Способ восстановления деталей с поверхностными трещинами

 

Изобретение относится к области восстановления деталей с поверхностными трещинами путем обработки изделий из металлов и сплавов с помощью концентрированных источников энергии. Сущность изобретения состоит в том, что восстановление деталей с поверхностными трещинами выполняют путем оплавления трещины источником с высокой плотностью энергии. При этом предварительно осуществляют подогрев изделия до температур, обеспечивающих формирование в окрестности вершины трещины поля напряжений, определяемого коэффициентом интенсивности, меньшим критической величины вязкости разрушения. 1 табл.

Изобретение относится к обработке металлов и сплавов с помощью концентрированных источников энергии.

Известно, что в результате воздействия поверхностного источника энергии в поверхностном слое металлов и сплавов формируются термические напряжения растяжения, ответственные за образование поверхностных трещин.

Известен способ предотвращения трещинообразования, когда при сварке плавлением в зоне сварного шва создают пластические деформации сжатия [1] Недостатком изобретения является то, что поставленная в нем цель достигается пластическим деформированием, приводящим к неустранимому нарушению геометрии поверхности и ее охрупчиванию.

Наиболее близким к изобретению является способ импульсной лазерной обработки открытой вершины трещины с целью предотвращения ее раскрытия в процессе последующей эксплуатации изделия [2] Недостатком данного способа является то, что лазерному воздействию подвергаются только трещины весьма малой протяженности и имеющие доступные для лазерной обработки открытые вершины. Из-за малых глубин проникновения тепла и характера распределения эпюры формирующихся в зоне лазерного воздействия напряжений в данном способе цель не может быть достигнута при импульсной лазерной обработке достаточно протяженных и глубоких трещин со стороны их выхода на поверхность.

Цель изобретения состоит в "залечивании" (полном заплавлении) трещин с глубиной, не превышающей глубину проплавления поверхностного слоя изделия источником с высокой плотностью энергии, например лазерно-дуговым, и тем самым в предотвращении разрушения изделия в процессе его эксплуатации от первоначально имеющегося поверхностного дефекта.

Поставленная цель достигается тем, что в способе восстановления деталей с поверхностными трещинами, включающем оплавление трещины источником с высокой плотностью энергии, предварительно осуществляется подогрев изделия до температур, обеспечивающих формирование в окрестности вершины трещины поля напряжений, определяемого коэффициентом интенсивности К, меньшим критической величины вязкости разрушения Кrc.

Для заявленного технического решения и его признаков характерно следующее отличительное свойство. "Залечивание" трещины осуществляется только в том случае, когда в процессе воздействия источника с высокой плотностью энергии в окрестности вершины трещины формируется напряженное состояние, характеризующееся максимальной величиной коэффициента интенсивности напряжений в вершине трещины К не превышающей величины критического коэффициента интенсивности напряжений (критической величины вязкости разрушения) Кrc, при котором не происходит раскрытия трещины и ее удается полностью заплавить. Для реализации поставленной цели не требуется достижения условия формирования в окрестности вершины трещины напряжений сжатия. Температура подогрева, приводящая, с одной стороны, к уменьшению реальной величины растягивающих напряжений, формирующихся в окрестности вершины трещины при воздействии источника с высокой плотностью энергии, с другой, к возрастанию самой критической величины вязкости разрушения Кrc, может изменяться в достаточно широких пределах в зависимости от исходного структурно напряженного состояния поверхности обрабатываемого изделия, механических характеристик материала, геометрических параметров трещины, параметров воздействия источника с высокой плотностью энергии.

Для технических свойств аналога и прототипа характерно формирование лишь напряжений сжатия, но отнюдь не предусматривается, как в заявленном способе, в процессе заплавления трещины формирование в окрестности ее вершины напряженного состояния, характеризующегося величиной коэффициента интенсивности К, меньшей критической величины вязкости разрушения Кrc.

Предлагаемый способ восстановления реализован следующим образом.

Образцы вырезались из головок железнодорожных рельсов, изготовленных из стали 75Г и имеющих продольные трещины глубиной до 3,5 мм и длиной 300-400 мм. Размеры образцов составляли 75х40х25 мм. Вырезка образцов осуществлялась таким образом, чтобы разница по глубине трещины по всей длине образца не превышала 0,15 мм. Перед обработкой глубина трещин оценивалась с торцов образца. "Залечивание" трещин проводилось с помощью лазерно-дугового источника с суммарной мощностью до 1,5 кВт.

В состав лазерно-дугового источника входили СО2-лазер непрерывного действия с мощностью излучения Р0,5 кВт и сварочный пост ВСВУ-80 на ток J 80 А. Вольфрамовый электрод сварочной головки подводился к месту воздействия лазерного луча под углом 45о к его оси. Диаметр электрода составлял 3 мм, зазор между ним и образцом 1 мм. Электрод был смещен относительно лазерного пятна на 1-2 мм. Электрод служил катодом, образец анодом.

В качестве плазмообразующего газа использовался аргон, расход которого составлял 0,13 л/с. Скорость перемещения образцов не превышала 5,5 мм/с. Подогрев образцов осуществлялся в муфельной печи ПМ-8 до температур 200, 300 и 400оС. Образцы выдерживались при данной температуре в течение 1 ч. Качество лазерно-дуговой дорожки и наличие трещин анализировалось как с поверхности, так и с нескольких поперечных сечений образцов.

