Гаечное устройство

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах для подачи технологических органов. Целью изобретения является повышение надежности. Для этого пазы фиксатора 11 и толкателя 15 имеют по дополнительному скосу, симметричному соответствующему основному скосу, на торце основной гайки 3, противоположном фиксатору 11, выполнена канавка 19. Кроме того, устройство снабжено дополнительным подшипником, установленным без зазора между другим торцом гайки и внутренней поверхностью корпуса 2, штоком, установленным с возможностью перемещения. При вращении винта 1 основная гайка 3 перемещает корпус 2. 4 ил.

Изобретение относится к винтовым механизмам и может найти применение в устройствах для подачи технологических органов.

Известно гаечное устройство, содержащее винт, установленные на нем предохранительную гайку с продольным пазом, подшипник качения, на который оперт торец этой гайки, гайку с поводком, который взаимодействует с пазом, охватывающий винт опорный стакан, дно которого опирается на подшипник, а подшипник расположен от торца гайки с поводком на расстоянии, при котором обеспечивается выход поводка из паза при износе последней [1] Недостатком данного устройства является ударное воздействие гайки с поводком на опорный стакан в случае полного износа ее резьбы.

Наиболее близким к изобретению является гаечное устройство, содержащее корпус, размещенные в нем ходовой винт, взаимодействующие с ним с возможностью совместного вращения основную гайку, имеющую поводок с пазом, подпружиненный к ней, предохранительную гайку, связанную через поводок с основной гайкой, фиксатор, кинематически связанный с предохранительной гайкой и взаимодействующий с пазом поводка, имеющего возможность осевого перемещения относительно обеих гаек [2] Недостатком данного устройства являются его ограниченные эксплуатационные возможности.

Задачей разработки являлось получение технического результата, заключающегося в возможности устройства воспринимать двухсторонние технологические нагрузки, что расширяет эксплуатационные возможности и повышает надежность устройства.

Это достигается тем, что предложено гаечное устройство, содержащее корпус и размещенные в нем ходовой винт, взаимодействующие с ним с возможностью совместного вращения предохранительную гайку с закрепленным на ней толкателем, имеющим поперечный паз со скосом, и основную гайку, подшипник, установленный без зазора между одним из торцов основной гайки и внутренней поверхностью корпуса, и подпружиненный к основной гайке поводок с продольным пазом, установленный с возможностью осевого перемещения относительно обоих гаек, шпонку, взаимодействующую с пазом поводка и закрепленную на корпусе, и фиксатор со сквозным пазом, имеющим скос, размещенный в основной гайке и взаимодействующий с поводком и скосом толкателя, при этом пазы фиксатора и толкателя имеют по дополнительному скосу, симметричному соответствующему основному скосу; на торце основной гайки, противоположном фиксатору, выполнена канавка, устройство снабжено дополнительным подшипником, установленным без зазора между другим торцом гайки и внутренней поверхностью корпуса, шариком, установленным в канавке основной гайки, штоком, расположенным в корпусе с возможностью перемещения вдоль винта и подпружиненным одним торцом к шарику, и указателем износа винтов основной гайки, закрепленным на другом торце штока.

На фиг. 1 изображено гаечное устройство; на фиг. 2 разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 узел I на фиг. 1.

Гаечное устройство содержит винт 1, с которым взаимодействуют размещенные в корпусе 2 основная 3 и предохранительная 4 гайки. Основная гайка 3 взаимодействует своими торцами через основной 5 и дополнительный 6 подшипники качения с корпусом 2. Подшипники качения установлены без зазора. Поводок 7 установлен в основной гайке 3, подпружинен пружиной 8 и взаимодействует своим продольным пазом со шпонкой 9, закрепленной на корпусе 2. Поводок имеет возможность осевого перемещения относительно обоих гаек по отверстию 10. Пружиной 8 поводок 7 поджат своим торцом к фиксатору 11, имеющему продольный сквозной паз 12 со скошенной основной кромкой 13 и скошенной дополнительной кромкой 14, с которыми взаимодействует толкатель 15 своим поперечным пазом со скошенными кромками: основной 16 и дополнительной 17. Толкатель 15 своим противоположным концом зафиксирован в одном из отверстий 18 предохранительной гайки 4. На торце основной гайки 3, противоположном фиксатору 11, выполнена канавка 19, в которую установлен шарик 20, к нему пружиной 21 поджат своим торцом шток 22, установленный с возможностью перемещения вдоль винта 1 и зафиксированный от поворота вокруг своей оси винтом 23.

