Электропривод постоянного тока

 

Использование: может быть использовано в электроприводах общепромышленных механизмов. Сущность: в данном электроприводе уменьшение потерь энергии достигается введением в систему нелинейного преобразования сигнала, пропорционального частоте вращения, учитывающее потребление реактивной мощности. 1 ил.

Изобретение относится к электротехнике.

Известный электропривод [1] содержит последовательно соединенные выпрямитель, датчик тока, электродвигатель, тахогенератор, преобразователь в цепи обмотки возбуждения и нелинейный преобразователь.

Недостаток устройства состоит в относительно низком КПД.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемым результатам является электропривод постоянного тока [2] , содержащий электродвигатель, подключенный к тиристорному выпрямителю, последовательно соединенные блоки уставки, регулятор частоты вращения и регулятор тока, выход которого подключен ко входу тиристорного выпрямителя, датчики тока и частоты вращения, выходы которых подключены ко входам обратных связей соответственно регулятора тока и регулятора частоты вращения, возбудитель, выход которого подключен к выходам обмотки возбуждения электродвигателя.

Недостаток устройства состоит в относительно больших потерях энергии, так как не учитываются потери энергии в сети и прежде всего потери, вызванные потреблением реактивной мощности.

Цель изобретения состоит в снижении потерь энергии.

Цель достигается за счет того, что в электропривод введен сумматор, выход которого соединен со входом возбудителя, блок воздействия в четвертую степень, квадратор, датчик потока и три умножителя, выход первого и второго из которых соединены со входами сумматора непосредственно, а третьего через квадратор, первый вход первого умножителя соединен с выходом блока возведения в четвертую степень, вход которого соединен с датчиком по току, первые входы которого и третьего умножителей соединены с выходом датчика потока и входом блока возведения в четвертую степень, второй вход третьего умножителя соединен с выходом датчика тока, вторые входы первого и второго умножителей соединены через соответственно первый и второй функциональные преобразователи со входом датчика частоты вращения, причем первый и второй функциональные преобразователи реализуют соответственно следующие функциональные зависимости U1= a+ b d; U2 = , где - частота вращения; a, b, d - константы; о - частота вращения идеального холостого хода.

Существенные отличия предложенного технического решения состоят в том, что учитывается составляющая потерь, связанная с перетоком реактивной мощности в сети. Как известно, потери энергии в сети пропорциональны реактивной мощности. В данном предложении производится учет этой составляющей энергии.

На чертеже приведена схема устройства.

Двигатель 1, датчик 2, тиристорный выпрямитель 3, регулятор 4 тока, регулятор 5 частоты и блок 6 уставки включены последовательно. Датчик 7 потока установлен рядом с обмоткой 8 возбуждения. Тахогенератор 9 соединен с регулятором 5 частоты, первым 10 и вторым 11 функциональными преобразователями, которые через умножители 12, 13 связаны с сумматором 14. Умножитель 15 через квадратор 16 связывает выход тахогенератора 9 и датчика 17 потока с входом сумматора 14. Выход последнего связан с возбудителем 17, соединенным выходом с обмоткой 8 возбуждения. Датчик потока 7 соединен также с блоком 18 возведения в 4-ю степень.

Устройство работает следующим образом.

Двигатель 1 работает с регулируемой частотой вращения. Регулирование частоты осуществляется изменением сигнала уставки, поступающим с выхода блока 6. Регулятор 5 сравнивает этот сигнал с действительным значением частоты, поступающим с выхода тахогенератора 9, и вырабатывает регулирующее воздействие на стабилизацию частоты. Этот сигнал через регулятор 4 поступает на управление тиристорным выпрямителем 3, изменяющим величину напряжения якоря. Этот канал регулирования (частоты) обладает высоким быстродействием. Наряду с этим имеется второй канал регулирования возбуждения. Этот канал обладает значительно меньшим быстродействием (на порядок). Поэтому работа этого канала проявляется в основном в установившихся режимах.

Усилитель 14 устанавливает значение напряжения возбудителя 17, при котором электропривод работает с минимальными потерями электроэнергии. Для этого сумматор 14 имеет интегральные свойства (типа ПИ или И регулятора).

Покажем условия, при которых достигается минимум потерь энергии.

