Шарнирное соединение держателей рычажного типа

 

Использование для физиотерапевтических аппаратов Сущность изобретения шзрнириое соединение держателей рычажного типа, содержащее два рычага со сквозными соосными отверстиями по оси шарнира, рабочий элемент трения со сквозным осевым отверстием и стяжной элемент, размещенный в отверстиях рабочего элемента и рычагов, С ВОЗМОЖНОСТЬЮ ПОВОрОТсЗ 01НОСИТГЛЫЮ ОДНОГО ИЗ последних и жестко соединенный с другим - снабжено упругим элементом, при этом на наружной поверхности рычагов выполнено, по меньшей мере, одно гнездо, в нем pai поножей рабочий элемент трения, выполненный в виде пакета плоских прокладок-шайб , первая группа прокладок жестко соединена со стяжным члснегтом, з вторая - с рычзгом, установленным с возможностью поворота относитепьно стяжного элемента стяжной элемент выполнен в виде стержня с осевым резьбовым отверстием , в котором установлен, по меньшей мере, один бсчт, а упомянутый упругий элемент, установлен на стяжном элементе между пакетом прокладок-шайб и головкой регулировочного болта, причем в гтерсую группу входят первая шайба со стороны упругого элемента и каждая пог.едующая. а во вторую - вторая шайба с той же стороны и каждая последующ 1 л ст нее через одну Для жесткого сор.ди- НС И Я стяжного элемента с одним из рычзгов и перкой группой шайб Наружный профиль гюлс-ресечения стяжного элемента и сквозные отверстия рычага и шайб первой группы совпадают по форме, шайбы второй группы рабочего элемента выпопнсны с выступом на наружной боковой пове( ности а на боковой стенке гнезда выполнена выСорча, причем выступы размещены в последней Си ржень аяжного элемента может быть выпопнен с продольными лысками на наружной боковой пс верхности Отверстие стяжного элемента может быть выполнено сквозлым, в котором друг против друга могут быгь установлены два регулирово ных болп Ззп ()-ли,4ил. с(

() 9) ХЩ (и) 200132 21 (5Ц5 Г t6C Х

Е0ГИГтЕГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРВЦ)ттт

НО Гтн етттам и T003pl f1 зтттткзм

ОПИСАВШИЕ ЦЗОБРЕП НИЯ -амтв.тц.,:;

Е ПАТЕ! П У.(21) 5018413/27 (22) 18.11.91 (46) 1510.93 Бю)). ¹ 37-38 (71) Всесоюзн) Ié институт л едицинского приборостроения (72) Викторов КЛ; Краснухин ИА.; Вепринцева М.M. (73) А/0 "Всесоюзный нау но-исследовательский институт медицинского приборостроения" (54) ШАРНИРНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ДЕРЖАТЕЛЕЙ РЫЧАЖНОГО ТИПА (57) Использование для физиотерапегпи )ес .их аппаратов. Сущность изобр тения: шарнирно соединсние держателей ()ь(чажного .ипа, содержащее два рычага со сквозными соосными отверстиями по оси шарнира, рабочий элемент трения со сквозным осевым отверстием и стяжной элсмент, размещенный в отверстиях рабочего элемента и рычагов, с возможностью поворота о)носительно одного из последних и жестко соедин нный с другим - снабжено упругим элемснтс ц при этом на наружной поверхности рычагов выполнено, по меньшей мере, одно гнездо, в нем распопожp (рабочий элемент трения, выпопненнь)й» виде пакета п(юских прокпа— док-шайб, первая группа прокладок жестко соединена со стяжным эпсментолг, а вт(рая — с рьг згогл, установленным с возможностью поворота относительно стпжного элемента стяжной элемент выполНс ll в виде стержня с осевым резьбовым отверстием, в котором установлен, по меньшей мере, од(( бспт, а упомянутый упругий элемент, установлен на стяжном элементе между пакетом прокладок-шайб и головкой регулировочного болта, причем в первую группу входят первая шайба со стороны упругого элемента и каждая поледующая, а во вторую— вторая шайба с той же стороны и каждая последующля с нее через одну, Для жесткого со;динс (ия стяжного элемснта с одним из рычзгов и пс) кой гру()пой шайб. Наружный профиль поперечно(о сечсния стяжного элемента и сквозные отверстия рычага и шайб первой группы совпадают по форме, шайбы второй группы рабочего элемента пыпопн Hbl с выступом На наружной боковой поверхн)сти, а на боковой стенке гнезда выполнена вь Гсрка, причем выступы размещены в последнеи

