первом измерении дрейфов (tfo t t)k) в соответствии с (20), равны:

\ где обозначили;

35 Г„((S)+u 1 „($) = (46) F (S ) Ь ()х1 (S ) Раскрывая (46) получим

K1v 2 10 Кгч = 2 105 (44)

КА=6 10, КУ4 10

С учетом (44) знаменатель выражений

45 (35), (36), (38), (39) (характеристическое урав- нение горизонтальных каналов) будет иметь вид:

Подставляя в (47) (т),p) (выражения (35) — (39), получим:

FÄ ()=F() з"«5(®-4(. (М

®() ()(Г(ь) х(() " )(z (+G (48 .

F ---F(l - 5 (fb (5)-

> „,(5) — 8 a „,(5Ц

+ (0 + 2g К1А + g K2v )

S+g K1v) (45) („(51 «(0)+û (s)- — ()a (51 (w (,(s) «(с) s„,(s)-„— 3А, (s (щ,(5))(ЯА (sl () af (51) (з7) а

)9,(5) г

5 (5 1 ) f %(S) 95 уа (5) ((/(5) f > (S))+ 95 (S) f (5)

5а (s f 1(.5* 9 + 95 Н„(51.9 p(s)) (Щ (5 1(А,(S) 95 %4(5)((А (51 (А Ч)+95р(5)((S)

) (5) (5 )(5" +s95®4(51+9 А(,)) f>(s)*() (o1 ЯА (5) ° «Р5о А„()i(wan(s) <>) (s)) (А aú„(Ч А А за (Ч) (> (s) =P,(o)+s „(Ч вЂ”,ВА „(5)ss

-Ф,(5)(ВАд(51- ЕА „,(51)

5 < р, (Ч а wv (51 4 „(s l р,(ч. (41) (». (5)

) i(5) ° (5)*P (о) 4>ju,(Ч-Фм(5)Руп(s)-gy, (s)) (4а)

f p1(s) ("(s) 4 с>р (5) ЙЗ) Для обеспечения устойчивости работы двух взаимосвязанных ГИС в процессе измерения дрейфов и приемлемого времени переходных процессов выравнивания вертикалей, согласования в азимуте и измерения дрейфов, был проведен синтез динамической системы, выбраны структура и параметры функций ЧЧА ($), F (S) и Wp(S) следующего вида и соответствующей размерности

9)1(А (S) KtA + КгА

S с

1" 1

F(S) K1y+ кгпв, ($) — —.к + к

S S

К)д = 1 10 . Кгд = 2 10з, Л= — (S +Р ) f S +2g Кгд $ +. S следовательно, первые слагаемые числителя этих выражений со временем затухают (согласно теореме в конечном значении), а

Fx (S ) =1ф,, ($ ) + F ($ ) Мчу) (S ) "д(5) Ж l9«(S) 94(а(5)46А (5\ А A (51) (51 Г(51 (3P (5) 1(5 (5) А4 (Ч-оА„(5)) 15

1838761

Подставляя значения,($),1 ($) (37), (40) (А в (48),при этом полагая, что в,((S ) =

1 в,(л ° д Axy (S ) — д Ax,у а(о Po =

S S

= (:0ASt, и переходя от иэображения к орйгиналу, получим установившиеся значения сигналов на выходе фильтров коррекции в(= Fx (tyc ) = в„, — в,( л! 1. !

o» = Fy (ту ) = в, — вд, (49) л! 1 I

Таким образом, в первом измерении сигналы на выходе фильтров коррекции равны разности дрейфов одноименных горизонтальных каналов корректируемой и базовой ГИС и не зависят от погрешностей начальной выставки и погрешностей в измерении ускорений.

С другой стороны, если проанализировать (49), с учетом (32), при условии и) =,иг (во время измерений), то получим

О =о4 в л)

1 в„= в„,„— щ л) (50) Из последнего выражения видно, что результаты первого измерения дрейфов не зависят от азимутальных погрешностей 1 и

ll ГИС, Можно сделать вывод, что в первом измерении операция выравнивания вертикалей и согласования в азимуте двух ГИС, автоматически обеспечивают выделение горизонтальных дрейфов из состава других погрешностей! и!! ГИС, л!

Результаты первого измерения в, Й,5 запоминают.