Шток 22 пропущен через отверстия, выполненные в кронштейне 24 и в крышке 25. Кронштейн 24 и крышка 25 закреплены на корпусе 2. На другом торце штока 22 установлен указатель 26 износа витков основной гайки 3, торец 27 которого окрашен, например, в красный цвет. На крышке 25 закреплен кожух 28, имеющий прорезь 29 и закрывающий указатель 26 износа витков резьбы основной гайки 3.

Гаечное устройство работает следующим образом. При вращении винта 1 основная гайка 3, взаимодействуя с ним, перемещает корпус 2 (который связан с перемещаемым органом, не показанным на чертеже), при этом технологическая нагрузка действует или в направлении к основной гайке 3 или в противоположном направлении. При частичном износе витков основной гайки 3 расстояние от последней до предохранительной гайки 4, например, уменьшится, при этом толкатель 15, перемещаясь (по отношению к гайке 3), взаимодействует скошенными основной кромкой 16 или дополнительной кромкой 17 своего поперечного паза со скошенными основной кромкой 13 или дополнительной кромкой 14 продольного паза 12 фиксатора 11, выводя последний из зацепления с поводком 7. Происходит "отстрел" поводка под действием пружины 8, при этом поводок выходит из зацепления со шпонкой 9 и при дальнейшем вращении винта 1 основная гайка 3 с предохранительной гайкой 4 будут вращаться синхронно с винтом, так как момент трения в подшипниках качения 5 и 6 намного меньше (как минимум на порядок) момента трения в паре скольжения винт 1 основная гайка 3. При этом шарик 20, установленный в канавку 19 на верхнем торце основной гайки 3, выйдет из-под штока 22, последний под действием пружины 21 переместится вниз и переместит закрепленный на его торце указатель 26 износа гайки таким образом, что последний своим окрашенным торцом 27 встанет напротив прорези 29 кожуха 28, что будет служить сигналом об износе витков основной гайки 3.

Формула изобретения

ГАЕЧНОЕ УСТРОЙСТВО, содержащее корпус и размещенные в нем ходовой винт, взаимодействующие с ним с возможностью совместного вращения предохранительную гайку с закрепленным на ней толкателем, имеющим поперечный паз со скосом, и основную гайку, подшипник, установленный без зазора между одним из торцов основной гайки и внутренней поверхностью корпуса, и подпружиненный к основной гайке поводок с продольным пазом, установленный с возможностью осевого перемещения относительно обеих гаек, шпонку, взаимодействующую с пазом поводка и закрепленную на корпусе, и фиксатор со сквозным пазом, имеющим скос, размещенный в основной гайке и взаимодействующий с поводком и скосом толкателя, отличающееся тем, что пазы фиксатора и толкателя имеют по дополнительному скосу, симметричному соответствующему основному скосу, на торце основной гайки, противоположном фиксатору, выполнена канавка, устройство снабжено дополнительным подшипником, установленным без зазора между другим торцом гайки и внутренней поверхностью корпуса, шариком, установленным в канавке основной гайки, штоком, установленным в корпусе с возможностью перемещения вдоль винта и подпружиненным одним торцом к шарику, и указателем износа витков основной гайки, закрепленным на другом торце штока.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах круговых движений

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам и способам регулирования винтовых передач

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в металлорежущих станках

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах машин

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано в различных юстировочных устройствах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в юстировочных устройствах и механизмах точных перемещений

Изобретение относится к машиностроительной промышленности и может быть использовано в станкостроительной отрасли и других

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в способах и устройствах для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное с заданными выстоями

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в вакуумных металлургических установках

Изобретение относится к машинострое- } нию, в частности к винтовым передачам для подъемных устройств

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Изобретение относится к машиностроению, может быть использовано в приводах машин и механизмов, где необходимо обеспечить повышенную точность перемещения рабочих органов, а также при ремонте оборудования взамен вышедших из строя шариковых винтовых пар

Изобретение относится к дифференциальным винтовым передачам и может применяться, в частности, в испытательной технике при испытании образцов на разрыв при постоянной скорости деформации

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах, осуществляющих соединение монтажных проводов со штырем посредством накрутки

Изобретение относится к быстродействующим эластичным винтовым механизмам, применяющимся в различных домкратах, тисках, регулируемых столах станков и других подобных устройствах, в которых винтовой механизм является движущим и желателен ускоренный холостой ход

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к оптическому приборостроению, в частности к механизмам перемещения оптических компонентов с целью изменения фокусного расстояния или фокусировки

Изобретение относится к конструкциям узлов винтовых подъемников

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам, способным заменить механизмы поступательного перемещения
Наверх