Ст(ржснь стяжного элеглента может быть выполнен с продолы ыми лысками на наружной боновой n(.верхнэсти. Отверстие стяжного элемента может быль вь(попнено сквозным, в котором (())у против друга могут быть установлены два регупирово ных бол (т 33;. ф — льс4итт

2001322

Изобретение относится к шарнирным соединениям, используемым в различных механизмах, в частности, в медицинской технике — в Держателях рычажного типа для физиотерапевтических аппаратов, служащих для установки в рабочее положение средств воздействия при проведении физиотерапевтических процедур.

Известны шарнирные соединения рычажных механизмов, используемых в общем машиностроении, которые можно классифицировать по двум основным направлениям (видам) — упругие шарниры с изменяемым крутящим моментом и жесткие металлические щарниры с постоянным крутящим моментом, причем последние по предъявляемым к ним требованиям должны обладать минимальным трением для передачи крутящего момента с наименьшими Iloтерями.

Оба эти вида шарнирных соединений не могут быть использованы в держателях рычажного типа, к которым предъявляется требование обеспечения передачи крутящего момента, неизменного в течение всего срока службы держателя, а также специфические требования к материалам для изготовления составных частей держателя и самого шарнирного соединения. диктуемые условиями их работы, в частности, при использовании в физиотерапевтических аппаратах, для которых предпочтительно предназначено заявляемое решение.

Известно шарнирное соединение, которое образовано сопряженными по плоским поверхностям концами двух рычагов и одним фланцем в виде втулки с осевым отверстием, свободно вращающимся в центральном отверстии проушины конца одного из рычагов и жестко связанным,с фигурным выступом на конце второго рычага заведенным в центральное осевое отверстие фланца и закрепленное с помощью фигурной гайки на резьбовом элементе фигурного выступа второго рычага.

Такая конструкция шарнирного соединения обеспечивает прочность шарнирного соединения в течение длительного времени эксплуатации, а также позволяет обеспечить постоянство характеристик трения в шарнире, практически не позволяя, однако, осуществлять регулировку трения в шарнире, обеспечивая ее только в узком крайнем диапазоне значений, определяемом усилием затяжки элементов шарнира, создаваемым резьбовым элементом с гайкой, что ограничивает эксплуа-.ационные возможности держателей с такими шарнирными соединениями.

Изобретение решает задачу обеспечения точного регулирования момента трения в шарнире в широком диапазоне его значений.

Решение этой задачи обеспечивается тем, что шарнирное соединение держателй рычажного типа, содержащее сопряженные по плоским поверхностям концы двух рычагов со сквозными соосными отверстиями по

10 оси шарнира, рабочий элемент трения со сквозным осевым отверстием и стяжной элемент, размещенный в сквозных соосных отверстиях рабочего элемента трения и рычагов с возможностью поворота относитель15 но одного из последних и жестко соединенный с другим, снабжено упругим элементом, на наружной поверхности рычагов выполнено по меньшей мере одно гнездо. в котором размещен рабочий элемент

20 трения, выполненный в виде пакета плоских прокладок-шайб, первая группа которых жестко соединена со стяжным элементом, а вторая — с рычагом, имеющим возможность поворота относительно стяжного элемента, 25 стяжной элемент выполнен в виде стержня с осевым резьбовым отверстием. в котором установлен по меньшей мере один болт, а упомянутый упругий элемент установлен на стяжном элементе между пакетом прокла 0 док-шайб и головкой регулировочного болта, причем в первую группу шайб рабочего элемента объединены первая со стороны упругого элемента шайба и каждая последующая через одну, а вторая шайба с той же

З5 стороны и каждая последующая через одну образуют вторую группу шайб рабочего элемента трения.

Для жесткого соединения стяжного элемента с одним из рычагов и первой группой

40 шайб рабочего элемента трения наружный профиль поперечного сечения стяжного элемента и сквозные отверстия рычага и шайб первой группы совпадают по форме, шайбы второй группы шайб рабочего эле45 мента трения выполнены с выступом на наружной боковой поверхности, а на боковой стенке гнезда выполнена выборка, причем выступы размещены в последней, Стержень стяжного элемента выполнен

50 с продольными лысками на наружной поверхности.

Отверстие стяжного элемента выполнено сквозным и в нем друг против друга установлены два регулировочных болта.