Найдем решение системы (2) — (28) на этапе второго измерения дрейфов, подставляя в нее значения параметров для случая

T20 < +t tz)(, ракрывая .ее относительно а;, Р, и! и преобразовывая по Лапласу,получим: бы,(m)=()(,(о)+ з (ц-- g 0(, () — о д" ()

Щ д ®Ичo(® Я(4(й+ "„,()+Ra»(s));

5((5)=)ъ,(о)л (д (5)--) p,(ÿ+ 84 ()+ (д(б) г(4 ()р,(5)-g()(,(+) &A „,() 8 Д (Д О4(Я=К2(О)4Ы Я--) ()(() 3AП ()

+) "д М (-Я М-ф54(Ю+ () А„, (Я- о Д (5)) 5)2®-Pz() > () 3 P ®i (S A„z(") д(+) (ЯМ(h)-ф(3 (5)+ & А Юл.йа.„Я1

5 >, (6) = P (.О) л (.д (() (o) - Ф (,) (Я) ((О Я - (() 2 (5) 1

& V„()- 8Ч„,(М

5(2®= )ц,(О) u>,(5) 10 где: (z)y(< в, + Ux p)

II

15 ®4 =в, ОУУ

II в,< = в — О„,иг

II

4 (z

В =В + Охиг

II

20 . Ж (53) д Ф â€” h ax) — Aõр) д А ) = Л ау) —. Ay p)

O А„г = h axz + Ay иг

II д AP = Лayz — Ах,иг °

II

30 (54) 6,,(s)s(s +) 1 Я5 w>(s) (f„,(slif >,(s)j>15F(s)1>,(sl (s) t55) (S )л)(5*+4 i 2) 5WX(S) i g F(SI

6 (S)S(5 л )its W,(5)((„,(5). (,,(S)3 )SF(S)f(,(5) (5 Дл)(5" 4 +215аЛ(51+1 Г(S)) где

И л, (5) " (О) iы„",(5) 5 — 64 Ч (5)-(®л(51 (- (5)) 6 А" (5) л & 1(Ä,(s)) iут) fo(s) p,(О1 (д" (sl+ 6ä",,(s) w„(s)(64„",(s) 6д „,(s)l (58) в и fq,(S)5(5 i )+55 бл(5)(!р,(5)-(„,(S))-gsF(S)E„,(S)

1)" (5) * 09) (5 w) )(5 sl i2)5йл(5)i1F(s)) Как видно из системы (51) при втором измерении дрейфов канал а) работает совместно с каналомPz, а канал Р< с каналом а, Работа каналов и) и,иг (52) осталась

35 без изменений (30), поэтому, решение первого измерения и все выкладки по азимутальному каналу применимы ко второму измерению дрейфов. Решая систему (51) относительно а1 и P2, )tt> и аг,получим:

1838761, где (62) 10

Cd = 0) — М л)1

64 л2

Cd3 = (с) + (Х), л((,Л1. о 2

15 (67) (68) (63) 35

50 х и. (хР (»" *1.35*1 (51(41(51 („,(SI)+ps (S){„,(S)

Ceo) (5 < )(5 ° ) >21sw>(slл1х(51) (»1=1 1»1 Я (»1 » 81!„,!slit w„!»Ii Б 1 òl t | òl i i i || tlt A - Ь1) (А „, я - 8 A ), (ÿ) (6 т)

„(<)=<2(0) < (I „—,8Д (В)"n5

-")IA() (8 A „„,,(51- А „, (5Д

Как показывают выражения (55) — (62), ! анализ и выводы, сделанные по горизон, тальным каналам в первом измерении (35) — (40), справедливы и для второго измере- 20 ния. Определим результаты второго измерения горизонтальных дрейфов. Сигналы на выходе фильтров коррекции горизонтальных каналов при втором измерении дрей. фов, в соответствии с (20), (21), на интервале 25

,(2о < t < teak по аналогии с первым измерением, равны;

Fx (S ) = F (S ) (vy) (S ) + vxz (S ))

Fу (S ) = - Р (. > ) () х) (S ) — vyz(S ))

Раскрывая (63), получим;

5 (ам, (51-g(S (5)+ RA), (s)+6 4„, (5)) 40 (64) г (5)=--F(s)()pi(s)-<)04(5)+64хс(s)-64р(5)) 45

Подставляя в (64) а), 1 (55), (56), (59) (60), получим;

) 1 ) 15(„(51-fp„(s)1 6, и ту

fit И

; ех (5 =-F(s <- 4 (5)l5 A (51) 5 Р 2) 5Ю (Я (51 3

Я 1 1 g S({;„(5) i f„" (S)) (С5)! F (s)--г(5)(, " — -6A„,(s)+6A,(s) 5 5 а 0 2 1 5 91 g (5) i 1 F (51

