Способ испытания материалов на усталость

 

Изобретение относится к машиностроению, к способам построения усредненной кривой усталости образцов и деталей путем испытания их плавно возрастающей нагрузкой. Одну партию образцов нагружают от уровня напряжения выше ожидаемого предела выносливости, а другую (при одинаковых скоростях роста напряжений) - от уровня, не превышающего предел выносливости. С целью повышения информативности способа за счет определения всех параметров кривой усталости первую партию образцов нагружают при различных скоростях роста напряжений, одна из которых равна нулю.

Изобретение относится к машиностроению, к способам построения усредненной кривой усталости образцов и деталей путем испытаний их плавно возрастающей нагрузкой.

Известен способ испытания материалов на усталость, заключающийся в том, что одну партию образцов материала нагружают от уровня напряжения выше предела выносливости материала, а другую - при одинаковых скоростях роста напряжений - от уровня, не превышающего предел выносливости.

Недостаток способа - ограниченные возможности: при испытаниях определяют только один параметр кривой усталости - предел выносливости.

Цель изобретения - повышение информативности за счет определения всех параметров кривой усталости.

С этой целью нагружение первой партии образцов осуществляют при различных скоростях роста напряжений, одна из которых равна нулю.

Способ реализуется следующим образом.

Первый образец нагружают при постоянной скорости роста напряжений от начального уровня 11 выше ожидаемого предела выносливости R и фиксируют разрушающее напряжение p1 .

Исходя из степенного уравнения кривой многоцикловой усталости в виде m N = Rm NG = 10c , (1) где и N - текущие напряжение и число циклов до разрушения; m, R (или NG), С - параметры; NG - абсцисса точки перелома кривой усталости, и линейной гипотезы суммирования усталостных повреждений, записывают условие разрушения в виде ( pI )m + 1 - (1I )m + 1 = ( m + 1 ) 10c .

(2) Второй образец испытывают при постоянном напряжении q 1I (скорость роста напряжения = 0), фиксируют число циклов Nq и записывают условие разрушения согласно уравнению (1) в виде qm Nq = 10c . (3) Из условий (2) и (3) получают уравнение ( pI )m + 1 - (1I )m + 1 - (m + 1 )qm Nq = 0, (4) из которого методом подбора определяют параметр m усредненной кривой усталости. Параметр С находят по условию (3).

Третий образец нагружают при постоянной скорости роста напряжений от начального уровня 1 не выше предела выносливости R , фиксируют разрушающее напряжение p , переписывают условие (2) в виде pm + 1 - Rm + 1 = ( m + 1 ) 10c (5) и, исходя из условия (5), определяют предел выносливости по формуле R = [ pm + 1 - ( m + 1 ) 10c ]1 / (m + 1) (6)
П р и м е р. Способ был осуществлен при испытаниях на изгиб трех осей диаметром 50 мм, изготовленных из стали 45. По данным ранее проведенных традиционных испытаний 16 осей получены параметры кривой усталости: m = 4,502, C = 16,344, R =125 МПа.

Первую ось испытывали от начального напряжения 11 = 155 МПа при скорости роста напряжения 1 = 50 Па/цикл. Получили разрушающее напряжение p1 = 228,7 МПа. Вторую ось испытывали при постоянном напряжении q = 185 МПа (2 = 0) и зафиксировали число циклов Nq = 1,872 106 циклов. Из уравнения (4) нашли m = 4,281. По условию (3) вычислили С = 15,978.

Третью ось испытывали от начального уровня 1 = 100 МПа при скорости роста напряжений 3 = 50 Па/цикл и получили p = 225,0 МПа. По формуле (6) определили предел выносливости R= 128,2 МПа. Полученные результаты близки к результатам традиционных испытаний осей.

Таким образом, по результатам испытаний трех осей определили все параметры кривой усталости, подчиненной уравнению (1), и получили возможность ее построения.


Формула изобретения

СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ МАТЕРИАЛОВ НА УСТАЛОСТЬ, заключающийся в том, что одну партию образцов материала нагружают от уровня напряжения выше предела выносливости материала, а другую - при одинаковых скоростях роста напряжений от уровня, не превышающего предел выносливости, отличающийся тем, что, с целью повышения информативности путем определения всех параметров кривой усталости, нагружение первой партии образцов осуществляют при различных скоростях роста напряжений, одна из которых равна нулю.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам исследования сопротивления усталости центробежных турбомашин, в частности к способам определения сопротивления усталости центробежных вентиляторов

Изобретение относится к исследованию прочностных свойств материала, преимущественно для определения предела выносливости материала лопаток ГТД

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для испытания материалов на трещиностойкость с определением коэффициента интенсивности по моде Ш при циклическом кручении

Изобретение относится к виброметрии, в частности, к стендам для измерения чувствительности распределенных приемников механических колебаний, и может быть использовано для оперативного контроля чувствительности кабельных преобразователей к вибрациям и деформациям в области частот от долей Гц

Изобретение относится к исследованиям прочностных свойств твердых материале в и позволяет повысить надежность при усталостных испытаниях на резонансный и; гиб стержневых образцов

Изобретение относится к испытатель-; ной технике и может быть использовано для диагностики вакуумных систем

Изобретение относится к области испытания материалов и может быть использовано для определения усталостной прочности металла труб

Изобретение относится к устройствам для изучения физико-механических свойств картофеля и может быть использовано для определения повреждений клубней картофеля при оптимизации работы картофелеуборочных машин, а также в селекции новых сортов картофеля, предназначенных для механизированного возделывания

Изобретение относится к машиностроению, в частности к исследованию прочностных свойств материалов, а именно к установкам для испытания образцов на усталость при двухчастотном нагружении

Изобретение относится к испытаниям конструкционных материалов и может быть использовано при определении достоверных свойств металлов в упругой области деформации

Изобретение относится к методам испытания материалов на усталостную прочность, в частности к способам определения предела контактной выносливости материала

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к стендам для динамических испытаний элементов воздушного винта летательного аппарата, например, лопастей винта вертолета, при комбинированных нагрузках
Наверх