Соответствие предлагаемого решения критерию "изобретательский уровень" и существенность отличительных признаков определяются тем, что у предлагаемого решения появляется новое свойство, заключающееся в возможности точного регулиро2001322 вания в широком диапазоне значений момента трения в шарнире как путем изменения числа трущихся поверхностерй и варьирования коэффициента трения на них, так и за счет точного задания необходимого усилия сжатия элементов шарнира, причем эта возможность реализуется без изменения габаритов шарнирного соединения.

Кроме того, благодаря укаэанному выполнению стяжного элемента, выполняемые им функции "стягивания" элементов шарнира по его оси и группировки рабочих элементов шарнира путем жесткой связи первой группы шайб рабочего элемента трения с одним, а второй группы шайб — с другим рычагом, разнесены по разным рабочим поверхностям стержня стяжного элемента. При этом исключается возможность децентровки прокладок о пакете, чем гарантируется необходимая упругость шарнира вдоль его оси вращения и равномерное распределение усилия сжатия по рабочим поверхностям прокладок-шайб и обеспечивается высокая точность регулировки задаваемой величины усилия сжатия элементов шарнира, Повышению упругости конструкции шарнирного соединения вдоль оси вращения способствует также введение упругого элемента между пакетом прокладок и головкой регулировочного болта, причем при использовании упругого элемента с известной заданной упругой характеристикой, крутизна которой мала, обеспечивается возможность очень плавной регулировки усилия сжатия, чем еще более повышается точность регулирования момента трения в шарнире.

На фиг. 1 — 2 изображена конструктивная схема двух вариантов выполнения шарнирного соединения; на фиг. 3-4 соответствующие им конструкции в изометрии, Шарнирное соединение (варианты l и 2) содержит два рычага 1 и 2 {см.фиг, 1-4), концы которых сопряжены по плоским поверхностям 3 и 4, соответственно, в которых по оси А вращения шарнира выполнены сквозные соосные отверстия 5 и 6, соответственно, (5 — в рычаге 1, 6 — о рычаге Z), Снаружи от сопрягаемых поверхностей 3, 4 хотя бы в одном из сопрягаемых рычагов 1 (2) выполнено цилиндрическое гнездо 7 (8), соосное оси А шарнира и отверстиям 5 и 6.

В гнезде 7 первого рычага 1 установлен рабочий элемент трения 9 в виде пакета прокладок-шайб 10, 11, имеющих плоскую кольцевую форму. причем оси отверстий 12 о прокладках пакега 9 совмещены с осью А шарнира, В соосных отверстиях 5, 6, 12 ры5

55 чагов 1, 2 и рабочего элемента трения 9, соответственно, установлен с воэможностью поворота относительно рычага 1 стяжной элемент в виде стержня 13 с осевым резьбовым отверстием 14 и хотя бы одним регулировочным болтом 15, а между головкой болта 15 и пакетом прокладок. 9 на стержне 13 стяжного элемента установлен упругий элемент 16.

Прокладки 10 в пакете 9 через одну чередуются с прокладками 11, причем прокладки 11 — первая со стороны упругого элемента 16, контактирующая с ним прокладка-шайба 11, и каждая последующая ч рез Одну, образуют первую группу шайб рабочего элемента трения 9, жестко связанную относительно оси ора(цения шарнира А со стяжным элементом 13 и через него с рычагом 2, Прокладки 10 — вторая со стороны упругого элемента 16 прокладка-шайба 10 и каждая последующая через одну, образуют вторую группу шайб рабочего элемента трения 9, жестко связанную с рычагом 1, о гнезде 7 которого они размещены, Жесткая связь второй группы прокладок-шайб 10 рабочего элемента трения 9 с рычагом 1 может быть реализована за счет выполнения на внешней боковой поверхности прокла,впк

10 выступа 17, а на боковой стенке гнезда 7, в котором они размещены, — с зответствующей фигурной выборки 10, в которой разме щен выступ 17.

