Способ определения положения центра масс конструкции

 

Изобретение относится к авиационной технике и касается способа определения положения центра масс вертолета с соосными несущими винтами. Цель изобретения - повышение достоверности определения центра масс вертолета за счет учета влияния установки валов несущей системы. Способ определения центра масс вертолета с соосными несущими винтами заключается в возбуждении колебаний конструкции последовательным приложением нагрузок на режиме висения, которое осуществляют поочередной установкой на каждом несущем винте 1 и 2 дисбалансных грузов 3 и 4. Затем измеряют вибродатчиками 6 и 7 в двух точках фюзеляжа 5 приращение виброперемещений относительно виброперемещений для вертолета со сбалансированными несущими винтами, а положение центра массы определяют по математическому выражению. 1 ил.

Изобретение относится к авиационной технике и касается способа определения положения центра масс вертолета с соосными несущими винтами.

Известен способ определения положения центра масс конструкции, заключающийся в возбуждении колебаний конструкции последовательным приложением к конструкции нагрузок, измерении параметров колебаний и определении положения центра масс по математическому выражению (авт.св. СССР N 1170302, кл. G 01 М 1/12, 1983).

При таком способе испытаний не учитывается то, что силы передаются на фюзеляж вертолета через валы винтов, различающихся своими упругими характеристиками, жесткостями и люфтами их опор. Вследствие этого дисбалансные силы винтов передаются на фюзеляж не одинаково и оказывают на него различные воздействия, что снижает достоверность определения положения центра масс вертолета.

Целью предлагаемого изобретения является повышение достоверности определения центра масс вертолета за счет учета влияния установки валов несущей системы.

Цель достигается тем, что в известном способе, заключающемся в возбуждении колебаний конструкции последовательным приложением к конструкции нагрузок, измерении параметров колебаний и определении положения центра масс по математическому выражению, приложение нагрузок осуществляют на режиме висения поочередной установкой на каждом несущем винте дисбалансного груза, затем измеряют вибродатчиками в верхней и нижней относительно центра масс точках фюзеляжа приращения виброперемещений относительно виброперемещений для вертолета со сбалансированными несущими винтами, а положение центра масс определяют по математическому выражению a где ZВ= ZН= а расстояние по вертикали от верхнего относительно центра масс вибродатчика до центра масс вертолета с соосными несущими винтами; Z1B, Z2B приращения виброперемещений в верхней и нижней точках фюзеляжа от установки дисбалансного груза на верхнем винте относительно виброперемещения для вертолета со сбалансированными несущими винтами; Z1H; Z2H приращения виброперемещений в верхней и нижней точках фюзеляжа от установки дисбалансного груза на нижнем винте относительно виброперемещений для вертолета со сбалансированными несущими винтами; с расстояние по вертикали от верхнего относительно центра масс вибродатчика до нижнего винта; b расстояние по вертикали между верхним и нижним относительно центра масс вибродатчиками; h расстояние между винтами.

На чертеже показан вертолет, поперечное сечение.

На лопасти верхнего 1 и нижнего 2 винтов поочередно устанавливают дисбалансные грузы 3 и 4. В фюзеляже 5 вертолета устанавливают вибродатчики 6 и 7 на расстоянии b между ними для измерения виброперемещений в поперечном направлении Z1 и Z2 соответственно, действующих с оборотной частотой на режиме висения. Расстояние между центром масс 8 вертолета и вибродатчиком 6 обозначено а. Расстояние от вибродатчика 6 до нижнего винта обозначено с, а между соосными винтами h.

Предлагаемый способ основан на том, что амплитуды линейного перемещения центра масс вертолета Zо и углового перемещения относительно продольной оси от действия дисбаланса S(S=mr, где m масса дисбалансного груза; r расстояние дисбалансного груза от оси вращения винта) несущего винта, расположенного относи- тельно центра масс вертолета на расстоянии Y, связаны с массой М вертолета и его моментом инерции I относительно продольной оси соотношениями -МZo S, I o SY.

Поделив одно выражение на другое, получаем
(1)
Из выражения (1) следует, что отношение амплитуд не зависит от величины дисбаланса на винтах. Поочередно устанавливая дисбаланс на винтах (верхнем (в) и нижнем (н)) и выражая расстояния от центра масс вертолета до винтов в соответствии с принятыми обозначениями (см. чертеж), получаем соотношение
:= (2)
Таким образом, если измерить амплитуды перемещений от дисбалансов, раздельно установленных на винтах, то можно определить из выражения (2) положение центра масс вертолета.

