Датчик соударения для автомобильных систем аварийной защиты

 

Использование: измерительная техника , датчики ударов и предельных ускорений. Сущность изобретения: датчик соударения для автомобильных систем аварийной защиты содержит корпус 1, инерционный элемент 2, пьезоэлемент 3 и боек 4 с выпуклой поверхностью. Инерционный элемент 2, пьезоэлемент 3 и боек 4 жестко соединены между собой и установлены с зазором относительно боковой поверхности корпуса 1 и основания 5. Основание 5 выполнено вогнутым и подобным поверхности бойка 4. Центр масс 9 соединенных между собой инерционного элемента 2, пьезоэлемента 3 и бойка 4 смещен относительно геометрического центра 10 их крепления в корпусе в сторону основания 5. При действии ускорения при соударении выше порогового, обусловленного усилием поджатия пружины 6, соединенные между собой инерционный элемент 2, пьезоэлемент 3 и боек 4 преодолевают зазор и бойком 4 ударяются об основание 5. Пиковое значение электрического сигнала пропорционально скорости торможения при соударении. Пьезоэлемент 3 во время движения разомкнут от системы аварийной защиты и замыкается при соприкосновении бойка 4 с основанием 5 во время соударения. 3 ил. (Л С

(s»s б О! P 15/04, 15/09

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, К ПЛТЕНТУ

Комитет Российской Федерации ио патентам и товарным знакам (21) 5027637/10 (22) 17.02.92 (46) 15.02.93. Бюл. N. 6 (75) А.А. Баженов, B.В. Смирнов и В.И. Яровиков (73) В,И. Яровиков (56) Экспресс-информация ИПС. вып. 39, 1981, с. 25-32.

Патент ША N. 4138946, кл. 102 — 210, 1979, (54) ДАТЧИК СОУДАРЕНИЯ ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ СИСТЕМ АВАРИЙНОЙ ЗАЩИТЫ (57) Использование: измерительная техника, датчики ударов и предельных ускорений.

Сущность изобретения: датчик соударения для автомобильных систем аварийной защиты содержит корпус 1, инерционный элемент 2, пьезоэлемент 3 и боек 4 с выпуклой поверхностью. Инерционный элемент 2, пьезоэлемент 3 и боек 4 жестко соединены

Изобретение относится к области контроля параметров движения, а именно — к пороговым ударным датчикам скорости для автомобильных систем аварийной защиты.

Суть изобретения становится понятной из рассмотрения конструктивной и механических схем, представленных на фиг. 1 — 3, На фиг. 1 показана конструктивная схема датчика соударения, где 1 — корпус, 2 — инерционный элемент, 3 — пьезоэлемент, 4— боек, 5 — основание, 6 — пружина, 7 — изолятор, 8 — электрические выводы, 9 — центр масс, 10 — центр крепления. На фиг. 2 приведена механичсская схема датчика соударения во врем : отрыва чувствительного

„„РЦ„„2000028 С между собой и установлены с зазором относительно боковой поверхности корпуса 1 и основания 5. Основание 5 выполнено вогнутым и подобным поверхности бойка 4

Центр масс 9 соединенных между собой инерционного элемента 2, пьезоэлемента 3 и бойка 4 смещен относительно геометрического центра 10 их крепления в корпусе в сторону основания 5. При действии ускорения при соударении выше порогового, обусловленного усилием поджатия пружины б, соединенные между собой инерционный элемент 2, пьезоэлемент 3 и боек 4 преодолевают зазор и бойком 4 ударяются об основание 5, Пиковое значение электрического сигнала пропорционально скорости торможения при соударении. Пьезоэлемент 3 во время движения разомкнут от системы аварийной защиты и замыкается при соприкосновении бойка 4 с основанием 5 во время соударения. 3 ил. элемента от корпуса 1. где М1 — масса инер- Q ционного элемента. М2 — масса бойка, С вЂ” С) жесткость верхней пружины, моделирую- С) щей пружину 6; Сг — жесткость средней пру- () жины, моделирующей пьезоэлемент 3,Л— зазор между бойком 4 и основанием 5, На фиг. 3 представлена механическая схема датчика соударения в момент соприкосно- () вения чувствительного элемента с основанием 5, где Сз- жесткость нижней пружины, моделирующей стыковое соединение бойка

4 с основанием 5.