Жесткая связь первой группы прок:",едок-шайб 11 рабочего элемента трения шарнира 9 с рычагом 2 реализуется через стержень 13 стяжного элемента, для чего наружный профиль поперечного сечения стержня 13 и сквозные отверстия 6 — пычлга

2 v 12 — прокладок-шайб 11 выполнены со падающими по форме. 8 частности, э о и.жет быть реализовано за счет выполнения на боковой поверхности стержня 13 ласок

19. на стенках отверстия 12 nt.c чадок 11 (внутренняя боковая поверхность прокладок 11) выступов 20, а на стенке отоерс.. l 6 рычага 2 — аналогичных выступов 21, е": предотвращаются взаимные повороты ры лга 2 и прокладок 11 между собой и о в .— сительно стержня 13. Последний вышеописанным образом может быть выполнен в виде штифта (см.фиг. 1, 3) i ли ".аклепки (см.фиг. 2, 4), Таким образом обеспечивается органкзацив двух групп совместно работающи элементов шарнира, перемещак>щихс» гр, работе друг относительно друга. Рабов..в элементы внутри каждой группы эафнкснпп ваны между собой относительно оси гращв ния шарнира А и работают совмесгно

2001322

10

30

50

- 55 в я е причем первая группа совместно работающих элементов шарнирного соединения включает в себя рычаг 2 и прокладки-шайбы

11, а вторая — рычаг 1 и прокладки-шайбы

10 Воэможность поворота стяжного элемента 13 относительно второй группы совместно работающих рабочих элементов шарнира обеспечена тем, что отверстие 5 в рычаге 1 и отверстия 12 в прокладках 10 превышают поперечное сечение элемента

13, который располагается в этих отверстиях с небольшим зазором.

Стяжной элемент 13 кроме функции жесткого соединения относительно оси шарнира A рычага 2 и прокладок-и!аА6 11 (группировки совместно работающих элементов шарнира) выполняет так>ке функции плавного задания усилия сжатия (совместно с регулировочным болтом 15 и упругим элементом 16) рычагов 1, 2 и шайб рабочего элемента трения 9 шарнирного соединения вдоль его оси вращения А и центровки сопрягаемых концов рычагов 1, 2 и прокладок

10, 11 в пакете 9.

Вся конструкция стянута посредством регулировочного болта 15 с шайбой 22, установленного в реэьбовое отверстие 14 стяжного элемента 13 со стороны пакета 9 прокладок 10, 11, Для обеспечения точности затяжки (создание требуемой силы сжатия) в конструкцию введен упругий элемент 16, позволяющий задать заведомо известную зависимость силы сжатия от перемещения головки регулировочного болта 15. Упругий элемент 16 может быть выполнен, в частности, в аиде конической пружины (см.фиг. 1, 3) или в виде резинового кольца, совпадающего по наружному и внутреннему диаметрам с наибольшим и наименьшим рабочими диаметрами прокладок 10, 11 (см.фиг, 2, 4).

Расположение в контакте с упругим элем нтом 16 прокладки 11, жестко связанной со стержнем 13, является обязательным условием, обеспечивающим предохранение стяжного элемента 13 от раскручивания во время работы шарнира, а общее число прокладок 10, 11 в пакете 9 рабочего элемента трения шарнира может быть четным (вариант 1) или нечетным (вариант 2), В первом случае прокладкой, контактирующей с дном гнезда 7 рычага 1 будет прокладка 10, жестко связанная с этим рычагом. Это целесообразно, когда прочностные требования к материалам, из которых изготовлены рычаги, не позволяют использовать эти проклад ки, выполненные из другого материала, трущихся парах с рычагами: образуетс большое количество порошка или, напро тив, очень высокий коэффициент трения, н позволяющий осуществить плавную настройку требуемого момента трения, На фиг. 1,3 представлен вариант выполнения шарнирного соединения с осью вращения А шарнира, перпендикулярной оси держателя рычажного типа. В этом варианте концы сопрягаемых рычагов выполнены различным образом: конец рычага 1 — в виде вилки с двумя зубьями 23, а конец рычага 2 — в виде проушины 24, расположенной по центральному поперечному сечению рычага

2. Ось вращения А шарнира в данном случае также перпендикулярна осям рычагов 1, 2

Дер>кателя. Отверстия 5, 6 выполнены по центру зубьев 23 и проушины 24, соответственно, а на наружных поверхностт... обоих зубьев 23 вилки рычага 1 под два пакета 9 прокладок-шайб 10. 11, используемых в данном варианте, выполнены гнезда 7 с выборкэми 18, идентичными выступам 17 прокладок 10. Стяжной элемент 13 в данном варианте выполнения шарнирного соединения истлеет вид штифта с продольными лысками 19 на его наружной боковой поверхности, совпадающими по форме с выступами 20 и 21 на боковых поверхностях отверстий 12 в прокладках 11 и 6 s рычаге 2 (в проушине 24), и с центральным осевым сквозным резьбовым отверстием 14. С двух концов штифта 13 установлены регулировочные болты 15 с шайбами 22, поджимающие упругие элементы 16, выполненные в данном случае в виде конических пружин.

