Технологическое масло для шлифования нержавеющих и прецизионных сталей

 

Сущность изобретения: масло содержит, мас.%: дифенил-n-третбутилфенилфосфат 0,6 - 1,5; О,О-дибутиловый эфир трихлорметилфосфоновой кислоты 0,1 - 0,5; 4-метил-2,6-дитретбутилфенол 0,3 - 0,6 и нефтяное масло остальное. 1 табл.

Изобретение относится к технологическим маслам, предназначенным для шлифования нержавеющих и прецизионных сталей, а также может быть использовано в других процессах обработки металлов резанием и давлением.

Такие масла необходимы для смазки изделий, уменьшения контактного трения, отвода тепла из зоны шлифования, а также увеличения срока службы шлифовального инструмента.

Основными требованиями для масел подобного назначения являются повышение качества стальных изделий, высокие смазывающие, антиокислительные, охлаждающие и антикоррозионные свойства.

Известна смазочно-охлаждающая жидкость [1] для механической обработки металлов. В состав жидкости входят, мас. нитрит натрия 0,2-0,5; триэтаноламин 0,5-1,0; Na соль 2 окси 3 метилбензойной кислоты 2-3; монометилтиомочевина 0,4-0,8; вода до 100. Однако применение данного состава затрудняет смываемость продуктов шлифования.

Наиболее близким по составу к изобретению является масло [2] предназначенное для холодной обработки металлов.

В его состав входят следующие компоненты, мас. диалкилдитиофосфат цинка 1,5-2,5; 4-метил-2,6-дитрет-бутил-фенол- 0,5-0,7; эфир пентаэритрита и синтетических жирных кислот фракции С59 1-2; минеральное масло остальное.

В качестве нефтяного масла используют глубокоочищенное минеральное масло из сернистых нефтей с кинематической вязкостью при 50оС 5-6 мм2/с.

Недостатками этого масла, как смазочного средства при шлифовании изделий из нержавеющих и прецизионных сталей, являются его неудовлетворительные охлаждающие свойства и фильтруемость, что объясняется сравнительно повышенной вязкостью для данного процесса, наличием в его составе зольных присадок, и недостаточно высокими смазывающими свойствами.

Целью изобретения является улучшение смазывающих и охлаждающих свойств, фильтруемости в процессе циркуляции масла через фильтр. Цель достигается тем, что технологическое масло, содержащее нефтяное масло, 4-метил-2,6-дитретбутилфенол и фосфорсодержащую присадку, в качестве фосфорсодержащей присадки содержит дифенил-n-третбутилфенилфосфат и 0,0-дибутиловый эфир трихлорметилфосфоновой кислоты при следующем соотношении компонентов, в мас.

Дифенил-n-третбутил- фенилфосфат 0,6-1,5 0,0-дибутиловый эфир трихлорметилфосфоно- вой кислоты 0,1-0,5 4-Метил-2,6-дитретбутил- фенол 0,3-0,6 Нефтяное масло Остальное В состав масла дифенил-n-третбутилфенилфосфат и 0,0-дибутиловый эфир трихлорметилфосфоновой кислоты (основное назначение их пластификаторы) введены для обеспечения оптимальных условий трения и износа между стальным изделием и абразивной лентой, с целью улучшения противозадирных и противоизносных свойств.

4-Метил-2,6-дитретбутилфенола обеспечивает необходимую термоокислительную стабильность как при эксплуатации масла, так и при его хранении.

В таблице приведен состав, физико-химические и смазывающие свойства предлагаемого (примеры 1-7) и известного масел (пример 8).

Из таблицы видно, что концентрация дифенил-n-третбутилфенилфосфата и 0,0-дибутилового эфира трихлорметилфосфоновой кислоты ниже нижних пределов ухудшает противоизносные и противозадирные свойства, увеличение содержания компонентов выше верхней границы уже не вызывает улучшения критической нагрузки и индекса задира, а увеличивается диаметр износа, что является нежелательным.

Примеры 6 и 7 показывают, что совместное введение дифенил-n-третбутилфенилфосфата и 0,0-дибутилового эфира трихлорметилфосфоновой кислоты обеспечивает более высокие смазывающие свойства, чем введение каждой присадки по отдельности, т.е. предполагается синергизм данных компонентов. В таблице дан также сравнительный анализ по охлаждающей способности образцов масел [3] Предлагаемое масло готовят путем перемешивания компонентов при 85-90оС в течение 60-90 мин. Промышленные испытания предлагаемого масла, проведенные на шлифовальном стане Зундвиг фирмы ФРГ, в сравнении с известным маслом (Пример 8) показали, что дым не выделяется, уменьшается задир стальных полос и износ валков, увеличивается теплосъем, улучшается фильтруемость в процессе циркуляции масла через фильтр.


Формула изобретения

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ МАСЛО ДЛЯ ШЛИФОВАНИЯ НЕРЖАВЕЮЩИХ И ПРЕЦИЗИОННЫХ СТАЛЕЙ, содержащее нефтяное масло, 4-метил-2,6-дитретбутилфенол и фосфорсодержащую присадку, отличающееся тем, что масло в качестве фосфорсодержащей присадки содержит дифенил-п-третбутилфенилфосфат и О,О-дибутиловый эфир трихлорметилфосфоновой кислоты при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Дифенил-п-третбутилфенилфосфат - 0,6 - 1,5
О,О-дибутиловый эфир трихлорметилфосфоновой кислоты - 0,1 - 0,5
4-Метил-2,6-дитретбутилфенол - 0,3 - 0,6
Нефтяное масло - Остальное

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к составам смазочных материалов, а также использованию веществ в качестве компонентов смазочных композиций и предназначено для улучшения антифpикционных и противоизносных свойств масел двигателей внутреннего сгорания, агрегатов и узлов трансмиссии и ходовой части машин

Смазка // 2048506

Изобретение относится к рабочим жидкостям для электрооборудования и может быть использовано особенно эффективно, в частности в системах охлаждения погружного электрооборудования, для трансформаторов ручных переносных приборов, например, сварочных аппаратов и т.п

Изобретение относится к смазочно-охлаждающим жидкостям (СОЖ), применяемым в процессе холодной обработки волочением проволоки из красной меди, латуни, бронзы, и железной проволоки с медным покрытием

Изобретение относится к технологическим средам, в частности к водным смазочно-охлаждающим жидкостям (СОЖ), применяемым при шлифовании изделий из алюминия и сплавов на его основе, и может быть использовано при шлифовании связанным абразивом алюминиевых основ магнитных дисков (МД)

Изобретение относится к смазочным материалам, в частности к смазкам для покрытия металлических поверхностей

Изобретение относится к смазочным составам , в частности к пластичной смазке, применяемой в узлах трения машин и механизмов

Изобретение относится к защитным смазочным материалам, индустриальным маслам и главным образом к антифрикционным защитным противоизносным композициям (АЗПК)
Наверх