Подставляя (57), (58), (61) в (65) и перехо1дя от иэображения к оригиналу, при тех же

:условиях, что и в первом измерении, пол учим установившееся значение сигналов на выходе фильтров коррекции при втором измерении:

CcIp = Fx (туст ) = М(° П) лл„

II II

Ng = Fy ({уст ) =г{)д +и) (66)

I I I I

Подставляя (53) в (66) и учитывая, что c(— —,({2 по окончании переходного п роцессэ согласования в азимуте двух ГИС, получим

Используя результаты первого измере- . ния (50) и второго измерения (57), можно вычислить дрейфы по горизонтальным каналам сопрягаемой и базовой ГИС в соответствии с выражениями

"Ь =,> (г ).((+ ® + ") ) л 1 л) л)1 л)1 л 1 л 1 л 1 л 11 л 1)

Cd+ = — (Г(У + И вЂ” И„+ М, ) 1 л(l >II >II

9 2 (0)Ф Гср), о) + о)". ) Таким образом, доказано, что предлагаемый способ с помощью последовательных операций позволяет измерить горизонтальные дрейфы корректируемой и базовой ГИС и выделить их из ошибок начальной выставки, погрешностей в измерении ускорений и азимутэльных дрейфов сопрягаемой и базовой ГИС.

Для доказательства работоспособности способа в динамических режимах и оценки методической точности измерений дрейфов, было проведено моделирование на

ЭВМ системы уравнений (20) — (28), описывающей динамику измерения, При моделировании процесс измерения дрейфов начинался при взлете самолета, наборе им высоты 10000 м и скорости 200 м/с и далее продолжался в горизонтальном полете.

На фиг. 3 показана динамика процесса выравнивания вертикалей горизонтальных каналов. в левой части на этапе первого измерения ()), в. правой на этапе второго измерения (II). Как видно из фиг.3, процесс выравнивания вертикалей закан ивается

1838761

Процесс согласования в азимуте закан- 2 чивается через 200 с при ошибках начального положения p1p=-2 10 рад,,иго = 1,45»

10 рад, далее обе ГИС согласованно уходят в азимуте с дрейфом базовой системы. В данном примере азимутальные дпей- 30 фы былиравныа 1=1:45 . 10 1/с, а 2=4,35»

-7

»10 1/с. На фиг.6 показана динамика изменения сигналов с фильтров коррекции„в левой части рисунка в первом измерении, в правой части рисунка во втором измерении.

В данном случае переходный процесс заканчивается через 500-600 с, Заданные значения дрейфов по горизонтальным каналам

I u II ГИС были равны; а „= 2,42 10 1/c, N, = -1,96 10 40

1/с.в, =1 10 1/ч,вд =0,5 1071/с, 45 к

55

A(0< = с, — o), л через 150-180 с из начального положения корректируемой ГИС, равного по а1л=

-1 10-э рад по j31p = -1,2 10 рад, далее согласованное изменение вертикалей происходит с частотой Шулера, На фиг.4 показано это изменение на интервале с 300 с до

3000 с для первого измерения. Ошибка выравнивания вертикалей определяется разностью погрешностей в измерении ускорений I u II ГИС. В приведенных графических иллюстрациях погрешности акселерометров составляли Дах„= 2 . 10 м/с2, Дay„= 3 . 10-4 м/с2 Дa = 1 . 104 w/с2, Ддх2= 1 10 мс, В первом измерении а1 =a2,pi =pz, а во втором измерении (после поворота сопрягаемой ГИС на 90 ), a1 =pZ,p1 = — а2

Эти результаты моделирования подтверждают аналитические выражения (35), (36), (38), (39), (55), (56), (59), (60). На фиг.5 показана динамика процесса согласования

1 и 11 ГИС в азимуте.

В соответствии с выражением (50) в первом измерении идеальное значение суммарных дрейфов на выходе фильтров должно быть со,(- 1,42 10 1/с, (ад =

-2,46 10 1/с и согласно (67) во втором измерении должно быть N = 1.92 10

II

1/с. в з - -0,96 10 1/с. Сравнивая заданные идеальные значения с реальными установившимися значениями на выходе фильтров (см. фиг.6), увидим, что они очень близки. На фиг.7 показана динамика пол л грешности измерения дрейфов и, и в э лп (аналогичный вид она имеет и для о>< и в ), где обозначено л I I

