Способ получения дизельного топлива летнего вида

 

Использование: нефтехимия. Сущность: нефть разделяют в ректификационной колонне . Содержание фракций 230-300°С в «елевом дизельном топливе летнего вида уменьшают путем вывода потока с уровня, находящегося между уровнями д&ух компонентов целевого продукта. Соотношение количества выводимого потока и количества целевого продукта составляет (20-100): 100. 2 табл.

Б 0 18167у2 А1 союз советских

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 С 10 6 7/00, С 10 3 1/04

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) аааыаим,ч с

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕН Жопа-уу ",- "„, ВИ Д ЩТЕ„

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4900508/04 (22) 08.01.91 (46) 23.05.93. Бюл. Иу 19 (71) Производственное обьединение "Омскнефтеоргсинтези (72) Е.В.Якименко, И;Д,Лицкевич, Г.Л.Пахотин, А.P.Ñàôèí и В.А.Хилько (56) Авторское свидетельство СССР

М 687108, кл. С 10 L 1/02, 1970, Авторское свидетельство СССР

N. 150499, кл. С 10 G 45/02, 1962. (54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИЗЕЛЬНОГО .

ТОПЛИВА ЛЕТНЕГО ВИДА (57) Использование: нефтехимия. Сущность: нефть разделяют в ректификационной колонне. Содержание фракций 230-300 С в целевом дизельном топливв летнего вида уменьшают путем вывода потока с уровня, находящегося между уровнями двух компонентов целевого продукта, Соотношение количества выводимого потока и количества целевого продукта составляет (20-100);100.

2 табл.

Фч

Изобретение относится к способу пол- лечения в другие продукты, по крайней меучения дизельного топлива летнего вида ре, одного компонента, выводимого из рек(ДТЛ)путемвыделенияизнефтикомпонен- тификационной колонны с уровня, тов и последующего их смешения и может лежащего между уровнями вывода компобыть применено в промышленности по пе-. ментов, вовлекаемых вДТЛ, Количестеозто, реработке нефти. ro компонента. по отношению к количеству

Цель изобретения — повышение качест- получаемого ДТЛ, составляет (20-100):100. ОО ва дизельного топлива, а именно: уменьше- . В зависимости от содержания серы во фрак-. ние токсичности продуктов сгорания циях могут подвергать гидроочигтке либо Ос, топлива, повышение полноты сгорания. . смесь компонентов в- указанных соотноше- с

Поставленная цель решается следую- ниях,либотолькатяжелый компонент, щим образом. ..: Отличие настоящего способа заключается в том, что содержание в ДТЛ фракций, Нефть подвергают разделению в ректи-, выкипающих в пределах 230-300 С. умвнь фикационноа колонне с выводом с раалич- шают путем вовлечении а другие продукты ных уровней ряда компонентов дизельного по крайней мере одного компонента, выво- в топлива. Часть полученных компонентов димого из ректификационной колонны с смешивают для получения ДТЛ. При этом . уровня, лежащего между уровнями вывода содержание в ДТЛ фракций, выкипающих в компонентов, вовлекаемых в ДТЛ, причем пределах 230-300 С, уменьшают путем вов-. количество этого компонента по отношению

1816792 к количеству получаемого ДТЛ составляет (20-100):100.

При сгорании в двигателе ДТЛ. полученного предлагаемым способом, по сравнению с полученным известным, снижается количество вредных выбросов. Объясняется зто следующим, Различные фракции в ДТЛ неравноценны. Легкие фракции обеспечивают топливу

10 важнейшее свойство: низкую температуру застывания, Фракции 300 — 360 С имеют повышенное цетановое число и обеспечивают топливу высокое качество горения, А фракция 230 — 300 С, как показали исследования, является в ДТЛ фактически наполнителем, 15

Если ее в указанном выше количестве извлечь из ДТЛ; то фактически состав топлива сужается, около половины его выкипает в узком 60-градусном интервале, условия для качественного его сгорания повышаются.

В таблице 1 приведен фракционный со-. став образцов ДТЛ, полученных известным и предлагаемым способом, при этом фракционный состав определяли как на аппара25 те четкой ректификации (20 теоретических тарелок), так и по ГОСТ 2177-82. Разгонки на аппарате четкой ректификации свидетельствуют, что в образце, полученном предлагаемым спосббом, содержание фракций, выкипающих в пределах 230 — 300 С, понижено в 3 раза.

Вместе с тем, данные разгонки по ГОСТ

2177 — 82, приближающемуся к условиям эксплуатации, показывают, что характер выкипания обоих образцов практически одинаков. Это объясняется тем, что в эксплуатационных условиях углеводороды взаимно влияют на испаряемость, образуя непрерывно выкипающую смесь азеотро. пов. 40

Преимущества предлагаемого способа поясняются примерами.