Число прокладок 10, 11 в данном варианте четное, так что поверхность дна каждого гнезда 7, контактирующая с прокладками

10, жестко с ней связана и выполняет пассивную роль.

В поперечном направлении к оси А шарнира регулировочные болты 15 могут быть закрыты защитными крышками (на чертежах не показаны), предохраняющими от доступа к подвижны л частям шарнира во время работы и служащими для безопасности пользования шарнирным соединением держателя.

На фиг. 2, 4 показан другой вариант выполнения шарнирного соединения держателя рычажного типа — с поворотом относительно оси А шарнира, совпадающей с осью держателя. В данном случае шарнирное соединение образовано сопряженными плоскими торцами рычагов 1, 2. При этом, концы рычагов 1 и 2 имеют форму стаканов, выполняющих роль гнезда 7 рычага 1 и гнезда 8 рычага 2. По центру дна каждого из стаканов 7, 8 выполнены отверстия 5, 6, соответственно. В боковых стенках гнезда 7 выполнены выборки 18. в которых размещены выступы 17 прокладо 10. обеспечиваю2001322

Работа шарнирного саедине((ия держателей рычажного типа осуществляется за счет перемещения вокруг оси А вращения шарнира рычага 1 относительна рь)чзга 2 30 пад воздействием внешней силы. преодолевающей моменты трения, возника)ащие на рабочих поверхностях шар)(ира пад действием усилия сжатия его элем (

Л, При достижении заданного положения 35 держателя, внешнюю нагрузку снимают и взаимное перемещение рычагов 1 и 2 прекращаегся. При этом обеспечивается фикса- P ция положения рычагов 1, 2 держателя за с <ет сил трения, возникающих нз рабочих 40 поверхностях сапряже)(ных рабочих опементов шарнирного саединенил, Б приведен II..(и язляются поверх)(ос1ь 3 p

9 прокладок 11 и 10 по г)ерваму варианту исполнения устройства, кантактиру(а(цих, 50 л соответственна, с упругим зле<лентам 16 и днам гнезда 7, пассивна и учасгия в создании момента трения не пр(лнимает, а внешняя поверхность прокладки 11 в пакете 9 па ф второму варианту, контактирующая с днам 55 гнезда 7, активна и принимает участие в создании (лол<ента трения.

Усилие c:ênò(<((flo oc(l Л вращения шарнира e(o рабочих эле(лентав, определяющее величину силы 1рг.ния, необходимую для щие жесткую связь этих прокладок с рычагом 1, боковые же стенки гнезда 8 вь:барок не имеют, т.K. это гнезда служ(",т лишь для расположения в нем головки стяжнаго элемента 13, выполненного в данна.л варианте 5 в виде заклепки, зафиксирозаннай ат поворота относительно рычага 2 за счет сопряжения выступов 21 на стенке отверстия б с лысками 19 <<а боковой поверхности заклепки. 10

Число прокладок 10, 11 в пакете 9 в данном варианте-нечетное, причем поверхность гнезда 17 участвует в создании суммарного момента трения в шарнире.

Следует отметить, чта в любам варианте 15 выполнения шарнирного соединения вазл<ожна использование как четного, так и нечетного числа прокладок в паке) е 9, выбор диктуется исключительно условиями эксплуатации (<)арнира, при обязательном рас- 20 положении прокладки 11 в контакте с упругим злел<ента)л 16, в данном варианте выпалненны(л в виде резинового кольца, и обязательном чередовании через одну прокладок 10 с прокладками 11. 25 фиксации положения рычагов держателя при отсутсгвии внешней силы, задают, поджимая упругий элел<ент 16 регулировачным болтом 15 стяжного элемента 13 в зависимоСти от требуемого момента трения в шарнире с учетом коэффициентов трения и числа рабочих поверхностей в шарнире. При,этом, создаваемый в шарнире момент трения lv .òð устанавливают таким, чтобы он превышал момент, передаваемый на шарнир весом обьекта, для манипулирования которым ис-пользуют держатель: M» - G.i (1), где G — вес объекта манипуляций, I — расстояние от объекта до центра шарнира. Моменты трения, возникающие в каждой трущейся паре, суммиау)отся, создавая суммарный момент трения в шарнире, которь1й описывается уравнением: и

hl,р - 2/3 Pc, fi(Ri + ï — д — — ). (2)

I=1

I+ "I (де Pc — сила поперечного сжатия шарнира, создаваемая стяжным элементом 13;

f — коэффициент трения в i-й плоскости трения;

RI u г(— максимальный и минимальный радиусы!-й плоскости трения; и — количество плоскостей трения в соединении.

