Моторное топливо

 

Сущность изобретения: моторное топливо на основе жидкой углеводородной фракции с октановым числом 89 - 93 ед. по моторному методу дополнительно содержит 2,0 - 9,2 мас.% пропан-бутановой смеси. Содержание пропана в смеси составляет 0,2 - 1,2 мас.% в расчете на моторное топливо. Суммарное парциальное давление всех растворенных в топливе газов не выше атмосферного давления. 1 табл.

Изобретение относится к энергетике и может найти применение при сжигании в двигателях внутреннего сгорания со степенью сжатия 9,4-10,6 бензинов с октановым числом жидкой углеводородной фракции, меньшим октанового числа штатного топлива.

Известно моторное топливо АИ-98, содержащее жидкую углеводородную фракцию, соответствующую октановому числу бензина АИ-93, и ароматические фракции углеводородов, увеличивающие октановое число исходной углеводородной фракции до 98 ед.

Известен способ сжигания этого топлива в двигателях внутреннего сгорания со степенью сжатия 9,4-10,6, включающий установку октан-корректора в положение, соответствующее штатному топливу АИ-98.

Содержащиеся в топливе ароматические фракции углеводородов загрязняют окружающую среду при сжигании этого топлива.

Известны моторные топлива на основе жидкой углеводородной фракции с добавлением до 10 мас. и до 20 мас. пропанбутановой смеси.

Однако нерегулируемое количество пропана приводит к детонации двигателя.

Как и в предлагаемом, в известных технических решениях моторное топливо содержит жидкую углеводородную фракцию с октановым числом, меньшим октанового числа штатного топлива, а перед сжиганием топлива, имеющего октановое число ниже октанового числа штатного топлива, поворачивают октан-корректор относительно положения, соответствующего штатному топливу.

Использование топлива с октановым числом ниже октанового числа штатного топлива приводит к его неполному сгоранию, следствием чего являются загрязнение окружающей среды и детонация двигателя.

Задача, на решение которой направлено предлагаемое техническое решение, заключается в обеспечении нормальной (бездетонационной) работы двигателя внутреннего сгорания при сжигании в нем топлива с октановым числом, меньшим октанового числа штатного топлива, и сохранении при этом мощностных и экологических требований на уровне, соответствующем штатному топливу.

Для решения этой задачи в отличие от известного топлива, включающего жидкую углеводородную фракцию с октановым числом 89-93 ед. по исследовательскому методу определения октанового числа, предлагаемое топливо дополнительно содержит растворенный пропан и бутан с суммарной концентрацией не менее 2 мас.ч. на 100 мас.ч. топлива, причем пропан содержит не менее 0,2 мас. ч. на 100 мас.ч. топлива, а суммарное парциальное давление всех растворенных в топливе газов не превышает атмосферного давления.

В отличие от известного способа сжигания моторного топлива в двигателях внутреннего сгорания со степенью сжатия 9,4-10,6, включающего поворот октан-корректора относительно положения, соответствующего нормальнoй работе двигателя на штатном топливе, в предлагаемом способе октан-корректор поворачивают в направлении запаздывания зажигания на угол 1-4о поворота коленчатого вала.

Наибольшая концентрация пропана и бутана определяется их растворимостью в насыщаемом бензине при условиях, соответствующих условиям его эксплуатации. Так как растворимость пропана и бутана увеличивается при снижении температуры насыщаемого бензина, в зимних топливах следует растворять большее количество пропана и бутана, что снижает стоимость топлива.

В летних топливах следует растворять 1,8-5 мас.ч. бутана и 0,2-0,6 мас. ч. пропана на 100 мас.ч. топлива. В зимних топливах следует растворять 5-8 мас.ч. бутана и 0,6-1,2 мас.ч. пропана на 100 мас.ч. топлива.

При суммарном парциальном давлении всех растворенных в топливе газов, не превышающем величины атмосферного давления, обеспечивается бескавитационная подача топлива по трактам топливной системы.

Сущность предлагаемого технического решения поясняется примерами конкретного исполнения.

