Автоматическое устройство для испытания аккумуляторов на срок службы

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Кл. 21Ь, 26/03

21с, 51/01

Заявлено 31.XII.1964 (№ 936050/24-7) с присоединением заявки ¹

Приоритет

Опубликовано 12.IV.1967. Бюллетень № 9

МПК Н Olm

Н 02р

УД К 621.355.16.001.4 (088.8) Комитет ло делам изобретений и открытий ори Совете Министров

СССР

Дата опубликования описания 1ОХ1.1967

Авторы изобретения Г. М. Дзержинский, Б. М. Плоткин, Я. А. Тейтельбаум, С. И. Власов, М. П. Козин, Б. И. Кничер, М. Ф. Андреев, |О. В. Фролов, Е. П, Маслов, 3. Г. Марголин, P. И. Кильдеев и P. Н. Клименко

Завод «Ленинская искра»

Заявитель

АВТОМАТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО

ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ АККУМУЛЯТОРОВ НА СРОК СЛУЖБЫ

Известные устройства для лабораторных испытаний химических источников тока не позволяют проводить испытания аккумуляторов на срок службы (последовательное проведение заряда-разряда до полного выхода аккумуляторов из строя).

Целью предлагаемого изобретения является повышение точности и надежности испытания аккумуляторов на срок службы прн различной температуре, а также улучшение синхронизации процесса измерения напряжения на аккумуляторах и переключение их в цепи.

3Т0 достигается тем, что устройство снабжено узлом заряда асимметричнь1м током, узлом визуального контроля формы и вели чины тока и стабилизатором зарядного тока, которые соединены с выходами программирующего узла с цепью испытуемых аккумуляторов. Тепловой режим аккумуляторов обеспечивает термокамера. Коммутационный узел выполнен на транзисторных ключах напряжения и тока с применением блокинг-генераторов, триггеров и логической схемы «И», которая служит для синхронизации измерения и переключения в цепи аккумуляторов прн достижении ими предельных напряжений.

Блокинг-генератор имеет три независимых выхода, два из которых служат для управления ключами напряжения, а третий — для подготовки соответствующего канала переключения токозыми ключами в цепи аккумуляторов.

Токовые ключи коммутационного узла уп5 равляются блокинг-генераторами, соединенными входами с ними. Выходы блокинг-генераторов соединены с противоположными выходами триггеров. Цепи управления отдельных каналов взаимно гальванически разделены

10 блокинг-генераторами, включенными между токовыми ключами и триггерами.

На фиг. 1 приведена блок-схема автоматического устройства; на фиг. 2 — коммутационный узел напря>кения.

15 Устройство содержит узел 1 програмзшрования, который обеспечивает проведение испытаний по заданной программе. Узел 2 стабилизации величины постоянного тока, проходящего через аккумуляторы, обеспечивает не20 изменное значение тока заряда или разряда прп изменяющейся нагрузке, так как напря>кение аккумуляторов при заряде непрерывно растет, а при разряде — уменьшается.

Узел 8 заряда асимметричным током пред25 ставляет собой смеситель, где пропсход т наложение переменной составляющей промышленной частоты на постоянную составляющую зарядного тэка. .Форма ас1! м м(Tpичного тот а наблюдается с помощью осциллографа (на

30 чертеже не показан), позволяющего наолю194899

65 дать как составляющие тока в отдельности, так и характер изменения суммарного тока.

В узле 4 импульсного разряда аккумуляторов постоянный ток прерывается с необходимой скважностью, обеспечиваемой мул ь гчвибратором с соответствующими электрическими параметрами.

Изменение полярности тока при переходе нз режима заряда в разряд обеспечивается элементом 5, представляющим собой ряд транзисторных ключей, управляемых от узла 1.

Устройство имеет узел б из группы последовательно соединенных аккумуляторов, подлежащих испытаниям, коммутационный узел 7 напряжения аккумуляторов на транзисторных ключах и узел 8 замера напряжений путем сравнения эталонного напряжения с напря-, жением аккумуляторов. Разность напряжений подается на транзисторно-релейный элемент, выдающий команду на переключение из цепи аккумулятора при выходе его напряжения за пределы нормы.

При совпадении на логической схеме «И» 9, собранной на транзисторах, сигналов с узлов

7 и 8 на выходе ее появляется сигнал, запускающий соответствующий токовый ключ коммутационного узла 10 тока. Этот узел выполнен в виде транзисторных токовых ключей, один из которых служит для отключения аккумулятора от общей цепи, а второй — для восстановления цепи тока оставшихся аккумуляторов.

Блок 11 служит для сигнализации состояния аккумуляторов (включен-выключен). При отключении аккумуляторов сигнал поступает на этот блок, а напряжение аккумуляторов записывается самописцем 12. Питание всех блоков осуществляется с помощью узла питания 18, а температурные режимы регулируются терморегулирующей аппаратурой 14 в термокамере 15. Схема устройства предусматривает одновременное проведение двух режимов испытания: в нормальных условиях и в термокамере. Количество импульсов и циклов подсчитывается счетчиком lб.

Коммутационный узел 7 (фиг. 2) состоит из тактового генератора Т1, управляющего работой шагового распределителя ШР1, ШР2... ШРП.

Сигналы с шагового распределителя D1P1 и др. последовательно запускают ждущие блокинг-генераторы БРl, БР2... БРП, управля ющне ключами КЛ1, К. 72, КЛЗ, КЛ4...

