Устройство для измерения крутящего момента и мощности вращающегося вала

 

2098I2

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 1З.V,1965 (М 1009269/26-10) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 26.1.1968, Бюллетень № 5

Дата опубликования описания 25.1П.1968

Кл. 42k, 7/05

МПК б 01l

УДК 531.781(088.8) Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

Автор изобретения

В. М. Соболь

Заявитель

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА

И МОЩНОСТИ ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ВАЛА

Известные устройства для измерения крутящего момента и мощности вращающегося вала, содер кащпе импульсные датчики скручивания вала, установленные на концах исследуемого вала и формирующие импульсы напряжения за один оборот вала, цифровой частотомер с интерполирующим механизмом, состоящим из электронного ключа, стабилизаторов тока, конденсатора, транзистора и сопротивления, переключатель рода измерения, гальванометр, тахогенератор с транзистором, датчик числа оборотов вала и счет пи< импульсов, не обеспечивают достаточной точности при измерении этих величин и сложны по конструкции.

В предлагаемом устройстве на вход цифроВого частотомера с интерполирующим механизмом включен датчик числа оборотов вала, а выходы импульсных датчиков скручивания вала соединены с электронным ключом интерполирующего механизма.

На фиг. 1 показана блок-схема предлага"мого устройства с показывающим прибором (гальванометром); на фиг. 2 — то же, со счетчиком.

Устройство содержит импульсные датчики

1 и 2 скручивания вала, установленные на концах исследуемого вала и формирующие импульс напряжения за один оборот вала; цифровои частотомер с интерполирующим механизмом, состоящим из электронного ключа 3, стабилизаторов 4 и 5, конденсатора 6, транзистора 7 и сопротивления 8; переключатель 9 рода измерения; гальванометр 10; тахогенератор 11, ось которого жестко связана с вращающимся валом; транзистор 12, датчи" 13 числа оборотов вала и счетчики 14 импульсов.

При измерении крутящего момента вала переключатель 9 рода измерения находится в

10 положении А.

При отсутствии нагрузки, т. е. на холостом ходу, датчики 1 и 2 формируют импульсы одновременно, а при скручивании вала импульс с датчика 1 будет опережать импульс с датчи15 ка 2.

С датчиков 1 и 2 импульсы поступают на электронный ключ 8, в качестве которого может быть использован управляющий триггер, причем импульс с датчика 1 открывает ключ

20 8, а импульс с датчика 2 закрывает его. Время, «а которое открывается электронный ключ

8. пропорционально углу скручивания вала и обратно-пропорционально числу его оборотов.

В течение этого времени конденсатор 6 будет

25 заряжаться через стабилизатор 4 тока. По истечении этого времени конденсатор 6 начнет разряжаться через стабилизатор 5, причем ток разряда этого стабилизатора выбирается в несколько раз меньшим, чем ток заряда ста30 билизатора 4. На это время запирается тран209812

Предмет изобретения

Сйг.1

Фиг. 2

Составитель М. М. Базовкии

Редактор П. А. Вербова Текред A. А. Камышиикова Корректоры: Н. И. Быстрова и А. П. Васильева

Заказ 493 20 Тира)к 530 Подписное

Ц1П1ИПИ Когиптета по дедам пзоорстепнй и открытий при Соьете Министров СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д. 4

Типографии, гр. Сапунова, 2 зистор 7, а транзистор 12, работающий в ключевом режиме, отпирается.

Ток, который регистрирует гальванометр 10, включенный в коллскторную цепь транзистора 12, будет прямо пропорционален крутящему моменту вала.

При измерении мощности вала переключатель 9 рода измерения находится в положении Б. Так как коллекторная цепь транзистора 12 питается от тахогенератора 11, напряжение с которого пропорционально числу оборотов вала, то регулируемый гальванометром

10 ток будет пропорционален произведсни о крутящего момента и числа оборотов вала, т. е. мошности вала. Для получения измеряемых величин в цифровой форме необходимо количество импульсов, поступивших в счетчик

14, цифрового частотомера формировать датчиком 18 числа оборотов в единицу времени или за определенное число оборотов.

Устройство для измерения крутящего момента и мощности вращающегося вала, содержащее импульсные датчики скручивания вала, установленные на концах исследуемого вала и формирующие импульс напряжения за один оборот вала, цифровой частотомер с интерполирующим механизмом, состоящим из

10 электронного ключа, стабилизаторов тока, конденсатора, транзистора и сопротивления, переключатель рода измерения, гальванометр, тахогенератор с транзистором, датчик числа оборотов вала и счетчик импульсов, отлачаю15 иееея тем, что, с целью повышения точности измерения и упрощения конструкции, на вход цифрового ",àñòoòîìåðÿ с интерполирующим механизмом включен датчик числа оборотов вала, а выходы импульсных датчиков скручн20 вачия вала соединены с электронным кл.:очом интерполирующего механизма.

Устройство для измерения крутящего момента и мощности вращающегося вала Устройство для измерения крутящего момента и мощности вращающегося вала 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения или регулирования крутящего момента в установках со значительными располагаемыми и потребляемыми мощностями, например, на морских судах для измерения крутящего момента на валах гребных винтов, на валах прокатных металлургических станов, на валах несущего ротора вертолета, на валу газоперекачивающего агрегата, на валу редуктора турбо-винтового авиационного двигателя и т.д
Наверх