Механизм для преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное и наоборот

 

Изобретение относится к области зубчатых передач. Использование: в поршневых машинах, в приводах рабочих органов станков в робототехнике. Механизм содержит корпус 1, в котором расположены направляющие 2, шток 3 с возможностью осевого перемещения в ней, два аналогичных кривошипа с механизмом синхронизации их вращения и кулису 4. Кулиса 4 закреплена на штоке 3. Продольная ось кулисы перпендикулярна оси штока и параллельна плоскостям вращения кривошипов 9 и 10. В пазы кулисы входят шипы кривошипов с возможностью осевого перемещения по всей их длине. В точке пересечения продольной оси кулисы 4 с осями вращения кривошипов 9 и 10 шипы расположены на противоположных концах кулисы. Плоскости вращения кривошипов параллельны друг другу. Механизм синхронизации вращения кривошипов выполнен в виде зубчатых венцов 13 и 14 на кривошипах, входящих в зацепление с зубчатым колесом 15, и обеспечивает вращение кривошипов 9 и 10 в противоположных направлениях с равными угловыми скоростями. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области зубчатых передач как механизм для преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное и наоборот, и может быть использовано в поршневых машинах, в приводах рабочих органов станков, в робототехнике.

Известны конструкции механизмов преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное и наоборот, используемые в поршневых машинах [1].

Наиболее близким техническим решением является механизм для преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное и наоборот, содержащий корпус с направляющей, установленный в нем с возможностью осевого перемещения шток, два кривошипа и механизм синхронизации их вращения в противоположных направлениях с равными угловыми скоростями [2].

Недостаток этого механизма - большие габариты, т.к. использование двух кривошипов, имеющих общую плоскость вращения увеличило поперечный размер механизма. Из-за этого недостатка этот механизм нельзя использовать для привода поршневых двигателей.

Для устранения указанного недостатка в механизме для преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное и наоборот, содержащем корпус с направляющей, установленный в ней с возможностью осевого перемещения шток, два кривошипа и механизм синхронизации их вращения в противоположных направлениях с равными угловыми скоростями, механизм снабжен закрепленной на штоке кулисой с двумя пазами, в точке пересечения продольной оси которой с осями вращения кривошипов шипы последних расположены на противоположных концах кулисы и установлены в соответствующих ее пазах с возможностью осевого перемещения, плоскости вращения кривошипов взаимно параллельны. Механизм синхронизации вращения кривошипов выполнен в виде зубчатых венцов, размещенных на соответствующих кривошипах, и зубчатого колеса, установленного в корпусе и предназначенного для взаимодействия с зубчатыми венцами кривошипа.

На фиг. 1 представлен заявляемый механизм, разрез; на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1; на фиг.3 - механизм, аксонометрия (без корпуса).

Механизм преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное и наоборот содержит корпус 1, в котором имеется направляющая 2, выполненная в виде короткой втулки. В направляющую 2 установлен шток 3, имеющий возможность свободного продольного возвратно-поступательного скольжения в ней. На штоке 3 укреплена кулиса 4. Ее продольная ось 5 перпендикулярна продольной оси 6 штока 3. Во время работы механизма кулиса испытывает высокую изгибающую нагрузку, поэтому она может быть изготовлена с центральным ребром жесткости, т.е. в виде профиля двутаврового сечения. При необходимости кулиса может быть усилена дополнительными ребрами жесткости (не показаны), что позволит ей выдерживать значительные нагрузки при минимальной массе и материалоемкости. В пазы кулисы 4 входят шипы 7 и 8 двух аналогичных кривошипов 9 и 10, закрепленных на валах 11 и 12. Плоскости вращения кривошипов 9 и 10 параллельны. Кривошипы 9 и 10 кинетически связаны механизмом синхронизации, включающим конические зубчатые венцы 13 и 14, жестко связанные с кривошипами 9 и 10, и коническое зубчатое колесо 15 с валом 16, входящее с зубчатыми венцами 13 и 14 в зацепление. С кулисой 4 могут быть связаны несколько штоков, что позволит с помощью одного механизма приводить в движение несколько рабочих органов (например, поршней в поршневом двигателе).

При преобразовании возвратно-поступательного движения во вращательное механизм работает следующим образом.

В момент поступательного воздействия на шток, например при давлении на шток, через связанный с ним поршень, сжатых газов в двигателе внутреннего сгорания, шток 3 поступательно скользит в направляющей поверхности 2 внутри корпуса 1, перемещая при этом кулису 4. Кулиса 4, воздействуя через шипы 7 и 8 на кривошипы 9 и 10, проворачивает их. Шипы 7 и 8 кривошипов 9 и 10 при этом скользят в пазах кулисы 4 в противоположных направлениях. Причем в точке пересечения продольной оси 5 кулисы 4 с осями вращения кривошипов 9 и 10 шипы 7 и 8 расположены на противоположных концах кулисы 4 (фиг.3). Кулиса 4 опускается до нижней мертвой точки механизма. После этого под воздействием кинетической энергии вращающихся кривошипов 9 и 10 совершает возвратное движение к верхней мертвой точке, перемещая при этом шток 3 и связанный с ним рабочий орган (поршень). Механизм синхронизации обеспечивает синхронное вращение кривошипов 9 и 10 навстречу друг другу, и таким образом исключается перекос кулисы 4 и боковое давление штока 3 на направляющую поверхность 2 в случае различного сопротивления вращения кривошипов 9 и 10. Крутящий момент снимается с любого из валов 11 и 12 кривошипов 9 и 10 или с вала 16 промежуточного конического зубчатого колеса 15.