Датчик соударения содержит размещенные в корпусе 1 инерционный элемент

2, пьезоэлемент 3 и боек 4 с выпуклой по2000028

15

25

), увеличение жест30

40

50

55 ч верхностью, жестко соединенные между собой и установленные с воэможностью перемещения в сторону основания 5.

Инерционный элемент 2, пьезоэлемент 3 и боек 4. соединенные между собой, представляют чувствительный элемент и установлены с зазором относительно боковой поверхности корпуса 1. Поверхность основания 5 выполнена вогнутой и подобной поверхности бойка 4. Центр масс чувствительного элемента 9 смещен относительно геометрического центра его крепления 10 в корпусе 1 в сторону основания 5.

Инерционный элемент 2, пьезоэлемент 3 и боек 4 установлены с зазором относительно боковой поверхности корпуса 1. Поверхность основания 5 выполнена вогнутой и подобной поверхности бойка 4. Центр масс чувствительного элемента 9 смещен относительно геометрического центра его крепления 10 в корпусе 1 в сторону основания 5.

Пружина 6 поджимает чувствительный элемент к корпусу 1 и обеспечивает в исходном состоянии зазор между бойком 4 и основанием 5 и отрыв от корпуса 1 при превышении определенного уровня ускорения. Как правило, порог ускорений, при котором включается предварительная ступень предохранения, выбирается из условий обеспечения быстродействия и отсутствия несанкционированнго ("ложного") срабатывания системы аварийной защиты (например, для системы — 4g). Функционально пружина 6 работает в качестве предварительной ступени предохранения, После отрыва чувствительного элемента для уменьшения потерь кинетической энергии чувствительного элемента действие пружины 6 должно быть сведено к минимуму, что обуславливает выбор ее жесткости, формы и размеров. Изолятор 7 обеспечивает изоляцию чувствительного элемента после отрыва от корпуса 1. При ударе чувствительного элемента об основание 5 под действием инерционных сил пьезоэлемент 3 деформируется, причем величина деформации, а соответственно и электрический заряд, образуемый на торцевых поверхностях пьезоэлемента 3, пропорциональны скорости соударения.

Электрический сигнал снимается посредством электрических выводов 8

Движение чувствительного элемента в зазоре и его удар об основание 5 следует рассматривать отдельно. В первом случае, начиная с момента отрыва от корпуса 1 и до сопротивления с основанием 5 чувствительный элемент под действием инерционных сил перемещается, сжимая пружину 6. Механическую схему датчика соударения следует представить в виде колебательной системы с двумя степенями свободы. включающей два инерционных элемента и две пружины (фиг, 2).

Во втором случае, чувствительный элемент находится в контакте с основанием 5, Соединение бойка 4 с основанием 5 следует представить в виде отдельного упругого элемента Сз, жесткость которого зависит от конструктивных параметров бойка 4 и основания 5. Механическая схема для этого случая представлена на фиг. 3.

Выполнение поверхности основания 5 вогнутой и подобной поверхности бойка 4 позволяет увеличить амплитуду электрического сигнала по сравнению с генератором напряжения эа счет увеличения жесткости стыкового соединения бойка 4 и основания

5. Увеличение жесткости стыкового соединения происходит в результате увеличения площади стыка бойка 4 и.основания 5. Очевидно. что при неизменной величине кинетической энергии чувствительного элемента ( кости Сз ведет к увеличению силы взаимодействия Между чувствительным элементом и стыковым соединением бойка 4 и основания 5 (элементом Сз), В свою очередь, увеличение этой силы ведет к увеличению деформаций пьезоэлемента 3 и соответственно к увеличению амплитуды электрического сигнала. Увеличение диапазона углов соударения достигается в результате обеспечения свободы движения чувствительного элемента в поперечном направлении, его развороту в процессе движения в направлении действующего ускорения торможения и формирования условий соударения бойка 4 и основания 5, при которых вектор силы взаимодействия между ними совпадает с осью чувствительного элемента. Свобода движению в поперечном направлении офрспечивается зазором между корпусом 1 и чувствительным элементом, разворот в направлении действующего ускорения— смещением центра масс чувствительного элемента относительно геометрического центра его крепления в сторону основания

5, а последнее условие — выполнением основания 5 вогнутым и г одобным бойку 4. Причем в определенном диапазоне углов соударения амплитуда сигнала датчика соударений по сравнению с показаниями при осевом ударе сохраняется, в то время как у пьезоэлектрических датчиков ускорения, как правило, чувствительной в поперечном направлении падает в с югветствии с функ2000028 цией косинуса угла между осью датчика и вектором действующего ускорения.

