Устройство автоматического включения резервного питания потребителей

 

Сущность изобретения: устройство автоматического включения резервного питания потребителей для подстанций с двигательной нагрузкой, содержащее блок контроля направления мощности основного источника, подключенный через последовательно включенные блоки запрета и блок управления к выключателю основного ввода и к секционному выключателю, блок контроля угла между напряжениями секций шин основного и резервного источников, блок контроля минимального напряжения секции шин основного источника, выход которого подключен к одному из входов элемента ИЛИ, дополнительно содержит блок контроля напряжения обратной последовательности секции шин основного источника , причем выходы блока контроля напряжения обратной последовательности и блока контроля угла подключены к другим входам элемента ИЛИ, выход которого подключен к входу блока запрета. 1 ил.

(я)з Н 02 J 9/06

Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГиЕ,|ь . /

К ПАТЕНТУ (21) 5005972/07 (22) 21.10,91 (46) 07.09.93. Бюл. N 33-36 (76) Федоров Э.К, 3

О

О

О о 6д

С0 (54) УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО

ВКЛЮЧЕНИЯ РЕЗЕРВНОГО ПИТАНИЯ

ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (57) Сущность изобретения: устройство автоматического включения резервного питания потребителей для подстанций с двигательной нагрузкой, содержащее блок контроля направления мощности основного источника, подключенный через последовательно включенные блоки запрета и блок

Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройствам автоматического включения резервного питания (AB P) потребителей для подстанций с двигательной нагрузкой.

Известны устройства АВР потребителей для подстанции с двигательной нагрузкой. содержащие блок контроля направления мощности основного источника, подключенный через последовательно включенные блок запрета и блок управления к выключателю основного ввода и к секционному выключателю, блок контроля угла между напряжениями секций шин основного и резервного источников, выход которого подключен к входу блока запрета (авт.св.

СССР N 493858, кл. Н 02 J 9/01, 1975).

Эти устройства имеют повышенное быстродействие при потере питания. Однако они не могут выявлять К3 (симметричные и несимметричные) в питающей линии.

„„ЯЦ„„ 2000638 С управления к выключателю основного ввода и к секционному выключателю, блок контроля угла между напряжениями секций шин основного и резервного источников, блок контроля минимального напряжения секции шин основного источника, выход которого подключен к одному из входов элемента ИЛИ, дополнительно содержит блок контроля напряжения обратной последовательности секции шин основного источника, причем выходы блока контроля напряжения обратной последовательности и блока контроля угла подключены к другим входам элемента ИЛИ, выход которого подключен к входу блока запрета. 1 ил.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению и принятым за прототип является устройство ABP потребителей для подстанций с двигательной нагрузкой, содержащее блок контроля направления мощности основного источника, подключенный через последовательно включенные блок запрета и блок управления к выключателю основного ввода и к секционному выключателю, блок контроля частоты (реле частоты) напряжения секции шин основного источника. блок контроля минимального напряжения секции шин основного источника, подключенный через элемент ИЛИ к блоку управления (Шабад M.À. Релейная защита и автоматика на электроподстанциях, питающих синхронные двигатели. Л.: Энергоатомиэдат, 1984, с.50-57), Это устройство может выявлять трехфаэные К3 в питающей линии. Однако оно имеет ограниченные чувствительность и быстродействие при возникновении несим2000638 метричных КЗ (однофаэных, двухфазных, двухфазных на землю) в питающей линии, подключенной к секции шин через рабочие трансформаторы со схемой соединения, например. звезда-треугольник. которые могут сопровождаться незначительным снижением напряжений на контролируемой секции шин подстанции. Например, при однофазных КЗ в сетях 110 — 220 кВ, которые составляют примерно 75 — 85 всех случаев КЗ, два линейных напряжения изменяются весьма незначительно (до 10 ), а третье напряжение снижается существенно — примерно на

50 — 70 .

Повышение чувствительности реле минимального напряжения в известном устройстве (например, до 0,9 U ow) не допустимо иэ-эа необходимости отстройки от снижений напряжений в сети (например. при длительном пуске синхронных двигателей (СД) на электрически связанных соседних подстанциях 6-10 кВ), которые могут составлять до 0,7 — 0.8 Оно . При длительном существовании несимметричных К3 у СД существенно увеличивается внутренний угол. приближаясь к критическому значению, и после отключения К3 в цепи питания они почти сразу же могут выпасть иэ синхронизма, а последующее даже быстродействующее ABP не может сохранить .устойчивую работу СД. Последнее вызывает необходимость гашения поля у данных двигателей и замедленное ABP для исключения их противофазного включения, что существенно увеличивает ущгэб у потребителей с двигательной нагрузкой.

