Магнитожидкостное уплотнение

 

Использование: для герметизации вращающихся валов при передаче давления в газовые или жидкостные среды. Сущность изобретения: полюсные наконечники охватывают вращающийся вал. Подшипник скольжения установлен между магнитными узлами. Кольцевой магнитопровод установлен между внутренними полюсными наконечниками осевого намагничивания магнитных узлов, образующих с валом рабочие зазоры, заполненные ферромагнитной жидкостью. Поверхности внутренних наконечников, примыкающие к подшипнику скольжения, выполнены коническими с противоположным направлением вершин конусов. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства для герметизации вращающихся валов при передаче движения в газовые или жидкостные среды. Известно магнито-жидкостное уплотнение (МЖУ). В немагнитном корпусе указанного МЖУ установлен охватывающий вал, магнитный узел в виде постоянного магнита с полюсными наконечниками. Для уменьшения вибрации вала в зоне уплотнителя в последний помещен подшипник скольжения, опирающийся наружной поверхностью в выточки, выполненные на торцовых поверхностях полюсных наконечников, и защищенный от влияния внешней среды ферромагнитной жидкостью (ФЖ), являющейся одновременно и смазкой подшипника.

Известно также МЖУ, содержащее два магнитных узла в виде постоянных магнитов осевого намагничивания с полюсными наконечниками, охватывающими вращающийся вал, ФЖ и подшипники скольжения, установленный между магнитными узлами.

В нем для обеспечения смазки подшипника ферромагнитной жидкостью торцовые поверхности полюсных наконечников, примыкающих к подшипнику, выполнены клинообразными или гиперболическими.

Недостатками указанного МЖУ являются низкая несущая способность подшипника, и ненадежная смазка подшипника.

Несущая способность подшипника определяется в соответствии с выражением p= 10-5d3(l/d)2n, (1), где m - коэффициент, значение которого определяется посадкой вала в подшипнике; d - диаметр вала; l - длина подшипника; - динамическая вязкость масла - ФЖ; n - частота вращения.

Как видно из (1), Р пропорциональна квадрату отношения l/d. Увеличение l/d возможно за счет увеличения длины подшипника l. Однако, максимальная величина l в МЖУ ограничена магнитными силами, которые втягивают ФЖ как смазку в зону трения. Необходимо учесть, что указанные силы незначительны, так как они создаются только потоками рассеивания в магнитной системе "вал - магнитные узлы" в зоне подшипника. Надежная смазка подшипника возможна только в случае принудительной подачи ФЖ, как смазки, в зону трения за счет неравномерного магнитного поля в осевом направлении. В указанном МЖУ неравномерное (градиентное) магнитное поле в зоне трения предлагается создавать за счет выполнения торцовых поверхностей полюсных наконечников, примыкающих к подшипнику, клинообразными или гиперболическими.

Однако, такое выполнение торцовых поверхностей полюсных наконечников приводит к появлению кольцевой пробки ФЖ между полюсными наконечниками на участке минимального расстояния между ними, которая препятствует поступлению ФЖ в зону трения. В случае, если минимальное расстояние между полюсными наконечниками равно или меньше толщины подшипника, принудительная подача ФЖ в зону трения за счет неравномерного (градиентного) магнитного поля исключена.

Цель изобретения - повышение несущей способности подшипника, а также надежности его смазки.

Поставленная цель достигается тем, что указанное МЖУ снабжено кольцевым магнитопроводом, установленным между внутренними полюсными наконечниками магнитных узлов и неподвижно соединенным с ними, а подшипник скольжения установлен между другими полюсными наконечниками магнитных узлов, образующих с валом рабочие зазоры. В нем поверхности внутренних полюсных наконечников, примыкающие к подшипнику скольжения, выполнены коническими с противоположным направлением вершин конусов.

На чертеже приведена конструкция предлагаемого МЖУ.

МЖУ включает в себя два магнитных узла в виде постоянных магнитов 1 и 2 осевого намагничивания с полюсными наконечниками 3,4 и 5,6, магнитопровод 7, образующий неподвижные соединения с наконечниками 4 и 5, уплотняемый вал 8, подшипник 9 скольжения из антифрикционного материала, который центрируется по наружному диаметру в выточках полюсных наконечников 3 и 6, ФЖ 10 в рабочих зазорах и в зазоре между подшипником 9 и валом, а также кольцевой проточке-емкости 11 в середине подшипника.

Для создания неравномерного магнитного поля в рабочих зазорах б1 и б2 на полюсных наконечниках 3 и 6 выполнены кольцевые канавки. Для создания неравномерного магнитного поля в осевом направлении в зоне подшипника 9 поверхности полюсных наконечников 4 и 5, примыкающие к подшипнику, выполнены коническими и с противоположным направлением вершин конусов. Для обеспечения принудительной подачи ФЖ 10 из проточки-емкости 11 в зону трения под действием неравномерного магнитного поля в зоне подшипника 9 ширина кольцевой проточки-емкости 11 превышает ширину магнитопровода 7. Постоянные магниты 1 и 2 с полюсными наконечниками 3,4 и 5,6, магнитопровод 7, вал 8 и ФЖ 10 в уплотняемых зазорах б1 и б2 образуют замкнутую магнитную цепь, соответствующих потоку Ф на чертеже. Магнитная сила, возникающая в результате взаимодействия ФЖ 10 с полем постоянных магнитов 1 и 2, препятствует вытеканию ФЖ под действием перепада давления из зазоров б1 и б2. Величина этой силы зависит от магнитных характеристик ФЖ, индукции в зазорах б1 и б2 и пропорциональна градиенту магнитного поля в указанных зазорах.