П р и и е р 1. Испытывают известный способ получения ДТЛ. Ректификацию нефти осуществляют в колонне, имеющей 60 45 тарелок. Вывод KoMfloHBHTQB осуществляют тремя потоками со следующих тарелок; 8;

24, 42, Смешением всех компонентов получают ДТЛ. Полученный образец топлива подвергают испытаниям. 50

Пример 2. В колонне, описанной в предыдущем примере, испытывают различные варианты предложенного способа: ДТЛ получают смешением верхнего и нижнего потоков и полученные образцы подвергают 55 исследованиям, Поток, выводимый со сред-, него уровня, в зависимости от производственной ситуации используют в качестве компонентов различных продуктов. Так, в чистом виде он удовлетворяет требованиям на керосин осветительный, а в смеси с фракцией 140-240 С в соотношении 1;1, удовлетворяет требованиям на дизельное топливо зимнего вида, Изданных табл.1 видно, что при выводе среднего потока B количестве менее 20;100 (onbfT 2) результаты испытания сопоставимы с результатами испытания прототипа, При увеличении этого соотношения от 20:100 (опыт 3) до 100:100 (опыт 5) качество ДТЛ заметно возрастает, При дальнейшем повышении отношения количества выводимого среднего потока к количеству получаемого

ДТЛ, качество ДТЛ резко ухудшается (опыт

6). При этом не только ухудшается качество продуктов сгорания, но и при одинаковом, по сравнению с предыдущими опытами, суммарном выводе количества дизельных фракций, целевой продукт получается с завышенным концом кипения, Реализация предлагаемого способа дает возможность рационально использовать индивидуальные свойства различных фракций, выкипающих в пределах дизельного топлива., а это дает возможность не только повысить качество ДТЗ, но и повысить суммарный отбор светлых. Например, при использовании средней фракции в качестве керосина осветительного исключается необходимость использования невыгодного варианта известного способа с получением, кроме ДТЛ, еще бензина и керосина освети-.. тельного. Uo этому варианту суммарный отбор светлых нин<е, чем по предлагаемому, на 4% на нефть.

Формула изобретения

Способ получения дизельного топлива летнего вида путем разделения нефти в ректификационной колонне с выводом с различных по высоте колонны уровней компонентов. целевого продукта и последующегоихсмешения, отл ичающийся тем, что, с целью уменьшения токсичности продуктов сгорания целевого продукта и повы- шения полноты его сгорания, содержание фракций, выкипающих в пределах 230—

300 С, в целевом продукте уменьшают путем вывода потока с уровня, находящегося между уровнями двух компонентов целевого продукта при массовом соотношении количества выводимого потока к количеству целевого продукта, равном (20-100):100.

1816792

Таблица 1

Фракционный состав образцов ДТЛ

Таблица2

« ° » ю»

Предлагаемые

Способы т-п»»»»п»»»»»»»»»»»»у

4. 5 6

1 2 3 1 номер опытов

Дизельные фракции выводимые из колонны

1ПГ Фракций Пределы выкипания, С о

194

t85

265

166

192

275

Начало кипения

Конец кипения

Начало кипения

Конец кипения

Начало кипения

Конец кипения

278

227

316

248

375

65, 80 75 . 60 45

60 20 . 30 60 90

55 60 75 60 45

Ш

I+II+III I+III +II I

I+III 1+Ш I+III

-12

-12 -12 -13

356 357 356

-13

356

356 . . 364

Содержание выкипаоцих в пределах

200 300 С, 3 по ГОСТ 2177-82

56 56 53 52 48

57 46 .: 42 27 12

46 .

10 по КЧР

Содержание в дымовых газах, частей на млн.г

780 680 770

600 680 760

3100 2500 2800

840н 840

950 940 . 3700 . 3650

3800 окислы азота углеводороды окислы углерода

Количество Фракций, т/час

Дизельное топливо летнее

Схема смешения Фракций

Тен ература застывания, С о, Конец кипения, С о

190 194

276 280

229 234

319 . 312

250 234

376 372

313

374

2?5 321

258

380

217

331

262

390

Способ получения дизельного топлива летнего вида Способ получения дизельного топлива летнего вида Способ получения дизельного топлива летнего вида 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам топливоподготовки и может применяться в 2 нефтеперерабывающей промышленности и других областях техники, в которых используют углеводородное топливо для получения больших количеств с улучшенными экологическими и эксплуатационными, свойствами

Изобретение относится к области нефтепереработки

Изобретение относится к углеводородным топливным композициям на основе продуктов глубокой переработки нефти, предназначенным для среднеоборотных и малооборотных судовых дизельных двигателей и паровых котлов

Изобретение относится к способам получения смазочных масел, в частности низкозастывающих, применяемых в качестве всесезонных моторных, трансформаторных и др

Изобретение относится к переработке нефти и решает задачи уменьшения энергозатрат и сокращения материалоемкости основного технологического оборудования установок первичной перегонки нефти
Наверх