Способ футеровки колена трубопровода

 

Использование: для футеровки колена трубопровода, транспортирующего абразивный материал. Сущность изобретения: элементы футеровки колена трубопровода вырезают из покрышки автомобильного колеса, непригодного для использования. С этой целью вначале путем разметки колена определяют необходимые размеры футеровочных полуколец, затем эти размеры переносят на выбранную подходящих размеров покрышку, нарезают из нее полукольца, стыкуют их между собой, подгоняя диаметр получаемого полукольца по проходному размеру колена подрезкой торцов полуколец, смачивают полученные элементы водой и с помощью оправки вводят внутрь колена до ее заполнения. 3 ил.

Известен способ футеровки колена трубопровода для транспортировки абразивных материалов путем укладки примыкающих друг к другу полых элементов, наружная поверхность которых прилегает к внутренней поверхности трубопровода.

Такая футеровка из фарфоровых, камлелитых труб довольно сложной формы не является универсальной, так как футеруемое колено трубопровода должно быть строго определенного диаметра и радиуса кривизны.

Для обеспечения возможности футеровки колеса трубопровода с различным радиусом кривизны предложен способ футеровки, заключающийся в том, что полые элементы двух типоразмеров укладывают, чередуя между собой, и каждый из них выполнен в виде усеченного с двух сторон сходящимися плоскостями цилиндрического кольца, причем отношение максимальной образующей кольца к его минимальной образующей одного типоразмера составляет 1,08-1,12, а отношение максимальной образующей кольца к его минимальной образующей другого типоразмера составляет 1,18-1,51.

Расположение элементов подбирается опытным путем.

Однако для осуществления такого способа наличие необходимы камлелитные элементы двух типоразмеров и расположение элементов необходимо подбирать опытным путем. Сравнительно высокой является и стоимость футеровки, необходимой для осуществления известного способа.

Целью изобретения является упрощение процесса футеровки, и сокращение затрат на нее.

Согласно изобретению цель достигается тем, что вначале исходя из диаметра трубы, из которой изготовлено подлежащее формированию колено, подбирают подходящую по размеру негодную покрышку автомобильного колеса (или какого-либо другого транспортного средства), а затем вырезают из нее два полукольца, которые будучи состыкованными друг с другом представляли бы собой полый элемент тора, ограниченный с двух сторон сходящимися вне его радиальными плоскостями, причем соотношение между максимальной и минимальной образующими полученного кольца определяют исходя из размеров колена, подлежащего футеровке.

Вырезав необходимое количество полуколец, последние подгоняют по внутреннему размеру трубы колеса, стыкуют между собой, смачивают водой и, вставив в трубу колена при помощи, например, деревянной оправки, проталкивают до середины колена. Операцию повторяют до заполнения колеса футеровкой с одной стороны, а затем таким же образом заполняют колено футеровочными элементами с другой стороны.

Применяемый материал - резина - очень хорошо сопротивляется износу, недефицитен, так как автомобильные покрышки всюду загрязняют окружающую среду, благодаря упругости материала, получаемые кольца не требуют выполнения с большой точностью, так как при приложении небольшого усилия при сборке слегка деформируются и плотно прилегают друг к другу.

Предлагаемый способ футеровки и разметка покрышки для вырезания футеровочного элемента иллюстрируется на конкретном примере.

На фиг. 1 изображена покрышка автомобильного колеса и ее разметка; на фиг. 2 - колено, подлежащее футеровке; на фиг. 3 - сечение А-А футеровочной части колена.

Из покрышки 1 автомобильного колеса для футеровки колена 2 вырезают два элемента - полукольцо 3, закладываемое в периферийной части колена и стыкуемое с полукольцом 3.

Для того, чтобы вырезать полукольца 3 и 4, выбирают покрышку 1 автомобильного колеса, внешний радиус которой R равен или не на много отличается от внешнего радиуса R1 колена 2, подлежащего футеровке, ширина покрышки колеса не должна сильно отличаться (и не должна быть меньше) от проходного диаметра D колена 2. После этого путем разметки колена 2 из внешнего центра О проводят два радиальных луча, пересекая ими колено 2 на расстоянии С друг от друга на периферии колена. При этом величина С выбирается равной (0,3-0,4)D. Размер В образуется автоматически.

