Способ определения технического состояния трансмиссии транспортных средств

 

Использование: при диагностировании транспортных средств. Сущность: при работе двигателя с отсоединенной трансмиссией измеряют число оборотов коленчатого вала за определенное время, затем число оборотов коленчатого вала двигателя с присоединенной трансмиссией на различных передачах в коробке передач за то же время. По отношениям чисел оборотов коленчатого вала двигателя с присоединенной трансмиссией к числу его оборотов при работе двигателя с отсоединенной трансмиссией оценивают техническое состояние трансмиссии.

Изобретение относится к диагностированию технического состояния транспортных средств, в частности к способам определения технического состояния трансмиссии, и может быть использовано для контроля и диагностирования автомобилей и других колесных транспортных средств с карбюраторными двигателями в процессе их изготовления, технического обслуживания и ремонта.

Известен способ определения технического состояния трансмиссии автомобиля, заключающийся в том, что вывешивают ведущие колеса, запускают двигатель, включают передачу и раскручивают трансмиссию до максимальной скорости, после чего выключают сцепление и в режиме выбега регистрируют зависимость угловой скорости ведущих колес по времени, затем для каждого промежутка времени находят среднее значение момента механических потерь и по полученным результатам делают заключение о техническом состоянии трансмиссии.

Недостатками этого способа являются невысокая точность и большая трудоемкость определения технического состояния трансмиссии, обусловленные изменением условий ее работы в режиме выбега по сравнению с нормальным рабочим режимом, а также необходимостью обработки аналоговой измерительной информации, сопровождающейся дополнительными погрешностями.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту к предлагаемому является способ определения технического состояния трансмиссии транспортных средств, заключающийся в том, что вывешивают ведущие колеса, запускают двигатель транспортного средства, предварительно в коробке передач устанавливают высшую передачу и в процессе прокручивания на ней трансмиссии добиваются устойчивой работы двигателя, затем отсоединяют двигатель от трансмиссии и при работе его на установившемся скоростном режиме измеряют начальную величину частоты вращения коленчатого вала, устанавливают заданное значение частоты вращния и при неизменном положении органов управления двигателем включают в коробке передач различные передачи, после стабилизации скоростного режима двигателя на каждой передаче снова измеряют частоту вращения коленчатого вала, определяют каждый раз падение частоты вращения относительно ее заданного значения при работе двигателя с отсоединенной трансмиссией, сравнивают полученные значения с эталонными и делают заключение о техническом состоянии трансмиссии. При этом заданное значение частоты вращения коленчатого вала двигателя с отсоединенной трансмиссией устанавливают таким образом, чтобы ее величина была близкой но не ниже своего начального значения.

Недостатками известного способа являются его сложность и недостаточная производительность вследствие необходимости проведения перед каждым измерением регулировочных работ и установления заданной начальной частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Целью изобретения является упрощение способа и повышение его производительности за счет возможности измерения на любой начальной частоте вращения коленчатого вала двигателя.

Для этого в способе определения технического состояния трансмиссии транспортных средств, заключающемся в том, что вывешивают ведущие колеса, запускают двигатель транспортного средства и при неизменном положении органов управления двигателем определяют падение частоты вращения коленчатого вала двигателя при последовательном включении передач в коробке передач по отношению к числу его оборотов при работе двигателя с отсоединенной трансмиссией; при работе двигателя с отсоединенной трансмиссией на любом установившемся скоростном режиме измеряют число оборотов коленчатого вала, которое он совершает за определенное время, и числа оборотов коленчатого вала двигателя с присоединенной трансмиссией на различных передачах в коробке передач на установившихся скоростных режимах за то же время и по отношениям чисел оборотов коленчатого вала двигателя с присоединенной трансмиссией на различных передачах в коробке передач к числу его оборотов при работе двигателя с отсоединенной трансмиссией оценивают техническое состояние трансмиссии.