Как видно лз формулы (2), регулирование

<омента трения в шарнире беэ изменения

:.го габаритов (Г((и rl-const) возможно путел<

1:).ленения трех параметров: усилия сжатия

Р,, коэффициента трения ff в трущихся парах, числа и поверхностей трения, зависящего т количествà nðoêëàäîê 10, 1 в пакетах 9 и т выбора в качестве прокладки, контактиую щей с дном гнезда 7 прокладки 10 или 11.

1зменение коэффициента трения и числ» рущихся пар связано с заменой пакета ïf:оладак, а следовательно, создает дискретое изменение момента трения в

<(арнирном соединении, т,е. задает уровень .<амента трения в шарнире, позволяя значиельна расширить диапазон использования диого шарнирного соединения, но не дает азможности точной настройки на требуе

Создание требуемого усилия сжатия в арнире в зависимости от угла поворота реулировочного болта может быть описано ормулой:

6 1

Р - S — 5 -(т — ., (3)

360 р

< =1 де S — шаг резьбы;

2001322

0 — угол, на который поворачивается ре1улировочный болт в градусах; и ,, Я вЂ” сумма коэффициентов податли1=1 вости всех деталей конструкции, сжимаемых стяжным элементом 13.

Как видно из формулы (3), плавность и, следовательно, точность регулирования усилия сжатия в шарнире могут быть обеспечены при малой крутизне графика зависимости величины усилия сжатия от угла поворота регулировочного болта 15, что в свою очередь обеспечивается при большой величине суммы коэффициентов податливоо сти ", 4 шарнира. существенно возрастаюi = l щей при введении в конструкцию упругого элемента 16 между головкой регулировочного болта 15 и пакетом прокладок 9, Расположение резьбы на боковой поверхности осевого отверстия 14 в стяжном элементе 13 исключает воэможность перекосов при сборке шарнира прокладок 10, 11 в пакетах

9, толщина которых соизмерима с шагом резьбы. Этим гарантируется конструктивно заданная упругость конструкции и точное задание усилия сжатия. Упругий элемент 16 выполняет также функцию равномерного распределения усилия сжатия по всей рабочей поверхности трущихся пар прокладок 10 и 11 в пакете 9.

Таким образом, заявляемая конструкция позволяет осуществлять грубую настройку шарнира, задающую уровень момента трения путем замены в пакете 9 числа прокладок и варьирования их коэффициента трения при выполнении из различных материалов. а также гарантированно осуществлять настройку шарнира на требуемое значение момента трения с высокой плавностью процесса точного регулирования усилия с катия. Это особенно важно при использовании шарнира в держателях рычажного типа при больших массах рабочего инструмента, закрепленных на этих держателях, когда даже небольшое превышение этого момента трения приводит к осложнениям пользованием этим держателем.

Для простоты практического применения держателя с заявляемым шарнирным соединением его рычагов, при настройке шарниров держателя на требуемый уровень момента трения целесообразно осуществлять не замену самих прокладок 10, 11 в пакете 9 (числа их), а замену самих пакетов 9 прокладок, которые могут поставляться совместно с держателем в комплексе. Это позволит существенно упростить процесс настройки на задаваемый уровень момента

5 трения с обеспечением высокой точности его за счет того, что суммарный момент трения в пакете 9, в допустимом диапазоне изменения усилия Рс сжатия, может быть строго задан для каждого пакета 9, прилагаемого к

10 держателю, причем, если испольэовать также возможность изменения коэффициента трения, т.е, ввести в комплект пакетов 9 пакеты прокладок со значительно отличающимися коэффициентами трения в трущихся

15 парах, диапазон изменения момента трения в шарнире может быть еще увеличен. Этим обеспечивается полная унификация шарнирного соединения и возможность использования его при значительно

20 различающихся условиях эксплуатации, В частности, в электрододержателях физиотерапевтических аппаратов, когда имеется необходимость манипулирования электродами, значительно различающимися

25 по весy,„ððè смене таких электродов достаточно заменить в шарнирном соединении держателя пакет прокладок 9 на имеющий требуемый уровень момента трения в шарнире, не меняя самого держателя, и с по30 мощью стяжного элемента 13, регулируя плавно усилие сжатия регулировочным болтом 15, установить требуемый момент трения в шарнире с необходимой точностью.