Цель изобретения — повышение чувствительности и быстродействия устройства, Это достигается тем, что устройство

ABP потребителей для подстанций с двигательной нагрузкой, содержащее блок контроля направления мощности основного источника, подключенный через последовательно включенные блок запрета и блок управления к выключателю основного ввода и к секционному выключателю, блок контроля угла между напряжениями секций шин основного и резервного источников, блок контроля минимального напряжения секции шин основного источника. выход которого подключен к одному из входов элемента

ИЛИ, дополнительно содержит блок контроля напряжения обратной последовательности секции шин основного источника, причем выходы блока контроля напряжения обратной последовательности и блока контроля угла подключены к другим входам элемента ИЛИ, выход которого подключен к входу блока запрета.

Сущность изобретения заключается во введении блока контроля напряжения обратной последовательности секции шин основного источника, включенного так, что повышается чувствительность к несимметричным КЗ при достаточной отстройке от нормальных режимов питания СД.

Схема предлагаемого устройства приведена на чертеже, где 1 — источник питания иа высокой стороне питающего напряжения, 2 и 3 — первый и второй головные выключатели на питающих линиях, 4 и 5— первая и вторая питающие линии, 6 и 7— первый и второй рабочие трансформаторы напряжения, 8 — измерительный трансформатор тока, 9 и 10 — выключатели основного и резервного вводов, 11 — секционный вы- ключатель, 12 и 13 — секции шин основного и резервного источников, 14 и 15 — первый и второй измерительные трансформаторы напряжения, 16 — блок контроля направления мощности основного источника, 17— блок контроля напряжения обратной последовательности секции шин основного источника, 18 — блок контроля минимального напряжения секции шин основного источника, 19 — блок контроля угла между напряжениями секций шин основного и резервного источников, 20 — элемент ИЛИ, 21 — блок запрета, 22 — блок управления, выполненный, например. на тиристорах, 23 — потребители (синхронные и асинхронные двигатели).

Входы блока 16 контроля направления

35 мощности подключены к напряжению секции шин 12 основного источника и току основного ввода, входы блока 17 контроля напряжения обратной последовательности и блока 18 контроля минимального напря40 жения подключены к напряжению секции шин 12 основного источника, входы блока

19 контроля угла подключены к одноименным напряжениям секций шин основного и резервного источников, Выходы блока 17

45 контроля напряжения обратной последовательности. блока 18 контроля минимального напряжения и блока 19 контроля угла подключены к входам элемента ИЛИ 20. Входы блока 21 запрета подключены к выходам

50 элемента ИЛИ 20 и блока 16 контроля направления мощности, выход блока запрета через блок 22 управления подключен к выключателю 9 основного ввода и секционному выключателю 11, 55 В нормальном режиме выключатели 2, 3, 9, 10 включены, а выключатель 11 отключен. При этом рабочие сигналы на выходах блоков 17,18, 19, 20, 21, 22 отсутствуют. Кроме тога. при включенных потребителях 23 блок 16 находится в сработанном состоянии

2000638

50 и на блокирующий вход блока 21 запрета поступает блокирующий сигнал, При возникновении несимметричных

КЗ в питающей линии 4 хотя бы одно из междуфазных напряжений на секции шин

12 уменьшается, а активно-реактивная мощность (при включенном блоке 23) направлена в сторону повреждения. При этом блок 16 возвращается в исходное состояние и блокирующий сигнал на блокирующем входе блока 21 исчезает (появляется разрешающий сигнал). а блок 17 срабатывает изза наличие несимметрии напряжений и через блоки 20, 21. 22 отключает выключатель 9 и одновременно включает секционный выключатель 11. При этом с помощью быстродействующих выключателей обеспечивается быстродействующее переключение потребителя 23 на резервное питание без потери устойчивости СД в блоке 23.

При возникновении трехфазного КЗ в питающей линии происходит симметричное снижение напряжений на секции шин 12, а активно-реактивная мощность направлена в сторону повреждения или отсутствует.

При этом блок 16 возвращается в исходное состояние, а блок 18 срабатывает из-за снижения напряжений и через блоки 20, 21, 22 обеспечивает быстродействующее ABP.

При возникновении симметричных и несимметричных КЗ на секции шин 12 (или на отходящей линии) активно-реактивная мощность направлена от основного источника в сторону секции шин 12. При этом блок t6 остается в сработанном состоянии, а работа блоков 21, 22 и переключение потребителя на резервный источник запрещаются.