Под действием неравномерного магнитного поля с осевом направлении ФЖ 10 принудительно поступает из проточки-емкости 11 в зону трения, обеспечивая надежную смазку подшипника 9. Это позволяет увеличить ресурс подшипника и уплотнения в целом.

Технико-экономический эффект предложенного технического решения в сравнении с прототипом заключается в повышении несущей способности подшипника, а также надежности его смазки. Несущая способность подшипника скольжения, как видно из (1), пропорциональна квадрату отношения l/d. Увеличение l/d возможно за счет увеличения длины подшипника l. В предлагаемом МЖУ длина подшипника составляет L= l+2(lп.м.+lп.н), (2) где l - максимальная длина подшипника в прототипе, соответствующая расстоянию между магнитными узлами; lп.м. - длина постоянная магнита 1 (или 2); lп.н. - длина полюсного наконечника 4 (или 5).

Так как L>l, то несущая способность подшипника предлагаемого МЖУ значительно превосходит несущую способность подшипника в прототипе.

Надежная смазка подшипника возможна только в случае принудительной подачи ФЖ как смазки в зону трения за счет неравномерного магнитного поля в осевом направлении в зоне подшипника. В прототипе неравномерное магнитное поле предлагается создать за счет выполнения торцовых поверхностей полюсных наконечников, примыкающих к подшипнику, клинообразными или гиперболическими. Клинообразная форма образуется выполнением полюсных наконечников по наружному диаметру коническими. Однако такое выполнение торцовых поверхностей полюсных наконечников приводит к появлению кольцевой пробки ФЖ на участке минимального расстояния между ними, которая препятствует поступлению ФЖ в зону трения. В случае, если минимальное расстояние между полюсными наконечниками равно или меньше толщины подшипника, принудительная подача ФЖ в зону трения за счет неравномерного магнитного поля исключена.

В предлагаемом МЖУ поверхности внутренних полюсных наконечников, примыкающие к подшипнику скольжения, выполнены коническими с противоположным направлением вершин конусов. Это позволяет создать неравномерное магнитное поле в осевом направлении в зоне подшипника. Последнее, в свою очередь, обеспечивает принудительную подачу ФЖ в зону трения из проточки-емкости 11. Таким образом, в предлагаемом МЖУ осуществлена надежная смазка подшипника. Это позволяет увеличить ресурс подшипника и уплотнения в целом.

Формула изобретения

1. МАГНИТОЖИДКОСТНОЕ УПЛОТНЕНИЕ, содержащее два магнитных узла в виде постоянных магнитов осевого намагничивания с полюсными наконечниками, охватывающих вращающийся вал, ферромагнитную жидкость и подшипник скольжения, установленный между магнитными узлами, отличающееся тем, что оно снабжено кольцевым магнитопроводом, установленным между внутренними полюсными наконечниками магнитных узлов и неподвижно соединенным с ними, а подшипник скольжения установлен между другими полюсными наконечниками магнитных узлов, образующих с валом рабочие зазоры.

2. Уплотнение по п.1, отличающееся тем, что поверхности внутренних полюсных наконечников, примыкающие к подшипнику скольжения, выполнены коническими с противоположным направлением вершин конусов.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано для уплотнения подвижных соединений, в частности для уплотнения штоков силовых гидроцилиндров или элементов других конструкций типа "труба в трубе"

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано для сборки магнитопорошковых уплотнений, содержащих в кольцевых зазорах магнитную и немагнитную композицию

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано для герметизации вводов вращательного, возвратно-поступательного движения, а также фланцевых разъемных соединений

Изобретение относится к общему машиностроению, преимущественно к сосудам высокого давления, и может быть использовано в ядерных энергетических установках для герметизации трубопроводов первого контура петлевых установок

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства для герметизации вращающихся валов при передаче движения в газовые или жидкостные среды

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано для герметизации уплотнений сосудов и агрегатов преимущественно для нефти и нефтепродуктов

Изобретение относится к уплотнительной технике

Изобретение относится к валково-роликовым мельницам для размола угля

Изобретение относится к области прокатного производства и может быть использовано в уплотнительных устройствах опор валков прокатных станов

Изобретение относится к устройству для динамической уплотнительной системы, предназначенной для погружного насоса (1), содержащему, по меньшей мере, один подводящий трубопровод (7), проходящий в направлении динамической уплотнительной системы, первое клапанное устройство (8), установленное в подводящем трубопроводе (7), и второе клапанное устройство (12), установленное таким образом, что в открытом положении оно открывает первый перепускной трубопровод (13), который проходит от точки на подводящем трубопроводе (7), расположенной между первым клапанным устройством (8) и насосом (1), и источником низкого давления, расположенным в области насоса (1), с тем, чтобы понизить давление барьерной текучей среды в уплотнительной системе

Изобретение относится к уплотнительной технике и может применяться в машиностроении для уплотнения немагнитных валов

Изобретение относится к уплотнительной технике и предназначено для испытания магнитных жидкостей, используемых в качестве рабочего тела в магнитожидкостных уплотнениях подвижных соединений
Наверх