Сопоставительный анализ предлагаемого решения с прототипом показывает, что заявляемый способ отличается от известного тем, что при работе двигателя с отсоединенной трансмиссией на любом установившемся скоростном режиме измеряют число оборотов коленчатого вала, которое он совершает за определенное время, и числа оборотов коленчатого вала двигателя с присоединенной трансмиссией на различных передачах в коробке передач на установившихся скоростных режимах за то же время и по отношениям чисел оборотов коленчатого вала двигателя с присоединенной трансмиссией на различных передачах в коробке передач к числу его оборотов при работе двигателя с отсоединенной трансмиссией оценивают техническое состояние трансмиссии. Эти отличия позволяют сделать вывод о соответствии заявляемого технического решения критерию "новизна".

Предлагаемый способ отличается простотой реализации, заключающейся в измерении числа оборотов коленчатого вала двигателя за определенное время. При этом отпадает необходимость в проведении перед каждым измерением регулировочных работ и установлении заданной начальной частоты вращения коленчатого вала двигателя, что повышает производительность способа.

Определение технического состояния трансмиссии транспортного средства по предлагаемому способу производят следующим образом.

Предварительно проверяют техническое состояние двигателя и при необходимости производят регулировочные работы по системам питания, зажигания и газораспределительному механизму.

С помощью подъемного устройства вывешивают ведущий мост транспортного средства и фиксируют его на определенной высоте. Устанавливают на двигатель датчик частоты вращения коленчатого вала и соединяют его с измерительным устройством, выполненным, например, на основе десятичного электронного счетчика и таймера и позволяющим измерять промежутки времени, за которые коленчатый вал двигателя совершает определенное число оборотов.

Запускают двигатель, соединяют его с трансмиссией и прокручиванием ее на различных передачах прогревают агрегаты транспортного средства до нормального теплового состояния. Затем в коробке передач устанавливают высшую передачу (например, на автомобиле ГАЗ-53А четвертую) и в процессе прокручивания на ней трансмиссии добиваются устойчивой работы двигателя. Выключают сцепление и при работе двигателя на любом установившемся скоростном режиме измеряют время, за которое коленчатый вал совершит определенное число оборотов (например, 1000).

Далее при неизменном положении органов управления двигателем в коробке передач устанавливают одну из передач (например, первую) и прокручивают на ней трансмиссию в течение некоторого времени, необходимого для стабилизации скоростного режима двигателя, после чего снова измеряют число оборотов коленчатого вала двигателя за то же время. Последовательно устанавливая в коробке передач другие передачи, производят аналогичные измерения числа оборотов коленчатого вала двигателя на остальных передачах. Находят отношения чисел оборотов коленчатого вала двигателя за одно и то же время с присоединенной трансмиссией на различных передачах в коробке передач к числу его оборотов при работе двигателя с отсоединенной трансмиссией, сравнивают полученные результаты с нормативными и делают заключение о техническом состоянии трансмиссии.

Экспериментальная проверка предлагаемого способа была проведена на автомобиле ГАЗ-53А. При работе двигателя с отсоединенной трансмиссией на одном из установившихся скоростных режимов коленчатый вал совершил 1000 оборотов за 69,279 с. При установке в коробке передач первой передачи коленчатый вал двигателя совершил за это время 917,53 оборотов, второй 906,36 оборотов, третьей 877,71 оборотов, четвертой 814,41 оборотов, заднего хода 912,60 оборотов, нейтральной 980,28 оборотов. Отношения чисел оборотов коленчатого вала двигателя за одно и то же время с присоединенной трансмиссией на различных передачах в коробке передач к числу его оборотов при работе двигателя с отсоединенной трансмиссией составляли соответственно 0,91753; 0,90636; 0,87771; 0,81441; 0,91260; 0,98028. Полученные значения отношений сравнивают с нормативными и делают заключение о техническом состоянии трансмиссии.

В практических условиях число оборотов коленчатого вала двигателя с отсоединенной трансмиссией целесообразно выбирать кратным 10, например, 1000, 10000 и т.д. В этом случае будет фиксироваться в долях единицы относительное падение частоты вращения коленчатого вала при включении в коробке передач различных передач.