20 л

Дид = шд — мд, На фиг.7 после 600 с масштаб по вертикальной оси увеличен в 10 раз. Иэ фиг.7 видно, что методические погрешности измерения дрейфов составляют Да, = 3,1 10

1/с, Дв = -2,4 10 1/с на 600 с измерения и соответственно -2,6 10 1/с, и

4,2 10 1/с на 900 с измерения, Таким

-10 образом, доказано, что предлагаемый способ позволяет измерять дрейфы сопрягаемой.и базовой ГИС с потенциальной методической погрешностью измерения 1»

» 10 /с.ч. После измерения дрейфов производят их коррекцию известными путями, либо формируют корректирующий сигнал на гироскопы базовой системы, либо учитывают ошибку от дрейфа в выходных параметрах ГИС, причем, можно корректировать ошибки от дрейфа в координатах, накопленные в системе с начала ее работы, так как время работы системы до момента измерения дрейфов фиксируется и известен закон, . изменения ошибок в определении скорости и координат от дрейфа гироскопов.

При длительных режимах работы ГИС измерение и коррекцию дрейфов можно повторять периодически, путем циклического поворота корректируемой ГИС относительно базовой в положение 0 и 90 и последовательным повторением указанных операций в каждом положении. Измерение дрейфов s предыдущем положении корректируемой ГИС принимается за первое измерение, а в последующем положении за второе измерение. Минимальный период измерения и коррекции дрейфов может саста влять 10-15 мин в зависимости от требуемой точности измерений, Использование данного способа может обеспечить методическую погрешность в определении координат от горизонтальных дрейфов 2 км за несколько суток при начальном уровне дрейфов 0,01 о/ч, В существующих ГИС беэ использования автономного способа измерения и коррекции дрейфов, указанная погрешность составляет 2 км за час при дрейфе 0,01 о/ч.

Предлагаемый способ, кроме автономности измерения и коррекции дрейфов, имеет еще важное преимущество, по сравнению с известными способами измерения и коррекции дрейфов с помощью радиотехнических средств, в качестве и точности измерений дрейфов, так как сигналы инерциальных систем являются гладкими по сравнению с сигналами радиотехнических систем, Предлагаемый способ измерения и коррекции дрейфов может быть реализован и в

1838761 бе ма пе ис ны

rO ос бл дя платформенных инерциальных систе, е которых горизонтальные каналы с иодом Шулера реализованы в ЦВМ. При ольэовании способа в бесплатформенсистемах исключается операция соглаания в азимуте, так как измерительные горизонтальных акселерометров двух ков чувствительных элементов не расхося в азимуте из-за азимутальных дрей; Кроме того, блок чувствительных элеме тов сопрягаемой системы устанавливаетс на поворотную площадку с точной фи сацией угла поворота на 90О. Предлагаем и способ измерения и коррекции дрейфо в может дать существенный эк номический эффект при использовании в ироинерциальных системах миниатюрны, сравнительно низкой точности, дешевы гироскопов. при этом, обеспечивая высокую точность системы, путем автономного измерения и коррекции дрейфов без применения внешних средств коррекции горизонтальных каналов ГИС. . Данный способ может быть рекомендоеа) для внедрения предприятиям, организа иям и фирмам, занимающимся созданием, испытанием и эксплуатацией гироинерциальных систем и навигационных комплексов, построенных на их основе.

Формула изобретения

1, Способ измерения дрейфа гироинерци льных систем, включающий коррекцию ги оинерциальной системы от базового датчи а скорости путем подачи управляющих сигналов на гироскопы горизонтальных кана)1ов, сформированных путем фильтрации ра ности скоростей гироинерциальной систе ы и датчика базовой скорости, выделени дрейфа гироинерциальной системы, о тл И ч а ю шийся тем, что, с целью обеспечения возможности автономного изме ения дрейфа горизонтальных каналов ко ректируемой гироинерциальной системы, и базового датчика скорости на движуще чся объекте и повышения точности измерений, в качестве базового датчика. с кс рости испол ьзуют гирои не рциал ьную систему, при этом осуществляют выравнива ие горизонтальных каналов корректируем и гироинерциальной системы относительно базовой путем подачи дополнительных управляющих сигналов на гироск пы горизонтальных каналов ко ректируемой и базовой систем, сформиро анных по разности сигналое с акселероме ров одноименных горизонтальных каналов этих систем, одновременно согласовывают в азимуте гироплатформы двух систем путем подачи на азимутальный гиро- . скоп корректируемой системы управляющего сигнала, сформированного по разности сигналов датчиков гироскопического курса