При потери питания (например, иэ-за ошибочного отключения выключателя 2) иээа выбега СД в блоке 23 частота напряжения на секции шин 12 уменьшается, а одноименные напряжения на секции шин 12 начинают медленно отставать. по углу от напряжений на секции шин 13, Так как при этом блок 16 возвращается в исходное состояние, а блок 19 срабатывает, то через блоки 20, 21, 22 обеспечивается быстродействующее ABP.

Уставки по максимальному напряжению срабатывания обратной последовательности, минимальному напряжению срабатывания и углу срабатывания могут легко регулироваться в блоках 17. 18 и 19 соответственно и должны выбираться из условий отстройки от нормальных и пусковых режимов. Уставки по углу максимальной чувствительности и току срабативлния прямой последовательности могут легко регулироваться в блоке 16 и должны обеспечивать с некоторым запасом срабатывание блока 16 в пусковых режимах и в нормальных режимах нагрузки блока 23.

Особенность устройства заключается в том, что оно отстроено от симметричных снижений напряжений шин основного источника (например, до величины 0,7 О, ) и при этом имеет повышенную чувствительность к несимметричным К3, так как может реагировать на величину несимметрии напряжений (например, более 107). Уставки в блоке 16 могут быть выбраны таким образом, что протекание реактивной составляющей тока прямой последовательности, 11p 0,5 IHoM.c4 и направленной от шин к основному источнику, достаточно для возврата блока 16 в исходное состояние. Таким образом, предложение повышает чувствительность и быстродействие устройства

ABP при возникновении несимметричных

КЗ. Это повышает надежность электроснабжения СД и существенно уменьшает технологический ущерб у потребителей.

Формула изобретения

Устройство автоматического включения резервного питания потребителей для подстанций с двигательной нагрузкой. содержащее блок контроля направления мощности основного источника, подключенный через последовательно включенные блок запрета и блок управления к выключателю основного ввода и к секционному выключателю, блок контроля угла между напряжениями секций шин основного и резервного источников, блок контроля минимального напряжения секции шин основного источника, выход которого подключен к одному из входов элемента ИЛИ, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что дополнительно содержит блок контроля напряжения обратной последовательности секции шин основного источника. причем выходи блока контроля напряжения обратной последовательности и блока контроля угла подключены к другим входам элемента

ИЛИ, выход которого подключен к входу блока запрета.

2000638

Заказ 3080

Тираж Подписное

НПО "Поиск" Роспатента

113035, Москва, Ж-35, Рауеская наб.. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород. ул.Гагарина, 101

Составитель Э. Федоров

Редактор А. Купрякова Техред М.Моргентал Корректор Н. Ревская

Устройство автоматического включения резервного питания потребителей Устройство автоматического включения резервного питания потребителей Устройство автоматического включения резервного питания потребителей Устройство автоматического включения резервного питания потребителей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники, а именно к устройствам гарантированного электропитания

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах для коммутации нагрузки переменного тока , в частности статоров трехфазных машин переменного тока

Изобретение относится к авиационной технике, в частности, к системам электроснабжения летательных аппаратов (ЛА)

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в системах электроснабжения двойной технологии для питания потребителей первой категории, обеспечивающих непрерывность технологического цикла при максимальном энергосбережении

Изобретение относится к электрооборудованию самолета и предназначено для использования при реализации электроснабжения потребителей самолета в нормальных и аварийных условиях полета

Изобретение относится к системам распределения электроэнергии и резервного электроснабжения, а более конкретно к автономным системам электроснабжения (АСЭС) передвижных объектов, в частности радиоэлектронных комплексов, функционирующих в удалении от стационарных электрических сетей

Изобретение относится к области преобразовательной техники и может быть использовано в системах бесперебойного электропитания потребителей переменного тока для исключения аварийных режимов

Изобретение относится к системам аварийного питания, описанным в ограничительной части п

Изобретение относится к электрораспределительным сетям постоянного тока, предназначенным для питания функциональных органов транспортных средств, преимущественно летательных аппаратов

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для питания потребителей постоянного тока категории 1-A при высоких требованиях к качеству электроэнергии (ЭЭ)

Изобретение относится к энергоснабжению и может быть использовано для долговременного резервирования электропитания при отключении потребителей сети кабельного телевидения от местных источников электропитания

Изобретение относится к электротехнике, в частности к устройствам для питания электрических сетей, и может найти применение в схемах для питания цепей сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) на тяговых подстанциях железных дорог
Наверх