Таким образом. совокупность свойств заявляемого датчика соударений, а именно; большая по сравнению с прототипом амплитуда сигнала, его узкий и относительно высокочастотный спектр, пропорциональность пикового значения сигнала скорости торможения и обеспечение чувствительности в поперечном направлении, позволяет увеличить диапазон углов соударения, упростить как систему аварийной защиты в целом. так и непосредственно датчик.

Заявляемое устройство работает следующим образом. При действии ускорения торможения вдоль оси с амплитудой ниже порога отрыва инерционного элемента 2 от корпуса 1 сигнал на выходе датчика отсутствует, поскольку замкнуты электрические выводы 8, При действии ускорения о большей амплитудой чувствительный элемент отрывается от корпуса 1 и движется в сторону основания со скоростью, равной скорости торможения. При этом электрический сигнал на выходе датчика также отсутствует, поскольку разомкнута электрическая цепь, соединяющая нижнюю обкладку пьезоэлемента 3 и корпус 1. При действии скорости

Формула изобретения

Датчик соударения для автомобильных систем аварийной защиты, содержащий, размещенные в корпусе инерционный элемент, пьезоэлемент и боек с выпуклой поверхностью, жестко соединенные между собой и установленные с воэможностью перемещения в сторону основания, о т л и ч аю шийся тем, что инерционный элемент, . пьезоэлемент и боек установлены на пружи5

25 торможения вьпие порогового значения чувствительный элемент преодолевает зазор между бойком 4 и основанием 5 и выпуклой поверхностью бойка 4 ударяется в вогнутую поверхность основания 5. Электрический сигнал на выходе датчика соударения в этом случае пропорционален скорости торможения, которая была сообщена чувствительному элементу к моменту сопротивления бойка 4 и основания 5, При действии поперечных ускорений торможения работа датчика соударений аналогична вышеописанной за исключением танца. что чувствительный элемент в процессе перемещения в зазоре разворачивается в направлении действующего ускорения. Причем в определенном диапазоне угла соударения амплитуда электрического сигнала при прочих равных условиях сохраняется, Порог отрыва чувствительного элемента от корпуса 1 обеспечивается предварительным поджатием пружины 6, Порог скорости торможения, с превышением которого чувствительный элемент достигает основания 5 и на выходе датчика появляется сигнал, выбором величины зазора между бойком 4 и основанием 5. не с поджатием к верхней части корпуса и с зазором относительно боковой поверхности корпуса, поверхность основания выполнена вогнутой и подобной поверхности бойка, при этом центр масс соединенных между собой инерционного элемента, пьезоэлемента и бойка смещен относительно геометрического центра их крепления в корпусе в сторону основания.

Фог.1

2000028

Составитель

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор А.Мотыль

Редактор

Тираж Подписное

НПО "Поиск" Роспатента

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Заказ 3040

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Датчик соударения для автомобильных систем аварийной защиты Датчик соударения для автомобильных систем аварийной защиты Датчик соударения для автомобильных систем аварийной защиты Датчик соударения для автомобильных систем аварийной защиты Датчик соударения для автомобильных систем аварийной защиты 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам регистрации и измерения величин инерционных нагрузок

Изобретение относится к измерительной технике и может быть применено при регистрации ускорений вертикального и горизонтального направлений

Изобретение относится к измерениям и может быть использовано для индикации превышающих допустимые значения перегрузок

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к измерениям параметров движения, предназначено для регистрации факта превышения предельно допустимого для изделия уровня ударного ускорения в аварийной ситуации, например, при падании, и может быть использовано в военной технике
Наверх