При испытаниях измеряют виброперемещения Z1 (вибродатчик 6) и Z2 (вибродатчик 7), с помощью которых определяют
b-a (3)
Подставляя выражение (3) в выражение (2) и выполняя преобразования, получаем соотношения
; (4) где Z и Z, Z1H и Z2H приращения перемещений по датчикам виброперемещений от дисбалансного груза одного винта: верхнего и нижнего соответственно.

П р и м е р. На вертолете устанавливают виброизмерительную аппаратуру ВИ-6 и два вибродатчика ДВ-1. Геометрические параметры (см. чертеж): h=1,5 м, с=0,365 м, b=2,865 м. На вертолете со сбалансированными несущими винтами на лопасть верхнего винта устанавливают груз 0,2 кг на расстоянии 7,995 м от оси вращения винта. Выводят вертолет на режим висения и определяют приращения вибраций по сравнению со сбалансированными несущими винтами Z= 0,69 мм, Z= -0,33 мм. Снимают груз с верхнего винта и устанавливают его на нижний. Определяют приращения вибраций Z1H= 0,45 мм, Z -0,12 мм. По математическим формулам (4) определяют расстояние от вибродатчика (расстояние которого от нижнего винта обозначено с) до центра масс соосного вертолета а=1,523 м. При испытаниях по методу, изложенному в прототипе, это расстояние составило 1,752 м. Таким образом, различие между результатами, полученными при использовании способа-прототипа и предлагаемого способа составляет (1,752-1,523)/1,523 15%
В результате осуществления предлагаемого способа по сравнению с прототипом повышаются точность и достоверность при определении положения центра масс соосного вертолета в его рабочем состоянии.


Формула изобретения

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ЦЕНТРА МАСС КОНСТРУКЦИИ, преимущественно вертолета с соосными несущими винтами, заключающийся в возбуждении колебаний конструкции последовательным приложением к конструкции нагрузок, измерении параметров колебаний и определении положения центра масс по математическому выражению, отличающийся тем, что, с целью повышения достоверности определения центра масс вертолета с соосными несущими винтами за счет учета влияния установки валов несущих винтов, приложение нагрузок осуществляют на режиме висения поочередной установкой на каждом несущем винте дисбалансного груза, измеряют вибродатчиками в верхней и нижней относительно центра масс точках фюзеляжа приращение виброперемещений относительно виброперемещений для вертолета со сбалансированными несущими винтами, а положение центра масс определяют по математическому выражению



где a расстояние по вертикали от верхнего относительно центра масс вибродатчика до центра масс вертолета;
z, z приращения виброперемещений в верхней и нижней точках фюзеляжа от установки дисбалансного груза на верхнем винте относительно виброперемещений для вертолета со сбалансированными несущими винтами;
z, z приращения виброперемещений в верхней и нижней точках фюзеляжа от установки дисбалансного груза на нижнем винте относительно виброперемещений для вертолета со сбалансированными несущими винтами;
c расстояние по вертикали от верхнего относительно центра масс вибродатчика до нижнего винта;
b расстояние по вертикали между верхним и нижним относительно центра масс вибродатчиками;
h расстояние между винтами.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться для испытаний различных изделий

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано при балансировке роторов, анализе и записи вибрации

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при оценке прочности и характе- ристик колесно-транспортных средств, в частности, автомобилей

Изобретение относится к балансировочной технике и может быть использовано в дорезонансных горизонтальных балансировочных станках

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано в автомобильной, судостроительной, авиационной и космической промышленности для определения трех координат центра масс и массы различных изделий, например таких, как колеса, гребные винты, лопатки турбин, пропеллеры, космические аппараты

Изобретение относится к балансировочной технике и может быть использовано для статической балансировки различных изделий машиностроения

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для определения приведенного момента инерции, например, в технологических машинах легкой промышленности

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для определения динамических характеристик масляной пленки в опорах и самих опор роторов турбоагрегатов

Изобретение относится к балансировочной технике, а именно, к способам и устройствам балансировки роторов
Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей высокочастотной балансировки гибких роторов на высокооборотном балансировочном стенде, который может быть использован, например, для балансировки гибких роторов турбонасосных агрегатов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения неуравновешенности деталей

Изобретение относится к транспортному, строительно-дорожному и сельскохозяйственному машиностроению

Изобретение относится к области физики и касается устройств для балансировки роторов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для определения осевых моментов инерции тел, а также тензоров инерции на платформах, вращающихся с существенным трением в ограниченных пределах вокруг произвольно расположенной в пространстве оси, снабженных измерителем угловой скорости

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к сельскохозяйственному приборостроению
Наверх