Переменные потери энергии [2] P1= R + Cf()U и постоянные потери энергии P2= a2+bd2+KMn, где R - сопротивление якорной цепи; М, , - момент, поток и частота вращения двигателя; С - коэффициент перевода реактивной мощнсти в потери энергии (С0,1-0,3 кВт/кВар);
b - коэффициент потерь в стали;
d= 1,2-1,5;
n - коэффициент механических потерь,
n1-1,5, a = R
Здесь RB - сопротивление обмотки возбуждения;
- тангенс наклона характеристики намагничивания;
f() - зависимость относительной реактивной составляющей тока от напряжения якоря или что практически тоже от скорости.

U - максимальное напряжение выпрямителя;
о - скорость идеального холостого хода двигателя при U .

Например, для симметричного управляемого выпрямителя
f+= 1
Минимум потерь достигается при
, что достигается при
условии 4(a+bd)--RM2= 0
. На выходе преобразователей 10 и 11 формируются сигналы U1= a+ bd и U2= соответственно. Усилитель 14 осуществляет решение последнего уравнения. В случае отклонения упомянутого равенства от нуля на выходе усилителя 14 появляется сигнал, который изменяет значение потока в сторону, вызывающую исчезновение неравенства нулю суммы входных сигналов. Таким образом благодаря нелинейному преобразованию сигнала в блоке 11, пропорционального напряжения или что тоже частоте вращения учитывается потребление реакционной мощности и связанные с ней потери энергии в сети. Благодаря этому снижаются суммарные потери энергии. (56) 1. Ильинский Н. Ф. и др. Энергосбережение в электроприводе. М. : Высшая школа, 1989, с. 90, рис. 81.

2. Лебедев Е. Д. Управление вентильными электроприводами постоянного тока. М. : Энергия, 1980, с. 97. рис. 42.


Формула изобретения

ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА, содержащий электродвигатель, подключенный к тиристорному выпрямителю, последовательно соединенные блок уставки, регулятор частоты вращения и регулятор тока, выход которого подключен к входу тиристорного выпрямителя, датчики тока и частоты вращения, выходы которых подключены к входам обратных связей соответственно регулятора тока и регулятора частоты вращения, возбудитель, выход которого подключен к выводам обмотки возбуждения электродвигателя, отличающийся тем, что, с целью повышения КПД, в него введены сумматор, выход которого соединен с входом возбудителя, блок возведения в четвертую степень, квадратор, датчик потока и три умножителя, выходы первого и второго из которых соединены с входами сумматора непосредственно, а третьего - через квадратор, первый вход первого умножителя соединен с выходом блока возведения в четвертую степень, вход которого соединен с датчиком потока, первые входы второго и третьего умножителей соединены с выходом датчика потока и входом блока возведения в четвертую степень, второй вход третьего умножителя соединен с выходом датчика тока, вторые входы первого и второго умножителей соединены через соответственно первый и второй функциональные преобразователи с входом датчика частоты вращения, причем первый и второй функциональные преобразователи реализуют соответственно следующие функциональные зависимости:
Uф.п1 = a + b c,
U= ,
где - частота вращения;
a, b, c - константы;
0 - частота вращения идеального холостого хода.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматизированному электроприводу постоянного тока без датчика часоты вращения, регулируемому по электродвижущей силе (ЭДС) двигателя, и характеризуется повышенными требованиями к быстродействию и диапазону регулирования по скорости

Изобретение относится к электромеханике и может быть использовано в приводах ручного электроинструмента (электропилы, электрорубанки и т

Изобретение относится к электромеханике и может быть использовано в тяговых электроприводах с двигателями постоянного тока последовательного возбуждения (трамвай, троллейбус, метро, пригородные электропоезда) при импульсном регулировании

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системе электрического запуска дизелей на транспортных средствах, например на тепловозах и дизель-поездах

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике, в частности к системам управления реверсивными вентильными электроприводами постоянного тока с раздельным управлением групп вентилей преобразователя, и может найти применение в металлургической, бумагоделательной и других отраслях промышленности

Изобретение относится к электротехнике, в частности к системам управления реверсивными вентильными электроприводами постоянного тока с раздельным управлением групп вентилей преобразователя, и может быть использовано в металлургической, бумагоделательной и других отраслях промышленности

Изобретение относится к электротехнике, в частности к позиционным электроприводам постоянного тока, и может быть использовано для автоматизации металлорежущих станков, электромеханических роботов и других механизмов

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к системам стабилизации скорости вращения двигателей постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах автоматического управления для регулирования частоты вращения электродвигателя постоянного тока
Наверх