Использование предлагаемого способа позволяет оперативно производить контроль и диагностирование трансмиссии транспортных средств, обеспечить своевременное проведение профилактических и ремонтных воздействий и за счет этого повысить качество изготовления, технического обслуживания и ремонта транспортных средств и сократить затраты на поддержание их работоспособности в процессе эксплуатации.

Формула изобретения

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСМИССИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, заключающийся в том, что вывешивают ведущие колеса, запускают двигатель транспортного средства и при неизменном положении органов управления двигателем определяют падение частоты вращения коленчатого вала двигателя при последовательном включении передач в коробке передач по отношению к числу его оборотов при работе двигателя с отсоединенной трансмиссией, отличающийся тем, что при работе двигателя с отсоединенной трансмиссией на любом установившемся скоростном режиме измеряют число оборотов коленчатого вала, которое он совершает за определенное время, и числа оборотов коленчатого вала двигателя с присоединенной трансмиссией на различных передачах в коробке передач на установившихся скоростных режимах за то же время и по отношениям чисел оборотов коленчатого вала двигателя с присоединенной трансмиссией на различных передачах в коробке передач к числу его оборотов при работе двигателя с отсоединенной трансмиссией оценивают техническое состояние трансмиссии.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано на автосборочных заводах для регулировки угла сходимости управляемых колес автомобилей непосредственно на подвесном сборочном конвейере до постановки колес на автомобиль

Изобретение относится к испытательной технике и применимо, в частности, для испытательных стендов, представляющих собой замкнутый контур с вращающимся электрогидравлическим нагружателем, с помощью которого создают крутящий момент в этом контуре, при этом для правильной работы вращающегося нагружателя, регулируют угловое положение его корпуса

Изобретение относится к испытательному оборудованию для исследования динамических процессов подвески транспортных средств

Изобретение относится к испытательным средствам и может быть использовано, например, для испытания гидравлических амортизаторов транспортных средств

Изобретение относится к технической диагностике, в частности к устройствам для определения параметров тормозного процесса транспортного средства, и может быть использовано для контроля и диагностирования тормозных систем колесных транспортных средств в процессе их технического обслуживания, ремонта и изготовления

Изобретение относится к испытательным стендам для грузозахватных устройств

Изобретение относится к установкам для испытания транспортных средств, и в частности к установкам для испытания амортизирующих устройств транспортных средств

Изобретение относится к способам определения эффективности подвески транспортных средств, а именно к способу определения эффективности действия амортизаторов в подвеске колесного автомобиля

Изобретение относится к транспортному средству и может быть использовано при лабораторно-исследовательских испытаниях моторно-трансмиссионной установки транспортного средства

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к устройствам для определения положения колесной пары в рельсовой колее, измерения ширины рельсовой колеи непосредственно под подвижным составом (локомотивом, автомотрисой и т.д.), и может быть использовано для проведения исследований кинематического взаимодействия подвижного состава и пути в горизонтальной плоскости

Изобретение относится к динамометрии и может быть использовано для определения величины и направления динамической равнодействующей кинетической энергии, накопленной движущимся транспортным средством при воздействии на последнее внешних возмущающих сил в плане 360o плоскости дороги при изменениях режима равномерного движения транспортного средства, например, автомобиля, и торможении, ускорении, центробежных сил на поворотах, закруглениях и наклонах дорожного полотна, боковых порывов ветра, изменениях сил сцепления в пятне контакта колеса и дороги и других параметров, вызывающих рассогласование продольной оси автомобиля относительно продольной оси дороги, вызывающих необходимость корректирования ранее заданного водителем направления движения

Изобретение относится к технике испытаний и исследований рабочих процессов в автомобильных рулевых управлениях и может быть использовано как в процессе доводки вновь создаваемых конструкций рулевых управлений, так и в процессе эксплуатации и ремонта для контроля и диагностики их эксплуатационных свойств

Изобретение относится к устройствам для испытания шин транспортных средств в дорожных и полевых условиях

Изобретение относится к устройствам для определения зазора в шарнирных соединениях и для измерения углов поворота самоходных транспортных средств

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для бесконтактного контроля уменьшения толщины реборды железнодорожных колес подвижных составов
Наверх