Для сравнивания результатов проводилась лазерно-дуговая обработка образцов без использования их подогрева. Результаты экспериментов по залечиванию трещин приведены в таблице.

Эксперименты показали, что при лазерно-дуговой обработке без подогрева образцов полностью "залечиваются" только трещины, глубина hтркоторых не превышает 0,6 hпл, где hпл глубина оплавления.

При оплавлении трещин с глубиной более 0,6 hпл отмечено их подрастание до глубины, превышающей hпл (табл.). В результате этого заплавленной оказывается только верхняя часть трещины, аналогичная картина наблюдается при обработке трещин с глубиной hтр > hпл.

При обработке по предлагаемому способу, включающему оплавление трещины с использованием подогрева образца, глубина полностью "залечиваемых" трещин возрастает и приближается к глубине оплавления. При этом как видно из приведенных результатов использованные параметры воздействия лазерно-дугового источника на поверхность головки железнодорожного рельса с заданным исходным структурно напряженным состоянием обеспечивают полное заплавление трещин с глубиной, соизмеримой с глубиной проплавления, при отсутствии эффекта подрастания трещин лишь при подогреве до 300 и 400оС. Подогрев до 200оС приводит к увеличению глубины полностью "залечиваемых" трещин примерно до 0,8 hпл. При оплавлении трещин с большей глубиной подогрев до 200оС не позволяет избежать их подрастания до глубины, превышающей hпл, и потому с использованием подогрева до 200оС не удается полностью реализовать эффект полного "залечивания" трещин глубиной, большей 0,8 hпл.

Полученные результаты указывают на то, что эффект полного "залечивания" трещин глубиной, не превышающей глубину проплавления, в отсутствии дополнительного их роста обусловлен использованием предлагаемого способа обработки трещин. При этом минимальная температура подогрева, при которой достигается эффект полного "залечивания" трещин глубиной, соизмеримой с глубиной проплавления, задается условием формирования в окрестности вершины трещины максимальной интенсивности напряжений, меньшей критической величины вязкости разрушения Кrc, и определяется исходным структурно напряженным состоянием поверхности обрабатываемого изделия, механическими характеристиками материала, геометрией трещины, параметрами воздействия источника с высокой плотностью энергии.

Дополнительным преимуществом предлагаемого способа является то, что подогрев при прочих равных условиях обработки ведет к возрастанию глубины зоны оплавления и тем самым способствует "залечиванию" более глубоких трещин.

Формула изобретения

СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ С ПОВЕРХНОСТНЫМИ ТРЕЩИНАМИ, включающий оплавление трещины источником с высокой плотностью энергии, например лазерно-дуговым, отличающийся тем, что перед оплавлением трещины осуществляют подогрев детали до температуры формирования в окрестности вершины трещины поля напряжений с коэффициентом интенсивности, меньшим критической величины вязкости разрушения.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к восстановлению изношенных шеек валов различного назначения и может найти применение в различных отраслях машиностроения и автомобилестроения

Изобретение относится к сварке, в частности к устройствам для локализации разрушения сварных конструкций, и может найти применение при изготовлении магистральных, заводских и технологических трубопроводов

Изобретение относится к ремонту дефектов в стальных сосудах давления, оболоченных конструкциях и трубопроводах, включая сквозные трещиноподобные дефекты в напряженных участках конструкций с пониженной сопротивляемостью хрупкому разрушению и в том числе в сварных соединениях

Изобретение относится к ремонту сваркой герметичных емкостей химических производств

Изобретение относится к машиностроению, и в частности к технологии ремонта сварных соединений с трещинами горячего или холодного происхождения

Изобретение относится к ремонту и восстановлению металлоконструкции типа балок - таврового, двутаврового и коробчатого сечения, содержащих трещиноподобные дефекты

Изобретение относится к области восстановления и ремонта корпусных деталей и может быть использовано на машиностроительных и других предприятиях при ремонте и восстановлении крупногабаритных литых корпусных деталей
Изобретение относится к способам ремонта магистральных трубопроводов для транспортировки жидких и газообразных продуктов, а более конкретно - к сварке плавлением

Изобретение относится к способам ремонта стояков алюминиевых электролизеров с использованием электродуговой сварки
Изобретение относится к области ремонта сваркой и может быть использовано при ремонте роликов машин непрерывного литья заготовок, роликов рольгангов горячей прокатки и других деталей металлургического оборудования

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при восстановительном ремонте ацетиленовых баллонов, а также при изготовлении ацетиленовых баллонов и баллонов высокого давления других модификаций и назначений

Изобретение относится к техническому обслуживанию и ремонту стеклоэмалевых, стеклокристаллических и других защитных покрытий и может быть использовано в нефтехимической, химической, пищевой, фармацевтической промышленности

Изобретение относится к машиностроению, конкретно к восстановлению двигателей

Изобретение относится к области ремонта броневой защиты боевых машин

Изобретение относится к области ремонта броневой защиты боевых машин
Наверх