Моторное топливо для двигателя внутреннего сгорания со степенью сжатия 9,4-10,6 изготавливают следующим образом. Вначале получают бензин с октановым числом 89-93 ед. по исследовательскому методу определения октанового числа. Затем полученный бензин насыщают пропаном и бутаном до их суммарной концентрации не менее 2 мас.ч. на 100 мас.ч. топлива. Насыщение бензина пропаном и бутаном осуществляют путем их совместного или раздельного барботирования при атмосферном давлении или при давлении ниже атмосферного (до 0,3 ата), это позволяет создать в топливе суммарное парциальное давление растворенных газов не более одной атмосферы.

В процессе барботирования происходит замещение содержащихся в насыщаемом бензине труднорастворимых газов (воздуха, метана) бутаном и пропаном. Газы, растворенные в прямогонном полуфабрикате бензина, могут быть удалены из него путем вакуумирования, осуществляемого перед барботированием.

Сжигание полученного топлива осуществляли в двигателе внутреннего сгорания со степенью сжатия 9,9 автомобиля ВАЗ-2109. Штатным топливом для указанного двигателя является бензин АИ-95. Предварительно в двигателе осуществляли поворот октан-корректора на угол 1-4о (в зависимости от содержания в топливе пропана и бутана) в направлении запаздывания зажигания относительно положения октан-корректора, соответствующего нормальной работе двигателя при сжигании в нем бензина АИ-95.

Конкретные данные о составе сжигаемых топлив и об условиях их сжигания в двигателе внутреннего сгорания автомобиля ВАЗ-2109 приведены в таблице.

При сжигании предлагаемого топлива была достигнута мощность, соответствующая уровню мощности двигателя, достигаемой при сжигании в нем штатного топлива АИ-95.

На выхлопе двигателя был использован каталитический пакет (нейтрализатор). Экологические характеристики выхлопных газов от сжигания предлагаемого топлива и топлива АИ-95 были идентичны.

Формула изобретения

МОТОРНОЕ ТОПЛИВО на основе жидкой углеводородной фракции с октановым числом 89 - 93 ед. по исследовательскому методу с добавлением 2,0 - 9,2 мас. % пропан-бутановой смеси, отличающееся тем, что количество пропана в смеси составляет 0,2 - 1,2 мас.% в расчете на моторное топливо при суммарном парциальном давлении всех растворенных в топливе газов не выше атмосферного давления.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к моторным топливам, преимущественно авиационным, используемым в газотурбинных двигателях, в частности вертолетах

Изобретение относится к углеводородным композициям на основе продуктов переработки нефти и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности

Изобретение относится к процессам получения углеводородных топлив и может быть использовано в нефтегазовой, газовой, нефтяной и химической промышленностях для получения углеводородных топлив, имеющих бытовое назначение

Изобретение относится к нефтепереработке и может быть использовано в товарных цехах заводов при непрерывном смешении мазутов путем каскадного смешения набора нефтепродуктов, предварительно сформированных из отдельных компонентов

Изобретение относится к жидким углеводородным топливам с присадками в виде органических соединений, сополимеров этилена и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности

Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к составу топлива, предназначенному для использования в быстроходных дизелях

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, а именно к композициям неэтилированного бензина, имеющим октановые числа не менее 76 и используемым в качестве автомобильного и авиационного бензинов

Изобретение относится к топливным композициям, используемым в качестве котельного топлива

Изобретение относится к нефтепереработке и может быть использовано для получения нефтяных маловязких котельных топлив

Изобретение относится к производству моторных топлив и может быть использовано для получения высокооктанового бензина из отходов производства

Изобретение относится к области производства товарных нефтепродуктов в отраслях нефтепереработки и нефтехимии и может быть использовано в товарно-сырьевых производствах, на нефтебазах и танкерах-смесителях для смешения товарных мазутов (котельных и технологических топлив, судовых мазутов) на стационарных установках и передвижных смесительных модулях

Изобретение относится к жидким углеводородным топливам и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности

Изобретение относится к нефтепереработке и может быть использовано для получения нефтяных маловязких котельных или печных топлив
Наверх