В,случаях же манипулирования электро35 дами, различия в весе которых менее значительны, использование одного и того же держателя возможно и при регулировке только усилия сжатия Рс в шарнире, диапазон изменения которого в заявляемом реше40 нии зависит от характеристики упругого элемента 16 и достаточно широк.

Таким образом, двойная регулировка позволяет точно выставить шарнир на нужный момент трения на его рабочих поверхностях, 45 конструкция же шарнира, при MB/lblx габаритах его и высокой прочности шарнирного соединения, работающего при допустимых усилиях сжатия в зоне упругих деформаций, позволяет гарантировать постоянство вели50 чины момента трения на протяжении длительного срока эксплуатации без дополнительных подоегулировок до изменения уровня момента трения. (56) Патент США М 2274823. кл. F 16 С 11/04, 55 1975.

2001322

14 регулировочного болта. причем первая группа шайб рабочего элемента трения состоит из первой со стороны упругого элемента шайбы и каждой последующей от нее через одну, а вторая группа - иэ второй шайбы с той жв стороны и каждой последующей от нее через одну.

2. Соединение по п.1, отличающееся тем, что для жесткого соединения стяжного элемента с одним из рычагов и первой группой шайб рабочего элемента трения наружный профиль поперечного сечения стяжного элемента и сквозные отверстия рычага и шайб первой группы совпадают по форме, шайбы второй группы рабочего элемента выполнены с выступом на наружной боковой поверхности. а на боковой стенке гнезда выполнена выборка, причем выступы размещены в последней, 3. Соединение по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что стержень стяжного элемента выполнен с продольными лысками на наружной боковой поверхности.

4. Соединенив по пп.1 - 3. отличающееся тем, что отверстие стяжного элемента выполнено сквозным, в котором друг против друга установлены два регулировочных болта.

I5

IB

I3

Фиг. I

Формула изобретения

1. ШАРНИРНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ДЕРЖАТЕЛЕЙ РЫчАжного типА, содержащее сопряженные по плоским поверхностям концы двух рычагов со сквозными соосными отверстиями 5 по оси шарнира, рабочий элемент трения со сквозным осевым отверстием и стяжной элемент, размещенный в сквозных соосных отверстиях рабочего элемента трения и рычагов с воэможностью поворота отно- 10 сительно одного из последних и жестко соединенный с другим, отличающееся тем, что оно снабжено упругим элементом, на наружной поверхности рычагов выполнено по меньшей мере одно гнездо, в котором размещен рабочий элемент трения, выполненный в виде пакета плоских прокладокшайб, первая группа которых жестко соединена со стяжным элементом, а вто-20 рая - с рычагом, установленным с воэможностью поворота от11осительно стяжного элемента, стяжной элемент выполнен в виде стержня с осевым резьбовым отверсти, ем, в котором установлен по меньйей:25 мере один болт, а упомянутый упругий элемент установлен на стяжном элементе между пакетом прокладок-шайб и головкой

2 э 01322

II

I0

I8

IO

I7

П

IO

II

А

2001322

Составитель О, Христофорова

Техред М.Моргентал Корректор . Л. Ливринц

Редактор

Заказ 3123

Тираж Подписное

НПО "Поиск" Роспатента

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Шарнирное соединение держателей рычажного типа Шарнирное соединение держателей рычажного типа Шарнирное соединение держателей рычажного типа Шарнирное соединение держателей рычажного типа Шарнирное соединение держателей рычажного типа Шарнирное соединение держателей рычажного типа Шарнирное соединение держателей рычажного типа Шарнирное соединение держателей рычажного типа Шарнирное соединение держателей рычажного типа 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к технологии изготовления сферических шарниров подвески автомобиля

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к устройствам управления, преимущественно к исполнительным органам, контактирующим с высокотемпературными объектами

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям шаровых шарниров подвески колес автомобиля и рулевых тяг

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям шаровых шарниров подвески колес автомобиля и рулевых тяг

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям защитных чехлов шаровых шарниров
Наверх