Затем на протекторной части покрышки 1 откладывают размер С по периметру покрышки, проводят к центру 01 два луча. Этим приемом обеспечивается равенство двугранных углов между секущими плоскостями. И затем производят разрезы по полученным линиям, после этого полученный сектор вторично разрезают по линии К-К и получают полукольцо 3.

Для получения из покрышки полукольца 4 поступают следующим образом: на протекторной части покрышки 1 откладывают размер В. Через середину В и 01 проводят прямую линию, выходящую во внешнюю сторону от протектора на расстояние Р от него и получают точку 02, из которой через концы отрезка В проводят два луча, по которым производят разрезы покрышки 1. Вставив полукольцо 3 в колено с периферийной стороны, а часть полукольца 4 с внутренней (центральной), определяют положение линии Р-Р, по которой необходимо произвести разрез для получения полукольца 4, пристыкованного к полукольцу 3. После этого полученное полукольцо 4 также вводят в колено и при помощи оправки диаметром немного меньше D, смочив внутреннюю поверхность колена водой, проталкивают оба полукольца до середины колена. Операцию повторяют до заполнения колена футеровкой с одной стороны, а затем таким же образом заполняют колено футеровочными элементами с другой стороны.

Таким образом способ футеровки колена трубопровода и материал для футеровки позволяет упростить процесс футеровки, значительно снизить затраты на материал для футеровки, обойтись без дефицитного каменного литья, при обеспечении достаточной износоустойчивости футеровки. Дополнительно, предложение позволяет уменьшить загрязнение окружающей среды, так как покрышки автомобильных колес во множестве скопились, не находят использования и не перерабатываются.

(56) Авторское свидетельство СССР N 235516, кл. F 16 L 57/00, 1969.

Формула изобретения

СПОСОБ ФУТЕРОВКИ КОЛЕНА ТРУБОПРОВОДА для транспортирования абразивного материала, включающий укладку в трубопровод примыкающих друг к другу полых элементов, наружная поверхность которых прилегает к внутренней поверхности трубопровода, отличающийся тем, что, с целью упрощения футеровки колена трубопровода с различным радиусом кривизны и сокращения затрат на футеровку, полые элементы выполняют в виде двух полуколец, вырезаемых из покрышки автомобильного колеса после предварительной разметки его в зависимости от размеров футеруемого колена и используемой покрышки, причем каждое из полуколец представляет собой полый элемент тора, полученный в результате сечения его с двух сторон плоскостями, пересекающимися в центре тора, а двугранный угол между указанными плоскостями равен принятому при разметке футеровочного элемента, исходя из размеров футеруемого колена, затем полученные полукольца стыкуют между собой, подгоняя наружный размер получаемого полого кольца подрезкой торцов полуколец, смачивают их водой и с помощью оправки вводят в футеруемое колено до его заполнения.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к ofinr-ci и машчпостроения, а именно к консгрукцми б о п р о в о д о в, транспортирующих йОрэзивн1 ;й материал

Изобретение относится к защитным устройствам концов труб при их строповке

Изобретение относится к гидромеханизации , в частности к защите трубопроводов при экстремальных метеоусловиях и от абразивного износа

Изобретение относится к трубопроводному транспорту, в частности к защите от механических повреждений подземных трубопроводов , укладываемых в скальных вечномерзлых грунтах

Изобретение относится к области строительства , в частности к строительству магистральных трубопроводов, когда грунты сложены гравийно-галечниковыми или щебеночными отложениями

Изобретение относится к гидропневмотранспортной технике и может быть использовано для перемещения в потоке несущей среды различных твердых сыпучих материалов (песка, шлака и др.)

Изобретение относится к трубопроводному виду транспорта, несущему абразивные включения, например, песчано-гравийные пульпы и способам его защиты от интенсивного износа

Изобретение относится к устройству крепления труб для защиты при разрывах в крупных трубопроводных сетях, например на нефтеперерабатывающих заводах и атомных электростанциях

Изобретение относится к неразрушающему контролю и может быть использовано для контроля состояния трубопровода
Изобретение относится к области нефтегазовой промышленности и горного дела, а именно бурению скважин, преимущественно глубоких

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано при строительстве новых и реконструкции действующих, преимущественно технологических трубопроводов обвязки компрессорных и насосных станций

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта и может быть использовано для защиты участков, подверженных изменяющимся внешним воздействиям, от перенапряжений и, как следствие, от возникновения коррозионного растрескивания под напряжением (стресс-коррозии)
Наверх