Задвижка прямоточная многопроходная

 

Сущность изобретения: один запорный диск с взаимопритертыми торцами и проходными отверстиями неподвижно установлен относительно корпуса, другой - подвижно с возможностью поворота вместе с поворотной обоймой. Корпус выполнен из двух половин, соединенных крепежными элементами, расстояние между которыми ограничено промежуточными элементами. На торцах обращенных друг к другу половин корпуса выполнены расточки и в них размещена поворотная обойма. В обойме расположен неподвижно установленный запорный диск. На обойме выполнен выступ, связанный с приводом и размещенный между смежными шпильками с возможностью ограничения угла поворота обоймы от полностью закрытого положения до полностью открытого положения дисков. На поворотном диске выполнена разгрузочная канавка и канал, соединяющий канавку с дозапорной полостью. 3 ил.

Изобретение относится к запорно-регулирующей арматуре трубопроводов, предназначено для перекрытия и регулирования потока транспортируемой по трубопроводам среды.

Известны прямоточные многопроходные краны с поворотными дисками, имеющими отверстия, для перекрытия и дросселирования потока.

Наиболее близким по технической сущности является клапан-дроссель, содержащий корпус, внутри которого с возможностью поворота установлена втулка-вилка, в которую через боковой паз корпуса ввинчена рукоятка, запорные элементы, выполненные в виде дисков с отверстиями, взаимодействующих друг с другом притертыми торцами и установленные один неподвижно, на выходном патрубке, закрепленном с помощью фланца и винтов к корпусу, а второй свободно во втулке-вилке.

К недостаткам описанного устройства относится то, что при больших проходных сечениях и давлениях из-за больших усилий прижатия дисков друг к другу возникает необходимость в сложных механизмах поворота, выполнение корпуса угловым или с прорезью под рукоятку для поворота втулки-вилки усложняет конструкцию и снижает технологичность, ведет к повышению материалоемкости.

Целью изобретения является устранение отмеченных недостатков, а именно, упрощение конструкции, повышение технологичности, снижение усилий поджатия дисков друг к другу при одновременном снижении материалоемкости и трудоемкости изготовления.

Указанная цель достигается тем, что корпус выполнен из двух одинаковых половин, стянутых шпильками с утолщенной средней частью, являющейся ограничителем дистанции между ними, а запорные диски установлены внутри обоймы, которая с возможностью поворота установлена между половинами корпуса, входит в вытачки, выполненные на их торцах, и на ней выполнен выступ, за который осуществляется ее поворот, причем ширина выступа обеспечивает ограничение поворота обоймы упором этого выступа в смежные шпильки и соответствие углу поворота от полностью закрытого до полностью открытого положения поворотного диска, а на поворотном диске выполнена разгрузочная канавка, соединенная каналом с дозапорной полостью задвижки.

Новым главным признаком в предлагаемом изобретении является то, что обойма расположена между двумя половинами корпуса и открыта снаружи, что позволяет снизить материалоемкость, а одинаковые половины корпусов упрощают изготовление и повышают технологичность. Применение разгрузочной канавки на торце поворотного диска снижает усилие прижатия дисков друг к другу и, соответственно, усилие на поворот обоймы.

На фиг. 1 изображена задвижка прямоточная многопроходная в осевом сечении; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1 по затвору; на фиг. 3 - то же сечение А-А (вариант с червячным приводом).

Буквами обозначены: D - дозапорная полость, D1 - наружный диаметр разгрузочной канавки, d2 - внутренний диаметр разгрузочной канавки, о - угол поворота обоймы с поворотным диском, соответствующим полному углу поворота от закрытого до открытого положения, П - притертые торцы запорных дисков.

Задвижка прямоточная многопроходная включает корпус, состоящий из двух половин 1 и 2, запорные диски 3 и 4 со взаимопритертыми торцами П и проходными отверстиями 5, один из которых 4 установлен без возможности поворота, удерживаемый штифтами 6 относительно половины корпуса 2, а другой запорный диск 3 установлен с возможностью поворота вместе с обоймой 7 и удерживаемый от проворота относительно нее штифтом 8. Половины корпуса 1 и 2 стянуты между собой крепежными элементами в виде гаек-шпилек 9 и 10. Каждая шпилька 10 выполнена с промежуточным элементом в виде утолщения в средней ее части, являющегося ограничителем дистанции между половинами корпуса 1 и 2, а запорные диски 3 и 4 установлены внутри обоймы 7, которая с возможностью поворота установлена между половинами корпуса 1 и 2 входит в вытачки, выполненные на их торцах и на ней выполнен выступ 11, за который осуществляется ее поворот. Для герметизации по торцам запорных дисков 3 и 4 и обоймы 7 установлены уплотнения 12 и 13. Для ручного поворота обоймы 7 в нее устанавливается рукоятка 14, или устанавливается червячный привод, состоящий из корпуса 15 и червяка 16 с маховиком 17, при этом в первом случае в выступе 11 обоймы 7 выполнено отверстие, а в другом случае - зубья червячной передачи. На запорном диске 3 выполнена разгрузочная канавка 18, каналом 19 соединенная с дозапорной полостью D.