При преобразовании вращательного движения в возвратно-поступательное механизм работает следующим образом.

При вращении вала 11 или 12 любого из кривошипов 9 или 10 кривошипы, связанные механизмом синхронизации, проворачиваются в противоположных направлениях с равными угловыми скоростями. Шипы 7 и 8 кривошипов 9 и 10 скользят в пазах кулисы 4 в противоположных друг другу направлениях, оказывая давление на внутреннюю поверхность пазов. Силы, прилагаемые к поверхности кулисы 4, симметричны, а их суммарный вектор совпадает с продольной осью 6 штока 3. Таким образом, при вращении кривошипов 9 и 10 крутящий момент трансформируется в продольное усилие, которое с помощью кулисы 4 передается штоку 3, а шток 3, скользя в направляющей 2, сообщает его рабочему органу (например, поршню двигателя внутреннего сгорания, резцу строгального станка и т.п.).

Формула изобретения

1. МЕХАНИЗМ ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ВО ВРАЩАТЕЛЬНОЕ И НАОБОРОТ, содержащий корпус с направляющей, установленный в ней с возможностью осевого перемещения шток, два кривошипа и механизм синхронизации их вращения в противоположных направлениях с равными угловыми скоростями, отличающийся тем, что механизм снабжен закрепленной на штоке кулисой с двумя пазами, при пересечении продольной оси которой с осями вращения кривошипов шипы последних расположены на противоположных концах кулисы и установлены в соответствующих ее пазах с возможностью осевого перемещения, а плоскости вращения кривошипов взаимно параллельны.

2. Механизм по п.1, отличающийся тем, что механизм синхронизации вращения кривошипов выполнен в виде зубчатых венцов, размещенных на соответствующих кривошипах, и зубчатого колеса, установленного в корпусе и предназначенного для взаимодействия с зубчатыми венцами кривошипов.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к рычажно-зубчатым преобразователям движения, и может найти применение в различных устройствах, где требуется преобразование вращательного движения в колебательное с перемещающейся траекторией и во вращательно-возвратно-поступательное

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к неразрушающему контролю материале и конструкций и может быть использовано в неразрушающем контроле качества железобетонных конструкций, усиленных слоем нового бетона

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в машинахавтоматах и манипуляторах для удаления частице поверхностей, в частности окислов с расплава металлов, где рабочий орган совершает равномерное прямолинейное движение при рабочем ходе и движение по другой траектории при обратном ходе Целью изобретения является расширение кинематических возможностей механизма за счет обеспечения возможности получения различных траекторий движения при обратном ходе рабочего органа Механизм снабжен кулачком 6, жестко связанным с кривошипом 2, а прямолинейная направляющая 4 с роликом 5 шарнирно связана со стойкой 1

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное и наоборот - вращательного в возвратно-поступательное

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению , а именно к механизмам для преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное, и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания Целью изобретения является повышение долговечности путем увеличения равномерности вращения выходного вала

Изобретение относится к кривошипно-ползунным преобразователям непрерывного вращательного движения в возвратно-поступательное с регулируемой остановкой и найдет применение в различных машинах-автоматах

Изобретение относится к механизмам, используемым в двигателе- и станкостроении

Изобретение относится к преобразователям вращательного движения ведущего звена в колебательное с перемещающейся траекторией и во вращательное возвратно-поступательное

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных машинах и механизмах, в частности в бесшатунных поршневых двигателях, компрессорах, а также в планетарных, в том числе дифференциальных, передачах различного назначения

Изобретение относится к машиностроению, в том числе к моторостроению, компрессоростроению, насосостроению и т.д., и может быть использовано в объемных машинах, преобразующих энергию рабочей среды - жидкости или газа, например, в роторно-поршневых двигателях внутреннего сгорания с циклами типа Отто, Дизеля или в трохоидных двигателях типа Ванкеля

Изобретение относится к уравновешиванию машин на фундаменте и может быть использовано для исключения вибраций, передающихся на фундамент от звеньев оппозитного кривошипно-ползунного механизма, входящего в состав машинного агрегата

Изобретение относится к механике и может быть использовано в конструкциях поршневых двигателей, насосов, компрессоров и других машин

Изобретение относится к области двигателей и насосов и может быть использовано в качестве двигателя внутреннего сгорания
Наверх