5 этих систем. по окончании переходных процессов выравнивания горизонтальных каналов и согласования в азимуте производят первое измерение и запоминание отфильтрованных сигналов коррекции гориэонталь10 ных каналов, после чего прекращают подачу сформированных управляющих сигналов на гироскопы корректируемой и базовой систем и осуществляют разворот гироплатформы корректируемой системы в азимуте на

15 90О, путем подачи управляющего сигнала на аэимутальный гироскоп корректируемой системы, по окончании разворота возобновля- . ют подачу управляющих сигналов на гироскопы корректируемой и базовой сис20 тем с учетом поворота корректируемой системы на 90О, затем повторяют операции выравнивания горизонтальных каналов и согласования в азимуте с использованием начальных условий от базовой системы, по

25 окончании данных операций производят второе измерение и запоминание отфильтрованных сигналов коррекции горизонталь-ных каналов, по результатам двух измерений определяют дрейфы гориэон30 тальных каналов корректируемой и базовой гироинерциальной системы в соответствии с выражением л 1 nl л nil nil (. .с ) л

1 л л(ле ля о)д = (г),< — 0)> + г);, )

45 где г)), ве.— измеренные дрейфы горизонтальных каналов корректируемой гироинерциальной системы;

n n о),, вл — измеренные дрейфы горизонт

50 тальных каналов базовой гироинерциальной системы; л l nl nil ля е„, г)), со,<, са, — первый и второй

" отфильтрованные сигналы коррекции горизонтальных каналов, 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что, с целью расширения области применения для бесплатформенных инерциальных систем, исключают операцию согласования е азимуте коррвктирувмой и

1838761 базовой системы в первом и втором измерении сигналов, разворот блока чувствительных элементов корректируемой бесплатформенXz х ной инерциальной системы осуществляют путем его установки на поворотное основаwe с фиксацией угла поворота на 90 .

1838761 юг.З

1838761

18387б t

Составитель Н.Серпникова

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор Л. Пилипенко

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 аказ 2923 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва. Ж-35. Раушская наб„4/5

Способ измерения дрейфа гироинерциальных систем Способ измерения дрейфа гироинерциальных систем Способ измерения дрейфа гироинерциальных систем Способ измерения дрейфа гироинерциальных систем Способ измерения дрейфа гироинерциальных систем Способ измерения дрейфа гироинерциальных систем Способ измерения дрейфа гироинерциальных систем Способ измерения дрейфа гироинерциальных систем Способ измерения дрейфа гироинерциальных систем Способ измерения дрейфа гироинерциальных систем Способ измерения дрейфа гироинерциальных систем Способ измерения дрейфа гироинерциальных систем Способ измерения дрейфа гироинерциальных систем Способ измерения дрейфа гироинерциальных систем Способ измерения дрейфа гироинерциальных систем 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к навигации, в частности к способам и устройствам автоматической выставки по курсу ИНС

Изобретение относится к гироскопическим системам и может быть использовано, например, в наземных навигационных системах

Изобретение относится к приборостро-- ению, может быть использовано при конструировании трехосных гиростабилизаторов гравиметрических устройств, а также инерциальных навигационных систем

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к системам стабилизации различных подвижных обьектов

Изобретение относится к судостроению , в частности к автоматическим устройствам обеспечения безопасности судна на море

Изобретение относится к гироскопической технике и может бычь использовано в системах наведения и управления летательных аппаратов

Изобретение относится к области морского навигационного приборостроения
Изобретение относится к области инерциальных гироскопических систем, используемых преимущественно для целей путеизмерения на железных дорогах

Изобретение относится к области навигационного и гравиметрического приборостроения и может быть использовано для создания прецизионных навигационных и гравиметрических систем, работающих на подвижных объектах-носителях

Изобретение относится к гироскопической технике, а более конкретно - к двухосным управляемым индикаторным гиростабилизаторам, работающим на подвижных объектах и предназначенным для стабилизации и управления линией визирования

Изобретение относится к области гироприборостроения и может быть использовано в навигационных системах на базе трехосных гиростабилизаторов

Изобретение относится к области приборостроения

Изобретение относится к области инерциальных навигационных систем и может быть использовано для реализации режима их начальной выставки

Изобретение относится к виброизолирующим системам, предназначенным для ограничения передачи выделяемой извне энергии колебаний и ударов механически чувствительным элементам

Изобретение относится к системам навигации летательных аппаратов (ЛА)
Изобретение относится к области инерциальной навигации, в частности к способам определения текущих значений координат движущихся объектов
Наверх