Работает задвижка прямоточная многопроходная следующим образом. Исходное положение: задвижка открыта - отверстие 5 в запорных дисках 3 и 4 совмещены, а диски поджаты друг к другу уплотнением 13, поток транспортируемой среды проходит через задвижку, по каналу 19 давление передается в разгрузочную канавку 18. Это давление, действуя на кольцевую площадку, ограниченную диаметрами D1 и d2, которые выбираются из условия разгрузки диска 3 от усилий, возникающих под действием потока транспортируемой среды со стороны дозапорной полости D и усилий прижатия уплотнений 13. При закрытии задвижки прямоточной многопроходной обойма 7 с запорным диском 3 поворачивается с помощью рукоятки 14 или червяка 16, при этом выступ 11 упирается в шпильку 10, пройдя путь, соответствующий углу о, а отверстия 5 в запорных дисках 3 и 4 взаимоперекрываются, обеспечивая полное запирание потока.

Конструкция предлагаемой задвижки позволяет производить ремонт - замену уплотнений и дисков без демонтажа корпуса из трубопровода.

Предлагаемое изобретение позволяет снизить затраты на изготовление за счет технологичности и пониженной материалоемкости, наличие разгрузочной канавки облегчает управление, обслуживание, а изготовление запорных дисков из высокопрочных износостойких материалов, например карбида титана или углеситалла, позволяет решить проблему простой, долговечной арматуры.

(56) Заявка Франции N 2542840, кл. F 16 K 3/08, 1984.

Патент США N 3426797, кл. F 16 K 3/08, 1969.

Формула изобретения

ПРЯМОТОЧНАЯ МНОГОПРОХОДНАЯ ЗАДВИЖКА, содержащая корпус, запорные диски со взаимопритертыми торцами и проходными отверстиями, один из которых неподвижно установлен относительно корпуса, а другой - подвижно с возможностью поворота вместе с поворотной обоймой, крепежные и уплотнительные элементы и привод, отличающаяся тем, что корпус выполнен из двух половин, соединенных крепежными элементами, расстояние между которыми ограничено промежуточными элементами, на торцах обращенных одна к другой половин корпуса выполнены расточки и в них размещена поворотная обойма, в которой расположен неподвижно установленный запорный диск, причем на обойме выполнен выступ, связанный с приводом и размещенный между смежными шпильками с возможностью ограничения угла поворота обоймы от полностью закрытого положения до полностью открытого положения запорных дисков, а на поворотном запорном диске выполнены разгрузочная канавка и канал, соединяющий канавку с дозапорной полостью.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к запорной арматуре трубопроводов, предназначено для перекрытия и регулирования потока транспортируемой среды

Изобретение относится к регулирующей трубопроводной арматуре и позволяет повысить надежность и быстродействие за счет снижения трения между золотником и седлом, благодаря вывешенности золотника напорной средой трубопровода, а следовательно, способности крана к амортизации

Изобретение относится к арматуростроению

Изобретение относится к сельскохозяйственной технике

Изобретение относится к технике промысловых гидродинамических исследований пластов и скважин, а именно к устройствам для контроля за разработкой нефтяных месторождений

Изобретение относится к области санитарной техники и может быть использовано в водоразборной и водозапорной арматуре, например в водоразборных кранах, смесителях, для регулирования температуры и расхода вытекающей из них жидкости

Изобретение относится к арматуростроению и может быть использовано для регулирования и перекрытия рабочей среды, проходящей по трубопроводам технических и коммунальных сетей

Изобретение относится к арматуростроению и может найти применение в коммунальном хозяйстве, в химической, нефтяной и других отраслях промышленности для регулирования и перекрытия рабочей среды, проходящей по трубопроводам технических систем

Изобретение относится к запорной и регулирующей арматуре и может быть применено вместо известных задвижек и вентилей на трубопроводах с неагрессивными жидкими и газообразными средами

Изобретение относится к устройствам в области запорно-распределительной арматуры, а точнее к вентилям, кранам, клапанам и может быть широко использовано в системах газо- и водоснабжения промышленного и жилищно-коммунального хозяйства, в частности, при работе в системах с особо чистой или агрессивной средой в широком диапазоне температур от криогенных до 1000oC, а также в вакуумных установках различного назначения

Изобретение относится к арматуростроению и предназначено для использования в бытовом санитарно-техническом оборудовании для смешивания жидкостей в широком интервале температур

Изобретение относится к арматуростроению и предназначено для упрощения изготовления шиберных затворов с круглыми запорными пластинами

Изобретение относится к арматуростроению и предназначено для регулирования и перекрытия рабочей среды в трубопроводах повышенного давления
Наверх