КЛ П, КЛП, коммутирующими сигнал с аккумуляторов Аl, А2... АП на вход узла замера напряжения ПУ. Сигнал с выхода узла замера напряжения ПУ поступает на общий вход логической схемы Иl, И2... ИП, с выхода которых сигнал подается на включение триггеров Тl, Т2... ТП; причем срабатывает тот триггер, на вход соответствующей схемы

«И» которого пришел одновременно сигнал с узла замера напряжения и блокинг-генератора БР1, БР2... БРП, 5

Зо

Каждый триггер управляет работой двуz блокинг-генераторов Б 1-Б1, Б 2-Б2... Б П-БП, на выходе которых появляется сигнал, открывающий или запирающий ключи коммутационного узла 91-К1, 92-К2... 9П-КП, Ключи

Кl, К2... КП отключают аккумуляторы Аl и другие из общей цепи «b» и «с», а ключи К 1, К 2... К П восстанавливают цепь разряда оставшихся аккумуляторов.

Работа одного канала (аккумулятора) (фиг. 2) проходит следующим образом (работа остальных — аналогична).

Через клемму «а» (вход) от узла программирования подается сигнал на запуск тактового генератора ТГ, импульс которого определяет начало работы многоканального шагового распределителя. С первого канала шагового распределителя ШР1 запускается ждущий блокинг-генератор hPl, имеющий три раздельных выхода, два из которых подключены на вход полупроводниковых ключей КЛ1, КЛ2, а третий — на логическую схему «Иl».

При поступлении сигнала на ключи КЛ1 н

КЛ2 они одновременно открываются и пропускают сигнал от аккумулятора Аl на узел замера напряжения ПУ.

При одновременном поступлении сигналов с блокинг-генератора БР1 и узла замера напря>кения ПУ на вход логической схемы «И1» на выходе его появляется сигнал, запускающий триггер Тl. В результате на выходе блокинггенератора Бl появляется сигнал на запирание ключа Кl, отключающего аккумулятор

Al из общей цепи «b» — «с», а с выхода блокинг-генератора Ь 1 на ключ К 1 подается открывающий его сигнал. Ключ К 1 открывается, что обеспечивает восстановление цепи разряда оставшихся аккумуляторов.

Предмет изобретения

1. Лвтоматическое устройство для испытания аккумуляторов на срок службы, например дисковых кадмийникелевых, содержащее узел питания, стабилизатор разрядного тока, узел импульсного разряда, узел замера напряжения путем сравнения эталонного напряжения с напря>кением аккумуляторов, периодически подключаемых с помощью коммутационного узла, узел визуальной проверки напряжения аккумуляторов и узел программирования, управляющий работой всех узлов, отличаюи(ееся тем, что, с целью повышения точности и надежности испытания аккумуляторов на срок службы при различной температуре, а также улучшения синхронизации процесса измерения напряжения на аккумуляторах и переключения их в цепи, оно снабжено узлом заряда асимметричным током, узлом визуального контроля формы и величины тока, стабилизатором зарядного тока, соединенных с выходами программиру ощего узла и с цепью испытуемых аккумуляторов, и термокамерой, обеспечивающей тепловой ре194899 жим аккнмуляторов, а указанный коммутационныи узел выполнен на транзисторных ключах напряжения и тока с применением блокинг-генераторов, триггеров и логическо t схемы «И», служащей для синхронизации измерения н переключения в цепи аккумуляторов при достижении ими предельных напряжений.

2. Устройство по п. 1, отлачающееся тем, что указанный блокипг-генератор снабжен тремя независимыми выходами, два из которых служат длл управления ключами напряжения, а третий — для подготовки соответствующего канала переключения токовыми ключами в цепи аккумуляторов.

3. Устройстьо по п. 1, отличающееся тем, что указанные токовые ключи коммутационного узла управляются блокипг-генераторами, соединенными входами с ними, а выходы блокинг-генераторов соединены с противоположными выходами триггеров.

4. Устройство по п. 1, от,тчающееся тем, 1О что цепи управления отдельных каналов взаимно гальванически разделены блокинг-генераторами, включенными между токовымн ключами и триггерами.

194899

Редактор А. Шиллер

Заказ 1671)16 Тираж 535 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий прп Совете Министров СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д. 4

Типографии, пр. Сапунова, 2

Составитель В. Гордон

Текрсд T. П. Курилко

Корректоры: С. М. Белугина и О. Б. Тюрина

Автоматическое устройство для испытания аккумуляторов на срок службы Автоматическое устройство для испытания аккумуляторов на срок службы Автоматическое устройство для испытания аккумуляторов на срок службы Автоматическое устройство для испытания аккумуляторов на срок службы 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, в частности к контролю электрических параметров аккумуляторных источников питания как отдельных аккумуляторов, так и батарей

Изобретение относится к области техники измерений, конкретно к способам определения остаточной емкости свинцового аккумулятора (СА)

Изобретение относится к электронике и может быть использовано при испытании и эксплуатации ХИТ, применяемых в системах автономного электроснабжения

Изобретение относится к производству, распределению и потреблению электроэнергии и предназначено для установок постоянного тока (далее - установка) электрических станций и подстанций промышленных предприятий, состоящих из подключенных к сборным шинам аккумуляторной батареи и выпрямительных зарядных агрегатов, работающих в режиме стабилизации выпрямленного напряжения по схеме постоянного подзаряда батареи [1], стр

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано на предприятиях по производству химических источников тока (ХИТ) при проведении контроля качества их изготовления

Изобретение относится к метке со встроенным тестером состояния работы электрохимического элемента

Изобретение относится к области электроизмерительной техники и предназначено для измерения остаточной электрической емкости ХИТ как в стационарных, так и в полевых условиях

Изобретение относится к способам определения остаточной емкости свинцового аккумулятора (СА) в любой момент его разряда
Наверх